Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам





Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Обычно в отношениях по перевозке принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Общие положения о перевозке.

Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения, участником которого является Российская Федерация, регулируются соответствующей транспортной конвенцией или соглашением. Например, Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением сертификата международной дорожной перевозки (МДП); Международная конвенция о морской перевозке грузов ООН 1978 г. (Гамбургские правила).

При подготовке Кодекса торгового мореплавания 1999 г. были учтены положения Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978 г. (Гамбургские правила).

Положения ГК РФ конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства - прежде всего это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции России и п. 2 ст. 784 ГК РФ следует, что все они должны иметь статус федеральных законов. На сегодняшний день регулируют отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (18 глав, 137 статей) был принят Государственной Думой 19.02.1997 и одобрен Советом Федерации 05.03.1997.

Первый отечественный кодекс в этой области – Воздушный кодекс СССР – был принят в 1932 г. За ним последовали Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 гг.

Действующий Воздушный кодекс РФ был введен в действие 01.04.1997. Это кодифицированный нормативно-правовой акт транспортного законодательства, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

За время действия Кодекса в него вносились различные изменения и дополнения, в том числе Федеральным законом от 18.07.2006 № 114-ФЗ ст. 7 Кодекса дополнена новым положением, устанавливающим, что имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в собственности физических лиц. Также указанным Федеральным законом в ст. 101 Кодекса был введен пункт 3, который дает определение коммерческой воздушной перевозке.

Воздушным перевозкам посвящена глава XV Воздушного кодекса РФ, регулирующая отношения, возникающие в связи с заключением, изменением и прекращением договора перевозки пассажира, груза, почты, договора фрахтования воздушного судна, а также предоставлением услуг и льгот пассажирам воздушных судов. Эта глава включает в себя ст. 100, которая дает определение перевозчика. Также в данной главе дано определение внутренней, международной, коммерческой воздушной перевозки; установлено выполнение правил воздушных перевозок; дано определение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза и т. д.

Вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора урегулированы в главе XVII Воздушного кодекса РФ («Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя»).

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (27 глав, 430 статей) был принят Государственной Думой 31.03.1999, одобрен Советом Федерации 22.04.1999.

Кодекс 1999 года подвел итог целой эпохи развития деятельности морского транспорта страны. Известно, что это уже третий кодекс, принятый в XX столетии: первый Кодекс торгового мореплавания СССР был принят в 1929 г. (утвержден постановлением ЦИК и СНК СССР от 14.07.1929), второй - в 1968 г. (КТМ СССР, утвержден Указом Президиума ВС СССР от 17.09.1968 (с изм. и доп. от 20.05.1974, 27.07.1982, 02.12.1987).

Глава VIII Кодекса посвящена договору морской перевозки груза (общие положения, подача судна и погрузка груза, коносамент и т.д.), глава IX - договору морской перевозки пассажира (определение договора, перевозочные документы, багаж и каютный багаж, плата за проезд пассажира и т.д.), глава X - договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), глава XI - договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), глава XII - договору буксировки.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (19 глав 167 статей) был принят Государственной Думой 07.02.2001, одобрен Советом Федерации 22.02.2001.

Указанный Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Глава XI Кодекса посвящена перевозке грузов (общие положения, определение договора перевозки груза, требования к судам и контейнерам и т.д.), глава XII – буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов, глава XIII – перевозкам пассажиров, их багажа и почтовых отправлений (общие положения, виды маршрутов перевозок пассажиров, договор перевозки пассажира, страхование жизни и здоровья пассажиров, права и обязанности и т.д.), глава XIV – перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении, глава XV устанавливает ответственность перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (9 глав, 130 статей) был принят Государственной Думой 24.12.2002, одобрен Советом Федерации 27.12.2002.

Указанный Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Это восьмой по счету Устав, принятый за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашей стране (начиная с 1917 г.).

Перевозкам груза отведена глава И, перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа глава VI, вопросам ответственности - глава VII.

В мае 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (8 глав, 44 статьи), после чего утратил силу действовавший ранее Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 № 12. Новый Устав значительно расширяет возможности сторон регулировать их правоотношения на основе заключаемых договоров.

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по перевозкам пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. В Уставе определены общие условия перевозок пассажиров, ручной клади и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Новый Устав определяет порядок предъявления претензий и исков (глава VII), установлен отсутствующий прежде единый порядок возврата пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении.

Перевозкам груза посвящена глава II, перевозкам пассажира и багажа главы III-V. Вопросы ответственности перевозчиков, пассажиров, отправителей и получателей груза урегулированы в главе VI.

Анализ внутренней структуры и содержания действующих уставов и кодексов позволяет сделать вывод об их комплексном характере и направленности на регулирование разнородных общественных отношений, возникающих в рамках транспортного процесса. Данные нормативные акты, имея комплексную природу, сочетают публично-правовые начала с частно-правовыми (гражданско-правовыми) институтами. Транспортными уставами регулируются, прежде всего, общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного управления и контроля на соответствующем виде транспорта. Этим объясняется заметное преобладание норм публично-правового, административно-правового характера над нормами гражданско-правовыми.

Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию.

Кроме ГК РФ, транспортных кодексов и уставов, действуют и иные правовые акты. Прежде всего, для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан - потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111), постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» и т.д.

В ряде случаев правила перевозок утверждаются федеральными министерствами. Например:

приказ Министерства путей сообщения РФ от 26.07.2002 № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте»;

приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны»;

приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»;

приказ Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»;

приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении
Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей»;

приказ Минтранса РФ от 02.04.2012 № 88 «О внесении изменений в федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82».

Кроме правил перевозок, издаются руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и перечни указанных услуг. Также действует постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (тарифное руководство № 3).

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Виды договоров перевозки:

– договор перевозки груза,

– договор фрахтования,

– договор перевозки пассажира и багажа.

Предмет любого из этих договоров – транспортная услуга, деятельность перевозки по перемещению грузов или пассажиров.

Date: 2015-07-10; view: 785; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию