Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Салаватский район 3 page





Д. Юлаево существовала в 1756—1774 гг., поскольку на карте Красильникова и Рычкова ее не было, но и ревизия 1795 г. не показала селения с таким названием. Юлаево — выселок из коренной д. Азналино, переросший в поселение «из немногих дворов» к 1770 г. Относительно того, что д. Шайтан (по П. С. Палласу) некоторые авторы (Р. Исламшин) неправомерно уподобляют д. Алькино, а не д. Азналино. Давно известно, что населенные пункты башкир в XVII — первой половине XVIII в. носили названия родов и племен — этнонимы. Например, коренное поселение башкир Иректинской волости (ее центр) называлось Иректе, Сартской волости — Сарт, Шайтан-Кудейской, или Шайтанской волости — Шайтан. На карте 1737 г. под названием «Новая Ландкарта Башкирской Орды или Уфинской провинции с прибавлением пограничных частей и всей Закамской стороны и первой земляной, а потом Новой Оренбургской линии. Учинена в Самаре месяца декабря 1737 году. Копировал кондуктор Ерепей (Ерофей? — А. А.) Струков», представленная как вкладыш к одному из томов «Материалов по истории Башкирской АССР» (оригинал в РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20618) в бассейне р. Юрюзань, ее притоков указаны нижеследующие селения: Ералбаш, Смаилово на р. Ерал, на берегу неизвестной (без надписи) речки — Аднала, Сакино, на правом берегу Юрюзани — Усякеево, Куся-

62 Там же. Т. 5. С. 196; Крестьянская война 1773—1775 гг. на
территории Башкирии. С. 325.

63 Паллас П. С. Указ. соч. С. 60.

64 См. газетные статьи Р. Исламшина (напр., Йэшлек.
9 сентября 1997).

65 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 300.

66 Там же. С. 340.


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН



 


ково. Из известных населенных пунктов по источникам за 1755—1795 гг. здесь можно найти лишь один-два. Аднала (Азналино) — коренное поселение шайтан-кудей-цев, раннее название которого было Шайтан. В этом нет никаких сомнений. Но такого названия-этнонима у д. Алькино не могло быть, потому что она молодая, возникшая после 1755 г. Поэтому д. Алькино называть Азналино, как это делают некоторые авторы, было бы большой ошибкой. Между тем, селения Алькино и Азналино располагались недалеко друг от друга. Следует считать заблуждением и утверждение о том, что современное селение Юнусово — это бывшая д. Юлаево, основываясь на том, что в первом в 1786 г. зафиксирован башкир Расымбет Аптраков, один из братьев Аптраковых, проживавших в Азналино, казненных повстанцами во время Крестьянской войны 1773—1775 гг.67 Аналогичных примеров можно было бы привести десятки, но ограничимся одним. Вместе с Расымбетом в продаже части вотчинной земли Шайтан-Кудейской волости заводчице И. И. Бекетовой участвовал и мулла Яркей Касаев, выходец из д. Касаево, но проживавший тогда в д. Алькино, а в 1775 г. в д. Шиганаево68. Как же быть в данном случае? Уроженец какой же деревни этот Касаев? Анализ и детальное изучение источников подсказывают, что он был уроженцем д. Шиганаево, но его отец Касай основал выселок Шиганаево, ставший затем д. Касаево, уничтоженной карателями в 1775 г.

Погоня за очередной сенсацией привела упомянутого автора еще к одной грубой ошибке. Он считает, что родная деревня Салавата Юлаева Текеево не была уничтожена, что она, якобы, сохранилась под названием опять-таки Юнусово69. Но как быть с прежним его представлением о том, что та же самая д. Юнусово — это бывшая д. Юлаево? Ответ на вопрос у него, естественно, отсутствует. Обе последние деревни, однако, сравнительно молодые, возникшие после 1755 г. (сын основателя деревни Кузякай Юнусов в 1786 г. участвовал в той же самой земельной сделке, что и упомянутый выше Расымбет Аптраков). Поэтому какая из них может быть ранней? Ни одна. Д. Текеево однозначно была сожжена карателями, т.к. она не зафиксирована ни в 1783 г., ни в 1795 г. Но дд. Текеево, Юлаево и Юнусово в 1756— 1775 гг. существовали одновременно. Поэтому о какой-то преемственности между ними говорить не приходится.

Таким образом, утверждение о том, что одна и та же деревня под названием Юнусово в прошлом называлась и Текеево, и Юлаево, не выдерживает никакой критики, поскольку все три селения существовали в одно и то же время.

Юлай Азналин и его сын Салават Юлаев, по их собственным словам на допросе, — уроженцы д. Текеево, т.е. родились не в коренной деревне отца Юлая под названием Адналы, или Азналино, а в дочерней — Текеево, т.е. возникшей из переехавших из д. Азналино жителей. Есть все основания считать д. Юлаево, где жили Юлай с сыном Салаватом, тоже дочерней, жителями которой были выходцы и из д. Текеево, и из Азналино. Все эти селения

67МИБ. Т. 5. С. 196.

68 Там же; Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории
Башкирии. С. 325.

69 Иэшлек, 9 сентября 1997 г.


исчезли с карты края по причине сожжения их карателями в 1775 г.* Что касается д. Текеево Туркменского аймака Урман-Кудейской волости, то она никакого отношения к одноименной деревне Шайтан-Кудейской волости не имеет. Эта деревня возникла в середине 50-х гг. XVIII в. Среди кудейцев были и кубовские башкиры. Сыновья первопоселенца были известные вотчинники — Абдра-шит Текеев, житель д. Кубово, участвовал в припуске чувашей на землю Кубовской волости в 1773 г.70; другой сын Габбас Текеев был кантонным начальником 8-го башкирского кантона Уфимского уезда.

Оставшиеся в живых жители сожженных карателями селений Азналино, Текеево, Юлаево, Мратово, Касаево, Якупово, Смаилово перешли на жительство в дд. Шиганаево и Идрисово, а также во вновь основанные дд. Алькино, Юнусово и другие.

После такого долгого экскурса поговорим о развитии д. Алькино при р. Усть-Канды. В 1795 г. она состояла всего лишь из 8 дворов со 108 жителями. По VII ревизии 1816 г. дворов стало больше (11), жителей — меньше (78). В 1834 г. было 128, в 1859 г. - 138, в 1895 г. - 230 (44 двора), в 1920 г. — 280 башкир (60 дворов). Занятиями населения были: земледелие (в 1842 г. на 127 человек было засеяно 25 четвертей озимого, 122 четверти ярового хлеба), скотоводство (на 20 дворов имели 86 лошадей, 87 коров, 21 овцу, 5 коз), знали и картофель (посажено 2 четверти). Были и пчеловоды (10 ульев в 1842 г.). VII и последующие ревизии и переписи зафиксировали мечеть.

В д. Юнусово при р. Шукшида (в 1816 г. указан ключ Сукрумеда) в 1795 г. было 20 дворов и 117 человек, в 1816 г. — 21 двор и 140 жителей, в том числе 2 души м.п. были припущены без никакого договора из Кыр-Кудейской, 6 душ — из Шайтан-Кудейской волостей71. VII ревизия взяла на учет одного из сыновей первопоселенца 67-летнего Сяркиша Юнусова с сыновьями Битынбаем, Зайнитдином, Сулейманом и Салихом72. X ревизией 1859 г. было показано 40 дворов с 254 жителями. 60 дворов и 191 мужчина со 145 женщинами были в 1895 г. В 1920 г. в 78 дворах проживало 190 мужчин и 196 женщин.

В 1842 г. на 201 человек было засеяно 58 четвертей озимого и 237 четвертей ярового хлеба. Картофель находил заметное распространение: было посажено 12 четвертей. 33 двора владело 207 лошадьми, 162 коровами, 43 овцами, 93 козами. Пчеловодам принадлежало 42 борти и 24 улья. В течение XIX в. не раз зафиксирована мечеть. Деревня имела хлебозапасный магазин и мануфактурную лавку.

Д. Азналино — родина деда Салавата Юлаева — была зафиксирована, как раньше было сказано, на картах 1737 и 1755 гг. Судьба ее трагична, как и других уничтоженных в 1775 г. деревень. На картах Уфимского наместничества 1781, 1786 и Оренбургской губернии 1802 гг. она отсутст-

* В последнее время появились заметки и статьи гипотетического характера о родословной Салавата Юлаева: якобы его дед — Азнабай Карагузин — служил старшиной Куваканской волости и участвовал в башкирском восстании 1735—1740 гг., затем оказался с Карасакалом в Среднем казахском жузе и вернулся после амнистии на родину.

70МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 371.

71ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 449.

72 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 371 (1816 г.).



САЛАВАТСКИЙ РАЙОН


 


вует. Но она была известна П. С. Палласу, который упоминал ее в своих записях. Из д. Бикбулат путешественник доехал до другой башкирской деревни под названием Шайтан-аул (Азналино), состоящей «из нескольких рассеянных дворов»73. Обратный его путь к Шайтан-аулу был тот же, что и прежде, как он сам писал об этом. «Обитающие тут башкирцы употребляют окрестные поля с пользою, — продолжает он, — пашут много пашни и высевают от 40 до 50 пудов хлеба. Пашут татарским плугом, запрягая четыре или шесть лошадей. На новизне сеют они 2 года ячмень, 2 года овес, 2 года озимую рожь, еще 1—2 года — яровое, а после принимаются опять за новую степь. Пшеницу и гречухи они не знают»74. Таким образом, башкиры тех мест продолжали практиковать залежную (переложную) систему земледелия.

В последние годы на страницах республиканской периодической печати появлялись статьи и заметки о предполагаемой родословной Салавата Юлаева. Думается, что будет уместно высказать свое отношение к ним. Подчеркну, что авторы этих публикаций искренне стремятся к истине, имеют добрые намерения. Однако почти все авторы еще далеки от поставленной цели. Причина неудачи — отсутствие выявленных источников.

Чтобы обосновать свою ошибочную концепцию о том, что Юлай Азналин, его отец и дети, происходившие из Куваканского рода, были припущенниками Шайтан-Кудейской волости, один из авторов (Р. Ш. Ва-хитов), исходя из неверного понимания сути Указа от 11 февраля 1736 г., разрешившего продажу башкирских земель, приходит к следующим необоснованным выводам: 1) вопреки его утверждениям, Указ не лишил башкир их вотчинного права на землю; 2) как будто до названного документа не определялись границы башкирских волостей, что дало возможность, по мнению этого автора, проживать башкирам разных родов в «одном месте», а однородцам — в разных родах-волостях. Такое следует считать исключением, а не правилом. Трагическая судьба куваканцев заключалась почти в добровольном лишении самих себя родовых вотчин путем их систематической продажи или сдачи в аренду. В итоге все башкиры Кува-канской волости, кроме ее одной деревни, еще в 60-х гг. XVIII в. стали припущенниками других волостей. Такая же участь постигла и башкир Сызгинской волости (юг Свердловской области), на вотчинных землях которых возникло немало заводов; 3) на основе выше приведенных предположений, по его мнению (эти примеры были единичными, поэтому мнение автора не находит у нас поддержки), без никакого документального обоснования активный повстанец и один из предводителей башкирского восстания 1735—1740 гг., старшина Куваканской волости Аднабай Карагузин (Азнали-бай — по Вахитову, чтобы уподобить его имя с фамилией Юлая Азналина), его отец Карагузя Акаев (Акаков), дед - Акай Камакаев (участник восстаний 30-х гг.), прадед — Камакай Бикку-лов, упоминается в документах за 1706 г.75, объявляется


отцом старшины Шайтан-Кудейской волости (с 1763 г., а в 1760—1762 гг. им был Иштуган Мишаров, а до него — Шаганай Барсуков и др.) Юлая Азналина и дедом Салавата Юлаева; 4) родовая деревня Юлая Азналина и шайтан-кудейцев никогда не называлась Аднабаево или Азнабае-во, во всех источниках она — Адналы или Азналы (Шайтан). При существовании старинной д. Адналы, обозначенной на картах 1737 г. (см. Приложение к «Материалам по истории Башкирской АССР». Т. 4. Ч. 2), у Красильникова и Рычкова 1755 г., служившей центром Шайтан-Кудейской или Шайтанлярской волости, поэтому ранее называвшаяся Шайтан, куваканец Адна-бай-Азнабай Карагузин продолжал быть старшиной Куваканской волости. Обосновавшись как будто в этой деревне, он управлял волостью, находившейся не смежно с шайтан-кудейцами, а далеко через территорию нескольких волостей. С началом репрессий против повстанцев Азнабай оказался в Средней казахской орде, вместе с Карасакалом и другими повстанцами. Вернувшийся на родину после амнистии Азнабай занимался делами не шайтан-кудейцев, а куваканцев: в 1756 г. участвовал вместе с отцом и другими в продаже куваканских вотчинных земель владельцам Катав-Ивановского завода76, возникшего на вотчине Трухменского аймака Кудейской волости. Теперь сравните: в то же самое время шайтан-кудеец Юлай Азналин резко выступает против продажи некоторыми одновотчинниками во главе с отставным с 1743 г. старшиной Шаганаем Барсуковым земель к строящемуся Симскому заводу77. Выходит, что выдуманный отец (Аднабай Карагузин) разбазаривает вотчинные земли одной волости, а его мнимый сын (Юлай Азналин) оберегает земельные угодья другой волости. Возможно ли такое, логично ли? Если бы Юлай Азналин был кувакан-цем по происхождению, то какой резон ему, будучи рядовым, а не старшиной, становиться защитником кудей-ских интересов?

Несостоятельность суждений вышеназванного автора подтверждается неидентичными по форме тамгами представителей двух волостей. Ничего общего мы не видим между тамгами Юлая Азналина и его мнимого прадеда Ака-муллы Камакаева. Отсюда напрашивается вывод: тамги двух родов-волостей категорически отрицают их кровное родство78. Следовательно, родовая д. Азналы-Шайтан и дочерние дд. Юлаево и Текеево Шайтан-Кудейской волости никак не могли принадлежать Куваканской волости. Юлай Азналин, его дед Азналы, сын Салават были настоящими коренными шайтан-кудейцами, не имевшими никакого родственного отношения к куваканцам (Аднабай — Карагузя-Ака — Камакай — Биккул), проживающими далеко от их волости.

Но в другом, пожалуй, прав не только Р. Вахитов, но и Р. Исламшин. Отдельными авторами ведутся поиски и публикации материалов ревизии 1816 г. и статей, посвященных женской линии родословной Салавата Юлаева и его сыновей. Оставив без внимания женское поколение этого шежере из-за отсутствия материалов для его сравне-


 


73 Паллас П. С. Указ. соч. С. 59.

74 Там же. С. 64-65.

75 МИБ. Т. 3. С. 25, 29, 31 (Камакай Биккулов, его сыновья
Трупберды, Кусяк Камакаевы), 226—253 (Акай Камакаев и др.);
Т. 4. Ч. 1. С. 128 (Карагузя Акаков). Об Аднабае Карагузине
см. МИБ. Ч. 1. С. 310, 382, 386, 390, 396 и др.


76 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 128.

77 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 166-171, 595.

78ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 1180; МИБ. Т. 3. С. 222, 513, 565, 572; Крестьянская война 1773 — 1775 гг. на территории Башкирии. С. 305, 318, 327, 329, 481.


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН



 


ния, обратимся к содержанию одного-двух листов ревизской сказки 1816г., проведенной в д. Шиганаево. В этой деревне 4 сентября 1816г. были взяты на учет под номером 12 списка сельчан 46-летний Рахматулла Салаватов (его 8-летний сын Сулейман) и под номером 13 списка 49-летний Хабибулла Салаватов (его 6-летний сын Абдул-самик). По предыдущей VI ревизии 1811—1812 гг. им было: первому 42 (сыну 4), второму — 45 лет (сыну 2 года)79. Выходит, что старший из них, Хабибулла Салаватов, был 1766 или 1767 года рождения, а Рахметулла — 1769 или 1770 г. в зависимости от месяца проведения ревизии. Сомневаясь в том, что у 13-летнего малолетки может быть сын, Р. Вахитов считает действительным годом рождения Салавата Юлаева не принятый официально 1754 или предполагаемый отдельными авторами 1752, а 1751 г. с указанием даже месяца его рождения (август). В своей статье он сравнивает имена внуков и правнуков Салавата с зафиксированными в прошлом шежере и находит много рационального для подтверждения того факта, что Хабибулла и Рахматулла действительно являлись сыновьями Салавата Юлаева80.

В целом, требуются еще дополнительные поиски новых источников, чтобы по существу разобраться с именами предков Салавата.

О д. Бикбулат в записях П. С. Палласа имеются следующие строки: «Между первых взгорьев нашли мы Ручей Кулмяк (т.е. Битышлы), у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница, которую я здесь видел в первый раз, а после уже видал и чаще, строение сея, имея нечто особливое и будучи точное башкирцов изобретение, заслуживает подробнейшего описания»81. Основал ее влиятельный общинник волости Бикбулат Тюкаев, участник вышеупомянутой земельной сделки в 1762 г.82 Деревня была сожжена в 1775 г.

К Шайтан-Кудейской же волости относилась д. Мрат, известная по карте Красильникова и Рычкова за 1775 г. и находящаяся на р. Устьканды. Кроме того, на карте Уфимского наместничества за 1781 г.83 на левом притоке р. Ай (недалеко от д. Лагерево на р. Ай) показана д. Муратова. Однако оба поселения не взяты на учет V ревизией 1795 г. Это означает, что они были уничтожены карательной экспедицией в ходе Крестьянской войны 1773—1775 гг.

На карте Уфимского наместничества 1780 г. указано две деревни под названием Шиганаево. Одна находилась южнее Юрюзанского завода рядом с д. Капсаево, к югу от Шиганаево располагалась д. Илкаево. Вторая д. Шиганаево показана на правом берегу р. Адишаду (?), впада-

79 ЦГИАРБ. Ф. 138. Оп. 1. Д. 371. Р. Вахитову этот документ
был известен в 1996 г. Однако по ревизиям 1816 и 1859 гг. потом
ков Салавата Юлаева смог первым показать Р. Исламшин
(см. Йэшлек. 16 сентября 1993 г.). С. Таймасов, как всегда
выступив первооткрывателем, без упоминания других авто
ров, опубликовал фотокопию этого материала. Автору данных
строк документ известен с 1977 г. (см. лист использования
в деле 371).

80 Вахитов Р. Илэк йондоз ни эйтер? // Агидель. 2000. № 6.
С. 110-122.

81 Паллас П. С. Указ. соч. С. 57.
82МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 246.

83 РГВИА. ВУА. Д. 20627.


ющей в р. Канды, на правом берегу которой была д. Муратовка84.

Раннее название деревни нам неизвестно. Позднее —
связано с именем влиятельного общинника, старшины
волости до 1743 г. Шиганая Барсукова (Барчуков, Бурча-
ков. Фамилия его скорее всего от . — барсук, а не от

— горох, поскольку первая встречалась часто, вторая по источникам не известна вообще).

В 1742 г. старшина Шайтан-Кудейской волости Шиганай Барсуков вместе с 25 старшинами и сотниками других волостей всех четырех дорог обратились с письмом к уфимскому вице-губернатору П. Д. Аксакову со следующими просьбами и предложениями:

1. Чтобы башкирам разрешили взять замуж жен и дочерей казненных и сосланных башкир, участников восстания 1735—1740 гг., «без платежа штрафных лошадей», а также чтобы отказали в разбирательстве взаимных претензий иноверцов во время восстания.

2. Чтобы припущенники продолжали платить башкирам за их припуск на вотчинные земли.

3. Чтобы функционировал шариатный суд.

4. Чтобы отменили «свадебные деньги» в размере

25 коп. с каждого брака.

5. Чтобы не отвозить ясак в Уфу самим, предложили
его сбор дворянам-сборщикам85.

О высоком положении Шиганая Барсукова среди других старшин в башкирском обществе говорит тот факт, что он со старшинами Каршинской волости Муха-метшарипом Мряковым, Ельдякской волости — Ахме-ром-муллой Асановым, Сунларской волости — Якупом Чинмурзиным, Кара-Табынской волости — Кидрясем Муллакаевым, мещерякским главным старшиной Яны-шем Абдуллиным, с двумя сотниками Ибрашем Кутуе-вым (башкир), Иткаем Кулмаевым (мишарь), 12 прислугами и переводчиком Шафеем Янайдаровым в сопровождении капрала и драгуна на 26 подводах прибыли в Москву, где находились с 14 февраля по 15 июня. Лишь

26 апреля 1742 г. они были представлены императрице
Елизавете Петровне, которой на аудиенции в связи
с восшествием на престол были приняты «ими в поднос
е.и.в. два сорока соболей». Начальник Комиссии башкир
ских дел генерал Л. Я. Соймонов членам депутации дал
следующую характеристику: «Оные старшины самовер
нейшие из башкирского народа, хотя в них старшина
Шигай сначала того бунта и не бывал еще в верности и во
услугах, но оказывал свою верную службу при окончании
того бунта поимкою вновь паки начинателя бунту главно
го вора Тюлькучуру*, который имел намерение к присяге,
токмо пыткою до того не допущен»86.

В период освоения природных богатств Башкортостана среди других башкир-рудоискателей был и старшина Шиганай Барсуков, который в 1740 г. показал представителям волостей месторождение железной руды, содержавшей и немного меди, по р. Узень на территории Тырнаклинской волости87.

84 Там же.

85МИБ!Т. 3. С. 511-513.

* Аллагулов (Алдагулов), старшина Кущинской волости, предводитель восстания 1735—1740 гг.

86 РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 147. Л. 145-149.

87 Там же. Л. 8.



САЛАВАТСКИИ РАЙОН


 


При следствии о злоупотреблениях башкирских старшин всесильному Барсукову было предъявлено много обвинений со стороны подведомственных ему башкир, в связи с чем в 1743 г. он был смещен со старшинства88. Но власть в волости преданные правительству Барсуковы не упустили: долгие годы и десятилетия ею правили его сыновья: Емаш Шиганаев (после подавления восстания 1773—1775 гг.89 Назовем и его сына Саныкая), Кунаккиль-де Шиганаев (в 80-х гг. XVIII в., 1748 года рождения, его сын юртовой старшина Нигматулла, 1782 года рождения; его сын Гайнулла, 1813 года рождения). Самым старшим сыном Шиганая был Рысай, враждовавший с Салаватом Юлаевым в 1772 г., когда последний исполнял старшинскую должность вместо отца во время нахождения Юлая Азналина с другими 10 башкирскими старшинами в Польше во главе трехтысячной команды для борьбы против Барской Конфедерации90. Рысай известен еще тем, что в 1762 г. участвовал с группой шайтан-кудейцев в отдаче в аренду заводчикам Твердышеву и Мясникову части вотчинных земель сроком на 60 лет за 1200 руб. Через 24 года эти угодья были проданы теми же башкирами И. И. Бекетовой91. Его 57-летний сын Кутлугузя Рысбаев был взят на учет VII ревизией.

Вообще часть общинников во главе с Барсуковыми разбазаривала вотчинные земли Шайтан-Кудейской волости (в 1759 г. продала М. С. Мясникову земли к строящемуся Симскому заводу), ей противостояла другая во главе с Юлаем Азналиным. Однако попытка башкир-вотчинников сохранить эти земли не удалась92.

Затем назовем 70-летнего к 1816 г. Шукура Шига-наева, выступившего в вышеупомянутой земельной сделке 1786 г. в качестве поверенного. Его сыновья 10-летний Ибрагим, 8-летний Кутлукадям, 3-летний Кинзебулат. VII ревизия 1816 г. зафиксировала еще одного Шиганаева. Это — 59-летний отставной есаул Сафар. Его сыновья Ишкиня, 1782 г., Хисматулла, 1800 г., Абейдулла, 1815 г. По дате рождения Сафара видно, что Шиганай Барсуков в 1757 г. был еще жив93. Все — жители д. Шиганаево. 21 мая 1770 г. в дд. Шиганаево и Гулай-аул был П. С. Паллас94.

В 1795 г. это население состояло из 23 дворов с 93 жителями95, причем женщины численно преобладали (51 чел.), так было и в 1816 г., что противоречит традиционной демографической ситуации у башкир, у которых соотношение полов было всегда наоборот. Такой итог можно объяснить жестокой расправой карателей с повстанцами в ходе подавления восстаний 1735— 1740 гг., 1755 г., 1773-1775 гг. В 1816 г. в деревне было 118 человек (24 двора), в 1834 г. — 140 человек (26 дворов), в 1859 г. - 189 (38 дворов), в 1895 г. - 187 (37 дворов), в 1920 г. — 110 человек (20 дворов). Все жители — башкиры.

Жители Шиганаево занимались земледелием (в 1842 г. под пашней было 49 десятин земли, на 156 человек было


засеяно 41 четверть озимого и 222 четверти ярового хлеба; посажено 6 четвертей картофеля) и скотоводством (имели лошадей 192 головы, крупного рогатого скота — 142, овец -112, коз — 36 голов), некоторые из них занимались бортничеством (11 бортей) и пчеловодством (20 ульев).

В 1952 г. в честь 200-летия со дня рождения Салавата Юлаева д. Шиганаево была переименована в Юлаево, тем самым произошло необъяснимое: было незаслуженно забыто историческое название селения, имевшее право на существование. Всякое переименование следует признать противоестественным явлением.

* * *

Остальные волости — Тубалякская и Тырнаклин-ская — территориально относились к Троицкому (с 1866 г. Златоустовскому) уезду Оренбургской (с 1865 г. Уфимской) губернии.

В Тубалякской (в источниках Тюбеляцкая) волости в 1726 г. насчитывалось 57 дворов с населением 171 душа м.п. В 1816 г. в руках 359 душ м.п. находилось 41596 десятин земли (в т.ч. пашни — 517, сенокосных угодий — 8000, леса — 30196, неудобной земли — 1867 десятин)96. На их вотчинной земле припущенников не было.

К 1795 г. башкиры-тубалякцы имели 6 деревень (Тер-менево, Сюрюкаево, Ильчикеево, Урманчино, Калмаку-лово и Карагулово), которые сохранились до наших дней. По легенде, все они были основаны в ханские времена сыновьями Тубаляса97, что абсолютно не соответствует действительности.

Центром волости была д. Тюбеляссы с русским населением, название которой происходит от этнонима и которая оказалась впоследствии за пределами РБ. Она находилась недалеко от д. Калмакулово.

Д. Терменево к 1795 г. в волости была самой большой из 26 дворов с населением в 165 человек. В 1834 г. там в 47 дворах проживало 248, в 1859 г. в 50 дворах — 310, в 1895 в 98 дворах - 420, в 1920 г. в 90 дворах - 514 башкир. В 1842 г. на 230 человек было засеяно 35 четвертей озимого и 231 четверть ярового хлеба. На 47 дворов приходилось 226 лошадей, 74 коровы, 39 овец и 11 коз. Занимались и пчеловодством (имели 6 ульев, 30 бортей). Здесь был почтовый ям (станция).

Д. Терменево — родина видного поэта Сафуана Али-баева, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева, удостоенного международного Почетного диплома имени Г. X. Андерсена. Его предки зафиксированы в исторических документах: Акбаш, 1740 года рождения, его сыновья Ихсан (1762 года рождения), Тюльган (1768 года рождения, его сыновья Яныбай, 1808 года рождения, Кинзябай, 1810 года рождения), Токсура (1781 года рождения)98, Азнабай (1840 года рождения), Алибай (1869 года рождения), Афтах (1903 года рождения) — отец Сафуана.


 


МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 95.

Там же. Т. 5. С. 69.

Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 45.

МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 246-248, 397.

Там же. Ч. 2. С. 167, 168,595.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 371.

Паллас П. С. Указ. соч. С. 39.

РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1884 (Уфимский уезд). Л. 447.


96 МИБ. Т. 3. С. 484; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 107.

97 Совет Баштсортостаны. 7 октября 1986 (автор ошибочно
включил в их состав и д. Аркаул, и д. Башташ).

98 Кускильдин Д. Г. Башкирские тамги в ревизских сказках
ЦГИА РБ // Символы и эмблемы в истории Башкортостана.
Уфа, 1996. С. 46.


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН



 


О Терменево за 1896 г. имеется следующая характеристика: «Село Терменево — от г. Златоуста 77 вер., от станции Мурсалимкино 9 вер., от места сбыта сельскохозяйственных продуктов — Саткинскаго завода 33 версты. При селе протекает р. Улуэр, рыбная и пригодная для устройства мельниц. Селение состоит из 92 дворов с башкирским вотчинническим населением, есть несколько человек русских временно-проживающих. Форма землевладения — общинная, с 1877 г. разверстка производится на наличныя души (215). Система севооборота трехпольная, собственно — одно поле, разграничения нет. Преимущественно возделываются рожь и овес. Пашут сабанами. В селении есть по две кон. молотилки и веялки. Выгон при селении, где кормится 650 голов скота. Часть выгона занята гумнами и огородами (около 20 дес). Скот ходит и по полям — до посева и после уборки. В селении 11 дворов не имеют никакого скота. Своего сена населению достаточно. Лучший урожай с десятины покоса равен 100 пудам. Лес расположен на В. и ЮВ. от селения, в одном участке. Под строевым и дровяным лесом находится до 2700 десятин, столько же под молодняком и кустарником. Лес взят под охрану (лесоохранительный комитет). Арендование чужой земли населением не практикуется. Население сдает: свои урманные луга — «мокрая степь» — краткосрочно г. Балашеву Белосельскому — 210 дес. за 75 руб.; часть земли под пашню и сенокос крестьянам поселка Сикияз-Тамак на 1 год — 225 дес. за 55 руб., и д. Шубиной на 1 год — 100 дес. на 1 год за 12 руб. в год. При селении мельничное место, которым пользуется безплатно один из сельчан. В селении 2 бакалей-ныя лавки».

Д. Сюрюкаево была основана в середине XVIII в. отцом Мазита Сюрюкаева (1760—1823). Сыновья Мазита Габит и Абдулатиф (его Мухаметшариф, Ишбулды, Ишмурза). Брат Мазита указной азанчи Иркабай, его сын Ишберды. Сюрюкаево, как и все другие тубалякские деревни в 1728—1847 гг., находилась в составе 2-й юрты 4-го Западного кантона, переименованного затем в 5-й.

В 1795 г. в деревне был 21 двор с 99 жителями, в 1816 г. — столько же дворов с 118 башкирами, в 1859 г. — 44 двора и 200 человек, в 1920 г. — 65 дворов и 350 башкир. Из жителей в первой половине XIX в. были юртовой старшина Нигматулла и юртовой сотник Шамсутдин Нугаевы".

В 1842 г. на 158 человек засеяли 16 четвертей озимого и 144 четверти ярового хлеба. На 29 дворов с 158 жителями приходилось 229 лошадей, 120 коров, 152 овец. Имели 29 бортей.

Date: 2015-07-10; view: 1783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию