Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и особенности советской государственной системы (октябрь 1917 – 1918 гг.)





Становление большевистской государственности. Слом буржуазного и создание советского государственного аппарата
Марксистское учение исходило из положения, что победа пролетарской революции должна привести, во-первых, к слому старого буржуазного государства, непригодного для новых целей; во-вторых, к установлению диктатуры пролетариата; в-третьих, к соединению законодательной и исполнительной властей в одном органе государства. Процесс слома старых и создание новых государственных органов шли одновременно. При этом надо различать юридическую и фактическую стороны данного процесса. Еще в ходе восстания в октябре 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован так называемый Совет республики – «Предпарламент», образованный сентябрьским Демократическим совещанием. Первым актом слома старого аппарата стало обращение Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК) «К гражданам России». Петроградский ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часов утра 25 октября 1917 г. до принятия II съездом Советов воззвания «Рабочим, солдатам и крестьянам» в 5 часов утра 26 октября. Фактически ВРК был им значительно дольше, постепенно утрачивая эти полномочия. Военно-революционный комитет был создан по инициативе ЦК большевистской партии 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов как орган по подготовке и проведению восстания. После победы революции ВРК создавал различные отделы и комиссии, но в опубликованной исторической и историко-юридической литературе нет четкой картины в отношении структурных подразделений ВРК. К анализу структуры ВРК надо подходить в динамике. Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным актом, созданным центральным органом власти или управления. Для этого периода вообще характерно отсутствие четкой регламентации компетенции какого-либо органа Советского государства. Пока не был сформирован аппарат ВЦИК и СНК, ВРК выполнял их полномочия. Вряд ли правильно говорить о ВРК как об органе борьбы с контрреволюцией. Это был, по существу, единственный налаженный аппарат, через который большевики осуществляли все аспекты государственной деятельности – борьба со спекуляцией, охрана общественного порядка, неотложные хозяйственные дела и т.д. В советской исторической литературе не решены многие проблемы ВРК: о месте ВРК в системе органов диктатуры пролетариата, о его взаимоотношениях с ВЦИК и Совнархозом. Постепенно, с созданием аппарата ВЦИК и СНК, наркоматов деятельность ВРК свертывалась и завершилась его самоликвидацией 5 декабря 1917 г., что является признаком самостоятельности государственного органа. Большую роль в становлении Советского государства в целом и государственного аппарата в частности сыграл, как уже говорилось, II съезд Советов. Передавая в центре и на местах всю полноту власти советам, II съезд Советов, как это ни парадоксально, положил начало расслоению и этой, только что родившейся власти. Выборы в Учредительное собрание, состоявшиеся 12 ноября 1917 г., убедительно показали это. Идея Учредительного собрания родилась задолго до Октября, но отказаться от созыва российского парламента, на который возлагалось столько надежд, большевикам было не просто, выборы же были назначены еще Временным правительством. Большевики им не препятствовали, надеясь (вместе с левыми эсерами) получить большинство, однако после подсчета голосов выяснилось, что из 44 млн российских граждан, принявших участие в выборах, 59% проголосовали за эсеров и меньшевиков, 17% – за кадетов; большевики получили 24% голосов. В Учредительное собрание были избраны 715 человек: 410 эсеров, 175 большевиков, 17 кадетов, 15 меньшевиков, 2 народных социалиста, 86 представителей национальных групп. 1 депутат не назвал партийной принадлежности. Итоги выборов оказались для большевиков неприемлемыми. 12 декабря 1917 г. газета «Правда» опубликовала написанные Лениным «Тезисы об Учредительном собрании», в которых он заявил, что «Республика Советов является более высокой формой демократизма, чем обычная буржуазная республика с Учредительным собранием». Выход из буржуазного парламентаризма В. Ленин видел в соединении законодательной и исполнительной властей, когда представительный орган является и парламентарным, и работающим органом государства. За неполные восемь месяцев после Октябрьской революции советской власти удалось полностью реализовать свои идеологические представления о всевластии пролетариата в стране. Центральный орган исполнительной власти – Временное правительство, был арестован в ходе октябрьских событий фактически без сопротивления. Представительный орган – Учредительное собрание – распущен. Хроника событий такова. 5 января 1918 г., в день открытия Собрания, Таврический дворец был окружен вооруженными матросами и красногвардейцами. Мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания была разогнана. Открывшееся Учредительное собрание отказалось признать государственную власть Советов и объявило Россию демократической республикой. Не согласившись с этим, большевики в ночь на 6 января покинули заседание. Вслед за ними ушли и левые эсеры, что сразу породило организационный кризис. Практически Собрание перестало быть работоспособным органом. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собрания», и оно прекратило свою деятельность. Наших дедов мечта невозможная, Наших героев жертва острожная, Наша надежда и воздыхание… Что мы с ним сделали?… Так писала о разогнанном Учредительном собрании Зинаида Гиппиус. Надо сказать, что история Учредительного собрания до конца не исследована. Долгие годы разгон большевиками Собрания в работах историков оправдывался, в последнее время эта акция подвергнута резкой критике. Очевидно, что Учредительное собрание нельзя считать органом буржуазии, принятые резолюции Собрания намечали социалистические перспективы, но это социалистическое большинство включало самую разношерстную массу населения, что определяло неизбежную внутреннюю борьбу. В последнее время появляются высказывания, что Учредительное собрание в тех условиях было нежизнеспособно, что не позволяет говорить о наличии альтернативы развития России в январе 1918 г. Разгон первого в российской истории парламента, избранного на основе всеобщего равного избирательного права, был по существу актом гражданской войны, однако всеобщего возмущения не последовало. Сказались и отсутствие в России прочных традиций парламентской демократии, и разобщенность избирателей, и усталость от войны, нарастающей разрухи и политической неопределенности. На смену старым пришли принципиально новые высшие органы. В соответствии с решениями II съезда Советов верховным органом советского государства стал Всероссийский съезд Советов. Из 402 Советов, представленных на II съезде, только 119 были объединенными, т.е. включали в себя и представителей крестьянских Советов, которые обычно посылали своих делегатов на Всероссийские съезды крестьянских депутатов. В конце ноября 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, тем самым был подтвержден декларируемый принцип диктатуры пролетариата – союз рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей роли пролетариата. III съезд Советов (январь 1918 г.) принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвердил декреты Совнаркома и объявил Россию Советской Федеративной Социалистической Республикой. На съезде был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) в количестве 306 членов, среди которых было 160 большевиков, 125 эсеров и представители других партий – меньшевиков-интернационалистов, анархистов-коммунистов и т.д. В промежутках между созывами съездов Советов высшим органом власти был, как указывалось ранее, ВЦИК. Первым его председателем стал большевик Л.Б. Каменев, в ноябре 1917 г. его заменил Я.М. Свердлов. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом. Пленарные заседания проходили не реже одного раза в 2 недели, заседания в узком составе созывались по мере надобности, по инициативе партийных фракций или по требованию групп членов ВЦИК (не менее 10 человек). С октября 1917 г. до июня 1918 г. (до принятия Конституции) структура ВЦИК включала президиум, отделы и комиссии. Рабочим органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов. Президиум подготавливал материалы к заседанию ВЦИК, проводил в жизнь его постановления. Конституция РСФСР (1918 г.) полностью сохранила эту структуру центральных органов власти и управления республики. Съезды Советов должны были созываться по инициативе ВЦИК. Конституция предусматривала возможность проведения Чрезвычайных съездов для решения вопросов, не требующих отлагательства. К исключительной компетенции съезда Советов относились следующие вопросы: установление, дополнение и изменение основных начал советской Конституции; ратификация мирных договоров, установление и изменение границ; сношения с иностранными государствами по вопросам войны и мира; избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности. Конституция РСФСР ограничила численность ВЦИК 200 членами, на него возлагалось решение трех задач: 1) определение общих направлений деятельности правительства и всех органов советской власти в РСФСР; 2) объединение и согласование работ по законодательству и управлению; 3) наблюдение за проведением в жизнь Конституции, постановлений съездов и центральных органов советской власти. Для управления страной был избран Совет Народных Комиссаров. Совнарком во главе с Лениным был подотчетен в своей деятельности Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Заседания советского правительства проводились почти ежедневно. Для разгрузки СНК от рассмотрения массы мелких вопросов в декабре 1917 г. была образована постоянная комиссия, названная Малым Совнаркомом. С первых же дней своего существования СНК, руководимый В. Лениным, пользуясь отсутствием законодательно установленной компетенции ВЦИК и СНК, принимал декреты, постановления, то есть осуществлял законодательную деятельность и тем самым подменял ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали пришедшие на смену министерствам народные комиссариаты. Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, финансов, юстиции и т.д. К середине 1918 г. число наркоматов было увеличено за счет образования народных комиссариатов государственного контроля, промышленности и торговли, Высшего совета народного хозяйства и др. Процесс слома старого и создания советского государственного аппарата на местах был достаточно продолжительным. Уже II съезд Советов постановил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и заявил об упразднении постов представителей центра на местах – уездных и губернских комиссаров Временного правительства. Однако центральные власти не сочли возможным подготовить вразумительный акт по вопросам формирования и структуры местных представительных органов. Только после того, как местные советы были созданы с массой ошибок и перегибов, Конституция РСФСР закрепила основные принципы их организации и деятельности. 24 декабря 1917 г. было опубликовано обращение к Советам об организации местного управления. Указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских организаций, которые являются вполне автономными в вопросах местного характера, но должны руководствоваться в своей деятельности декретами и постановлениями центральной власти. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным Советам, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами Советов были их исполнительные комитеты. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни – административной, финансовой, культурно-воспитательной. Они наделялись правом издавать постановления, то есть местные нормативные акты, могли проводить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, производить аресты и т.д. В первой половине 1918 г. большевиков (по неполным данным) в Советах было 47,5%, представителей других партий – около 25%. ВЦИК в июне 1918 г. рекомендовал всем Советам «удалить представителей других фракций из своей среды». Таким образом создавался однородный механизм – Республика Советов. К ведению местных советов Конституция относила следующие задачи: проведение в жизнь всех постановлений высших органов власти; принятия мер к подъему культуры и хозяйства на данной территории; разрешение вопросов местного значения; объ-единение всей деятельности Советского государства на соответствующей территории. Однако предстояла еще сложная и длительная работа по преодолению элементов анархии и сепаратизма в деятельности местных советов. Сложной проблемой стала организация управления промышленностью. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г., пройдя несколько этапов. Первый этап (осень 1917 г. – весна 1918 г.), когда были национализированы предприятия, имеющие особое значение для республики. Второй этап начался с весны 1918 г., когда национализировались не отдельные предприятия, а целые отрасли промышленности (горная, текстильная, цементная, стекольная, нефтяная, речной флот, внешняя торговля и т.д.). Объявлялось государственной монополией банковское дело, аннулировались все внешние и внутренние займы, которые заключили как царское, так и Временное правительство. Для организации народного хозяйства и государственных финансов по Декрету ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. создан Высший совет народного хозяйства при СНК, который должен был вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. По мнению Ленина, «Высший совет народного хозяйства не может быть сведен к парламенту, а должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике». Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было бюро ВСНХ в составе 15 человек. Все законопроекты и крупные мероприятия по регулированию народного хозяйства в целом вносились в СНК через ВСНХ. В компетенцию ВСНХ входили конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), а также другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих советах. В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта форма была первой в ряду других мер по управлению экономикой, введенной новой властью. Рабочий контроль осуществлялся рабочими через выборные органы – заводские, фабричные комитеты, советы старост. Органы рабочего контроля осуществляли наблюдение за производством, устанавливали минимум выработки предприятия, имели право проверять все документы и книги предприятий. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля. Введение рабочего контроля давало возможность установления контроля над деятельностью хозяев предприятий и являлось подготовительной мерой для последующей национализации промышленности, третий этап которой пришелся на период гражданской войны. Созданием в апреле–мае 1918 г. комбедов и продотрядов (вооруженные солдаты и рабочие) советское правительство ввело продовольственную диктатуру и предъявило ультиматум деревне, сельским Советам: или переход на позиции пролетарской диктатуры (выполнения государственных повинностей, неэквивалентность экономических отношений, или вооруженное подавление сопротивления). По сути, это первое крупное политическое столкновение на почве советской власти. Второй фронт борьбы – национальные районы, где Советы трансформировались в местные национальные органы власти, возглавившие борьбу за автономию, отделение от России. Этот этап «разбегания» Советов был естественным и логическим, отражая все богатство содержания Октябрьской революции. Он вмещал в себя и победу Советов, и их поражение, так как рушилась большевистская идея диктатуры «народа» через Советы, власть которых превращалась в формальность. Острые противоречия разъединяли городские Советы центра и периферии, губерний и уездов. Они различались по партийному составу, программами и методам работы. Дорогу к унификации Советов прокладывали ревкомы, ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия), партячейки, армейские командования (главным образом, методом силового давления), что обеспечивало относительное единство этой ветви советской власти. В этих специфических условиях соответственно формировались принципы взаимоотношений партийных и советских органов: организующая роль большевиков, ярко проявившаяся при передаче власти Советам, после Октября закрепилась по всем линиям: в руководстве Совнаркомом, в деятельности ВЦИК, в подборе кадров для всех уровней управления. С каждым месяцем Советы все больше «приручались», фактически заняв место «"приводного ремня» от партии к массам. В марте 1918 г. на VII съезде Российской Коммунистической партии большевиков (РКП(б)) впервые прозвучала идея о необходимости передвижки власти от Советов к партии. Сначала казалось, что четко не определены функции тех и других, но причина была иная: устанавливалась однопартийная система, менялась природа советской власти. В течение 1918 г. многопартийная система советов была разрушена, а советы превратились из органов, определяющих политику, в исполнительные органы. Взяв курс на ликвидацию социалистических партий, закрывая издания меньшевиков, эсеров, большевики отказались от политического плюрализма. Уже в 1918 г. реальной властью начали становиться местные комитеты большевистской партии. Они определяли состав исполнительных комитетов, издавали распоряжения, обязательные для советов, в ряде случаев даже распускали советы, требуя выбирать в новые только бедняков и коммунистов. Государственные функции стали выполнять и массовые организации трудящихся – профсоюзы, как элемент советской политической системы. Аналогичные процессы шли и в отношении государства ко всем другим общественным организациям. Фактически на смену власти советов пришла власть большевистской партии, точнее ее руководства – диктатура не пролетариата, а власти. В широко открытые ворота новых органов управления хлынула и волна «романтиков» революции, и привычных к политической работе партработников, и всякого рода властолюбцев, готовых служить во имя материальных льгот. Специфические критерии отбора кадров – по степени преданности идее, по социальному происхождению («из бедняков») быстро формировали у представителей властных структур дух замкнутости и корпоративности. Представители партийных, советских, военных и прочих органов сплачивались в своеобразный «орден», который постепенно обрывал обратные связи, выводя своих членов из-под контроля масс. Власть в руках новой элиты становилась их первой формой собственности, определяя материальный достаток (в ту пору относительный), привилегии, авторитет. Из этой группы формировался новый господствующий класс, все его основные черты были уже налицо. Большевистская партия стала после Октября 1917 г. партией власти по своей функции, а затем стала ею и по составу. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих органов по наиболее важным вопросам.

 

Date: 2015-07-10; view: 1556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию