Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толерантность педагога





Если Учитель не проявит терпения

к первым шагам ученика, он не будет Учителем…

Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение.

Он наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведет руку,

если она коснется огня. Терпение есть камень «Венца»

Н.К. Рерих

Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т.е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства – радио, телевидение и т.п.). Правда, у данного сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания.

Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере в лице лучших своих представителей) и живым образцом культуры. А это очень трудная задача: быть живым образцом культуры. Современную же европейскую культуру называют «синкретической» или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центр тяжести в синкретической культуре все более смещается на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принципиально демократическая культура.

Эти свойства культуры так или иначе отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли, и применяет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, управления, фактом самосознания. Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру толерантности и ее основные компоненты.

Образование всегда выдвигается на первый план там, где речь идёт о экзистенциально-гуманистических ценностях. В этом аспекте, личность педагога признана быть носителем и образцом здорового и конструктивного начала, как готовности и способности строить свои взаимоотношения с Другим(и) на основе понимания, принятия и признания многообразия бытия. В общей системе профессиональной деятельности педагога это проявляется в единой целостности его человеческих и профессиональных особенностей, которые можно рассмотреть в следующем плане:

1. Особую значимость толерантность может приобрести как показатель «профессионально важное качество» (ПВК) личности педагога. Профессиональными качествами специалиста считают те, которые необходимы субъекту труда для успешного выполнения своей профессиональной деятельности (А.К. Маркова). Толерантность как необходимое профессиональное качество педагога (диктуемое задачами, содержанием и характером педагогической деятельности) рассматривают следующие отечественные исследователи: А.Г. Асмолов, С.Л. Борисенко, И.В. Воробьева, И.В. Данилов, Т.Б. Загоруля, Д.В. Зиновьев, Д.А. Леонтьев, О.А. Кравцова, Е.Ю. Лукина, Л.Л. Мончинская, В.С. Чернявская, Л.А. Шайгерова, О.Г. Шаврина и др. В структуре ПВК «толерантность» рассматривают какодно издоминантных качеств. При отсутствии любого из доминантных качеств педагог не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.

Терпимость и толерантность в сфере профессиональной деятельности педагога выступают как проявление принятия, небезразличия и терпения. Проблема осложняется тем, что это качество связано с проявлением его не только во взаимоотношениях с детьми (они сами по себе уже непросты), но и с взрослыми – коллегами, родителями школьников.

2. Толерантность в отношениях с родителями воспитанников считается самым трудным для педагога вопросом. Родители это та полисубъектная среда людей, которые объединены общим положением – зависимость от школы, педагогов, конкретного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе. Педагоги были и остаются тоже весьма разными. Всё чаще между ними возникают ситуации столкновения авторитетов, установок и мнений о школе и детях. Заканчиваются они конфликтом и противостоянием, а, порой, на глазах у воспитанника. В такой ситуации, дабы сосуществовать, приходится друг друга терпеть, приноравливаться, «щадить» самолюбие друг друга, сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями (с другой стороны – педагогом).

Истинных толерантных отношений возможно достичь:

– у педагога к родителям только в ситуации здорового интереса к личности воспитанников и их родительских семей;

– у родителей к педагогу только в ситуации, когда родители видят равно заботливое и доброе отношение педагога ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности.

Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном – как средства и условия взаимной толерантности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимодействие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и педагога.

3. Толерантность в отношениях между педагогами – самая деликатная проблема. Это проблема специалистов, работающих в общем пространстве и атмосфере, главное, формально – в едином статусе. Известная замкнутость школьного пространства и профессии, постоянное нервное напряжение атмосферы, дефицит сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций, обостряют значимость толерантности как явления в межличностных отношениях педагогов. В этих условиях чрезвычайно важно для каждого педагога:

проявлять умение быть снисходительным, миролюбивым к существованию иного мнения;

– уметь достигать согласия в решении педагогических вопросов;

– стремиться к выработке единства (но не одинаковости!) в требованиях;

– способность признать собственные недостатки;

– участие в совместном профессиональном творчестве – в рамках ли предметного метод объединения или создания «авторской» школы.

Только при таких условиях возможно рассчитывать на формирование и становление в педагогическом коллективе толерантных отношений. Таким образом, для всех субъектов педагогического пространства и человеческая, и профессиональная стратегия становления и проявления толерантности (педагогической) реализуется вектором от Признания и Понимания до Принятия другого. Через это формируется здоровое взаимодействие и сотрудничество.

4. Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать Другого, иного, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога – обязательно, как бы ни было сложно.

Для педагога важны рефлексия и самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим. При этом, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку, но нельзя не видеть и последствия той или другой, чтобы развить первую и впредь уберечься от второй.

5. Стремление и умение владеть собой: сдерживать неприязнь, негативное отношение к чему-либо или кому-либо из окружения – самое трудное(!) для педагога в очень непростой нервной рабочей обстановке. Он порой сам проявляет нетерпимость, провоцирует обострение отношений. Следовательно, для каждого педагога важно воспитывать в себе толерантность как одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство, проявляющееся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды.

Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Работа педагога с родителями ребят, с коллегами, как и его работа над собой, – все это, в совокупности, во имя детства.

6. Несформированность толерантности, прогрессирование интолерантности неотвратимо приводит к профессиональной деформации (педагогическая «амортизация сердца и души»). Ситуация многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы в конечном счете оказываются дети, с которыми этот педагог работает. Самовоспитание здесь оказывается не только личной, но и социальной проблемой.

7. Смысл деятельности педагога не только в создании условий для воспитания толерантности, но и в преодолении вызывающего негативизма другого. Любой негативизм субъекта имеет свои причины. Важно умело преодолевать внешнее проявление негативизма другого и причин его порождающих. Средства решения этих задач различны. Целесообразно, организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить и видеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем – значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности лучше узнать друг друга.

8. Гораздо сложнее – помочь воспитанникам понять внешкольную среду и противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным для педагога является процесс получения знаний о современном детстве: его идолов, привязанностей, представлений и динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, современное легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а, следовательно, легче искать способы развития толерантности.

9. Все это возможно только при доверительности и открытости взаимоотношений педагога и его воспитанников. Здесь важна способность педагога «предъявлять» себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в класс, а, по-человечески, – своим пониманием, эмоциями и иронией. Важно «сравняться» с ребятами на основе эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя. Само проявление педагогом толерантности, уже – существенный фактор, воспитывающий толерантность его воспитанников.

10. Толерантность как психологическое явление, во многом обусловлена оценочной системой, сложившейся в социальном окружении воспитанника и выражается в отношении к нему. Это отношение особым образом переживается самим ребенком, определяя и направляя динамику его развития. Известно, что на становление межличностной толерантности ребенка особое влияние оказывают оценки референтных взрослых, к числу которых относятся и родители, и педагоги. Оценка педагога особенно важна ребенку для повышения его мотивации, усиления чувства собственного достоинства, а в результате – для формирования адекватной самооценки. Следовательно, изучение отношения социума, в частности педагога, к воспитаннику также имеет важное значение в эффективности толерантного воспитания со стороны системы образования.

11. Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям. Педагог может и должен, воспитывая в духе мира и толерантности, ставить перед собой и реализовывать задачи гуманистической направленности:

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для детей;

– уметь слушать;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность и пр.

Таким образом, в образовательной сфере толерантность педагога имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как необходимость, и как норма социального действия всех субъектов образовательного пространства. Рано или поздно в своей жизни педагог сталкивается с проявлениями толерантности. Важно то, что в проявлении толерантности он как педагог специалист, в целом, как человек открывает свои личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности: «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!» (С.Л. Братченко) (см. прил. 1).Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность как явление и как воспитательная направленность укореняется в образовательной среде. Цель – воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Отношение к толерантности формируется как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности.

Date: 2015-07-22; view: 5196; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию