Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Точка с запятойСтр 1 из 7Следующая ⇒ Интонирование знаков препинания. Запорожец Т.И. Знаки препинания (пунктуацию) можно считать особого рода «помощниками», подсказывающими, как лучше передать смысловую сторону интонации. Однако бывает, что знаки препинания не совпадают с интонационным строем предложения. Тогда знаки препинания остаются принадлежностью лишь письменной речи, а в звучащей речи не передаются. Когда мы говорим: запятая «не читается», это означает, что в устной речи не должно быть в данном случае паузы, совпадающей с этой запятой. Например: «Все стали расходиться, I понимая (,) 1 что при таком ветре I лететь опасно». (Н. Тихонов.«Первый самолет».) В этом примере запятая перед деепричастным оборотом «читается», совпадает с логической паузой, а пауза, совпадающая с запятой перед придаточным предложением — перед «что», в звучащей речи отсутствует, так как иначе слишком сильно были бы выделены слова «понимая» и «что», не несущие смысловой нагрузки. Главное по смыслу слово — «опасно», стоящее в конце придаточного предложения. Здесь необходимо сказать о двух сторонах самого вопроса об интонации. В этом учебном пособии мы будем говорить об интонации, выражающей смысловую сторону речи. Другая сторона интонации — «интонация эмоций», то есть интонация живой, непосредственной человеческой речи, необычайно богатая и разнообразная— не поддается фиксации. Знаки препинания обычно совпадают с логическими паузами. Существует обязательная интонация, присущая каждому знаку препинания. ТОЧКА Точка показывает завершение мысли и законченность предложения. Она связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем ей или близко перед ней стоящем. Как правило, точка требует после себя сравнительно длительной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли. Станиславский говорил о завершающей точке так: «Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжелый камень и шваркнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли». На месте такой точки в звучащей речи должна обязательно возникать разъединительная пауза. Когда мы говорили о разъединительных паузах, то имели в виду именно завершающую точку. Например: «Вслед за сими словами дверь захлопнулась, и только слышно было, как с визгом задвинулся железный засов. III Однако бывают не только «настоящие» точки. Можно сказать с уверенностью, что гораздо чаще встречаются случаи, когда точка, стоящая в конце предложения, предполагает развитие мысли в следующем (или следующих) предложениях. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при «настоящей» точке. Например: «Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. II Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. II Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. II Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. II Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. II Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. II «Сюда! сюда!» закричало несколько голосов. II Я велел ямщику подъехать». (А. Пушкин.«Метель».) (В этом примере мы не отмечали пауз между речевыми тактами и после знаков препинания, кроме пауз после точки.) Здесь каждое предложение связано сдругим, чувствуется непрерывное нарастание рассказа, его движение вперед. Тут, конечно, нет «настоящих» точек, завершающих, и голос на точках понижается гораздо меньше, чем в примере из произведения Гоголя. А паузы между предложениями в какой-то мере являются соединительными. Однако интонация точки, характерное для нее понижение голоса должно сохраняться. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Точка с запятой разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. Наиболее частая ошибка при чтении точки с запятой — это понижение перед ней голоса как перед точкой. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Обычно пауза эта более короткая, чем та, которая обозначается точкой. Например: «Алые облака, округлые, как бы туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; II алые облака плыли по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только легкий парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок; II белые свежие цветы водяных лилий были как розы в свете горящего утра; II красные капли росы падали с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные, с черной тенью круги». (В. Солоухин.«Капля росы».) Это — сложносочиненное предложение. Оно содержит описание восхода солнца летом на реке. В предложении четыре части, каждая отделена отдругой точкой с запятой, потому что каждая из этих небольших частей в какой-то мере самостоятельна. В то же время все части связаны здесь между собой повторяющимися словами автора об алом, красном цвете зари, окрасившей и облака, и воду реки, и цветы, и листья ивы. Именно содержанием оправдывается здесь авторская пунктуация: эти точки с запятыми нужны автору, чтобы сказать нам о единстве этой картины и обратить наше внимание на каждую часть в отдельности.
|