Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Основные способы реализации речевой деятельности





Основные виды речевой деятельности – внешняя устная, письменная речь, внутренняя речь. Основными формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь. Диалог, как форма речевого общения направлена на достижение максимальной эффективности коммуникативного взаимодействия субъектов, как в быту, так и в трудовой деятельности. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Монолог – связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Основные свойства: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Полилогическая речь («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации. Используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий. Письменная речь включает в свой состав письмо и чтение. Внутренняя речь является формой общения человека с самим собой. Внутренняя речь – это речевое действие, перенесенное «вовнутрь», производимое в свернутой, редуцированной форме, возникает при решении интеллектуальной задачи. Внутренняя речь может сопровождаться внутренним проговариванием при решении сложных заданий, может быть простым рефлекторным актом (молитва). Внутренняя речь, как элемент программирования речевых действий.

Единицы речи, как единицы реализации речевого процесса (т. е. процесса порождения и восприятия речевых высказываний). В современной психолингвистике к основным способам реализации речевой деятельности относятся слог, слово и речевое высказывание Слог, как единица внешней фазы речевой деятельности говорения реализуется через комплекс артикуляционных движений («артикулема»). Основным критерием для выделения слога в качестве минимальной единицы речепроизводства (в устной речи) с психофизиологической точки зрения является наличие в слове, как более крупной речевой единице, т. н. интервербальных пауз – пауз-микроостановок между отдельными слогами – артикулемами. Формирование у детей слогопроизносительных навыков может рассматриваться как одна из самостоятельных и весьма важных задач «речевой работы». В процессе слушания слог выступает не как единица речи, а как компонент «промежуточного» анализа; единицей процесса речевосприятия является целое слово.

Слово как единица речи выступает как произносительная единица (устойчивый звукокомплекс, продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем) и как «семантическая» (микросмысловая) единица. Слово в его главной – семантической – функции (как знак – носитель значения) может рассматриваться как основной связующий элемент, определяющий диалектическое единство явлений языка и речи. Оперирование значением слова, использование его в речевой деятельности в разных смыслах-значениях является интеллектуальным действием, само же значение слова рассматривается в психологии речи и психолингвистике как одна из категорий мышления. Все это определяет огромное значение самого факта овладения ребенком словом как важнейшим инструментом речевой и интеллектуальной деятельности. Речевое высказывание определяется как законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся определенной (композиционной или грамматической) структурой. Речевое высказывание, так же, как и слово, выступает и как речепроизносительная единица, и как «семантическая единица». Отображение предмета речи в речевом высказывании осуществляется посредством его структурно-семантических компонентов – системы денотатов (обозначения и словесного обобщения «значимых объектов») и предикатов (наиболее существенных связей и отношений между предметами событиями, явлениями).

Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, по мнению А. А. Леонтьева, включают в себя взаимодействие: (а) языковые единиц, которые соотносятся с языком или языковым стандартом; (б) психолингвистических единиц, которые можно соотнести с речевой деятельностью; в психологические единицы – отображение в сознании (и в психике в целом) строения языковой способности, то есть психофизиологической организации речи, обеспечивающей речевую деятельность.

Психолингвистическими эти единицы называются не только потому, что основанием для их выделения является психолингвистический анализ, но и потому, что они как бы «сублимируют» в себе как психологические аспекты реализации речевой деятельности (ее «семантический аспект» и коммуникативную направленность), так и лингвистические аспекты ее языковой.

 

Date: 2015-06-11; view: 1834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию