Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Региональные и страновые приоритетыРегиональные приоритеты энергетической дипломатии России органично вытекают из положений Энергетической стратегии России, которые предусматривают меры по укреплению наших позиций в европейском регионе, являющимся основным рынком сбыта российской нефти и газа. Они должны дополняться активными шагами по расширению экспортных потоков России на восточном и южном направлениях. Энергетическая стратегия страны ориентируется на масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов центральноазиатских стран СНГ, включая страны Каспийского региона. В этой связи одной из приоритетных задач российской дипломатии является содействие реализации ряда крупных нефтегазовых проектов, включая строительство новых стратегических трубопроводов. В Европе Россия имеет существенные интересы во многих странах. В основном они сводятся к сохранению и расширению рынков сбыта, внедрению в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса, получению инвестиций, решению вопросов транзита. Ряд европейских стран, в свою очередь, являются крупными поставщиками оборудования для российской энергетики, а также важными потенциальными экспортерами капитала для топливно-энергетических отраслей России. Эти факторы обусловили запуск в 2000 г. энергетического диалога между Евросоюзом и Россией, который превратился в неотъемлемый элемент переговоров, проводимых на регулярной основе саммитов «Россия — ЕС». Необходимо отметить, что взаимодействие по этим вопросам в политическом формате теперь переходит в деловую плоскость в связи с инициативой формирования постоянно действующего Делового энергетического форума «Россия — ЕС», в котором предполагается участие крупнейших «игроков» российского ТЭК и ведущих европейских топливных компаний. Важное значение для формирования правовых рамок энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве имеет также Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы. Россия подписала ДЭХ, и хотя она не ратифицировала этот договор, российские делегации участвуют в мероприятиях Конференции по Энергетической Хартии, наиболее важными из которых являются переговоры по разработке Транзитного протокола к Хартии. Наряду с этим российская дипломатия уделяет значительное внимание вопросам двустороннего сотрудничества в области энергетики с отдельными странами Евросоюза. В этом плане можно особо выделить успешное развитие ряда совместных проектов с Францией, Великобританией, Италией, Германией, Нидерландами и др. Безусловным приоритетом нашей дипломатии является также налаживание эффективного сотрудничества в области энергетики на постсоветском пространстве. Энергетический фактор играет ключевую роль в многосторонней дипломатии России в рамках СНГ, Союзного государства с Белоруссией, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) и формирующегося Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Правовой основой двустороннего энергетического сотрудничества с бывшими союзными республиками являются долгосрочные межправительственные соглашения по различным направлениям. Основной механизм сотрудничества — рабочие группы или комитеты в рамках межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству (МПК). Энергетическая дипломатия России стремится находить взаимоприемлемые и жизнеспособные решения по проблемам, которые обозначились в связи с переводом на рыночную основу условий поставок и транзита энергоносителей в отношениях России с другими партнерами по СНГ. Следует отметить, что в последнее время на постсоветском пространстве завязываются сложные узлы геополитических и экономических проблем, связанных с энергетической сферой. Ярким примером может служить газовый конфликт с Украиной, особенно остро проявившийся в начале 2006 г. Энергетические интересы России в Каспийском регионе неразрывно связаны с геополитическими интересами, а также интересами в транспортной сфере и других экономических сферах страны в этом регионе. В отношениях России с ресурсными странами Каспийского региона и Центральной Азии важное место занимают вопросы развития сотрудничества в сфере транзита и транспортировки каспийских нефтегазовых ресурсов на рынки сбыта, а также урегулирование правового статуса Каспийского моря. Определенные перспективы для сотрудничества в газовой сфере имеет Евразийский газовый альянс, создаваемый с участием России, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Весьма перспективным направлением российской энергетической дипломатии является Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) с учетом ожидаемого существенного роста экономики и энергопотребления государств этого региона. Сфера энергетики — ключевой элемент наших отношений со странами АТР в рамках форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Некоторые страны АТР являются потенциальными инвесторами освоения ресурсно-сырьевого потенциала Дальнего Востока и Восточной Сибири России. В свою очередь развитие ТЭК будет способствовать не только решению острых социально-экономических проблем этих регионов, но и развитию энергетической и промышленной инфраструктуры, а также укреплению экономических и геополитических позиций России в Азии. В этой связи Россия придает большое значение реализации сахалинских проектов, а также освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Среди стран-импортеров АТР наиболее прочная политическая и нормативноправовая база для сотрудничества в сфере энергетики формируется в отношениях с Китаем. Своего рода энергетический диалог начинается с Японией и с Южной Кореей. Среди стран-экспортеров региона имеет перспективы сотрудничество с Индонезией, Вьетнамом, Малайзией. В целом можно констатировать, что энергетический фактор занимает весомое место в системе двусторонних внешнеэкономических и внешнеполитических отношений России с более чем 80 странами. Среди стран-импортеров энергетических ресурсов, двусторонние отношения с которыми входят в российские приоритеты, можно выделить США. В этой связи следует отметить позитивное влияние на состояние дел в этой области начавшегося в 2002 г. двустороннего Энергетического диалога. Традиционными стали также российско-американские деловые «энергетические саммиты». На последнем из них, прошедшем в 2003 г. в Санкт-Петербурге, обсуждались перспективы реализации ряда крупных нефтегазовых проектов. Дальнейшее развитие Энергетического диалога России и США имеет большое значение для укрепления стабильности и предсказуемости мировых энергетических рынков в глобальном плане, а также для нахождения баланса интересов не только по экономическим, но и геополитическим проблемам. Среди других стран-импортеров, в двусторонних отношениях с которыми у России имеются нефтяные интересы, можно отметить государства СНГ и Балтии, Турцию, страны Центральной и Восточной Европы, ряд стран АТР, в первую очередь Северо-Восточной Азии. Касаясь двусторонних «энергетических» отношений с экспортерами, можно отметить Норвегию, которая является крупнейшим производителем и экспортером нефти и газа среди стран Западной Европы. Очевидно, что у России и Норвегии, несмотря на то, что они конкуренты на рынках нефти и газа в странах Западной Европы, имеются и общие интересы. В последнее время энергетический фактор играет все более важную роль в отношениях с Алжиром, Ливией, Египтом, а также с рядом государств Латинской Америки, среди которых следует выделить Венесуэлу и Мексику.
Внешняя политика России начала XXI века во многом походит на внешнюю политику ведущих мировых держав по своим принципам и ответам на вызовы современного мира. Вместе с тем внешняя политика становится все более традиционной, похожей в основе своей на внешнюю политику дореволюционной России XIX века. Эта схожесть заключается, прежде всего, в защите национальных интересов страны.
|