Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования





В структуре деятельности процессы В. являются действиями. Требования, предъявляемые к В. со стороны практической деятельности - перцептивные задачи. В. - значит решать ту или иную перцептивную задачу, создавая адекватное отражение ситуации, поэтому В. представляет собой систему перцептивных действий. Особенности перцептивных действий: - активный саморегулирующий характер: активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов, выступающих в форме движения рецептивных органов, тела или его частей в пространстве. Анализ движений руки (Ломов) и глаза (Зинченко) показал, что все движения этого типа делятся на два больших класса: - поисковые и установочные движения (поиск заданного объекта, установка глаза или руки в наиболее удобную для восприятия позицию, сюда же относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук - такие движения не только наиболее благоприятные условия для восприятия объекта, но и участвуют в определении его пространственного положения). - гностические движения (оценка размеров, опознаются уже знакомые предметы, осуществляется сам процесс построения образа. Сличение образа с оригиналом. Можно вспомнить Бернштейна с его кольцом. Движения сами участвуют в формировании субъективного образа предмета). Викарные движения глаз - когда испытуемый прослеживает путь в лабиринте, что-то рассматривает или просто спит. Когда-то считалось, что роль движений состоит только в изменении зрительной стимуляции, однако "пришел Хэлд (1963) и всех прогнал". Эксперименты: - карусель Хэлда (два котенка, один активно бегает, другой "ездит" за первым. Изменения зрительной стимуляции одни и те же - черно белые полосы. Однако активный котенок нормально видит, а пассивный - почти слепой). - люди: надевались очки, отклоняющие изображение на 20 градусов. Просили попасть пальцем в точку в темной комнате - все промахивались. Потом включался свет, и одним давали нормально походить по комнате и посмотреть "что где", а других возили на кресле-каталке. Итог - активные попадали в точку при втором предъявлении, пассивные - нет. Вывод: Одних только изменений зрительной стимуляции не достаточно для возникновения норамльного восприятия, необходимо их сочетание с активными движениями. Генетически перцептивные действия являются производными от практических действий.

 

14. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации). Экспериментальные исследования.

II. Вторые вопросы билетов.

1. Закон Фехнера, процедура вывода.

1760г - Бугер исследовал свою способность различать тень, отбрасываемую на экран одной свечой, при том, что экран освещен еще одной. Пришел к выводу, что: лI/I = const, где лI - минимальный воспринимаемый прирост освещения, I - исходное освещение. 1834г - Вебер повторил эксперименты Бугера для восприятия длины линий, веса и звука. Вебер предполагал, что им обнаружен важный общий принцип, однако закона не сформулировал. Фехнер: абсолютная чувствительность измеряется абсолютным порогом, т.е. минимальной интенсивностью раздражения, вызывающей ощущение, различительная чувствительности изменяется разностным порогом, т.е. минимальным порогом интенсивности раздражения, вызывающим ослабление или усиление ощущения, по отношению к исходной интенсивности раздражения. Фехнера расписал закон Вебера для раздражений: лR/R = const, и предположил, что коли раздражения находятся в подобном соотношении, то и ощущения можно расписать как: лS=c(лR/R), где с - это константа пропорциональности. Эту формулу и назвали "основной формулой Фехнера". Коли ввел лS, значит считал, что все лS равны между собой, таким образом приросты лS рассматриваются Фехнером как единицы измерения. Взял и проинтегрировал свое уравнение: S= c loge(R) + C, где С - константа интегрирования, а е - основание натурального логарифма. С помощью этой формулы, зная константы с и С можно вычислить величину ощущения для любого стимула. Однако так как константы не известны, Фехнер делает допущение: при R=r, т.е. при величине раздражения, равной абсолютному порогу, S=0. Подставив сие в рассматриваемую формулу, он получил: 0=с loge(r) + C, т.е. С=-c loge(r) Теперь этот дурдом можно подставить в предыдущую формулу, и получить: S=c loge(R) - c loge(r)= c loge (R/r) Путем изменения константы с с на k Фехнер переходит к десятичным логарифмам: S=k log(R/r) Далее Фехнер предполагает, что любой надпороговый стимул можно измерить его отношением к пороговому, т.е. принял r за единицу измерения: r=1, таким образом: S=k log(R) Именно это Фехнер и назвал "Величиной Вебера". В словах это значит: величина ощущения пропорциональная логарифму величины возбуждения. Куча допущений, которые вызывали уйму разнообразной критики, тем не менее закон Бугера-Вебера-Фехнера имеет достаточно широкою зону приложения: существенно то, что формула Фехнера (последняя) применима к действию некоторых изолированных рецепторов. Фехнер считал, что человек не в состоянии измерить свои ощущения прямо и непосредственно.

 

2. Закон Стивенса. Процедура вывода.

Обругал Фехнера, долго и громко кричал, что соотношение между раздражителем и ощущением не логарифмическое, а степенное. Предполагал, что постулирование постоянства лS было ошибкой, и что переход к разговору о стимулах от закона Вебера должен выглядеть так: (лS/S) = k (лR/R) Отсюда следует, что психофизическая величина S является степенной функцией физической величины R. Таким образом Стивенс эмпирически вывел, что S= kRn (n - степень). Значение k зависит только от выбранных единиц, при этом величина n специфична для каждого типа раздражителей, так, для электрического удара эта величина = 3.5, для звукового раздражителя = 0.3, для яркости = 0.33 Подобную степенную зависимость Стивенс выкопал в 25 модальностях стимуляции. Стивенс пересмотрел основу закона Фехнера он говорил, что человек вполне способен мерить свои ощущения непосредственно, разработал четыре метода, при помощи которых мерил ощущения: - метод оценки отношений: предлагалось объяснить во сколько раз предлагаемое ощущение больше-меньше предыдущего. - метод установления отношений: предлагалось к эталонному ощущения подобрать такое, которое больше-меньшее оного в определенное количество раз. - метод оценки величины: предлагалось оценить величину ощущения в единицах эталона. - метод установления величин: предлагалось подобрать ощущение, равное определенному количеству единиц эталона. Стивенс разрабатывает систему единиц измерений для различных ощущений: - СОН - стандартная единица ощущения громкости звукового тона - МЕЛ - единица высоты ощущения звука - ВЕГ - единица ощущения тяжести Однако самое смешное в том, что правы оказались и Фехнер, и Стивенс.

 

3. Теория обнаружения сигналов. Кривые РХП.

Эта теория появилась как альтернатива теориям Фехнера и Стивенса. Цель - создать тест, с помощью которого можно измерять способность человека различать сигналы. Старые методы категорически не устраивали из-за присутствия в них понятия порога, тут этого понятия просто нет. Основные положения: а. Сигнал, подлежащий обнаружению, появляется всегда на фоне шума, уровень которого всегда случайно меняется во времени. б. Случайно во времени меняется и эффективность сигнала. в. Т.к. эти два процесса случайны, они могут быть представлены кривыми нормального распределения. г. Для того, чтобы получить результат действия сигнала, подлежащего определению, надо сложить распределение эффектов производимых только фоном с эффектами, производимыми сигналом. График: SN - Сигнал, N - шум. Эксперимент: испытуемый сидит лицом к стене, на втором плане идет отчетливо воспринимаемый звук, параллельно с ним подаются световые вспышки "на границе восприятия". Четыре типа ответов: - Правильное "да" при сигнале. - Пропуск: отрицательный ответ, когда сигнал был. - Правильное "нет" при отсутствии сигнала. - "Ложная тревога": положительный ответ при отсутствии сигнала. При исследовании этих закономерностей была выведена следующая формула: d'=(M(sn)-M(n))/б(n), где d' - мера обнаруживаемости сигнала, которая рассматривается как расстояние между средними распределениями SN и N, выраженное в единицах среднего квадратичного отклонения распределения. Кривая РХП: РХП - рабочая характеристика приемника.

 

4. Основные положения Фурье-анализа зрительного восприятия.

Это попытка построить психофизику В., в основе - феномен конфигурации. Основные характеристики: - перцептивный образ рассматривается как зависящий от трех переменных: Y=(I,S1,S2) I-интенсиваность, S1,S2 - характеристики протяженности. - целостный образ возникает при воздействии на органы чувств сложного стимула: S=(I,S1,S2). Задача психофизики - найти зависимости между S и Y - такая функция - оператор. + см. листок. (эх, нам бы этот листок!)

 

5. Окуломоторные, изобразительные и трансформационные признаки восприятия удаленности и глубины.

Удаленность - расстояние до любой точки пространства. Глубина - расстояние между двумя точками пространства от наблюдателя. Признаки: характеристики реакций субъекта, воздействие объекта на органы чувств, которое однозначно определяет расстояния удаленности и глубины. Классификация признаков:

1. Зрительные: - трансформационные (связаны с особенностями движения) - статические (не связаны с движениями)

а. бинокулярные

б. монокулярные

2. Мышечные Монокулярные:

a. Изобразительные признаки: - линейная перспектива - лучше всего передает глубину - это определенная совокупность правил изображения объекта, с помощью которой задается представление о глубине объекта. Эксперимент: Комната Эймса - кривая задняя стена, поставили людей на разном расстоянии, однако то, что стена кривая не видно, а потому один человек воспринимается как карлик, а другой - как великан. - знакомый размер: Эксперимент: предъявлялись в темноте игральные карты разных размеров - испытуемый говорил, что они на разном расстоянии. Кстати, если в комнате Эймса предъявлялись знакомые испытуемому люди, то перекос стены обнаруживался. - перекрытия: если один объект перекрывает другой, то те, которые перекрывают, воспринимаются ближе, чем перекрываемые. - тень: дает представление о рельефе, наличии выступов. - градиент структуры: по Гибсону.

b. Трансформационные: при повороте головы идет восприятие глубины.

c. Мышечные: - угол конвергенции: до 10 метров расстояние оценивается правильно, больше 10 - оценка не точная: предмет предъявляется в темной комнате. - аккомодация: непроизвольная мышечная реакция той мышцы, которая отвечает за кривизну хрусталика для фокусирования сетчаточного изображения.

 

6. Механизмы стереозрения. (Зрительные бинокулярные признаки).

Основные черты внешнего пространства неизменны, именно это дает право предполагать, что некоторые механизмы пространственного зрения являются врожденными. Понятие фузии лежит в основе бинокулярного зрения: это объединение в единый образ изображений, проецирующихся на различные сетчатки. Это реально только в случае, если объекты проецируются на центральные ямки фовеа, или же в точки, зеркально равноудаленные от них. Такие точки называются корреспондирующие, все другие - диспаратными. Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером. Мюллер первым доказал, что гороптер представляет собой окружность, приходящую через центры обоих глаз и точку фиксации.

Возможные признаки глубины:

1. Фокусировка - через сокращенность аккомодационной мышцы. Вполне вероятно, что этому надо научиться.

2. Триангуляция - по треугольнику: есть основание (расстояние между глазами) и углы - через сокращенность мышц.

Пороги восприятия глубины:

1. Порог стериопсиса - минимальная величина диспаратности, впервые вызывающая восприятие глубины (эта величина примерно равна 1.5 угловых минут). Эмпирический гороптер - зона I. Теоретический гороптер - множество точек пространства, для которых диспаратность равна нулю.

2. Порог диплопии - минимальная величина диспаратности, при которой изображение начинает двоиться (примерно 10 минут). Восприятие искажается, однако глубина воспринимается по-старому.

3. При диспаратности большей 25минут - "чередование картинок" или феномен бинокулярного соревнования.

4. Зона качественного стериопсиса - нарушаются количественные оценки воспринимаемой глубины. Параллакс - изменение положения объекта, вызванное изменением положения наблюдателя. Гибсон - эксперименты с вешками.

 

7. Признаки восприятия реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Восприятие времени.

Выделяются две группы признаков:

а. Зрительные - разного рода перемещения сетчаточного изображения по сетчатке. б. Мышечные признаки.

Можно выделить две системы восприятия:

а. "изображение-сетчатка"

б. "глаз-голова"

Итак, перед нами есть вопрос: "Почему же мы воспринимаем мир стабильно?", объясняют это две классические теории:

I. Теория Шеррингтона - афферентная теория: Информация от этих систем поступает в компататор.

II. Теория Гельмгольца - эфферентная теория: Его слегка опроверг Мах. Исследования восприятия пространства и движения в пределах экологической теории Гибсона: Гибсон утверждает, что может объяснить все феномены без привлечения признаков восприятия глубины и движения. В. по Гибсону - извлечение информации из инвариантного светового потока.

а. Первое утверждение: никакое восприятие удаленности, глубины или движения невозможно без структурированного света, отражающегося от объектов внешнего мира.

б. Второе утверждение: мы воспринимаем структурированный свет, в нем всегда есть информация об ориентации поверхности, компоновке. Пример: эксперимент с виртуальным тоннелем - черные и белые кольца, предъявленные на определенном расстоянии от глаза, воспринимаются как тоннель. При чем вероятность восприятия предъявляемого материала именно как тоннеля зависит в том числе и от количества колец. Движение - частный случай восприятия события вообще. Событие - любое изменение в окружающем мире. Движение приводит к локальному изменению светового потока, например, наклон решетки (жесткой фигуры).

Восприятие времени: - оно воспринимается, однако четкого субстрата его восприятия еще не выделено. Предполагается, что восприятие времени происходит через соотнесение внешних событий с внутренними биологическими циклами организма. Известно, что разнообразные химические вещества, влияющие на скорость сердечных сокращений и метаболизма, так же влияют и на восприятие времени. - "заполненное время" переоценивается, судя по тому, что требует большего внимания.

 

8. Константность восприятия. Процедура ее измерения. Коэффициент константности.

Константность - свойство перцептивного образа сохранять постоянство своих характеристик при изменении условий В. Наиболее известные виды константности: размера, формы, цвета, глубины, скорости. Брунсвик и Таулес предложили следующий эксперимент: два коридора, в одном световое пятно, находящееся на известном испытуемому расстоянии, его размер он может менять. В другом коридоре на разных расстояниях предъявляется еще одно пятно. Испытуемый должен подобрать пятно того же размера, что и предъявляемое. Пока в коридоре есть двери, ошибки небольшие, но когда притушили свет, а двери завесили черными простынями, с воспринимаемыми размерами началось просто нечто невообразимое. Формула Брунсвика-Таулеса: k=[(V-P)/(R-P)]x100% - это и есть коэффициент константности. k - коэффициент константности V - высота прямоугольника-измерителя P - проекционная высота прямоугольника-эталона R - высота прямоугольника-эталона Предъявлялся прямоугольник измеритель (100х100) и прямоугольник- эталон, который был наклонен на некоторый угол. Задача: выставить размер (?) измерителя так, чтобы он был равен эталонному прямоугольнику. Т.е. методом установки определялась точка субъективного равенства высоты наклоненного квадрата- эталона и фронтально расположенного прямоугольника-измерителя.

 

9. Ядер-контекстная теория константности. Экспериментальные доказательства.

Боринг, Холвэй - создатель теории ядер-контекстности. Константность можно представить как f(X,Y), где X - ядерная переменная (характеристика сетчаточного образа), Y - контекстная переменная (признаки условий В.) Эксперимент: Два коридора под 90 градусов. В одном на известном расстоянии в 3 метра находится изменяющийся стимул, в другом - на расстоянии от 3 до 36 метров предъявляется еще один. Задача: совместить размер изменяющегося с размером предъявляемого. 4 типа условий: - нормальное бинокулярное зрение - монокулярное (без конвергенции) - вводится некий дополнительный зрачок, устраняющий дополнительные признаки удаленности - убираются подсветы от дверей (позже - Личтон и Лурье - загородили все экраном, дабы не было видно дверей) График: Недостатки: - эта теория не может объяснить сверхконстантность или неполную константность - получается, что мы ориентируемся только на проксимальную стимуляцию

 

10. Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные исследования.

[] При В. расстояния мы каждый раз решаем уравнение на подобие треугольников: см. картинку. Эксперименты: - комната Эймса - иллюзия Луны - игральные карты 11. Исследования восприятия движения, пространства и константности в рамках экологический теории Гибсона. Пространства: - эксперименты с виртуальным тоннелем: черные и белые кольца, от 36 до 7, при максимальном количестве максимальный эффект. Текстура пластика минимальна. Телесный угол примерно 30 град. Если были только белые или только черные кольца, то ничего не получалось, однако при чередовании - возникала иллюзия тоннеля. Решающий фактор: поверхностная близость контуров. Поверхностность зависит от средней плотности контуров в оптическом строе. Если будет смотреть одним глазом, то получится "мишень". Константности: - эксперименты с вехами: фоновой поверхностью служила поверхность земли. Большое только что вспаханное поле: надо было оценивать размер вешек, расставленных на разном расстоянии. Оценки размера становились менее точными, однако порядково не уменьшались. Предполагается, что человек неосознанно извлекает определенное инвариантное отношение, ибо вне зависимости от расстояния, рассматриваемый объект пересекает одно и то же количество текстурных единиц. Еще одна инварианта: отношение, в котором эту самую вешку делит горизонт. То же, но в небе не работало, ибо с определением текстуры там проблемы: пытались добиться бессознательных умозаключений по Гельмгольцу (если обучаемые знали размах крыльев определяемых самолетов), однако это получалось с трудом. Движение: движение - это событие. Событие - это изменение плотности светового потока. Изменения телесных углов. и т.д. см. листок

 

11. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.

Два типа изменений: - когда изменяется сами сетчаточное изображение - когда намеренно искажается изображение Эксперименты: - очки Стреттона (переворачивалось: свеча) - курица Пфистера (на животных - хуже) - инверсии Смитти (с камерой и почерком: разные изменения, хуже всего адаптировались к вертикальной инверсии) Эксперименты с временной отсрочкой: Смитти с видеомагнитофон с бесконечной пленкой - заметные нарушения, к которым почти не адаптируется. В перцептивной адаптации не всегда выделяется уровень "окончательной адаптации", так, Логвиненко, анализируя сочинения разных исследователей приходит к выводу, что адаптация хоть и происходит, однако она не полная, и сопряжена с разнообразными стратегиями восприятия, которые сменяют друг друга во время адаптационного процесса и бывают трех видов: - сначала инверсия игнорировалась, испытуемый вел себя сообразно следам памяти о пространстве, т.е. как в темноте, однако постепенно эти самые следы стирались, и он переходил к другой стратегии: - построение движения так, чтобы оно выглядело правильным именно в их зрительном пространстве: это приводило к весьма интересным результатам: мало того, что со стороны это смотрелось жутковато, так еще и взятая со стола чашка тут же расплескивалась, как только исчезала из поля видимости. - транспозиция визуальной позиции наблюдения ("Я не Я"), при хорошем развитии этой стратегии испытуемый более-менее адаптировался. Кожное зрение: проекция и укрепление связей между неспецифическими тактильными и зрительными ощущениями у слепых. Камера преобразует визуальную информацию в тактильные раздражения. После долгой адаптации это позволяет видеть многое. Эффект водопада: после вращения барабана, на который нанесены многочисленные черно-белые полосы, и его остановки, кажется, что он вращается в обратную сторону.

 

12. Исследования псевдоскопического В. Правило правдоподобности.

Псевдоскоп - устройство, которое позволяет дальние поверхность воспринимать как ближние, а ближние как дальние. Правило правдоподобия: сознание очень хорошо контролирует наше В., таким образом искажения некоторых хорошо знакомых предметов не возникает. Например: человеческое лицо всегда воспринимается нормально, вне зависимости от того, инвертировано оно или нет. То же с хорошо известными предметами обихода, например, столами и стульями. При этом интересно то, то инвариантно может восприниматься только основной "скелет" объекта, тогда как некоторые "необязательные" детали, типа веревки, лежащей на столе, могут восприниматься измененно. Разрушение инвариантности: например, если перетянуть руку жгутами, то "узнавание" формы затрудняется. Картинка распадается на нечто непонятное, тени воспринимаются как землистые налеты и так далее. Эксперимент с восприятием лица куклы: спереди нормальное, сзади - выгнутое. Через псевдоскоп обе стороны воспринимаются как нормальные, а вращения этой конструкции как "поворачивание головы куклы справа-налево".

 

III. Третьи вопросы билетов:

 

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.

Нижний абсолютный порог: минимальная величина интенсивности стимула, которая впервые вызывает ощущение. Верхний абсолютный порог: минимальная величина интенсивности стимула, которая впервые вызывает изменение модальности ощущения. Например: очень яркий свет - боль. Между нижним в верхним порогами ощущений находится зона подлинных ощущений. Разностный (дифференциальный) порог: лS - минимальный прирост ощущения, при котором стимул воспринимается едва отличным от предыдущего. Относительный разностный порог: математическая величина - k=лS/S По закону Бугера-Вебера О.Р.П. и есть постоянная величина. Вспомнить эксперименты с гирьками, свечками и так далее... Чувствительность - можно рассказать про эксперименты Леонтьева и прогнать кучу разнообразного маразма про ее типы. Субсенсорный диапазон - то, что не воспринимается. Провести аналогию с локальными ответами в физиологии. Исследования бессознательного восприятия.

 

2. Метод границ.

Метод границ, он же - метод минимальных изменений. Вспомнить практические работы. На примере установления абсолютного или разностного порога: Абсолютный: нисходящие и восходящие стимулы: если слышит звук, то "да", если не слышит, то "нет". У Титченера (по его примеру) встречается еще и "сомневаюсь" - это трактуется как смена категории ответа. Два типа ошибок: - привыкания - "по инерции" - предвосхищения - "ну вот сейчас..." Разностный: три категории ответов - больше, меньше и равно. Те же восходящие и нисходящие ряды. Существует большое количество типов стимуляции: восходящие, нисходящие, "лестницы" (тоже вверх и вниз), случайные предъявления: все для того, чтобы с большей точностью вычислить границу. Средняя точка "интервала неопределенности" - ТСР: точка субъективного равенства, обычно ее-то за порог и берут.

 

3. Метод установки (средней ошибки).

Испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. Исследование иллюзии Мюллера-Лайера этим методом: Есть одна линия (стрелки в разные стороны), есть вторая (стрелки внутрь), которую испытуемый подгоняет до размера субъективного равенства со стимульной. Берется уйма проб (в описанном варианте - 60). Выделяются следующие вещи: - КО - константная ошибка - ведется на иллюзию - ПО - переменная ошибка - вариации во время подгонки

 

4. Метод констант

(истинных и ложных случаев), он же метод постоянных раздражителей. Предоставляются готовые стимулы, надо сравнить их, расставив их в неком ранжирующем порядке, с эталонным стимулом. Таким образом достигается более точное "шкалирование" ощущений длины (описываемый эксперимент). Например, при опрпделении разностного порога берут выбирают стимулы, явно превышающие абсолютный порог и требуют от испытуемого оценивать их различие по сравнению со стандартным стимулом, взятым в середине диапазона.

 

5. Типы шкал.

Четыре типа шкал: - наименований использует принцип сходства и различия чисел - порядка указывает порядок явлений по степени выраженности того или иного признака: недостаток - ничего не говорят о расстояниях, разделяющих отметки на шкале - интервалов позволяет определить разницу между двумя точками на ней, ибо имеются определенные единицы измерения. Пример: шкала термометра. Сравнивать можно только через разности, ибо нуль не абсолютен - отношений представляет собой наиболее изощренные измерения. На этой шкале есть вполне нормальный нуль. Это шкалы для измерения скорости, длины, веса, электрического сопротивления и т.д.

 

6. Метод ранжирования. Метод равных сенсорных расстояний.

Метод ранжирования, он же метод качественного упорядочивания. Был разработан Кеттелом, который решил выяснить список самых популярных американских психологов. Название метода говорит само за себя: Испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявляемое число образцов. Метод равных сенсорных расстояний: Впервые: Плато в 1850 году предложил художникам нарисовать цвет, который будет находиться "посередине", между белым и черным. Т.е. подбирался такой цвет, для которого субъективное расстояния до черного было идентично субъективному расстоянию от него до белого. Тем не менее делить пополам не обязательно, можно и на большее количество частей, например, как в эксперименте Стэнфорда.

 

7. Метод парных сравнений.

Введен Коном при изучении предпочитаемых цветов. Часто применяется как способ получения максимально адекватных оценок. Перед испытуемым два образца. Он сравнивает их по определенному критерию, потом переходит к другой паре. Количество предъявлений: n(n-1)/2, где n это количество стимульного материала.

 

8. Метод оценки величины. Метод оценки отношений.

Метод оценки отношений: испытуемому предъявляют два различных по интенсивности стимула и просят оценить субъективно воспринимаемое отношение между ними. Метод оценки величины: предъявляется стимул, который закрепляется как эталонный, предъявляемые впоследствии должны быть оценены как большие или меньшие. При чем оценка происходит в эталонных единицах, которые были закреплены за эталонным стимулом.

 

9. Метод установления величины. Метод установления отношений.

10. Метод кроссмодальных сравнений.

В силу того, что относительная шкала ощущений Стивенса не особо устраивала: слишком много привязок к числам, которые, как ни крути, воспринимаются слишком уж субъективно, он решил сотворить порядковую шкалу, для этого заставил испытуемых сравнивать стимулы разных модальностей. S1=R1n S2=R2m (m,n - степени) Тогда если приравнять интенсивность стимулов: R1n=R2m или logR1 = (m(logR2))/n Таким образом он получил линейную шкалу. Испытуемых заставляли сравнивать разными способами интенсивность - получилось вполне интересное соотношение. Эксперимент: сравнивали звук и уровень вибрации на среднем пальце. Два предъявления: в первом звук подгонялся под вибрацию, во втором - наоборот.

 

11. Психофизическая шкала сонов.

СОН - единица ощущения громкости звукового тона. Принято международное соглашение о том, что изменение громкости на 10 Дб удваивает оную: таким образом 1СОН = 40Дб, 2СОНа=50Дб, 4СОНа=60Дб и так далее.

 

12. Критика Стивенсом пастулатов Фехнера. см. ранее

13. Эксперименты Гибсона с оптическим тоннелем и вехами. см. ранее

14. Понятие зрительных кинестезий, их экспериментальное исследование.

 

Исследования проводились... Кем бы вы подумали!? Гибсоном, мать его! Понятие зрительной кинестезии: зрение кинестетично в том смысле, что оно реагирует на движение точно так же, как это делает система проприорецепторов ("мышца-сустав-кожа"). Зрение схватывает движение всего тела относительно земли, равно как и движение частей тела относительно целого. Зрительная кинестезия действует наряду с мышечной. Учение, согласно которому зрение действует только экстерорецептивно и получает только внешнюю информацию, попросту неверно. Верхние и нижние края поля зрения задают самого наблюдателя. Их передвижения относительно объемлющего строя, задающего внешний мир и дают восприятие движения. Экспериментальные исследования: - Эксперимент с летающей комнатой: комната подвешена, пола нет, испытуемый пола не видит. Передвижения комнаты воспринимаются им как собственные передвижения, если испытуемый не видит пола или не имеет контакта с опорной поверхностью (Лишман и Ли добивались этого, ставя испытуемого на тележку). - Эксперимент с качелями: двое сидят на качелях, свисающих с перекладины; на этой же перекладине держится и комната. Комната начинает раскачиваться, а сидящему кажется, что качается он сам. - Разнообразные тренажеры - летные, синерамные, можно протолкнуть байку про виртуальные шлемы.

 

15. Иллюзии восприятия движения.

относительности - см. предыдущего Гибсона - направления - через Стреттона и прочих извращенцев - восприятия движения внешнего объекта - байки про псевдоскоп и лицо куклы - фи-феномен - кажется, что движется, ан нет!;) -------------- Немного по Грегори: - аутокинетический эффект (свет от зажженной сигареты, помещенной в другом конце темной комнаты начинает спонтанно переменщаться - объяснений много, в том числе и то, что при отсутствии текстурного градиента, не возможно нормально локализовать световой сигнал, есть вариант, что просто глаз не привык к подобным раздражениям, а потому и глючит...) - колебания окружающих предметов: Шеридан - "Я жду, когда моя дверь приблизится ко мне, и тогда я в нее проскочу!" - в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. - эффект водопада: нарушение системы изображение-сетчатка. При рассматривании спирали или полосы с черно-белыми линиями, или даже прибоя, в один прекрасный момент, когда мы остановим тем или иным способом это движение, нам будет казаться, что оно продолжается, да еще и в обратном направлении. Этот эффект возникает только при относительном движении. - кажущееся движение:

а. инерция зрения - при активной (вспышками) стимуляцией сетчатки, могут возникать глюки, которые объясняются перегрузкой сетчатки и реверсией образа к неким следовым. Мелькания могут вызывать приступы эпилепсии.

б. фи-феномен - индуцированное движение: у нас есть склонность воспринимать большие предметы как неподвижные, а маленькие как движущиеся. Пример: экран и пятно света. Движется экран, а нам кажется, что именно пятно света. - кажущееся движение и расстояния: они соотносятся весьма интересно: во-первых байка про Луну, которую нельзя догнать, во-вторых про связь между скоростью и удаленностью/размером: два окошка, одно в два раза меньше второго, в обоих движутся полоски с кружочками. Надо подобрать скорость в "дальнем" такую, чтобы она была такой же, как и в ближнем. Результат: скорость в дальнем в два раза меньше.

 

16. Исследования формирования зрительного образа у слепых.

см. билет про инверсии зрения и "кожную чувствительность". + перцептивные движения, карусель Хэлда.

 

17. Кросскультурные исследования восприятия.

Можно вспомнить Пиаже с его детями и байки про то, что изначально все зависит от родителей. - Можно вспомнить исследования Хэддона: туземцы, которые активно орудуют копьем, гораздо в меньшей степени подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, судя по всему потому, что копье служит определенным эталоном. - Можно вспомнить про константные формы - они формируются средой. - Вербальный дальтонизм - это тоже не фиг собачий! Почему бы и его сюда не приплести. - Выготский с его ВПФ - это если очень захочется ну уж совсем зарубить препода. - Тут же мотивировка и отношения фигура-фон, культурное развитие мотивировки -> культурное развитие В. - Тут же бедные дети с монетками из следующего билета.

 

Date: 2015-07-22; view: 953; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию