Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта





Педагогика физической культуры и спорта – наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания при занятиях физической культурой и спортом и управление этим процессом.

Объектом педагогики физической культуры и спорта служит спортивная деятельность и человек, занимающийся ею.

Предметом педагогики физической культуры и спорта является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физической культурой и спортом.

Цель педагогики физической культуры и спорта: вооружить специалистов теоретическими знаниями и научить управлять процессами формирования личности через спортивную деятельность; гуманизация спортивной деятельности.

Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:

1.Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2.Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3.Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4.Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.

5.Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом.

6.Нахождение оптимального соотношения гармонического развития и конкретных психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.

7.Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.

8.Определение содержания и методики подготовки педагогов в колледжах олимпийского резерва и институтах физической культуры.

Одной из главных задач этой дисциплины считается изучение условий, при которых каждый человек, занимающийся физической культурой и спортом, может всесторонне развить свои потребности, интересы, способности и проявить себя наиболее полно.

Основные категории педагогики физической культуры и спорта: образование, воспитание, обучение, развитие, специализация, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование.



2.Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки:

Общественные науки: философия, история физической культуры, социология спорта. К актуальным темам этого направления относятся: «педагогика спорта и культура», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и досуг».

Биологические науки:анатомия, физиология, спортивная медицина, биомеханика. К актуальным темам этого направления относятся: «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнедеятельности органов и систем человеческого организма.

Науки о физической культуре: теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе.

Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология. К актуальным темам этого направления относятся: «спорт и умственное развитие», «спорт и нравственное воспитание», «личность спортсмена и референтная группа».

3.Методы педагогического исследования:

Наблюдение за учениками класса может проводиться на общеобразовательных уроках, уроках физической культуры, во время перемены и при уходе из школы.

Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа, интервью нуждаются в предварительном продумывании педагогом задачи – что у воспитанников предполагается выяснить, узнать и как этого достигнуть, то есть наметить содержание и методику их проведения.

Анкетирование дает возможность получить информацию об уровне обученности или воспитанности большой группы обучающихся.

Тестирование целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять результаты обучения, воспитания и развития обучающихся.

Изучение документации. Источниками знаний служит журнал класса, план воспитательной работы классного руководителя, рабочая программа учителя физической культуры, протоколы внутришкольных соревнований и другая документация совета физкультуры.

Диагностирующие контрольные работы позволяют получить оперативную информацию о фактических знаниях обучающихся.

Рейтинг оценка тех или иных сторон деятельности обучающихся компетентными судьями (экспертами), которыми являются все, кто имеет достаточно продолжительные взаимоотношения с классом. Это администрация школы, учителя, тренер, ведущий спортивные секции, врач школы.

Педагогический консилиум разновидность метода рейтинга. Предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности обучающихся.

Самооценка обучающимся имеющихся у него личностных качеств помогает ему посмотреть на себя со стороны, оценить свои плюсы и минусы, побудить каждого к самовоспитанию.

Социометрияметод изучения межличностных отношений в коллективе.



Создание педагогических ситуаций диагностического характера. Суть их в том, что в виде просьбы дается какое-либо задание, требующее индивидуального или группового выполнения, а исполнители не называются.

Педагогический эксперимент формирующего характера. По мере выявления существующих в классе отклонений от желаемой нормы в поведении обучающихся, во взаимоотношениях между ними, которые затрудняют руководство педагогическим процессом, начинается поиск возможности их нейтрализовать. Выдвигается предположение – гипотеза – осуществления этой задачи благодаря использованию педагогических средств и методов, разрабатывается содержание опытной проверки гипотезы путем проведения формирующего педагогического эксперимента.

Проблемы физической культуры и спорта:

В основе спорта лежит соревновательная деятельность, суть которой состоит в стремлении к первенству. Проблема состоит в необходимости воспитания у спортсменов честолюбия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спорту как важных качеств личности, без которых в реальной жизни нормальное общество существовать не может.

Вопросы и задания:

1.В чем состоит сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта?

2.Дайте характеристику основным категориям педагогики физической культуры и спорта.

3.Назовите смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.

4.Дайте характеристику методам педагогического исследования.

5.Какие проблемы физической культуры и спорта вы можете выделить и обосновать на примере избранного вида спорта?

Практическая работа:

Практическая работа №2. «Выявление и обоснование причин, обязывающих педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания».

1.Выявите и обоснуйте причины, обязывающие педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания.

2.Дайте письменный ответ на вопросы:

а) Согласны ли вы с высказыванием: «Процесс нравственного воспитания спортсмена – это борьба с отрицательными качествами личности»?

б) Как вы думаете, формируются ли нравственные качества без жизненной необходимости? Стоит ли тренеру создавать ситуации, которые будут воспитывать нравственные качества его учеников?

2.Подготовьте микровыступление на тему: «Я и моя будущая профессия», «Мой школьный учитель физкультуры», «Тренер, которому я доверяю».

Практическая работа №3. «Составление аннотации на источник информации».

1.Выберите в библиотеке Колледжа один из источников информации (книга, статья, сайт Интернета) по теме раздела.

2.После его прочтения составьте аннотацию для обучающихся-коллег – «Я советую прочитать эту книгу, потому, что…», «Я советую ознакомиться с этим сайтом, потому, что…».

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа №1. «Педагогические изюминки учителя физической культуры, тренера».

1.Опишите опыт работы педагога по физической культуре, тренера в избранном виде спорта.

2.Охарактеризуйте методы, методические приемы и средства, которые использует педагог по физической культуре, тренер в избранном виде спорта.

 








Date: 2015-06-11; view: 3210; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию