Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический механизм природопользования





экономический механизм управления - это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер.

Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления природопользованием. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей.

В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

- стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

- жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

- мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи, и экономические санкции за экологическое правонарушение.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды в законе «об охране окружающей среды» (глава 4) относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей, т е. сами являются системами. Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма управления экологической безопасностью, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей природной среды. Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система "залог - возврат", активно используемые в некоторых зарубежных странах.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: · обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов; · охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

 

 

41. Экологическое право. Современное российское экологическое законодательство.

Предмет, система, принципы и методы экологического права.

Э. право – самостоятельная комплексная отрасль российского права, регулирующая взаимоотношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или отдельными его компонентами.

Предме т э.права – общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. 2 группы таких отношений:

*отраслевые – предусматривают регулирование, использование и охраны земель, лесов, атм.воздуха.ю водоемов, животного мира, недр, а также хранение, обработку и утилизацию радиоактивных вещест.

* комплексные – права природопользования и природных ресурсов в целом.

Система э. права:

Включает в себя: 3 части:

1 – Общая часть:

- предмет и система экологического права,

- источники и принципы э. права,

- э. правоотношения,

- права собственности и природопользования,

- э. экспертиза,

- э. контроль,

- ответственность за э. правонарушения.

2 – Особенная часть:

- ряд эколого-правовых режимов использования природных объектах и защиты экосистемы: недропользования, лесопользования и др.

3 – Специальная часть:

- Международно-правовая охрана ОС,

- Вопросы загрязнения Мирового океана, космического пространства.

принципы э. права:

- общеправовые: предусмотрены в Основном законе - Конституции РФ.
1. Принцип народовластия - российский народ осущест­вляет свою власть в экологических правоотношениях непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. народ - единственный источник власти в России и
носитель суверенитета.

2. Принцип гуманизма - отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия стро­ятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей.

3. Принцип законности - точное и безусловное вы­полнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
Составляющие этого принципа:

- всеобщность - распространение нормативных предписа­ний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;

- безусловность - недопустимость отступления от требова­ний нормативных предписаний под предлогом каких-либо об­стоятельств, за исключением предусмотренных законом;

- единство - единообразное применение норматив­ных предписаний всеми субъектами экологических правоот­ношений в любом регионе России.

4. Принцип интернационализма объединяет в себе две составляю­щие: международную и национальную.

Международная составляющая - сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды.

Национальная составляющая - внутригосудар­ственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в во­просах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природо­пользовании и обеспечении экологической безопасности.

5. Принцип единства прав и обя­занностей субъектов экологических правоотношений. осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений не­разрывно связано с выполнением гражданами своих обязанно­стей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружаю­щую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением. При этом каж­дый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

6. Принцип гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

- принципы общей части:

1. Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории и защиты прав отдельного человека

2. Принцип отраслевого использования природных объектов

3. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов

4. Принцип приоритета охранных мероприятий в использовании природных объектов

5. Принцип комплексного подхода в природопользовании

6. Принцип платежного использования природных ресурсов и природных объектов.

Виды платежей: - плата за природные ресурсы,

- плата за загрязнения ОС.

- принципы особенной части:

- Приоритетность земель с/х назначения,

- пр-ть вод питьевого и бытового значения,

- пр--ть использования недр для разработки полезных ископаемых,

- пр-ть лесов защитных насаждений,

- пр-ть условия существования животных в состоянии естественной свободы.

 

Метод в праве - способ воздействия на общест­венные отношения. 2 метода!
1. Административно-правовой - базируется на неравном по­ложении сторон, которые находятся во властно-подчиненных отношениях.


2. Гражданско-правовой - основан на равенстве сто­рон', при этом приоритетными являются экономические инструмен­ты регулирования.


Специфика природных объектов как объектов регулирования нор­мами экологического права выражается в их естественном харак­тере происхождения и функционирования, органической взаимо­связи с окружающей природной средой. Потому наиболее эффек­тивным способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод.


Для данного метода характерно преобладание запретительных, предупредительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и призвано обеспечить выполнение экологических предпи­саний, требований охраны окружающей среды.


В последнее время возрастает актуальность экономического спосо­ба воздействия на общественные отношения, в том числе в эколо­гической сфере. Заинтересованность хозяйствующего субъекта в рациональном использовании природных богатств и охране окру­жающей среды обуславливается материальными стимулами, при­менение которых характерно для гражданско-правового метода ре­гулирования.


Экологическое правовое регулирование предусматривает интеграцию этих двух методов. Экономические способы регулирования качества окружающей природной среды соче­таются с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Разработана система нормативов ка­чества окружающей среды, устанавливаются пределы допусти­мого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Пре­вышение предусмотренных показателей влечет за собой юри­дическую ответственность.


Метод экологического права реализуется на практике путем уста­новления политических, организационных, экономических, юри­дических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

 

Современное российское экологическое законодательство:

Date: 2015-07-22; view: 1283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию