Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные и страновые приоритеты





Региональные приоритеты энергетической дипломатии России органично вытекают из положений Энергетической стратегии России, которые предусматривают меры по укреплению наших позиций в европейском регионе, являющимся основным рынком сбыта российской нефти и газа. Они должны дополняться активными шагами по расширению экспортных потоков России на восточном и южном направлениях. Энергетическая стратегия страны ориентируется на масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов центральноазиатских стран СНГ, включая страны Каспийского региона. В этой связи одной из приоритетных задач российской дипломатии является содействие реализации ряда крупных нефтегазовых проектов, включая строительство новых стратегических трубопроводов.

В Европе Россия имеет существенные интересы во многих странах. В основном они сводятся к сохранению и расширению рынков сбыта, внедрению в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса, получению инвестиций, решению вопросов транзита. Ряд европейских стран, в свою очередь, являются крупными поставщиками оборудования для российской энергетики, а также важными потенциальными экспортерами капитала для топливно-энергетических отраслей России. Эти факторы обусловили запуск в 2000 г. энергетического диалога между Евросоюзом и Россией, который превратился в неотъемлемый элемент переговоров, проводимых на регулярной основе саммитов «Россия — ЕС». Необходимо отметить, что взаимодействие по этим вопросам в политическом формате теперь переходит в деловую плоскость в связи с инициативой формирования постоянно действующего Делового энергетического форума «Россия — ЕС», в котором предполагается участие крупнейших «игроков» российского ТЭК и ведущих европейских топливных компаний.

Важное значение для формирования правовых рамок энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве имеет также Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы. Россия подписала ДЭХ, и хотя она не ратифицировала этот договор, российские делегации участвуют в мероприятиях Конференции по Энергетической Хартии, наиболее важными из которых являются переговоры по разработке Транзитного протокола к Хартии.

Наряду с этим российская дипломатия уделяет значительное внимание вопросам двустороннего сотрудничества в области энергетики с отдельными странами Евросоюза. В этом плане можно особо выделить успешное развитие ряда совместных проектов с Францией, Великобританией, Италией, Германией, Нидерландами и др.

Безусловным приоритетом нашей дипломатии является также налаживание эффективного сотрудничества в области энергетики на постсоветском пространстве. Энергетический фактор играет ключевую роль в многосторонней дипломатии России в рамках СНГ, Союзного государства с Белоруссией, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) и формирующегося Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Правовой основой двустороннего энергетического сотрудничества с бывшими союзными республиками являются долгосрочные межправительственные соглашения по различным направлениям. Основной механизм сотрудничества — рабочие группы или комитеты в рамках межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству (МПК). Энергетическая дипломатия России стремится находить взаимоприемлемые и жизнеспособные решения по проблемам, которые обозначились в связи с переводом на рыночную основу условий поставок и транзита энергоносителей в отношениях России с другими партнерами по СНГ.

Следует отметить, что в последнее время на постсоветском пространстве завязываются сложные узлы геополитических и экономических проблем, связанных с энергетической сферой. Ярким примером может служить газовый конфликт с Украиной, особенно остро проявившийся в начале 2006 г.

Энергетические интересы России в Каспийском регионе неразрывно связаны с геополитическими интересами, а также интересами в транспортной сфере и других экономических сферах страны в этом регионе. В отношениях России с ресурсными странами Каспийского региона и Центральной Азии важное место занимают вопросы развития сотрудничества в сфере транзита и транспортировки каспийских нефтегазовых ресурсов на рынки сбыта, а также урегулирование правового статуса Каспийского моря. Определенные перспективы для сотрудничества в газовой сфере имеет Евразийский газовый альянс, создаваемый с участием России, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана.

Весьма перспективным направлением российской энергетической дипломатии является Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) с учетом ожидаемого существенного роста экономики и энергопотребления государств этого региона. Сфера энергетики — ключевой элемент наших отношений со странами АТР в рамках форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Некоторые страны АТР являются потенциальными инвесторами освоения ресурсно-сырьевого потенциала Дальнего Востока и Восточной Сибири России. В свою очередь развитие ТЭК будет способствовать не только решению острых социально-экономических проблем этих регионов, но и развитию энергетической и промышленной инфраструктуры, а также укреплению экономических и геополитических позиций России в Азии. В этой связи Россия придает большое значение реализации сахалинских проектов, а также освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири.

Среди стран-импортеров АТР наиболее прочная политическая и нормативноправовая база для сотрудничества в сфере энергетики формируется в отношениях с Китаем. Своего рода энергетический диалог начинается с Японией и с Южной Кореей. Среди стран-экспортеров региона имеет перспективы сотрудничество с Индонезией, Вьетнамом, Малайзией.

В целом можно констатировать, что энергетический фактор занимает весомое место в системе двусторонних внешнеэкономических и внешнеполитических отношений России с более чем 80 странами. Среди стран-импортеров энергетических ресурсов, двусторонние отношения с которыми входят в российские приоритеты, можно выделить США. В этой связи следует отметить позитивное влияние на состояние дел в этой области начавшегося в 2002 г. двустороннего Энергетического диалога. Традиционными стали также российско-американские деловые «энергетические саммиты». На последнем из них, прошедшем в 2003 г. в Санкт-Петербурге, обсуждались перспективы реализации ряда крупных нефтегазовых проектов. Дальнейшее развитие Энергетического диалога России и США имеет большое значение для укрепления стабильности и предсказуемости мировых энергетических рынков в глобальном плане, а также для нахождения баланса интересов не только по экономическим, но и геополитическим проблемам.

Среди других стран-импортеров, в двусторонних отношениях с которыми у России имеются нефтяные интересы, можно отметить государства СНГ и Балтии, Турцию, страны Центральной и Восточной Европы, ряд стран АТР, в первую очередь Северо-Восточной Азии.

Касаясь двусторонних «энергетических» отношений с экспортерами, можно отметить Норвегию, которая является крупнейшим производителем и экспортером нефти и газа среди стран Западной Европы. Очевидно, что у России и Норвегии, несмотря на то, что они конкуренты на рынках нефти и газа в странах Западной Европы, имеются и общие интересы.

В последнее время энергетический фактор играет все более важную роль в отношениях с Алжиром, Ливией, Египтом, а также с рядом государств Латинской Америки, среди которых следует выделить Венесуэлу и Мексику.

 

Внешняя политика России начала XXI века во многом походит на внешнюю политику ведущих мировых держав по своим принципам и ответам на вызовы современного мира. Вместе с тем внешняя политика становится все более традиционной, похожей в основе своей на внешнюю политику дореволюционной России XIX века. Эта схожесть заключается, прежде всего, в защите национальных интересов страны.
И этим новая Россия разительно отличается от СССР, в котором внешняя политика была глубоко идеологизирована, направлена на поддержку коммунистических режимов, создание и укрепление социалистического блока в ущерб национальным интересам нашей страны.
Правовой базой внешней политики России является Конституция РФ, федеральные законы, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти; нормы международного права; международные договоры Российской Федерации; концепция внешней политики Российской Федерации, разрабатываемая и утверждаемая Президентом РФ.
Реализацией внешней политики в соответствии с конституционными полномочиями занимается Президент РФ. В этом ему помогает аппарат Администрации Президента РФ, помощник по международным делам.
Работу по непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса обеспечивает Министерство иностранных дел РФ. МИД страны обеспечивает контроль и координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов и международных связей субъектов Российской федерации.
Особо следует отметить роль Федерального Собрания РФ. Государственная Дума и Совет Федерации ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации, ратификации международных договоров, контроль за выполнением Россией международных обязательств. В обеих палатах непосредственной подготовкой законопроектов и координацией международных связей занимаются Комитеты по международным делам.
Депутаты, члены Комитета по международным делам, как правило, отвечают за конкретный участок внешнеполитической деятельности.
Я, например, являюсь заместителем председателя Комитета по международным делам Государственной Думы и председателем подкомитета по защите прав граждан России за рубежом. Около 1 миллиона граждан России постоянно находятся за рубежом (работа, учеба, выезд к родственникам), более 4 миллионов совершают ежегодно деловые и туристические поездки. Подкомитет, взаимодействуя с Департаментом Консульской службы МИДа России и иностранными посольствами, контролирует обеспечение защищенности и безопасности наших граждан.
Парламентская составляющая имеет все возрастающее значение в развитии международных отношений. Существует Межпарламентский союз, в который входит и наше Федеральное Собрание. В рамках этого союза действует, скажем, Межпарламентская группа в Государственной Думе. В составе ее - группы по связям с парламентами конкретных стран. Я, например, являюсь председателем группы по связям с парламентом Австрии. В составе группы 11 депутатов Государственной Думы. Мы взаимодействуем, прежде всего, с депутатами парламента Австрии, входящими в группу по связям с парламентом России. Наша цель - укрепление экономических, политических, культурных связей с Австрией, содействие нашим предпринимателям в Австрии и укреплению экономических связей австрийского бизнеса в регионах России, инвестициям в нашу страну. Формы работы - переговоры, подготовка двусторонних соглашений, обмен делегациями, работа с посольством Австрии в Москве.
Другое направление в деятельности Совета Федерации - взаимодействие со следующими международными организациями:
- Ассамблеей организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
- Европарламентом;
- Ассамблеей Западно-Европейского Союза (ЗЕС);
- Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ).
Особенно важным является наше участие в работе ПАСЕ. Россия является полноправным членом Совета Европы, и наша делегация имеет официальный статус. Я являюсь депутатом ПАСЕ и работаю в Комитете по экономическому развитию. ПАСЕ обсуждает важнейшие проблемы развития европейских стран и сотрудничества между ними, вопросы обеспечения безопасности и социальной защиты граждан европейских стран. Наше участие в работе ПАСЕ обеспечивает полноправное участие в решении всех важнейших европейских проблем, повышает роль России в международных делах.


Date: 2015-06-11; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию