Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная классификация





Бюджетная классификация в настоящее время строится на основе международных стандартов, разработанных Международным валютным фондом. Россия перешла на международную систему бюджетной классификации в середине 90-х гг. XX в., что позволило, в частности, обеспечить общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей.

Бюджетный классификатор является необходимым инструментом, используемым при составлении и исполнении бюджетов, при формировании бюджетной отчетности. Бюджетная классификация должна быть обязательно единой для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость показателей разных бюджетов. Например, можно провести сравнительный анализ бюджетов разных субъектов РФ, оценить степень соответствия исполнения бюджета бюджетному плану. Одним из направлений финансового анализа является сопоставление объемов и структуры доходов и расходов бюджета за несколько предшествующих лет, позволяющее оценить тенденции динамики финансовых потоков в стране или регионе.

Бюджетная классификация РФ имеет сложную структуру и включает четыре частные классификации:

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Каждая из четырех классификаций отражает содержание самостоятельного раздела бюджета. Частные классификации как элементы единой системы являются одновременно и относительно автономными и взаимозависимыми. Их автономность проявляется в наличии специфических механизмов и факторов формирования каждого данного типа денежных потоков. Взаимосвязи частных классификаций состоят в том, что денежные средства, сформировавшиеся в результате одних видов финансовых потоков, образуют ресурсную базу для других видов финансовых потоков. Так, объем и структура расходов бюджета определяются величиной доходов бюджета. Необходимость финансирования дефицита бюджета зависит от соотношения объемов доходной и расходной частей бюджета.

Единство бюджетной классификации выражается также в общности методологии ее построения. Необходимость единства бюджетной классификации вызвана, в частности, требованием целостности комплекса организационных мер по управлению бюджетным процессом.

Основополагающая роль в структуре бюджета принадлежит первой частной бюджетной классификации – классификации доходов бюджета.

Классификация доходов бюджетов

Все доходы бюджетов подразделяются на две группы:

1) налоговые и неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления.

В состав первой группы входят: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

Вторую группу (безвозмездные поступления) составляют: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Выделение каждого вида поступлений в бюджет непосредственно продиктовано задачами управления государственными и муниципальными финансами. Детальный анализ структуры доходов позволяет оценить степень реализации бюджетной политики, выявить позитивные и негативные тенденции в использовании налогового потенциала, контролировать финансовый результат внешнеэкономической деятельности и т. д. В частности, благодаря детальной характеристике структуры доходов имеется возможность отслеживать тенденции в отношении таких явлений, как двойное налогообложение, уклонение от уплаты налогов, зачет налога по доходам от долевого участия в деятельности организации, закономерности налоговых отношений в разных видах игорного бизнеса, эффективность налоговых льгот для населения и др.

Доходы бюджета, являясь финансовым результатом хозяйственной деятельности, выступают, в свою очередь, в качестве ресурсов для нового цикла общественного воспроизводства – для инвестиций в основной капитал, для финансирования развития человеческого капитала, для вложений в фундаментальную науку, для финансирования мер по обеспечению национальной безопасности, для создания финансового резерва. Чтобы контролировать эффективность использования бюджетных средств, необходима подробная информация о структуре расходов, которую обеспечивает классификация расходов бюджета.

Классификация расходов бюджетов

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ являются следующие разделы и подразделы классификации расходов бюджетов:

1) общегосударственные вопросы, куда включаются расходы: на функционирование Президента РФ, Правительства РФ, судебной системы, законодательных органов, высших исполнительных органов, высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования; на обеспечение проведения выборов и референдумов; на международное сотрудничество; на фундаментальные исследования; на обслуживание государственного и муниципального долга; на резервные фонды и другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона, куда включаются расходы на: функционирование Вооруженных сил РФ; мобилизационную подготовку экономики; ядерно-оружейный комплекс; прикладные научные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность, куда включаются расходы на функционирование: органов прокуратуры, органов внутренних дел, внутренних войск, органов юстиции, органов безопасности, органов пограничной службы и на другие области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика, куда включаются расходы по обеспечению: общеэкономических вопросов, топливно-энергетического комплекса, исследований и использования космического пространства, воспроизводства минерально-сырьевой базы, сельского хозяйства, транспорта и другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство,

6) охрана окружающей среды,

7) образование,

8) культура, кинематография, средства массовой информации,

9) здравоохранение, физическая культура и спорт,

10) социальная политика,

11) межбюджетные трансферты, куда включаются: дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; иные межбюджетные трансферты.

Выделенные разделы классификации расходов бюджета обеспечивают строгое разграничение финансовых потоков по их направленности в разные сферы. Получаемые на основе данной классификации числовые индикаторы позволяют осуществлять мониторинг и анализ государственного финансирования реального сектора экономики, активности государства в области оказания разнообразных услуг населению и развития социальной сферы, финансового обеспечения федеральных целевых программ.

Специальный бюджетный классификатор предусмотрен для группировки источников финансирования дефицита бюджета. Ключевую роль в анализе структуры этих источников играет их разграничение на внутренние и внешние источники.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

В особый раздел выделяются финансовые операции, связанные деятельностью в сфере государственного управления.

Принципиальная особенность классификатора операций сектора государственного управления состоит в том, что он носит смешанный характер с точки зрения направленности финансовых потоков. В нем представлены четыре группы операций по поступлению (доходам) финансовых средств и четыре группы по выбытию (расходам) средств.

Классификация операций сектора государственного управления

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

1) доходы: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг;

2) суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов; взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы;

3) расходы: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям;

4) безвозмездные перечисления бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы;

5) поступление нефинансовых активов: увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; увеличение стоимости непроизведенных активов; увеличение стоимости материальных запасов;

6) выбытие нефинансовых активов: уменьшение стоимости основных средств; уменьшение стоимости нематериальных активов; уменьшение стоимости непроизведенных активов; уменьшение стоимости материальных запасов;

7) поступление финансовых активов: поступление на счета бюджетов; увеличение стоимости ценных бумаг; увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале; увеличение задолженности по бюджетным кредитам; увеличение стоимости иных финансовых активов; увеличение прочей дебиторской задолженности;

8) выбытие финансовых активов: выбытие со счетов бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг; уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; уменьшение стоимости иных финансовых активов; уменьшение прочей дебиторской задолженности;

9) увеличение обязательств: увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; увеличение задолженности по внешнему государственному долгу; увеличение прочей кредиторской задолженности;

10) уменьшение обязательств: уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу; уменьшение прочей кредиторской задолженности.

 

Суверенные фонды благосостояния - СФБ, в некоторых странах были созданы еще в 50-х годах прошлого столетия, но только в начале XXI в. им стало уделяться пристальное внимание. Причиной активизации интереса к данному виду сбережений официального сектора явилось резкое увеличение объема их ресурсов: они стали сопоставимы с международными резервами центральных банков. На 1 января 2013 г. совокупная величина СФБ достигла 5,2 трлн дол. США, лишь вдвое уступая совокупному объему мировых золотовалютных авуаров и близко к объему резервных активов развитых стран.

По оценкам специалистов Международного валютного фонда, за счет значительного пополнения СФБ, преимущественно в развивающихся странах, совокупный объем международной системы СФБ может увеличиваться на 800-900 млрд дол. США ежегодно. Обращение столь масштабных ресурсов на международном рынке капитала стало предметом исследовательского интереса научного сообщества и регуляторных инициатив международных финансовых организаций. Понятийно-категориальный аппарат функционирования СФБ систематизирован главным образом в документах МВФ.

В частности, определены основные цели СФБ, к которым относят: компенсационную - компенсация нестабильности бюджетных доходов, связанных с экспортными поступлениями, из-за перепадов международной конъюнктуры; выравнивающую - стимулирование внутренних отраслей экономики за счет доходов, поступающих от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, формирование источников «длинных денег» в экономике; доходную - получение более высокого уровня доходности по сравнению с международными резервами за счет использования более широкого спектра финансовых инструментов; перераспределительную - перераспределение поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений; стабилизационную - использование средств СФБ в периоды кризисов.

Как свидетельствует международная практика, СФБ образовываются преимущественно у экспортеров невозобновляемых природных ресурсов, а также в странах, имеющих хроническое положительное сальдо текущего счета платежного баланса. В настоящее время большинство созданных в мире СФБ, как по объему активов, так и по количеству сосредоточено в странах с формирующимися рынками преимущественно Азиатского региона. В соответствии с классификацией МВФ СФБ разделяются на: стабилизационные фонды; фонды будущих поколений; общества размещения официальных резервов; фонды развития; резервные фонды. Функционально СФБ можно разделить на две категории.

Стабилизационные фонды в узком понимании в общепринятой мировой практике формируются для достижения текущей сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также для регулирования национальных финансовых рынков. В период благоприятной ценовой конъюнктуры фонды наполняются за счет отчислений от рентных платежей, в той или иной пропорции в зависимости от уровня мировых цен. В условиях ухудшения конъюнктуры аккумулированные средства используются для финансирования бюджетных расходов.

Сберегательные фонды - фонды будущих поколений ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу - обеспечение расходов бюджета в условиях исчерпания запасов полезных ископаемых в будущем и т. п. Помимо отчислений рентных платежей - как правило, фиксированных и в меньшей степени зависящих от мировых цен, значительную роль в наполнении таких фондов играют доходы от управления накопленными средствами.

Средства сберегательных фондов, в отличие от ресурсов стабилизационных фондов, как правило, не предназначены для покрытия бюджетного дефицита - обычно это запрещено законодательно. Средства данных фондов активно инвестируются в зарубежные финансовые активы или в развитие инфраструктурных проектов национальной экономики. Как правило, основным источником пополнения СФБ являются поступления от экспорта сырьевых товаров, прежде всего - от поставок энергоносителей.

Институциональное положение СФБ на международном рынке определяется главным образом структурой и объемом их активных операций. Фонды превратились в крупных игроков, активы которых превышают ресурсы крупных частных институциональных инвесторов - хедж-фондов и инвестиционных фондов. Однако в отличие от частных форм сбережений СФБ являются достаточно новым феноменом. Способность фондов аккумулировать ресурсы и направлять их для решения задач, стоящих перед государством, определяет их качественные отличия от частных инвесторов на международном рынке. Кроме того, в отличие от международных резервов, структура и направления инвестирования которых в значительной степени детерминированы международными стандартами, СФБ допускают существенно большую вариативность своих вложений, выраженную, например, в возможности покупать более рискованные рыночные инструменты - акции, производные финансовые инструменты, а также в инвестировании во внутренние инфраструктурные проекты. Это, с одной стороны, дает государствам - обладателям суверенных фондов возможность повысить доходность управления национальными сбережениями, а с другой - делает их инвестиции более «влиятельными», ставящими перед собой в том числе и определенные политические цели.

В связи с этим масштабные организованные финансовые инвестиции формирующихся рынков, поступающие на международный рынок в форме ресурсов СФБ, не могут не вызывать опасений у крупнейших реципиентов финансового капитала, прежде всего из числа развитых стран. Это породило попытку систематизировать деятельность cуверенных фондов на наднациональном уровне, ввести нормы их поведения на уровне международных финансовых организаций. В 2007 г. МВФ был подготовлен доклад, мотивирующий необходимость разработки соответствующих правил, в котором отмечалось, что движение средств СФБ на международном финансовом рынке имеет как положительные - снижение волатильности цен на финансовые инструменты и премии за риск ликвидности, так и отрицательные последствия - трудно предсказуемые последствия перелива средств суверенных фондов из одного класса активов в другой и из одной страны в другую. Из этого экспертами МФВ был сделан вывод о том, что стандартизация процедур формирования и использования средств СФБ будет способствовать большей предсказуемости их поведения на различных сегментах международного финансового рынка, сделает прозрачной структуру принятия решений, снизит возможные негативные последствия перелива ресурсов СФБ.

Однако основной озабоченностью развитых стран, связанной с активами СФБ, по-видимому, является то, что масштабное движение средств СФБ, менеджеры которых руководствуются не всегда понятными критериями, потенциально может повлечь определенную утрату их экономического суверенитета. Последняя может стать следствием, например, покупки крупных пакетов акций в системообразующих предприятиях и отраслях.

Выход из сложившейся ситуации развитым странам видится в двух направлениях. Первое направление - ограждение своих национальных рынков от «излишнего» участия инвесторов из развивающихся стран, в первую очередь это касается сегмента торговли акциями. Так, в 2007 г. в США были приняты поправки к Закону о защите производства, предусматривающие контроль за осуществляемыми при участии иностранных инвесторов сделками слияния и поглощения в стратегически важных отраслях. Последние в американском законодательстве трактуются крайне широко и расплывчато и определяются как системы, части и активы, как в физической, так и в виртуальной форме, жизненно важные для США. При этом объектом особого контроля являются операции, контролируемые иностранным государством, т. е. операции в интересах иностранного государства или органа, действующего от его имени или в его интересах. Нетрудно предположить, что за данной формулировкой кроются в том числе и операции иностранных СФБ.

Второе направление - выработка международных правил и поведения СФБ - ограничения на виды и формы инвестирования, их срочность и т. д., на внешних рынках, а также дополнительные требования к раскрытию информации об операциях суверенных фондов. Данное направление было реализовано в рамках так называемых Сантьягских принципов, выдержки из которых приведены ниже.

Общепринятые принципы и практика - «Принципы Сантьяго»
Правовая основа суверенного фонда благосостояния должна быть прочной, чтобы способствовать его эффективной работе и достижению четко определенных и публично заявленных целей. В случае, когда деятельность СФ Б может оказать существенное воздействие на макроэкономическую ситуацию, она должна тщательно координироваться с политикой, проводимой национальными органами денежно-кредитного регулирования. Статистическая отчетность СФБ должна регулярно представляться суверенному собственнику для включения этих данных в системы макроэкономических показателей. До сведения общественности должны быть доведены общие направления политики, правила, процедуры, механизмы, источники финансирования операций СФ Б, критерии изъятия и расходования средств.

Основы управления СФБ должны включать четкое разделение функций и полномочий, подотчетность и операционную независимость членов руководящих органов, назначаемых по определенной процедуре, с сохранением за собственником функций надзора за операциями СФБ. Руководящие органы должны действовать в интересах СФБ, иметь надлежащие права и полномочия для выполнения своих функций. Оперативное руководство СФБ должно реализовывать стратегические принципы СФБ независимо и в соответствии с определенными обязанностями. Основы управления и цели СФБ, а также способ обеспечения оперативной независимости от собственника его руководства необходимо раскрывать общественности. СФБ должен участвовать в периодических проверках реализации вышеизложенных принципов или давать поручение об их проведении.

По сути, Сантьягские принципы закрепили требования к предельной прозрачности операций СФБ в отношении целей, источников формирования ресурсов и направлений их инвестиций. Более того, по сути, Сантьягские принципы сблизили цели инвестирования средств суверенных фондов с аналогичными задачами размещения резервных активов - приемлемая доходность при минимальном уровне допустимого риска. Кроме того, ограничиваются направления использования СФБ в иных целях, в том числе для приобретения контроля над компаниями стран инвестирования. Иными словами, выхолощенными оказались регулятивные возможности вовлечения ресурсов СФБ в достижение более масштабных задач развивающихся стран, таких, как построение международных производственно-сбытовых цепочек, приобретение хозяйственного контроля над отдельными предприятиями и отраслями развитых стран.

С точки зрения реализации экономических интересов на глобальном экономическом пространстве создание нормативных предписаний в отношении управления средствами СФБ отражает прежде всего волю лидеров мирового хозяйства. Сантьягские принципы позволяют «связать» избыточные сбережения развивающихся стран в наименее продуктивных формах - в виде обязательств по финансовым инструментам развитых стран. Таким образом, последние получают возможность нейтрализовать отрицательный финансовый эффект от приобретения дорожающего сырья формирующихся рынков за счет абсорбирования части принадлежавшей им экспортной выручки в активах, размещенных на западных рынках. С другой стороны, развивающиеся страны теряют возможность использовать дополнительные сбережения для решения внутриэкономических задач. Как свидетельствует международная практика, размещение активов СФБ в целом соответствует Саньягским принципам.

Основными объектами инвестирования в настоящее время являются: облигации; биржевые товары; недвижимость и некоторые виды акций. Причем основным объектом вложений, как и в случае размещения международных резервов, выступают финансовые активы - акции, долговые ценные бумаги, депозиты. Россия, обладающая суверенными фондами благосостояния, также является объектом международного регулирования их деятельности.

Отечественная модель построения СФБ формировалась в два этапа. На первом этапе - 1 января 2004 г. - 1 января 2008 г., функционировал Стабилизационный фонд, представлявший классический пример аналогичных институтов в других странах. На втором этапе - с 1 февраля 2008 г., Стабилизационный фонд был разбит на два вновь созданных фонда: Резервный фонд - РФ и Фонд национального благосостояния - ФНБ. Целью формирования Резервного фонда является обеспечение финансирования бюджетных расходов и сбалансированности федерального бюджета - он выполняет роль стабилизационного фонда. Фонд национального благосостояния создан для финансовой поддержки национальной пенсионной системы путем обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда - по сути, он представляет собой модель фонда будущих поколений.

Активы, в которые направляются средства российских СФБ, определены Правительством Российской Федерации. Валютная структура портфеля Резервного фонда и ФНБ определена следующим образом: доллар США - 45%; евро - 45%; фунт стерлингов - 10%. Основным каналом наполнения Резервного фонда в течение 2008-2012 гг. выступала часть нефтегазовых доходов, превышающих утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта. Размер последнего законодательно закреплялся в процентном соотношении от прогнозируемого на соответствующий год ВВП - 3,7%. По достижению Резервным фондом нормативной величины - 10% от ВВП, новые отчисления должны были направляться в Фонд национального благосостояния. При недостаточных нефтегазовых поступлениях для финансового обеспечения нефтегазового трансферта использовались средства Резервного фонда. Таким образом, процедура наполнения Резервного фонда обусловливала корреляцию с определенным лагом - его объема с изменением цен на основной товар российского экспорта - сырую нефть. Пиковое значение - 225,1 млрд дол. США было достигнуто в январе 2009 г., с последующим снижением до 112,4 млрд дол. США на 01.01.2012, за счет использования средств Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита. В 2012 г., на фоне оживления мировой конъюнктуры нефти и перехода сальдо федерального бюджета в область положительных значений, средства Резервного фонда частично восстановились.

Для управления Резервным фондом и ФНБ Правительство Российской Федерации в лице Федерального казначейства заключает с Банком России и Внешэкономбанком договоры банковского счета. Банк России размещает средства Резервного фонда и ФНБ от своего имени, включая их в состав международных резервов, выплачивая ежегодно Казначейству Российской Федерации доход, соответствующий прибыльности эталонного портфеля активов, определенного Правительством Российской Федерации. Таким образом, совокупный объем российских международных резервов включает в свой состав и средства СБ. Сумма средств Резервного фонда и ФНБ составляет значительную долю российских резервных активов - их вес в структуре международных резервов в иностранной валюте на протяжении 2008-2013 гг. оценивается в среднем в 34%.

С 2012 г. на основании решения Правительства Российской Федерации процедура наполнения Резервного фонда и ФНБ была изменена. Так как в настоящее время объем Резервного фонда составляет 4,3% ВВП - на 01.01.2014, новые поступления будут направляться исключительно на пополнение этого фонда. В свою очередь, единственным источником пополнения ФНБ будет расти только за счет доходов от управления его активами.

Подводя итоги, следует отметить, что, во-первых, создание и наполнение российских СФБ находится в русле общих тенденций международной практики, характерных для стран-экспортеров энергетических товаров. Отечественные СФБ находятся на 8-м месте в международной табели о рангах - в группе стран основных экспортеров нефти. Их структура представляет композитную схему, включающую преимущества как сберегательных фондов, так и фондов будущих поколений. Во-вторых, в структуре активов российских СФБ выбор сделан в пользу наиболее консервативного портфеля, приближающего их к композиции международных резервов. По-видимому, данный выбор оправдан как значительным объемом суверенных фондов и, следовательно, большим риском финансовых потерь, так и неустойчивостью сальдо федерального бюджета, обусловливающего потребность в оперативной мобилизации ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. В-третьих, динамика наполнения Резервного фонда ФНБ в целом отражает мировую конъюнктуру рынка топливно-энергетических товаров и направлена на трансформацию избыточных доходов от внешнеторговой деятельности в долгосрочные сбережения экономики. В целом российские СФБ превратились в весомый фонд, находящийся в распоряжении государства, который может использоваться им как в компенсационных, так и в регуляторных целях. В-четвертых, новое бюджетное правило, начавшее действовать с 2013 г., за счет большего горизонта учета динамики цен на нефть позволит сгладить поступления и расходование средств Резервного фонда.

Вместе с тем модель формирования и использования российских СФБ не лишена недостатков. Во-первых, наличие объемных суверенных фондов корреспондирует с весьма внушительным государственным долгом, а также долгом квазигосударственных корпораций и банков. Так, по состоянию на 1 июля 2013 г. величина СФ Б составила 171,2 млрд дол. США. Средняя доходность от размещения ресурсов СФБ, которую косвенно можно оценить по доходности международных резервов Российской Федерации, составила около 0,5% годовых. При этом государственный внешний долг на ту же дату оценен в 55,9 млрд дол. США, а внешний долг государственного сектора в расширенном определении - в 364,7 млрд дол. США. По оценкам авторов, сделанным на основе мониторинга средней цены заимствований, осуществленных Правительством Российской Федерации, а также компаниями и банками с превалирующим государственным участием, ставка по этой категории долга составляет от 5 до 8% годовых. Таким образом, наличие объемных СФ Б и долга государственного сектора в расширенном определении обуславливает ежегодный чистый трансферт в пользу остального мира, который может быть оценен в величину до 10 млрд дол. США.

Во-вторых, наращивание средств СФБ представляется неэффективной формой абсорбирования сбережений экономики ввиду крайне низкого уровня доходности от инвестирования ресурсов суверенных фондов при ускорении темпов глобальной инфляции. Как свидетельствуют статистические данные, темпы удорожания цен на нефть и нефтепродукты в несколько раз опережали аналогичные темпы роста процентных доходов по инструментам, используемым в управлении средств СФБ. Иными словами, экономика России получила бы значительно больший экономический эффект от сохранения части экспортируемых природных богатств «в земле».

В-третьих, модель управления отечественными СФБ, соответствуя международной практике и Сантьягским принципам, тем не менее представляется нам малоэффективной с точки зрения достижения целей государственной экономической политики Российской Федерации. Потенциально ресурсы СФБ могли бы направляться на приобретение и развитие производственно-сбытовой структуры российских транснациональных компаний в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, они могли бы сыграть важную роль в фондировании централизованных закупок за рубежом импортного высокотехнологического оборудования, технологий, ноу-хау и т. д. В нынешнем виде, пополнение российских СФБ служит лишь рычагом расширения ресурсной базы банков и государственного сектора развитых стран, они исключены из решения задач внутриэкономической политики России.

В-четвертых, консервативная модель управления российскими СФБ не соответствует высокому уровню «недокапитализированности» отечественной экономики, которая проявляется в крайне высокой изношенности основных фондов российских предприятий - 47,4% по состоянию на конец 2011 г. Как ни парадоксально, но коэффициент износа оборудования еще выше в отраслях, являющихся основными источниками пополнения Резервного фонда, - нефтегазовом секторе -51,1%. Таким образом, изъятие части экспортной выручки у экспортеров сырья и их вывоз за рубеж в наименее доходных формах оборачивается нехваткой средств для обеспечения их расширенного воспроизводства.

Выход из сложившейся ситуации видится нам в пересмотре направлений использования прежде всего средств ФНБ в пользу разработки финансовых инструментов, позволяющих вовлечь их ресурсы в фондирование внутренних долгосрочных вложений и в инфраструктурные проекты. Нам представляется, что такой пересмотр должен состоять в возможности использовать накопленные ресурсы для фондирования целевых программ закупки за рубежом импортного оборудования, передовых технологий и НИОКР. Освоение средств СФБ могло бы включать следующие этапы. Во-первых, распределение квот на использование валютных ресурсов среди профильных министерств в соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программой и приоритетными направлениями инновационного развития отечественной промышленности. Во-вторых, проведение тендеров профильными министерствами на использование выделенных валютных квот среди заинтересованных организаций на основании предложенных ими бизнес-планов и сроков окупаемости инвестиционных проектов. В-третьих, определение форм отчетности и контроля за целевым характером использования средств ФНБ в бизнес-проектах.

Частично данные меры реализованы в форме поправок, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 18, ред. от 19.12.2013 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», которые определили возможность размещения средств ФНБ на депозитах и остатках на банковских счетах. «Наличие и состояние основных фондов по видам экономической деятельности». в банках, кредитных организациях и во Внешэкономбанке -до 40%, а также в долговые обязательства, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Тем не менее механизмы освоения указанных ресурсов для целей долгосрочного развития экономики страны остаются слабопроработанными. Нам представляется крайне важным четкое законодательное закрепление того, что средства ФНБ должны быть трансформированы в приобретение товаров и услуг за рубежом, это позволит использовать замороженный эквивалент чистого экспорта и снизить чистый кредит России в пользу остального мира.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию