Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути и средства воспитания толерантности





Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Учить толерантности, значит развивать человека будущего, человека понимающего, признающего и принимающего себя и других. Учащиеся учатся проявлять толерантность – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитаниетолерантное воспитание. Необходимо выделить и учитывать в педагогической практике особенности воспитания толерантности:

1. Основа проявления толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т.е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

2. Необходимо учитывать, что опыт толерантности, как положительный (созданные нормальные отношения) так и отрицательный (негативизм отношения), имеет каждый индивид, в том числе ребенок, даже самый маленький, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» окружающие его люди. Тем более такой опыт есть у школьников, порой вынужденных принимать (а то и терпеть), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного педагога, кого-то в классе и т.д. Важно отметить:

– с одной стороны, образовательная среда «содержит» множество положительных примеров проявления действительной толерантности (например, разно-этническая и многоконфессиональная среда);

– с другой стороны, именно в ней гораздо больше негативных объектов (разных по содержанию, характеру, ценностям, значимости, по силе «раздражителя») требующих толерантности.

3. Понимая толерантность как одно из позитивных проявлений ребенка в отношении к другим людям, воспитание может (и признано) не менять этого отношения, даже если оно негативно. Мы не можем и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает.

Дело не в том, чтобы ребенок признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил – он имеет право на свое отношение. Дело в другом, более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъектам ситуацию сосуществования, а воспитание толерантности, по сути, призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации..

4. Следует учесть, что терпимость (толерантность) формируется в действительном творении добра и непременном преодолении зла, как истинное добро – не в словах, а преодолением нетерпимости. Именно поэтому необходимо создавать многообразие пространства бытия для ребенка. Это условие открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности, когда ребенок органически включен в систему образования, испытывает ее влияния и сам на нее влияет.

Обучающая ситуация направленная побуждать проявление толерантности как отдельным ребенком, так и сообществом (группа, коллектив класса), создается как некий образ жизни, продуцирующий толерантность, как необходимость. Обязательным требованием является соотнесенность созданной ситуации реальным событиям жизни. Иначе говоря, происходит самопроявление толерантности, что приводит к сформированию знания и устойчивого навыка толерантности.

5. Принципиально важно: процесс воспитания толерантности происходит эффективней тогда, когда он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в тренинговых условиях – вероятно. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

6. Следующая особенность в воспитании толерантности – теснейшее двуединство задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность (установка) – это внутреннее состояние, мотивация уважать различия и сотрудничать, желание и способность положительного отношения к объекту. Подготовленность – это практические умения коммуникации, умения разобраться в ситуации через подключение осознанного критического мышления, и через это постараться понять Другого, его обстоятельства.

Учитывая вышесказанное, уместно рассмотреть точку зрения Д.А. Леонтьева (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности»)): «…важно, чтобы учителя в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности, например, таких как предложенные В. Лизинским (2002) (см. прил. 4):

• все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;

• педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

• пора наконец понять что оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знании и умении а не быть кнутом в руках учителя;

• процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни».

Следовательно, при этом необходимо учитывать особенности демократизации воспитательного процесса:

– учёт интересов всех участников воспитания;

– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

– формирование паритетных отношений взамен административно-командных;

– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Если процесс воспитания и обучения в многонациональном и поликультурном школьном коллективе будет строиться на принципах толерантности и особенностях Демократизации воспитательного процесса, то это будет способствовать преодолению устойчивых негативных стереотипов в межличностном общении, и, что особенно важно, будет способствовать формированию личности гражданина цивилизованного государства.

Если мы хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве привычной модели поведения, в каждой школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых. Главное требование к системе взаимодействия детей и взрослых состоит в том, что она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока:

– знания о сущности толерантных отношений;

практические навыки подобного поведения;

переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

 

Работу по развитию толерантности педагоги имеют возможность проводить по следующим направлениям:

– урочная работа – общеобразовательный и национально-региональный компонент содержания образования, который предполагает развитие системы знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих формирование толерантности в целом;

– внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную так как располагает большим временем.

Реализовать эти два направления возможно при помощи известных педагогических технологий:

 

1. Классный час. Цель: закрепить полученные знания о явлении толерантность. На первом этапе следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные, и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может формировать устойчивые черты личности и способствовать развитию либо толерантной, либо интолерантной личности.

Упражнения, беседы и задания учащимся:

– сравнить представление о себе с портретом толерантной личности;

– предложить одному из членов группы «создать портрет» толерантной личности;

– анализ поведения толерантного и интолерантного человека, его черт характера. Учащиеся должны понять, что толерантный и интолерантный человек – это две противоположности. В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость, а так же такие черты как:

– чувство юмора и непонимание;

– доброжелательность и равнодушие;

– гуманизм и агрессивность;

– хорошее отношение к другим людям и высокомерие;

– умение владеть собой и безразличие;

– уважение мнения других и раздражительность;

– терпение и непонимание противоположных взглядов, обычаев;

– доверие и не желание вместе делать что-либо.

 

2. Тренинг общения. Групповая психологическая работа направлена на формирование знаний, умений и навыков конструктивного общения в различных сферах жизнедеятельности. Через практический тренинг воспроизводятся ситуации общения, при которых ученик лучше видит свои ошибки и:

– овладевает знаниями о культуре межличностных и межнациональных отношений;

– обучается приемам социально-психологического взаимодействия с людьми, в частности, различных национальностей;

– вырабатывает адекватную оценку в отношении себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

– обучается, в целом, механизму толерантного взаимодействия от Признания и Понимания до Принятия другого.

 

3. Ролевая игра. Учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведением. Направленность на развитие толерантности, в частности, этнической осуществляется за счет подбора содержания. Профессор Г.Д. Дмитриев, автор теории «Многокультурное образование» предлагает в старших классах следующую ролевую игру: учащиеся делятся на две группы, участники групп говорят на разных языках, имеют различия в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

– приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе;

– проанализировать стереотипы собственного поведения и мышления;

– оценить уровень своей толерантности.

 

4. Психодрама (социодрама). Психологическая технология. Широко используется в педагогической деятельности (популярна в Европе, особенно Англии). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умения:

– чувствовать ситуацию в коллективе,

– оценивать и изменять состояние человека,

– умение войти в контакт с человеком другой национальности.

Данная технология эффективна для подростков. В игре они воспроизводят образ другого, затем, возвращаясь в свою роль, усиливают и конкретизируют некоторые характеристики другого, стараясь показать межличностные, этнокультурные и другие различия. Главное, допускается «проигрывание» конфликтных и проблемных ситуаций одного из участников группы. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время.

5. Активные социально-психологические методы. На уроке педагог может развивать толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента:

– письменные проекты (индивидуальные и групповые);

– домашние творческие работы;

– устные сообщения учащихся;

– работа в малых группах (парах, тройках);

– мозговой штурм;

– выпуск школьной газеты;

– составление кроссвордов и пр.

 

6. Дни знакомства с национальной культурой. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур. Организуя Дни национальной культуры, необходимо использовать «национальное» решение: национальные мотивы, иллюстрации; посещение этнического музея и выставок декоративно-прикладного творчества. Это вносит разнообразие в учебную деятельность, главное, оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

В школе учатся дети разных национальностей. Знакомство с их культурой и традициями – важный шаг к пониманию друг друга. В подготовке и проведении этих мероприятий участвуют сами школьники и для многих из них это настоящие уроки воспитания терпимости и толерантности, умения слушать и слышать другого, принимать своих сверстников такими, какие они есть.

Воспитание учащихся в духе мира, прав человека и демократии, должно привести:

– к укоренению духа толерантности;

– развитию у учащихся черт толерантной личности: способность понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни; уметь предупредить конфликты и разрешить их.

 

7. Общешкольные коллективные творческие и общественные мероприятия. Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей могут сыграть общешкольные коллективные дела, даже если они приурочены к самым разным событиям: «День учителя», Новый год, «Татьянин день», «День театра», «Последний звонок», спортивные соревнования, субботник, Недели национальных культур, Масленица, «Национальная мозаика» – праздники различных диаспор.

 

8. Целевые внешкольные мероприятия. Благотворительные акции, оказание посильной помощи беженцам и вынужденным мигрантам; шефство над детскими домами; забота об одиноких стариках – всё это мероприятия, способствующие формированию навыков толерантного поведения и взаимодействия. Эти дела оставляют след в душах детей и, в то же время, заставляют многих из них задуматься над истоками поразившей наше общество нетерпимости, принесшей несчастье огромному количеству людей.

 

9. В качестве теоретических оснований для педагогики толерантности может быть использовано содержание и роль оценки и оценивания. От характера оценки зависит формирующееся, вслед за ней, отношение индивида к тому или иному окружению и, следовательно, мера его толерантности или интолерантности.

 

10. В рамках профилактических мероприятий толерантности в образовательной среде есть возможность:

заранее готовить ребенка к встрече с трудным;

помогать, когда трудность возникла, в ее правильном восприятии, и сосуществованию с этим трудным.

Эффективными педагогическими средствами здесь могут выступить:

информация о известном из опыта других людей;

– рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы;

– организуемая педагогом рефлексия решений жизненных ситуаций (имеет огромные воспитательные возможности).

Источники соответствующей информации:

– фольклорные и литературные персонажи;

– реальные люди;

– складывающиеся отношения разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию;

– ценен собственный опыт ребенка или группы, как более убедительный пример позитивного решения трудных ситуаций.

Определить эффективность работы в направлении толерантного воспитания возможно по результатам тех изменений, которые происходят в личности воспитанника. Узнать об изменениях помогут следующие способы и методы:

– наблюдение (за поведением, эмоциональным состоянием воспитанников во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии и пр.);

– анализ письменных работ школьников (творчески работы, сочинения и пр.);

– анализ продуктов совместной деятельности воспитанников (игровой, учебной, общественной, внешкольной и пр.);

– анкетирование, опросники, тесты (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности»);

– работа с социальным окружением ребенка (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности»)).

Диагностику уровня сформированности толерантности лучше проводить дважды, причем второй раз спустя год, два, три. В этом случае, возможно получить объективные представления о динамике межличностных толерантных отношений в различных связях, возникающих в пространстве образовательного учреждения: «педагог-воспитанник», «педагог-педагог», «педагог-родитель». Каждый из уровней представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или интолерантной позиции человека.

Предполагаемый результат педагогической деятельности в воспитании толерантностисамоактуализирующаяся личность, которой присуще:

– принятие себя и Другого таким, какой он есть;

– установление доброжелательных отношений с окружающими;

– способность к глубокому пониманию жизни;

– активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

– развитие творческих способностей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

– способность брать на себя ответственность;

– приложение усилий для достижения поставленных целей.

Date: 2015-07-22; view: 2748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию