Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-экономический механизм





Государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, иные инвестиции. Для осуществления рационального, комплексного использования, улучшения, восстановления и воспроизводства естественных богатств, организации природного заповедания, проведения природоохранных мероприятий требуются значительные капитальные и текущие затраты.

Как уже отмечалось, в природоресурсных кодексах и законах предусмотрены отдельные виды финансового обеспечения использования и охраны земель, вод и других природных ресурсов, причем без указания источников получения средств на эти цели. В свою очередь, Законом "Об охране окружающей среды" предписывается финансирование природоохранных мероприятий за счет: республиканского и местного бюджетов; целевых бюджетных и общественных фондов; кредитов банков; средств юридических лиц, добровольных взносов граждан, иных не запрещенных законодательством источников.

В условиях экономического кризиса и хронического бюджетного дефицита проблематично осуществлять государственные капитальные вложения во все сферы природопользования и охраны окружающей среды. Например, за счет республиканского бюджета финансируются в основном геологоразведочные и топографо-геодезические работы, известкование кислых почв. Поэтому наиболее вероятными источниками получения субъектами хозяйствования средств на обеспечение своей природоресурсной и природоохранной деятельности могли бы стать кредиты, ссуды, иные внутренние, а также иностранные инвестиции Однако, во-первых, отсутствуют специальные законодательные акты по регулированию кредитных отношений, в том числе в природоресурсной и природоохранной сферах. Эти отношения частично регламентируются нормативными, в основном подзаконными правовыми актами о банковской деятельности. Во-вторых, в республике не создано банковское учреждение, специализирующееся по финансированию природопользования и охраны окружающей среды, как, например, земельные банки в западных странах. Указанные факторы затрудняют получение средств на природоресурсные и природоохранные цели.

Инвестиционным кодексом в качестве объектов инвестиций на концессионной основе предусмотрены земля и другие природные ресурсы согласно перечню, утвержденному Президентом.

Концессии могут осуществляться в соответствии с:

· полным концессионным договором;

· концессионным договором о разделе продукции;

· концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ).

В силу экономической нестабильности в государстве, длительности сроков возврата вкладываемых средств, отсутствия объективной стоимостной оценки природных ресурсов и специализированного банковского учреждения нормы этого Кодекса применительно к инвестированию природоресурсной и природоохранной сфер практически не работают.

Налоги, пошлины и сборы. Налоговые льготы. Налоги, пошлины и сборы на природопользование и воздействие на окружающую среду, а также налоговые льготы установлены Законами «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» от 20 декабря 1991 г., «О платежах за землю» от 18 декабря 1991 г.» «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г., постановлением правительства от 15 мая 1998 г «О таксах на древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню», рядом других подзаконных актов. В республике существуют:

· земельный налог;

· налоговые платежи за добычу формовочного, стекольного, строительного песка, доломита, торфа, калийной соли, нефти, газа, фунта для возведения земляных сооружений, строительного и облицовочного камня, воды из подземных и поверхностных источников, минеральной воды, мореного дуба, янтаря и золота;

· таксовые платежи за заготовку древесины, сборы за побочные лесопользования; г) налоговые платежи за сбросы (выбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Условия и порядок взимания этих платежей определяются нормами указанных законов и многочисленными актами президента, правительства, налоговых и иных органов. В целом в стране не сформировалось законодательство о поресурсном налогообложении природопользований. Примечательна в этом отношении практика принятия в Российской Федерации специальных законов и подзаконных актов о раздельном обложении налогами и другими обязательными платежами использование земель, недр, вод, лесов, нелесной растительности и иных природных ресурсов.

В этой связи в сферах природопользования и охраны окружающей среды должны взиматься следующие обязательные платежи:

а) налоги за постоянное пользование землей, недрами, водами, лесами, атмосферным пространством, животным миром и растительным миром;

б) сборы за факты эпизодического использования указанных природных ресурсов, а также на улучшение, восстановление этих ресурсов и объектов природы;

в) акцизы за использование редких или уникальных естественных богатств как объектов государственной собственности;

г) налоги за постоянные и сборы за эпизодические выбросы (сбросы) любых веществ в окружающую среду, захоронение разных отходов

В перспективе оправдано введение налога и сбора за превышение нормативов шумового воздействия на окружающую среду.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам в области природопользования и охраны окружающей среды обычно предоставляются решениями компетентных органов в индивидуальном порядке в соответствии с налоговым законодательством. В целях освобождения от обложения налогами на недвижимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, применяется Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (КВПОД), утвержденный 21 августа 1997 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Компенсационные платежи. Компенсационные платежи за выбытие естественных богатств из хозяйственного оборота представляют собой прямые убытки и производственные потери, которые обычно имеют место при изъятии природных ресурсов или природных объектов у юридических и физических лиц для государственных или общественных нужд, например убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств при отводе земель и лесов для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных надобностей и т. д.

Ценообразование. Нормативно-правовой основой формирования ценового элемента экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды является Закон «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. Устанавливая соответствующие цены на природные ресурсы и объекты, включенные в гражданский оборот, государство способно изыскивать необходимые средства для финансирования, воспроизводства и повышения продуктивности естественных богатств.

Специальные фонды финансирования. Специальные фонды в природоресурсной и природоохранной сферах в республике формируются в основном для охраны окружающей среды, а не для обеспечения рационального использования, улучшения, восстановления, воспроизводства или защиты от вредного воздействия конкретных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. К таким фондам относятся республиканский, областные и минский городской, районные и городские бюджетные фонды охраны природы. Порядок формирования и расходования средств этих фондов определяется законодательством о бюджетном регулировании экологической сферы.

Бюджетные фонды охраны природы формируются из сумм, поступивших от платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; размещение отходов; штрафов за нарушение природоохранного законодательства, средств, полученных в возмещение экологического вреда, от реализации конфискованных орудий, иных не запрещенных законом источников.

Средства рассматриваемых фондов расходуются на:

· оздоровление окружающей среды, осуществление программ и мер по охране и воспроизводству природных ресурсов;

· научные исследования по природоохранной тематике;

· строительство, перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов;

· организацию природного заповедания (создание и обустройство заповедников, национальных парков и т. д.);

· разработку проектов нормативных актов и документов по стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды;

· ведение кадастров природных ресурсов и мониторинга окружающей среды;

· сохранение и восстановление водных систем;

· проведение экологической экспертизы и другие конкретные цели.

Стимулирование природопользования и охраны окружающей среды может выражаться в выделении дополнительных бюджетных средств или материальных ресурсов в экологическую сферу, предоставлении льготных кредитов, полном и частичном освобождении от налогов, иных платежей за природопользование, выдаче экологических сертификатов, паспортов и др.

Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение, являющееся элементом организационно-экономического механизма, заключается в целевом выделении субъектам природоресурсной и природоохранной деятельности материальных ресурсов в виде специальных установок, аппаратов, иных технических средств, химических или биологических веществ и препаратов, предоставлении экологически безопасных технологий и т. д. Данный элемент финансово-экономического механизма по сути является специфической разновидностью инвестиционной деятельности.

Экологическое страхование. Экологическое страхование как новый для нашей страны элемент финансово-экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам. объектам или окружающей среде и физическим лицам соответ- ственно в результатеих загрязнения, порчи, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.

Объектами данного вида страхования являются состояние природных ресурсов и объектов, качество окружающей среды, экологическое благополучие населения, риск и другие объекты, с которыми страховщик и страхователь в соответствии с законом связывают имущественные и (или) экологические интересы. В качестве предметов экологического страхования выступают природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан.

Возможны договорная или основанная на законодательстве формы добровольного и обязательного экологического страхования. В процессе добровольного страхования условия и порядок его осуществления определяются соглашением сторон. При обязательном страховании основанием взаимоотношений между страховщиком и страхователем служит закон, в развитие которого определяются круг субъектов и перечень объектов и условия данного вида страхования.

Возмещение вреда и ущерба в области природопользования и охраны природы. Могут иметь место факты причинения экологического вреда природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам, а также экономического вреда в виде ущерба пользователям, владельцам или собственникам этих ресурсов, объектов и комплексов.

Экологический вред заключается в порче, повреждении, ином нарушении естественно-физической целостности, загрязнении или уничтожении соответственно природных ресурсов, природных комплексов и природных объектов, т. е. в количественных и качественных изменениях состояния и свойств указанных естественных благ. Этот вред приближенно может восполняться в натуральной форме путем улучшения поврежденных или восстановления уничтоженных возобновляемых соответственно природных ресурсов и объектов, например посредством рекультивации нарушенных земель, создания лесопосадок вместо выгоревших лесов и т. д. При невозможности применения натуральной формы экологический вред возмещается в стоимостной форме в виде денежного эквивалента экономической ценности нарушенных или уничтоженных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также потерь в связи с невозможностью последующею использования этих ресурсов, объектов и комплексов по назначению.

Ущерб, причиняемый природопользователям, может выражаться в прямых экономических потерях, упущенной выгоде и дополнительных затратах на первичную ликвидацию последствий экологического вреда, причиненного природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам. Возмещение такого ущерба обычно производится в стоимостной форме.

 

36. Понятие природопользования. Природные ресурсы и их классификация.

История и становление природопользования; определение природопользования.

История развития человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Характер связей человека и природы можно рассматривать двояко:

· приспособление человека к условиям природной среды без ее видоизменения;

· видоизменение природы человеком для удовлетворения своих потребностей.

На протяжении истории человечества эти связи изменялись:

· на этапе развития охоты и собирательства, земледелия, ремесла выражено приспособление человека к природным условиям без видоизменения природной среды;

· на этапе промышленного производства, НТР происходит изменение природной среды человеком с целью удовлетворения своих потребностей.

С развитием человеческого общества природная среда, являясь источником ресурсов, все в большей степени вовлекается в сферу человеческой деятельности и подвергается значительным изменениям (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.).

Термин "природопользование" был предложен Ю.Н. Куражсковским в 1958 г.

Природопользование – процесс эксплуатации человеком природных ресурсов и систем с целью удовлетворения своих потребностей, а также это процесс их охраны и восстановления воспроизводства.

Виды:

1. - рациональное обеспечивает комплексное использование изъятых у природы ресурсов, безотходное и экологически чистое производство, воспроизводство и восстановление ресурсов, т.е. обеспечивает возможность удовлетворения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений.

- нерациональное связано с высокой материалоемкостью производства, загрязнением, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов, при этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала.

2. - Общее не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

- Специальное осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер (землепользование, пользование недрами, лесопользование и пр.).

 

Комплексное пр-е - такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная или иная деятельность в целом оказывает минимальное возможное воздействие на окружающую среду. Комплексное природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества за счет ресурсосбережения, рационального неистощительного использования всех природных ресурсов, восстановления/воспроизводства в интересах здоровья населения и социально-экономического развития качеств окружающей среды, пострадавших от антропогенной деятельности.

Понятие природных ресурсов.

Природные ресурсы – тела и силы природы, необходимые человеку для удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

Классификация природных ресурсов по источнику возникновения.

Подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.

Биологические — это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т. е. растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др.

Минеральные — это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, нерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т.д.) или используются как строительные материалы.

Если же минеральные богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно-энергетическими ресурсами.

Энергетические -совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

Хозяйственная классификация.

С точки зрения использования Прир рес в хозяйственной деятельности человека:

А) ресурсы промышленного производства:

- энергетические (горючие полезные ископаемые, биотопливо, ядерное сырье);

- неэнергетические (минеральные, водные, рыбные, лесные).

Б) ресурсы с/х производства:

- агроклиматические (свет, тепло, влага),

- земельно-почвенные,

- растительные ресурсы.

Экологическая классификация.

Истощение природных ресурсов с экологических позиций — это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества (страны, региона, предприятия и т. д.).

По исчерпаемости:

- Неисчерпаемые — солнечная энергия, климатические, водные.

- Исчерпаемые: - возобновимые - если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п).

- невозобновимые (минеральные – топливо, железная руда, рудные металлы)

Экономическая оценка природных ресурсов.

Э. о прогнозириует: - скорость и примерный срок истощения месторождений,

- необходимость в разработке нового.

2 направления:

- оценка уже освоенных ресурсов;

- неосвоенных ресурсов.

Оценка прир рес требует множества различных факторов (экономический, географический, социальных).

На стоимость прир рес большое влияние оказывают:

- месторасположение, величина месторождения, свойства, состав и качество полезного ресурса, условия эксплуатации.

- мощность пластов и условия залегания.

- хоз. значение.

- годовой объем добычи и т д.

37. Природно-ресурсный потенциал.

Понятие природно-ресурсного потенциала.

ПРП – совокупность выявленных и пригодных для эксплуатации ресурсов на территории государства при данном уровне социально-экономического и технического развития.

Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала.

Методы оценки ПРП:

- по объему ВНП, полученного при эксплуатации природно-ресурсного потенциала в течении года;

- по доле запасов сырья и топлива страны в мировом их запасе;

- по удельным показателям количества или объема ресурсов, приходящихся на 1 км2 площади государства или на 1 жителя.

Природно-ресурсный потенциал России и его особенности.

Природные ресурсы России отличаются величиной и разнообразием. Они неравномерно распределены по территории отличаются недостаточной изученностью.

На долю РФ приходится 25% мирового ресурсного потенциала. Она занимает 1-е места в мире по запасам угля, нефти, природного газа, древесины, площади лесов и пахотных земель, запасов водных ресурсов.

Распределение ПРП по площади РФ оценивается как экономически не выгодное, т. к. 75 % перерабат производства находятся в европейской части, а 80% запасов – в восточной части страны.

В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых 1/3 введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья.

Запасы топливно-энергетических ресурсов разведаны почти во всех экономических районах РФ, но основная их часть сосредоточена на востоке страны – в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Основные балансовые запасы газа России находятся в Западной Сибири на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где расположены крупнейшие в мире месторождения (Ямбурское, Уренгойское, Медвежье).

Запасы газа выявлены также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе Карского, Баренцева и Охотского морей.

Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Урало-Поволжье (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Самарская и Оренбургская области) и на Европейском Севере (Республика Коми, Ненецкий АО).

К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных мировых ресурсов) концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.

Потенциальные запасы гидроэнергии в нашей стране оцениваются в 340 млн. кВт среднегодовой мощности. Гидроэнергетические ресурсы, технически пригодные для использования, позволяют ежегодно вырабатывать более 1600 млрд кВТ/ч электроэнергии, а экономически эффективная их часть оценивается в 850 млрд кВт/ч. На Сибирь и Дальний Восток приходится 80 % гидроэнергетических ресурсов.

Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн га. На душу населения приходится 11, 5 га, что почти в 4 раза превосходит общемировой показатель (3 га).

Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн га, т е 45 % территории страны.

Международное сотрудничество в области рационального природопользования.

Предпосылкой международного сотрудничества в решении глобальных проблем выступает прежде всего сама биосфера, её единство, которое требует совместных действий как при воздействии на неё, так и при её охране.

международное сотрудничество – это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружающей среды, предусматривающих принципы международного экологического сотрудничества, деятельность международных организаций и заключение международных договоров (соглашений, конвенций).

Объекты охраны окружающей среды, находящиеся вне юрисдикции государства, делятся на: находящиеся в пользовании всех государств (атмосферный, озоновый слой атмосферы); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Чёрное, Баренцево моря); используемые двумя государствами, как правило, пограничные объекты.

Международное сотрудничество в области охраны таких объектов проводится с 19 века. первая международная конвенция и соглашение - Конвенция по ловле устриц, заключённая в 1839 году между Францией и Великобританией, и Соглашение об охране морских котиков, заключённое в 1867 году между Россией, США и Японией.

Наиболее авторитетной международной межправительственной организацией является ООН, рассматривающая экологические проблемы на генеральной Ассамблее.

В состав ООН входят следующие объединения:

-Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

-Всемирная метеорологическая организация (ВМО), которая занимается климатической программой, службой погоды;

-Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая осуществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха;

-Всемирная организация продовольствия (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН);

-Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Для изучения и использования атомной энергии в 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

Важную роль в решении экологических проблем играет международная неправительственная организация Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ),

Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внёс «Римский клуб» - международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 году и объединяющая около 100 учёных более из 30 стран.

Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» - «Зелёный мир», главным направлением деятельности, которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.

В целях охраны фауны и флоры учреждена Международная Красная книга, в которую включается редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в особой охране.

Результатом международного экологического сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций, например:

- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция);

- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизации (1989 год, Базель, Швейцария);

- Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 год, Вена, Австрия).

Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 год и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год).

Первым международным документом, использующим рыночный механизм для решения глобальных проблем изменения климата, был Протокол о сокращении выбросов парниковых газов, подписанный в 1997 году в Киото главами 55 государств. На сегодня среди стран – участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России – 16,75%, стран ЕС – 23%, США – 33,6%.

В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвящённый проблемам глобального развития планеты.

 

38. Программные стратегические документы в области устойчивого развития и их значение.

Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Становление концепции устойчивого развития человечества.

Модели цивилизационного развития.

1 Циклическая (Освальд, Шпенглер) – умирая, культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует техникум.

2 Векторная

3 Волновая (Элвин, Тоффлер) – 3 волны: 1-с/х, 2 – информационная революция. «Шок будущего». Дезориентация людей

4 Пассионарная (Гумилев) – все в истории зависит от пассионария – человека, благодаря которому происходит сдвиг цивилизации. Поведение человека и этноса рассматривает как способ адаптации к своей географической и этнической среде.

5 Ноосферная (Вернандский) – период, когда разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития на Земле.

6 Коэволюционная (Моисеев) – основная идея коэволюционного сосуществования человека и природы на основе разума. Определяющий фактор развития интеллект-человека, а цель процесса – сохранения гомеостаза системы «общество-природа».

Ноосферогенез.

Ноосфера –эволюционный этап развития биосферы, главной особенностью которого является реализация человеком необходимых мер для достижения биосферосовместимости и коэволюции. Ноосфера − цель развития цивилизации, новая культурная парадигма. Ноосферогенез − процесс формирования и дальнейшего развития ноосферы. Стратегия ноосферогенеза заключается в задаче –создание ноосферной культуры в ходе достижения биосферосовместимости развития социума. Тактика ноосферогенеза реализуется с помощью приемов и средств перехода к устойчивому развитию.

Римский клуб.

Его деятельность направлена на стимулирование изучения глобальных проблем.

Основан в 1968 г – Аурелио Печчеи.

Цели:

* дать обществу методику, как можно выявлять проблемы и точки роста;

*донести тревогу критической ситуации;

* «подсказать» куда двигаться дальше, как себя вести, чтобы достигнуть «глобального равновесия».

Основные проблемы:

Социальная несправедливость, голод, нищета, безработица, гонка вооружений, упадок морали.

Доклады Римского клуба.

1ый – Д. Медоуз «Пределы роста»

Тинберген «Пересмотр международного порядка». Основная идея – идея взаимосвязи между людьми. Главная цель – обеспечение достойной жизни и благосостояния людей.

Ласло – «Цели для человечества». Всем надо переориентироваться на «глобальные цели», достижение которых предполагает осуществление «революции мировой солидарности».

Р. Ленуа «Босоногая революция». Посвящена проблемам между севером и югом, между развитыми и развивающимися странами, между богатыми и бедными.

Пестель – «За пределами роста». Использование достижений науки и техники. Только в этом случае можно управлять миром успешно.

«Фактор четыре. Затрат – половина, отдача двойная» - человек может жить в 2 раза лучше и тратить в 2 раза меньше ресурсов.

Комиссия ООН по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брунтланд.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после того, как в 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию, созданная Генеральной Ассамблеей ООН (Комиссия Г.Х. Брундтланд), в своем докладе «Наше общее будущее» сформулировала следующее определение:

Устойчивое развитие – это «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Развитие концепции устойчивого развития на конференции Рио-92, в Йоганнесбург и Стокгольме.

Международный саммит ООН по устойчивому развитию Земли проходил в Йоханнесбурге с 26 августа по 4 сентября 2002 года. Саммит задумывался как крупнейшее международное событие под эгидой ООН. В нем принимали участие более 50 тыс. человек, в том числе более 100 глав государств и правительств. Основная тема саммита - проблема улучшения жизненного уровня в развивающихся странах, а также меры против разрушения окружающей среды.

В ходе последнего пленарного заседания саммита 4 сентября его участниками была принята политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, а также план действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии. Этот документ предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии, а также 50-процентное снижение уровня бедности к 2015 году. В нем оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии.

 

Название конференции Время проведения Чем дополняет концепцию УР
Стокгольмская конференция 1972 г Создание в структуре ООН спец. департамента – Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принята декларация, содержание которой поражает общецивилизационной гуманистической доминантой. В 26 принципах сконцентрированы идеи свободы, равенства, мирного сосуществования, борьбы с бедностью, помощи развивающимся странам и тревоги за сохранение природных богатств для будущих поколений.
Всемирный саммит в Рио-де-Жанейро Июнь 1992 г. Были приняты 2 основных документа: Декларация Рио-де-Жанейро и «Повестка дня на XXI век». Подписаны: Рамочная конвенция по изменению климата и Конвенция по биологическому разнообразию, а также «Заявление о принципах лесоводства».  
Всемирный саммит в Йоханнесбурге С 26 августа по 4 сентября 2002 г. Были приняты 2 документа: «Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию» и «План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по УР». На саммите договорились сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в основном за счет распространения среди населения соответствующих знаний и дальнейшего роста санитарных требований в гос. учреждениях, и прежде всего в школах. К 2020 году снизить примерно на 100 млн число обитателей городских трущоб, предоставив им либо дешевое жилье, либо участки земли, а также кредиты для самостоятельного решения жилищной проблемы. Все страны должны поощрять устойчивые модели потребления и производства, не подрывающие природных ресурсов и не наносящие вреда окружающей среде, причем развитые страны должны играть здесь ведущую роль, помогая развивающимся.  

 

39. Особенности экологического, экономического и социального компонентов устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития. Экономические, экологические и социальные составляющие устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов (ПР), а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая. Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход.

Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета.

Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная составляющая. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая. С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Принципы устойчивого развития.

1 Биосфероцентризм – приоритет хоз.деятельности отдается сохранению биосферы.

2 Стабильности экосистем – экосистемы должны быть в равновесии; не должны подвергаться деградации.

3 Рационализации деятельности – рациональное использование природных ресурсов, их переработка, минимум отходов.

4 Оптимизации потребностей – ограничение потребностей человека в использовании ресурсов среды.

5 Управляемости социоприродных систем – организация, планирование, мотивация.

6 Преемственности развития – для будущих поколений.

Уровни устойчивого развития.

Концептуальная база устойчивого развития любого региона заложена в международных документах, таких как, Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Это глобальный уровень устойчивого развития.

Межгосударственный уровень связан со стратегиями устойчивого развития стран-соседей и групп стран, к которым относится государство.

Национальный уровень связан с такими документами, как Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект Стратегии устойчивого развития и Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Региональный уровень связан со стратегией развития области.

Устойчивое развитие и экономический рост.

Индикаторы устойчивого развития.

1995 г – «Программа работы по показателям УР»

130 показателей: принцип: «обстоятельства-состояние-действия». О-С-Д

«О» - включает в себя деятельность людей, процессы и явления, которые воздействуют на человеческое развитие.

«С» - отражает положение в области УР.

«Д» - указывает на то, какие меры и иные шаги необходимо принять для реагирования на изменение или продвижения к УР.

ГРУППЫ ИНДИКАТОРОВ:

1 социальный аспект: - борьба с бедностью;

- Развитие образования, грамотности, программ обучения;

- Охрана и улучшение здоровья людей;

2 экономический аспект: -изменение моделей потребления;

- финансовые ресурсы и механизмы их рационального использования.

3 экологический аспект: состояние ресурсов, их рациональное использование, организация обращения с отходами, решение глобальных экологических проблем.

4 институциональный аспект: связан с общественными организациями;

- предоставление и обмен информацией для принятия стратегических решений;

- участие общественности в принятии экологически значимых решений,

- наука и УР.

 

 

40. Правовые, административные и экономические основы управления природопользованием.

Управление – совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Управление природопользованием (УП) – организационная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Главная цель – поддержание и улучшение качества ОС.

Основные задачи УП: 1. последовательное достижение определенного качества среды обитания на каждой территории

2. восстановление и сохранение биосферного равновесия

3. рациональное использование природных ресурсов (ПР)

Управление, как известно, подразумевает наличие объекта управления (управляемой системы, например завода) и субъекта управления (управляющей системы).

управление природными системами:

а)»жесткое»- пренебрегающее учетом естественных процессов (сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники);

б)»мягкое»- основанное на воздействии через естественные механизмы саморегуляции экосистем т.е. способность экосистем к восстановлению своих свойств после антропогенного воздействия (выборочная вырубка и использование научно-обоснованных агроприемов, способствующих самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы).

«Жесткое» управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижение затрат на ее производство, но этот эффект кратковремен, так как в результате происходят резкие необратимые изменения в природной среде, снижение ее продуктивности и загрязнение, приводит к экологическим, экономическим и социальным ущербам.

Date: 2015-07-22; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию