Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовное и административное законодательство в начале XX века





Система источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов.

Одновременно с этим появляется большое число актов, именуемых "временные прави-ла". Появляясь как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию акты, они приобретали характер законов. Определение "временные" наиболее адекватно отражало на-правленность законотворчества в период реформ.

Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие ста-тусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуру и функции новооб-разуемых органов власти и управления.

В большом числе издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.

При реформировании системы государственных органов или создании новых принима-лись акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наиболее фундаментальных ак-тов используется термин "закон".

Кодификационная работа проводилась в целом ряде учреждений: эти задачи возлага-юсь на особое отделение государственной канцелярии (по изданию Свода Законов),

департаменты Сената, Государственный совет и Государственную думу, Совет минист-ров и отдельные министерства и управления. Руководство этой работой осуществлял Сенат, в начале революции было создано Юридическое совещание, выполнявшее функции руководите-ля всей кодификационной деятельностью.

В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон становится в рассматриваемый период главным источником права. Закон в материальном смысле отличался от закона в формальном смысле, т. е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном слу-чае.

Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала со-вместная власть: Государственной думы, Государственного совета и императора (указ мог ис-ходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).

По пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей террито-рии империи), местные (действовавшие на ее части), особенные (действующие в отношении особого рода дел) и специальные (действующие в отношении особых категорий лиц).

Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал с момента получения на данной территории листа сенатского издания Собрания Уза-конении и Распоряжений правительства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).

Правило, что закон не имеет обратной силы было рассчитано на суд, а не на законода-теля.

Толкование законов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.

Подробно разрабатывается понятие о юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные.

В качестве таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специ-альным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком.

Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридиче-ской терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота по-является "Торгово-промышленное предприятие". Оно могло иметь различные конкретные виды - тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности:

нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательст-вом властных структур в оборот;

демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (вве-дение в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, со-ветов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

В годы войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфе-ре: военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Нормирование цен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. За-прещался, например, залог хлеба, этот продукт подвергался нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторые продовольственные товары за пределы района, где они производились.

Используя старые правовые акты (Свод законов) законодатель активно дополнял и тол-ковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.,

Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в. своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, 1886 г. рас-ширяется право присяжных в процессе - они получают возможность вновь участвовать в по-становке вопросов (раньше это делал только коронный суд).

С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном, заключении стало зачитываться в срок заключения. В 19VL году" суду предоставляет право восстановления в правах или реабилита-ция.

В годы войны процессуальное и судебное право подвергаются изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых -судах осуществля-лось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоратив-ность состава суда, невозможность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция, прототип арбитража, появление ко-торой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.

 

14. Уголовное уложение 1903 г.: содержание и значение.

По ряду причин новое «Уголовное уложение» в действие полностью не вводилось. Его отдельные главы и статьи вводились отдельными указами на протяжении нескольких лет. Часть проекта «Уложения» осталась вообще нереализованной.

Новое «Уголовное уложение» объединяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В новом Уложении четко различались общая и особенная части.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие определения понятия преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержание Общей части оказали влияние основные принципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распространялся на всех пребывающих на ней лиц.

Преступление определялось как «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания» [1]. Возраст наступления уголовной ответственности был изменён с 7 до 10 лет.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким преступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

Особенная часть разделялась на 37 глав, которые включали 615 статей. В них определялась ответственность за преступления, против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность и т.д. Более четко, по сравнению с предыдущим законодательством, определялись признаки составов отдельных преступлений.

Уложению 1903 г. были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века.

Первой из них являлось изменение уголовного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уголовного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как деяния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом наказания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

Второй тенденцией являлось усиление ответственности за государственные преступления. Главы же об ответственности за бунт против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома; о государственной измене и о смуте вводились в действие в 1904-1906 гг., в условиях бурного развития революционной борьбы. За совершение таких деяний, а также за участие в «сообществе», организованном для посягательства на изменение формы правления России, за размножение, хранение или провоз из-за границы сочинений революционного характера «Уголовное уложение» устанавливало тяжкие наказания.

Особый интерес представляет глава «О смуте», в статьях которой достаточно полно отражены все основные формы революционной борьбы того времени. К ответственности привлекались лица, за организацию «скопищ»; подстрекательство «к ослушанию предъявленному требованию разойтись»; ведение революционной пропаганды, призывающей «к учинению бунтовщического или изменнического деяния»; произнесение публичных речей или публичное чтение сочинений «бунтовщического или изменнического» характера.

Специальные статьи устанавливали ответственность за пропаганду «преступных учений», распространение революционной литературы, за организацию стачки и т.д.

Уложение 1903 г. содержало специальную главу «О государственной измене», в которой значительно полнее устанавливалась ответственность за шпионаж, в том числе и в мирное время. Усиление межгосударственных противоречий в начале ХХ века обусловило введение ответственности за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов и т.п. [2].

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 г. и сохраненная в редакции 1885 г., была упрощена. Все наказания подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие. В Уложении предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных.

Экономическое, социальное, политическое развитие России в начале XX века требовало серьезных изменений в праве. Существовавшее законодательство не способствовало развитию капиталистических отношений. 90-е годы – годы интенсивной правотворческой деятельности. Часть законопроектов была утверждена, но многие так и остались в стадии разработки и обсуждения. Наибольшие изменения произошли в государственном, административном, земельном и уголовном праве.

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранялись и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией.

Date: 2015-07-10; view: 2141; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию