Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиски художественного стиля в конце XIX века (импрессионизм, символизм, декаданс)





В К.Х1Х - нач. ХХ вв. (1870-1910-х гг.) в Европе сложилось новое художественное направление в искусстве - символизм (от гр. symbolon - знак, опознавательный предмет), возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А Шопенгауэра, Э. Гартмвна, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

Поэты-символисты использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на худ.выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) в 1874 г. появилось новое направление во французском искусстве - импрессионизм (от фр. impression - впечатление). Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает фр.художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшие представители импрессионизма: Э. Мане, К Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Мане, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в худ. творчестве.

Признаки импрессионистического стиля: отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации; неожиданные ракурсы, срезы фигур и предметов.

Суть искусства импрессионизма выразил очень точно Э.Золя: это «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или иной темперамент».

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на др.виды искусства, в частности на скульптуру. Драматургическое и страстное искусство фр. скульптора О.Родена прославляло красоту и благородство человека («Поцелуй», «Мыслитель»).

В музыке понятие «импрессионизм» впервые было применено к творчеству франц. композитора Клода Дебюсси, музыка которого воплотила мимолетные впечатления, мельчайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Искания в области импрессионизма в музыке продолжил фр.композитор и пианист Морис Равель - автор балета «Дафнис и Хлоя».

В архитектуре новый тип инженерных конструкций нашел свое выражение в 300-метровой железной башне инженера Эйфеля в Париже, построенной для Всемирной выставки в 1889 г. (Эйфелева башня).

В конце столетия возникает еще один парадоксальный вариант эстетизма — декаданс, абсолютизировавший процесс уничтожения жизни, идеала. Красота и все другие человеческие ценности, безнравственность и бессмысленность которых демонстрировали декаденты, объявлялись ими замаскированными антиценностями. Основным понятием их художественного сознания стало безобразное, господство которого поддерживалось эстетизацией низменного. Образам декадентского искусства были присущи черты натурализма, аморфности, утонченной, изысканной манерности. Переход на позицию прими рения с действительностью, духовная апатия и пессимизм породили это саморазрушение художественной культуры, одним из проявлений которого стал декаданс.

Впервые понятие «декаданс» прозвучало в сонете французского символиста П. Верлена, посвященном упадку Римской империи, и было подхвачено другими европейскими поэтами. Но если современникам декаданс казался странным, болезненным и упадочным явлением, то десятилетия спустя стало очевидно, что это был период, завершивший целый цикл развития европейской.

42. Искусство языческой Руси: общий обзор.

Среди множества факторов, определявших своеобразные черты формирующейся раннеславянской культурной общности, следует выделить два основных. Первый из них - преобладание анимистических верований в многочисленных безличных добрых и злых духов, повсеместно окружающих человека, способных являться в разных образах («оборотни»), и культов «низшего порядка», связанных с богами-покровителями рода и племени, способствующими его благополучию, оберегающими его землю и скот, дающими им плодородие. Второй фактор - широта и интенсивность культурных контактов, объясняющих то разнообразие мотивов и форм, что наблюдаются в наиболее совершенных памятниках ремесла собственно славянских мастеров, которые датируются VI-X веками. С ним же связано такое явление, как синкретизм, то есть сочетание в культовых обрядах и декоре ритуальных предметов элементов, характерных для разных религий. Синкретизм можно было бы назвать одним из наиболее приметных свойств славянской культуры на всем протяжении дохристианского периода ее истории.

Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Тем не менее все предметы, находимые археологами в славянских городищах, селищах, местах погребений, обладают ярко выраженными чертами, говорящими об их функции и «социальном статусе» - принадлежности определенным слоям общества: родоплеменной знати, старейшинам и главам племени, выполнявшим одновременно жреческие функции, воинам, земледельцам. К таковым приметам относятся формы, материал, технология изготовления, орнаментация. посуда. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня.

Но не изваяния богов, а изделия из драгоценных металлов типа обкладок рогов из Черной Могилы наиболее полно характеризуют основные тенденции в искусстве «предхристианской» поры. Открытость, чуткость к разноэтническим культурам, свойственная творчеству среднеднепровских мастеров X века, их способность создать органический синтез изобразительных и орнаментальных тем, заимствованных из античных, собственно славянских, норманнских и тюрско-иранских источников, является лучшим показателем готовности молодого славянского государства с центром в Киеве к естественному и быстрому принятию и освоению христианства. Надо, однако, иметь в виду, что речь идет прежде всего о культуре высшего слоя восточно-славянских племен, для которой всегда была характерна ситуация воеобразного «двуязычия». Один из этих языков - его можно назвать «домашним» - предназначался для внутреннего повседневного обихода, другой - «официальный», общий для всех стран Центральной и Восточной Европы того времени, в разных вариациях используемый в государственных церемониалах. В свою очередь, на официальный язык все большее влияние оказывают образы христианского искусства и питающей его эллинизированной культуры Средиземноморского мира. Этот процесс сопровождается заметным усилением роли изобразительного начала, а активная символическая функция орнаментальных мотивов явно ослабевает, при том что их репертуар даже обогащается. Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаментально-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году.

Мастер, украсивший его рельефно вырезанными фигурами людей и животных, явно старался подражать великолепным византийским произведениям резьбы по слоновой кости.

43. Искусство Киевской Руси: доминирующие виды и жанры.

Неразрывно связано с церковью и христианской верой. Много чего восприняли из Византии.

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм.

1. АРХИТЕКТУРА

Строительный материал-древесина. С принятием христианства началось сооружение храмов-древнерусская переработка византийских образцов. Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор. Памятником архитектуры мирового значения является ансамбль Киево-печерской лавры.

Наиболее распространенная в строительстве храмов техника кладки - смешанная.

Возрастает роль церкви на всей обширной территории древнерусского государства. В архитектуре второй половины XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия.

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были иконописание и книжная миниатюра.

Жанры монументального искусства фреска и мозаика складывались на основе византийских школ. Фресками, росписями водяными красками по сырой штукатурке укрывались стены православных храмов.

Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного и дошел до нас в Киевском Софийском соборе.

Прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства.

Иконы писались на досках. Темы, композиции, цветовая гама изображений на иконах подчинялись суровым правилам канона.

3. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением самых давних письменных достопримечательностей. Рукопись с цветными иллюстрациями называлась «лицевой». Писали их на пергаменте-телячьей коже.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское,– Киевская Русь создала свое самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. Искусство Киевской Руси –недолгий по времени, но один из величайших периодов в отечественной культуре. Именно тогда получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший вплоть до XVII столетия, система стенописи и иконография, которые легли в основу всей живописи Древней Руси.

44. Искусство периода феодальной раздробленности на Руси.

В обществе господствовала религиозная идеология, поэтому лучшие образцы зодчества были связаны с церковью. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой. Здесь были воздвигнуты храмы: Успенский собор, Дмитриевский собор,храм Покрова-на-Нерли, Боголюбовский княжеский дворец.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие. Народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией. Для новгородской живописи характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы - его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.

Прикладное искусство и скульптура нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы. Мотивы народного творчества нашли отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

Date: 2015-07-23; view: 3627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию