Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г) Требования от руководителей тайной агентуры





Служба тайной агентуры, весьма сложная, тонкая, основанная на пони­мании самых тайных изгибов человеческой души, требует весьма искусного и умного руководства,

Успех работы тайной агентуры в громадной мерее зависит от личного состава, как руководителей, так и рядовых работников.

Никакие инструкции, указания, приемы и методы не помогут, не сдви­нут с мертвых канцелярских основ этого живого дела, если во главе служб агентуры не будут стоять люди с преданностью и любовью к делу, честные, работающие с сердцем, обладающие умом, нужными познаниями, инициа­тивой, энергией, знанием людей и умением подбирать сотрудников.

Область агентуры для искусного ее ведения требует, кроме того, ловко­сти, решительности вместе с осторожностью, проницательности и знания человеческой натуры'.

Весьма характерные определения требований от руководителей службы агентуры дают писатели Бижо, Тибо и Дюгем.

Бюжо говорит: «Лица, ведающие этой службой, должны быть выбраны из числа хитрых и ловких, обладающих скрытным и эластичным умом. Их взгляд должен быть то кроток, то смел; они должны уметь читать по выраже­ниям лиц и отлично скрывать происходящее в их собственной душе. Вне­шность их должна быть одновременно и приветливо-симпатичной и внуши­тельной, легко поддающейся исполнению любой роли»[218].

Тибо отзывается так: «Легко понять, сколько нужно проницательности, чтобы найти сведущих и полезных шпионов; ловкости, чтобы убедить их взяться за столь опасную роль; рассудительности, чтобы не скомпрометиро­вать их; наконец, сколько нужно врожденного такта, знания людей и дела для управления всем, что касается шпионства, для привлечения честолюб­цев, для устрашения и приманки трусов и корыстолюбцев, — вообще для эксплуатации всех человеческих слабостей»[219].

Дюгем пишет: «Чтобы хорошо управлять шпионством, недостаточно со­рить деньгами направо и налево; необходимы последовательность, старание и опытность»3.

Кроме того, обязательное требование от руководителей агентуры — до­статочное военное и общее образование, а для некоторых отделов — и специ­альное.

Совершенно необходимо также, чтобы все лица, причастные к управле­нию агентурой, умели молчать, умели при всякой обстановке хранить вруча­емые им тайны; малейшее лишнее слово, малейшая неосторожность может скомпрометировать дело разведки, а также и отдельных лиц, работающих по агентуре, не говоря уже о том, что болтливость руководителей может быть очень полезна противной стороне.

Постоянные сношения с людьми ловкими, часто стремящимися обма­нуть, заставляет лиц, ведающих агентурой, не быть излишне доверчивыми и простодушными, а тонкими психологами быстро разгадывающими людей.

Необходимость для пользы дела входит в соприкосновение с людьми иногда весьма невысокой нравственности, принуждает руководителей аген­туры скрывать свое истинное отношение к подобным элементам, дабы, хотя бы проскользнувшим презрением, не испортить наиболее благоприятного хода дела и не сделать из сотрудника врага.


Дабы умело и искусно ставить задачи, толково разбираться в донесениях и правильно оценивать их, лица, причастные к руководству тайной агенту­рой в различных странах, должны отлично знать эти страны, их язык, обы­чаи, особенности, должны быть в совершенстве ознакомлены с организаци­ей их вооруженных сил; при постановке специальных задач (по инженерно­му делу, технике, экономике и пр.) желательно инструктировать агентов (отвечающих, конечно, возможности выполнить поручение) соответствен­ными специалистами, которые должны оценивать и представляемый мате­риал; недостаточное знание руководителями изучаемой страны и армии мо­жет всегда повлечь к приобретению устарелых или не имеющих никакого значения документов или неправильной оценке доставляемых (иногда двой­ными шпионами или подсылаемыми специально лицами) сведений.

Насколько дурно отражается незнание языка страны дли ведущего в ней разведку, весьма характерно указывает уже упоминавшееся донесение воен­ного агента в Японии, относящееся к 1898 г.; агент писал[220]: «Китайские иде- ографы составляют самую серьезную преграду для деятельности военного агента, направленной к изучению военного устройства этой страны. Не го­воря уже о том, что эта тарабарская грамота исключает возможность пользо­ваться какими-либо случайно попавшими в руки негласными источника­ми, она ставит военного агента в полную и грустную зависимость от добро­совестности и патриотической щепетильности японца-переводчика, вообще даже в самых невинных вещах. Положение военного агента может быть по истине трагикомическим. Представьте себе, что вам предлагают прибрести весьма важные и ценные сведения, заключающаяся в японской рукописи, и что для вас нет другого средства узнать содержание этой рукописи, при усло­вии сохранения необходимой тайны, как послать рукопись в Петербург, где проживает единственный наш соотечественник, знающий настолько пись­менный японский язык, чтобы быть в состоянии раскрыть содержание япон­ского манускрипта. Поэтому для военного агента остается лишь один ис­ход — совершенно и категорически отказаться от приобретения всяких quasi- секретных письменных данных, тем более, что в большинстве случаев предложения подобных сведений со стороны японцев будет лишь ловушкой».

Остается еще указать на необходимость, чтобы руководители агентуры были людьми безупречной честности, не допускающей и тени каких-либо подозрений, а также от них требуется самая щепетильная аккуратность в ведении денежных дел; требования эти тем более необходимы, что условия агентурной работы, сопровождаемой постоянным обращением с крупными казенными суммами, сплошь и рядом не допускают возможности строгой и точной отчетности.

Частая смена лиц, ведающих агентурой, раз они вполне удовлетворяют своему назначению, крайне нежелательна и вредит успеху дела; агентура — это такая отрасль службы, которая не ограничивается для искусного ее веде­ния одними теоретическими познаниями, а требует большого опыта и време­ни для изучения всех сотрудников, без отличного знания индивидуальных особенностей которых плодотворное направление работы немыслимо; хоро­шие, честные сотрудники и агенты также не любят смен руководителей; Ле­вад ь по этому вопросу отзывается так2: «Полезный, добросовестный шпион не любит часто менять своего начальника. Он хочет, чтобы оценивали услу­ги, которые он оказывает, и трудности, которые он переживает, а также, что­бы умели без грубостей прощать его невольные ошибки. Он предпочитает говорить непосредственно с лицом, которому служит, а не через переводчи­ка. Наконец, он привыкает к своему руководителю, он его лучше понимает, чувствует себя с ним легко, испытывает даже привязанность к нему и прояв­ляет некоторую фамильярность, но зато работает с большим усердием».

Выполнение всех очерченных требований от руководителей тайной аген­туры едва ли достижимо в жизни во всей своей полноте: к удовлетворению этих условий надо стремиться и крайне внимательно и осторожно относить­ся к выбору руководителей, назначая на должности исключительно достой­ных лиц, необходимых для работы и обладающих в достаточной мире хотя бы главнейшими из перечисленных качеств.

В высшей степени полезно привлекать на службу тайной агентуры под­ходящих офицеров Генерального штаба и востоковедов, соответственно под­готовляя их для должностей начальников разведывательных отделений, их помощников, начальников агентурных организаций за границей или даже заведывающих агентурными центрами в наиболее важных пунктах.

Д) Составление общего и частных планов разведки и схем агентурных сетей

Для широкого планомерного и систематического изучения иностран­ных государств и их армий в мирное время и для целесообразной подготов­ки к разведывательной работе в случае возникновения войны, централь­ным разведывательным органом должен быть еще в мирное время глубоко продуман, разработан и систематически проводим в жизнь общий план раз­ведки, составленный по общим идейным указаниям правительства; в пол­ном соответствии с задачами политики и стратегии; отсутствие такового плана неизбежно ведет к разведке случайной, не одухотворяемой общими идеями и преследованием вполне определенных государственных целей, — к разведке, не учитывающей важности тех или иных стран, театров или направлений, получающей те сведения, которые удается агентам добывать, а не те, в коих мы при данных политико-военных условиях международной жизни нуждаемся.

Получив общие идейные руководящие указания от правительства в смы­сле наиболее желательного направления разведки для облегчения выполне­ния задач политики и стратегии государства, центральный разведыватель­ный орган разрабатывает общий план разведки при непременном участии центрального оперативного органа, а также учитывая разведывательные за­дачи морского ведомства, Министерства иностранных дел и других ведомств, ведущих также разведывательную работу.

Разведка может иметь только тогда широкий государственный масштаб, когда разведывательная работа всех ведомств будет вестись в полном взаи­модействии, преследуя общие государственные задачи.

Рассмотрим, какие именно элементы должны учитываться при разра­ботке общего плана разведки?

Общий план разведки должен установить:

а) какие иностранные государства подлежат изучению, а вместе с тем и агентурной разведке,

б) каковы общие задачи изучения каждого государства и что именно при данной[221] международной обстановке должна особенно преследовать раз­ведка в каждом из изучаемых государств,

в) какие задачи преследует центральный орган своей непосредственной раз­ведывательной работой и каковы и где должны быть заложены организа­ции центрального органа для проведения в жизнь намеченных задач;

г) какие страны (районы, полосы, направления, пункты) подлежат изуче­нию всех подчиненных центральному органу разведывательных инстан­ций: военных агентов, разведывательных отделений окружных штабов, отдельных разведывательных организаций и пунктов за границей и пр.; каковы главнейшие задачи всех перечисленных разведывательных ин­станций;

д) в связи с преследуемыми задачами должна быть установлена схема иерар­хического управления агентурной разведкой как на территории своего государства, так и за границей,

е) должен быть разработан общий план перехода на военное положение всех разведывательных руководящих инстанций и план мобилизации аген­туры в предвидении войн с различными комбинациями врагов[222]; в планы мобилизации агентуры должны входить и задачи в период мобилизации, развертывания и начала военных действий,

ж) при междусоюзнической агентурной работе общий план разведки дол­жен учитывать разведывательную связь с союзниками и путем взаимно­го соглашения установить задачи агентуры, имеющей междусоюзниче­ское политическое и стратегическое значение.

В полном соответствии с общими задачами разведки и распределением их между центральным органом и различными подчиненными инстанция­ми — каждой из инстанций разрабатываются свои частные планы разведки, в зависимости от которых уже намечаются схемы сетей агентур.

Выборы точек агентуры вполне зависят от задач, преследуемых данным разведывательным органом, и от тех стратегических и тактических условий, кои находятся налицо на территории, обслуживаемой известной разведыва­тельной инстанцией; направления и пункты, подлежащие разведке, должны быть обязательно оценены в смысле их оперативного значения, вытекающе­го из того или другого плана действий в случае войны.

Центральный орган, ставя общие задачи подчиненными инстанциям, согласно выработанного общего плана разведки в государстве, не должен вмешиваться в способы проведения этих задач в жизнь, предоставляя это вполне данному местному органу.

Для достижения большого идейного единства в работе, весьма полезны периодические съезды руководителей главнейших местных разведыватель­ных инстанций (у нас, например, начальников разведывательных отделении штабов пограничных округов), устраиваемые центральным органом; на этих съездах устанавливаются задачи, выясняются личным общением особенно­сти работы в тех или иных областях, определяются те требования и нужды, которые подлежат разрешению, выясняется, наконец, насколько соответ­ствуют жизненным условиям и ставящимся задачам те денежные отпуски, кои ассигнуются данному разведывательному органу, и пр.

Date: 2015-07-10; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию