Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РадоницаВо времена язычества народ ходил на кладбища 1 марта, в час рассвета, и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, доныне в Святки гадают. Празднование Семика приходилось на тот же день, когда, по прежнему обычаю, погребали умерших и поминали убогих. В Троицкую субботу, как видно из «Стоглава», «сходились мужи и жены на жальники (от «жаль, жалеть», то есть на кладбища) и плакали на могилах с великим кричанием, и когда станут играть скоморохи-гудошники, то они перестанут плакать и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках» [5]. На Руси в Радоницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенные два-три красные яйца и кусок пирога или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых культивировалось глубокое уважение к памяти усопших [2, с. 500].
Семик (Русальная неделя, Русалки)
Языческие народы древности благоговели к воде. Она была для них и источником пищи, и одним из лучших и удобнейших путей, как зимой, так и летом, наконец, как стихия, питающая почву и растительность. В древности существовало поверье, что реки, начиная от индийского Ганга и египетского Нила до славянского Дуная, Немана и других, священных в язычестве рек и озер, населены разными существами, что водой правит особое божество. У некоторых народов обоготворялись и сами реки. Русалки получали свои имена от рек. В русском языке, как и в немецком, сохранилось общее по созвучию название «русалка», Ruchelehen, то есть «красавица» и род духа. В языческом мире русалка имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы. При переходе же Руси из язычества к христианству она представлялась тоскующей и злобствующей на человека [5]. Днепровская русалка и киевская ведьма в Малороссии вошли в поговорку. Именем русалок названы даже некоторые местности, например: Русиловка над р. Сулой в Полтавской губернии, повыше Ромена; Русиловка в Уманском над Тикичем; Русловы пустоши в Вышневолоцком и Новоторжском уездах. Над Днепром есть роща Русалок, или гай Русалок, и много других местностей свидетельствуют о том, что некогда существовало много мест, связанных с обитанием этих бесплотных существ, обитательниц рек и вод [4]. Русалки, по народному поверью,— существа, живущие на земле и в воде. Но в течение дней, считая от Семика до Петрова дня, то есть в лучшую часть года, когда все цветет, они будто бы странствуют на берегах своих рек в близлежащих лесах и рощах; их пристанищем являются ветвистые старые деревья, преимущественно дубы, где они качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. В создании мифа о русалках русский народ высказал более поэзии, чем в создании других мифов. О происхождении русалок народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, наконец, купающиеся без креста — делаются русалками. Русалки обладают вечной юностью и красотой. По внешности своей они сходны с нашими красивыми девушками. Суеверные крестьяне и поселяне утверждают, что ночные огни, видимые на курганах, особенно древних, по северным берегам Черного моря, разводятся днепровскими русалками для того, чтобы приветливым блеском заманить странников на крутизну и сбросить их в днепровские пучины. Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне реки. Старшая из них называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. В Воронежской губернии народ верит, что без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать человека. В Клечальную субботу, накануне Троицына дня, русалки, по мнению малороссов, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: «Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» На Зеленой неделе они витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих с хохотом: «Ходите к нам на рели (качели) качаться». Они заводят красивых парней и девок в лес и там щекочут их до смерти [5]. В Воронежской губернии, в Малороссии и в других местах, которые славятся обильными водами, есть поверье, что русалки до того обаятельно поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места [5]. В народе русалок считают чародейками и гадательницами. В Русальную неделю (8-ю по Пасхе), а также в ночь под Ивана Купала (24 июня) русалки (малки) делаются опасными для человека. В некоторых селениях Воронежской губернии в это время для смягчения злобы русалок развешивают им по лесам холсты на рубашки. Во многих местах Воронежской губернии народ не купается в продолжение Русальной недели, боясь сделаться жертвой русалок. Если взять во внимание только то, что русские поселяне купаются не в купальнях, а в реках, что они не разбирают того, когда лучше купаться — на голодный или полный желудок, напившись ли холодного квасу или трезвыми, и часто купаются в поту,— понятно, что многие утопали просто вследствие удара или страшных судорог, так как вода в это время года еще довольно холодна, и спасибо скажешь старикам-предкам, что они поселили в реках таких опасных красавиц, как русалки. Опасение так велико, что в Малороссии никто не осмеливается даже хлопать в ладоши на берегу реки или на реке. В четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотины, не работают, называя этот четверг «велик-день для русалок». Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых и ряженых, после чего тотчас убегают. По их мнению, в этих венках русалки бегают по ржи. В Белоруссии верят, что русалки бегают нагие, и беспрестанно кривляются, так, что, видевший хоть одну из них, сам будет всю жизнь кривляться. Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует много поэтических рассказов. Когда же у русских наяд бывают свадьбы на Воробьиные ночи, тогда на воде раздается смех и плеск [2, с. 502].
|