Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система права -это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм





Системой законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективно формируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Законодательная система является внешним выражением системы права. В юридической литературе указываются следующие различия системы права и системы законодательства:

1. Система права складывается исторически по мере развития законодательства.

2. Первичным элементом системы права является правовая норма, а в системе законодательства – нормативно- правовой акт.

3. Встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет(финансовое право). с другой стороны встречаются отрасли законодательства и без соответствующей отрасли права(Таможенное законодательство во главе с Таможенным кодексом).

4. Система права первична по отношению к системе законодательства.

5. Система законодательства по объему шире системы права, т.к включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения. и т. д..

6. Отрасли права отличаются высокой степенью однородности, а отросли законодательства могут регулировать разнообразные отношения.

7. Система права имеет только горизонтальное строение, тогда как система законодательства имеет вертикальное строение (называют федеральным или иерархичным)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Что такое "система права"?

2. Из каких основных элементов складывается система права?

3. Определите понятие "отрасль права"

4. Что такое "правовой институт"?

5. Как определяется понятие "предмет правового регулирования"?

6. Какие используются основные методы правового регулирования?

7. Какие отрасли права относятся к публичному праву?

8. Какие отрасли права относятся к частному праву?

 

 

Тема №14. Право в системе социальных норм

1. Понятие социальных норм.

2.Виды социальных норм.

3. Соотношение права и морали.

 

1. Социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и ре­гулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи общие признаки:

1. Они отражают достигнутую ступень экономического, соци­ально-политического и духовного развития общества.

2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.

3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адре­сата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).

4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

5. Эти правила поведения' характеризуются обязательностью
исполнения, возможностью реализации санкции в отношении на­рушителя правила.

Функции социальных норм:

1. Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, спо­собствуют нормальному функционированию общества.

2. Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы слу­жат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомер­ное).

3. Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный со­циальный опыт, достижения развития общества, культуры. Зна­комство с ними способствует сознательному соблюдению установ­ленных правил.

2. Виды социальных норм:

1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практически вошедшие в привычку. Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вмес­те с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с разви­тием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претер-тевают изменения, появляются новые обычаи.

2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Особенности корпоративных норм таковы: они распространя­ются на членов определенной организации; закрепляются в соот­ветствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечи­ваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации).

3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведе­ние субъектов политической жизни, отношения между партия­ми, социальными группами по поводу государственной власти и др. Особенности этих норм:

Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политичес­ких партий, движений.

Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения оп­ределенных целей в политике.

В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои полити­ческие интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариант­ность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых, они могут отличаться общим декларативным харак­тером либо быть формализованными, предусматривать конкрет­ные права и обязанности субъктов политических объединений.

В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъ­являемые к структурным элементам политической системы (внут­ренняя организованность, принципы деятельности и др.).

В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций. Мораль как форма общественного сознания зародилась рань­ше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль ре­гулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в ре­гулировании поведения людей. Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отноше­ния верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организа­ций. Религиозная норма обладает всеми необходимыми признака­ми социальной нормы.

Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) опре­деленных отношений, в частности в многообразных обрядах, ри­туалах, молитвах и т.д.

Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному чело­веку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использо­вание слава «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступа­ешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно, ее нормы, ссы­лаются на волю сверхъестественных сил.

3. Единство права и морали:

1. Единство выражается, в том, что и нормы права, и нормы морали — это разновидности соци­альных норм. Они обладают общими чертами (общий характер, абстрактность ад­ресата, ориентация на свободу воли индивидов).

2. Право и мораль — надстроечные категории, обу­словленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества.

3. право и мораль, как правило, формируются из со­ображений справедливости, как социальные ценности они не могут функционировать, «добру и злу внимая равнодушно».

4. право и мораль предполагают относительную сво­боду воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательно­го выбора определенной позиции, принятия решения.

5. право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармониза­ции личных и общественных интересов, предпосылкой ответст­венности за содеянное.

6. право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания.

7. право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, ви­доизменяя и развивая их.

8. в праве и морали, в общем, наблюдается истори­ческий прогресс, поскольку они являются регуляторами, полез­ными для сохранения и. развития человека и общества.

Различие права и морали:

1) По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право- появляется вместе с государством.

2) По форме выражения. Нормы морали содержатся в общественном сознании, нормы права выражены в специальных нормативных актах (законах и др.), имею­щих письменную форму.

3) По сфере действия. Правовое регулирование — это регули­рование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Однако законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нару­шение правил приличия. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регу­лируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, кол­лективе, семье являются объектами морали, но не подлежат пра­вовому регулированию.

4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права, регулируют наиболее важные общественные отно­шения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, ее общения с другими людьми.

5) По способам установления, формирования. Правовые нор­мы создаются либо санкционируются государством, нормы морали формируются соци­альными общностями (группами) людей.

6) По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые — со­гласно специально установленным правилам (конкретно установ­ленный срок и др.).

6) По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и непра­вомерного.

7) По формам существования (фиксации). Правовые нормы, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), груп­пируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, ус­тавы. Нормы морали складываются в общественном сознании они не имеют четких форм выражения.

9) По характеру и способам воздействия на сознание и пове­дение людей. Нормы права содержат в себе более или менее по­дробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности.

10) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и по­ведению человека. Мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства, право предусматривает на­казание только за злостные факты таких проявлений.

11) По характеру ответственности и порядку ее возложе­ния. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответст­венность, при наруше­ние норм морали к субъекту применяются меры общест­венного воздействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Основные родовые признаки социальных норм.

2. Критерии классификации социальных норм.

3. Дайте краткую характеристику системы социальных норм.

4. Виды социальных норм: единство, различие и взаимодействие.

5. В чем выражаются нравственные основы правовых норм?

Тема №15. Нормативно- правовое акты и их систематизация

1. Понятие, виды и функции правотворчества.

2.Понятия и виды нормативно- правовых актов.

3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Систематизация нормативно- правовых актов.

1. Правотворчество — это деятельность государственных ор­ганов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм- проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в ши­роком привлечении граждан к правотворческой деятельности.

2. Законность - выражается в том, что все действия субъектов правотвор­чества по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции.

3. Гуманизм - предполагает направленность пра­вотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удов­летворение ее духовных и материальных потреб­ностей.

4. Научный характер - призвано максимально полно со­ответствовать назревшим потребностям обществен­ного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использо­вать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих но­вого нормативного решения.

5. Профессионализм - участие в разработке новых правотворческих ре­шений квалифицированных специалистов соот­ветствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, боль­шой опыт работы и достаточные знания.

6. Техническое совершенство принимаемых актов - предполагает широкое использование вырабо­танных юридической наукой и исследованной правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Виды правотворчества:

1. Принятие нормативно- правовых актов органами государства. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Президент РФ, Федеральное Со­брание, Правительство РФ, федеральные мини­стерства, представительные (законодательные) органы республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономной области, автономных ок­ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия на издание нормативных правовых актов каждого органа определяются Конститу­цией РФ и иными законами. Федеральные законы принимаются Государст­венной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Государственная Дума и Совет Федерации принимают также постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Процедура принятия нормативных актов опреде­ляется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания. Президент РФ, на основе Конституции РФ и законов РФ издает указы, причем они могут быть нормативного, и индивидуального и оперативного характера. Правительство РФ, как высший орган исполни­тельной власти, правомочно решать вопросы го­сударственного управления, отнесенные к его ведению. Свои акты нормативного характера Правительство РФ издает в форме по­становлений.

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления. Издавая нормативные акты (решения, постановления, распоряжения и т. д.) органы местного самоуправ­ления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения че­рез избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материаль­ных и финансовых ресурсов.

3. Референдум- принятие законов путем всенародного голосования. В данном случае народ непосредственно осуще­ствляет определенный акт законодательной вла­сти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референду­мом, обладают высшей юридической силой, в ка­ком-либо утверждении не нуждаются и обяза­тельны для применения на всей территории РФ.

4. Нормативные соглашения - содержат обязатель­ные для исполнения правовые предписания между различными субъектами права. Практикуется заключение соглашений и по эко­номическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами (республиками, краями, областями и т. д.), между субъектами Федерации.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

1. обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;

2. устранение (отмена) устаревших юридических норм;

3. восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законо­дательства.

2. Нормативно- правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентными органами или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права.

Нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами:

1. исходит от строго определенных — правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией;

2.принимается в четко обозна­ченном порядке;

3. имеет установленную форму и реквизиты, поря­док вступления в силу и сферу действия;

4. может быть быстро из­менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативные правовые акты целесообразно клас­сифицировать по трем основаниям:

1.По юридической силе различают:

а)законы — акты, обладаю­щие высшей юридической силой,

б) подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие.

2. По сфере действия выделяются:

а)акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности,

б) акты внут­реннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной тер­ритории.

3. По субъектам, издающим (принимающим) нормативные пра­вовые акты, подразделяются на акты:

а) референдума,

б) органов государственной власти,

в) Президента,

г) органов управле­ния,

д) должностных лиц государственных и негосударственных ор­ганизаций.

Виды нормативно- правовых актов:

1. Закон — это нормативный правовой акт, приня­тый в особом порядке органами законодательной власти, регу­лирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы классифицируются по следующим основаниям:

1.По значимости и юридической силе:

— законы конституци­онные определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций

— обыкновенные (текущие) принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

2. По органу, принимающему закон:

— законы общефедеральные

— законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут про­тиворечить общефедеральному за­конодательству и действуют только на территории субъекта Фе­дерации.

3. По объему и объекту регулирования:

— Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений (кодексы).

—Специальные законы регулиру­ют более узкие области общественных отношений («Па­тентный закон Российской Федерации» 1992 г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997 г. и др.).

2. Подзаконный нормативный правовой акт — это акт, издан­ный в соответствии с законом, и ему не противоречащий.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:

  1. Общие подзаконные акты- это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти (указы президента и постановления правительства).
  2. Местные подзаконные акты - это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией.
  3. 3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции)- это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
  4. Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные нормативно- правовые акты) - это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций (приказы, уставы, положения).

3. Дей­ствие, нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения в действие указывается в со­путствующем акту документе — постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте.

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного- трех месяцев.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий.

г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

4. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом.

Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы закон не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

- если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

- если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Прекращают свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

На государственной российской территории действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора».

Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют в отношении наших граждан, находящихся за гра­ницей

Не подпадают под действие нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации (и тем самым не подлежат юридической от­ветственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

4. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов:

1. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путам глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

а. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления.

б. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

в. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством).

II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорация бывает:

а). Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Различают два вида официальной инкорпорации:

- Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

- Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

б). Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными и практиками без специальных на то полномочий правотворческих органов.

III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Нормативно-правовой акт в системе других источников права: его особенности и характерные признаки.

2. Нормативно-правовой акт и источники правоведения. Как они соотносятся?

3. Классификация нормативно-правовых актов по различным основаниям.

4. Как подразделяются нормативно-правовые акты по своей юридической силе? Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта?

5. Классификация нормативно-правовых актов по объему и характеру их действия.

6. Что такое юридический закон? Каково его место в системе нормативно-правовых актов?

7. Основные признаки закона как главного нормативно-правового акта.

8. Классификация и краткая характеристика подзаконных нормативно-правовых актов.

9. Содержание и особенности актов судебной власти. Являются ли они источниками права?

10. Для чего необходима систематизация нормативно-правовых актов?

11. Проанализируйте содержание кодификации как наиболее совершенной формы систематизации законодательства.

12. Понятие и разновидности инкорпорации законодательства.

13. Значение неофициальной инкорпорации для профессиональной деятельности юристов.

14. Что представляет собой консолидация как разновидность систематизации законодательства? Ее соотношение с кодификацией и инкорпорацией.

 

Тема №16. Правовые системы современности

1. Понятие и классификация правовых систем.

2.Общая характеристика правовых систем современности.

а) Романо- германская правовая семья.

б) Англо- саксонская правовая семья

в) Американская правовая семья

г) Мусульманская правовая семья

д) Индусская правовая семья

 

1. Правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Понятие правовой системы в юридической науке рассматри­вается в трех основных аспектах:

1. В узком смысле понимается та правовая система, которая су­ществует в данном государстве (синоним — национальная правовая система).

2. В более широком смысле понимается правовая система, су­ществующая в нескольких государствах (синоним — правовая семья), — это совокупность национальных правовых систем, обладающих сходными юридическими признаками в рамках одного типа права (романо-германская правовая семья, анг­лосаксонская и т. д).

3. Наиболее широкий смысл — это всемирная правовая система (синоним — юридическая география).

Классификация правовых систем представлена в двух основных направлениях:

1. Представлено в работах французского ученого Р.Давида, выдвинувшего идею трихотомии (эта классифи­кация основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, фило­софию, экономические и со­циальные структуры, и юриди­ческой техники, включающей в качестве основной состав­ляющей источники права), где выделяются три правовые семьи:

а) Романо- германская

б) англосаксонская

в) социалистическая

Категория «правовая семья» служит для обозначения относи­тельного единства правовых систем, имеющих сходные юридичес­кие признаки, и отражает те особенности названных систем, ко­торые обусловлены сходством их конкретно-исторического разви­тия: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей права, правовой культуры, юридических традиций и т.д.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

2. направления представлено немецким юристом К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль» («стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволю­цию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе различают восемь «правовых кру­гов»: а)романский, б)германский, в)скандинавский, г)англо-американ­ский, д)социалистический, е)право ислама, ж)индусское право, з) дальне­восточное право.

2. б) К романо-германской семье, или к семье континен­тального права, относятся правовые системы, воз­никшие в Европе на основе древнеримского права, а также канонических (церковных) и местных право­вых обычаев. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII-XVI веках на базе Свода законов Юсти­ниана в общую для многих европейских стран юридическую науку. Для романо-германской правовой семьи характерны: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли. Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и катего­рий), более или менее единая система правовых принципов. ' Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет

Романо-германская юридическая доктрина и, главным обра­зом, законодательная практика различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законо­дательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, граж­данско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разветвле­на. Законы регулируют отдельные сферы общественных отноше­ний (например, акционерные законы). Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов, регламентов, админи­стративных циркуляров, декретов министров и др.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права: он может действовать не только «в дополнение к закону», но и «кроме закона».

Судебная практика может быть отнесена к числу вспомогательных источников романо-германского права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.

Судебная система построена по иерархическому принципу. Кроме общей судебной системы в раде стран имеются и независи­мые от нее юрисдикции, например, административные суды во Франции, военные и таможенные суды в Швейцарии и т.д. Дол­жности судей, в отличие от стран прецедентного орава, редко за­мещаются адвокатами. Одной из характерных черт романо-гер­манской правовой семьи считается наличие прокуратуры как органа надзора за законностью. Помимо стран континентальной Европы, к данной семье от­носятся страны Латинской Америки, часть африканских стран, Япо­ния, Индонезия.

в) Англосаксонская – правовая семья. Основы общего права были заложены в Англии после нор­маннского завоевания в процессе деятельности королевских су­дов. Английское право считается традиционным, оно не знало об­новления на базе римского права, что характерно для романо-германской семьи.

Основной источник права — судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные судьями в их реше­ниях. В Англии отсутствует кон­ституция как единый систематизированный законодательный акт. Число парламентских актов конституционного характера превы­шает 4 тысячи. Законы в Англии именуются статутами. Наиболее важными статутами, определяющими основы общественного и государствен­ного устройства, являются Билль о правах (1686 г.), Акт о пуб­личных собраниях (1908 г.), Акт об общественном порядке (1936г.), Акт о публичных органах (1960 г.) и др.

Отсутствует деление права на публичное и част­ное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично-правовые и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Прецедентное право требует от судьи признания обстоятельств рассматриваемого дела сходным с ранее решавшимся делом, от чего зависит приме­нение той или иной прецедентной нормы.

Судья может найти аналогию обстоятельств и то­гда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он во­обще может не найти никакого сходства обстоя­тельств, и тогда, если отношения не регламентиро­ваны нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т. е. становится законодателем.

• Проблема соотношения закона и судебной прак­тики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон мо­жет отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.

Т. о, Английское право имеет тройную структуру:

1. общее право — основной источник;

2. право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник;

3. статутное право — писаное право парламентского происхождения.

В группу английского права, наряду с Англией, входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

в) Американская правовая семья. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порываю­щего со своим «английским прошлым». Принятие писаной феде­ральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важным шагом на этом пути. В США сложилась дуалистическая система, сход­ная с английской: прецедентное право во взаимодействии с зако­нодательным. Одно из различий с общим правом связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство, свою систему прецедентного права. Соответственно в США существует 51 система права: 50 в штатах, 1 —федеральная. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в про­цессе приспособления права к изменяю­щимся условиям. Это связано с правомо­чиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью зако­нов. В статутном праве США немало кодексов, которых не знает английское право (на­пример, Единообразный торговый кодекс 1962 г.). В США велико значение «обычного» права в функционировании механизма государ­ственной власти. Пробелы в Конституции США восполняются как с помощью теку­щего законодательства, так и путем при­знания сложившихся обыкновений, уста­новившихся обычаев и традиций.

г) Мусульманское право как система норм, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII—X в. и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от ' Аллаха, который в определенный момент истории открыл его че­ловеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни. То, что считается мусульманским правом называется «шариат», и переводится как «путь следования» и содержит предпи­сания о том, что должен делать мусульманин и чего не должен.

Шариат основан на идее обязанностей человека. Отстаивается идея теократического общества, в котором роль государства сво­дится прежде всего к защите основ веры.

Шариат состоит из двух частей — теологии или принципов веры (акида) и права (фикха). Фикх или мусульманское право де­лится на две части: первая указывает мусульманину, какой долж­на быть его линия поведения по отношению к себе подобным (му-амалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Ал­лаху (ибадат). Эти две части и составляют предмет юридической науки в том виде, как она определена и изучена мусульманскими правовыми школами.

Основными источниками мусульманского права являются:

1. Коран (священная книга).

2. Сунна (традиции, связанные с пророком Мухаммедом).

3. Иджма (единое соглашение мусульманского сообщества по вопросу об обязанностях правоверного).

4. Кияс (суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

Коран состоит из высказываний Аллаха своему последнему пророку Мухаммеду (Магомету). Юридические положения Кора­на содержатся в определенных строфах, которые мусульмански­ми юристами называются «правовыми». Сунна содержит рассказ о поведении пророка, которым должны руководствоваться веру­ющие.

В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. К числу основных от­раслей мусульманского права относятся: уголовное право, судеб­ное право и семейное право.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Едино­личный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульман­ские страны (например, Египет) полностью отказались от мусуль­манских судов. В группу мусульманского права входят Египет, Судан, Ираке и Ливане и т.д.

д) Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетий длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое ре­гулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших ком­понентов юридической системы индийского общества.

Индусское право составляет вторую систему религиоз­но-традиционной семьи и относится к древнейшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках второго тысячелетия до нашей эры и даже раньше — содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила пове­дения. Кроме того, ин­дусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. Индусское право претерпело существенные изменения в пери­од английской колониальной экспансии. В области права собст­венности и обязательного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области се­мейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соот­ветствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права».

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момен­та рождения на социально-иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, и даже мора­ли. Оправдание кастовой структурой об­щества — основа философской, религиоз­ной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяется только к индусам. Первым в 1955 г. вступил в действие Закон о браке, унифи­цировавший брачное право индусов и приспособивший его к со­временному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содер­жание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени про­делана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами. Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.Дайте понятие правовой системе.

2. Что такое правовая семья?

3. Два подхода к классификации правовых систем.

4. Дайте характеристику Романо –германской правовой семье? Назовите основные источники данного права?

5. Раскройте сущность англо- саксонской правовой семьи. Назовите основные источники данного права?

6. Американская правовая семья? Её отличие от англосаксонской правовой семьи?

7. Мусульманская правовая семья источники и судебная система.

8. Охарактеризуйте индусское право.

 

Тема №17. Реализация права

1. Понятие и формы реализации права.

2.Понятия принципы и формы применения права.

3. Стадии правоприменительного процесса.

4. Понятия и виды актов применения права.

5. Пробелы в праве.

6. Аналогия закона и аналогия права.

 

1 Реализация права — процесс воплощения правовых пред­писаний в поведении субъектов права.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована:

1.С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

2. Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий.

Реализация права не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяют разные формы реализации правовых норм:

1. С позиции уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы:

а) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

б) реализация общих норм устанавливающих правовой статус и компетенцию;

в)реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

2. По субъекту реализации права можно выделить две формы:

а) индивидуальную;

б) коллективную.

3. По характеру правореализующих действий выделяют четыре формы:

а) Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в не совершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности.

б) Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов.

в) Использование прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие.

г) Применение является особой" формой реализации права, так как посредством применения может реализовываться любой вид норм права, а субъектами правоприменения являются, как прави­ло, специальные государственные органы и должностные лица.

2. Применение норм права — властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Принципы правоприменения:

1. Принцип законности. Он означает необходимость строгого и неуклонного следования правовым предписаниям в правопри­менительной деятельности.

2. Принцип социальной справедливости означает, что правопри­менительная деятельность должна осуществляться в интересах не отдельных лиц, а в интересах общества в целом.

3. Принцип целесообразности означает необходимость учета спе­цифики конкретной ситуации при вынесении решения, выбор наиболее оптимального варианта решения.

4. Принцип обоснованности означает необходимость полного вы­явления и тщательного изучения всех относящихся к рассмат­риваемому делу материалов, принятие решения только на ос­нове достоверно установленных фактов.

Различают две основные формы применения права:

1) оператив­но-исполнительную Посредством оперативно-исполнительной формы государство осуществляет кадровую, хозяйственную политику. Здесь различается две разновидности:

а) Стандартное применение. Для него характерно принятие уп­равленческого решения при наступлении стандартной ситуа­ции, описанной в гипотезе

б) Ситуационное применение права. Нормы, регламентирующие ситуационное правоприменение, обычно содержат слова: «впра­ве», «в случае необходимости», «в соответствии с обстоятель­ствами

2) право­охранительную.

Примерами оперативно-исполнительной формы правоприме­нения являются издание приказа о приеме на работу, регистрация брака, выдача разрешения на строительство, премирование и т.д.

2) Под правоохранительной формой имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нару­шений, применение мер государственного принуждения, обеспе­чения исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.

3. Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. Все юридические факты и составы устанавлива­ются через доказательства. Не подлежат доказательству:

• общеизвестные факты;

• презумпции, т. е. предположения о нали­чии или отсутствии определенных фактов,
основанные на связи между предполагае­мыми и наличными фактами.

2. Установление юридической основы дела. После доказательства времени, места, участ­ников события и других обстоятельств необ­ходимо установить юридическую основу. Начинают с юридической нормы, которая наиболее полно регулировала бы данные об­щественные отношения: о когда есть одна юридическая норма; о столкновение юридических норм (колли­зия). При этом пользуются следующими крите­риями: либо берется норма, содержащаяся в нормативно-правовом акте, обладающая высшей юридической силой, либо (если нормативно-правовые акты содержат одина­ковую юридическую силу) та норма, которая содержится в нормативно-правовом акте, принятом позднее; если нет юридической нормы (пробел в праве), то необходима ликвидация пробе­лов: либо через аналогию закона, либо че­рез аналогию права (ликвидируются про­белы, используя общий смысл и принци­пы права85).

После нахождения юридической нормы не­обходимо проверить правильность текста нормы. Существуют три этапа проверки пра­вильности действия нормы: во времени, пространстве и по кругу лиц.

4. Решение дела (сводится к принятию акта правоприменения). Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям.

4. Акты правоприменения — это государственно-властный, ин­дивидуально-определенный акт, совершаемый компетент­ным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъектных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования.

Акты применения права характеризуются следующими при­знаками:

1. Это решение по конкретному делу официального компетент­ного органа, которого государство уполномочило на реализа­цию права в определенных сферах общественных отношений

2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для всех, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства.

3. Акт применения права имеет определенную форму, закреп­ленную в законодательстве.

4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулиро­вание общественных отношений, является индивидуальным правовым актом.

Правоприменительный акт включает 4 основные части:

1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификации правоприменительных актов могут проводить­ся по различным основаниям.

1. По субъектам принятия они делятся на акты органов государ­ственной власти и управления, акты судебных органов, акты органов прокуратуры, акты органов местного самоуправления.

2. По способу принятия акты классифицируются на принятые коллегиально и единолично.

3. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям, к которым относятся применяемые нормы, выделяют акты: кон­ституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-пра­вовые и т.д.

4. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить исполнительные акты, связанные с применением диспо­зиции, и правоохранительные акты, связанные с реализацией санкций, а также с применением мер по предупреждению пра­вонарушений.

5. По форме внешнего выражения можно выделить акты-доку­менты и акты-действия. В свою очередь, акты-документы по структуре можно разделить на следующие виды:

а) акты, включающие все 4 структурные части (например, при­говоры судов);

б) акты, состоящие из 3 частей — вводной, описательной, ре­золютивной, что характерно для следственных и админис­тративных протоколов;

в) акты, содержащие 2 части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);

г) акты, состоящие из одной резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить» и т.д., наложенные должностным лицом на соответствующие документы).

6. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. К словесным можно отнести устные распоряже­ния руководителя государственного органа, конклюдентные осу­ществляются путем сочетания определенных жестов (действия ре­гулировщика).

7. По юридическому значению акты применения права можно разделить на основные и вспомогательные. Основными счи­таются те, которые содержат окончательное решение по делу (приговор суда), вспомогательные содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о проведении экспертизы).

8. В зависимости от действия во времени выделяются акты од­нократного действия (акт о наложении штрафа) и акты дли­тельного действия (регистрация брака, назначение пенсии).

5. Пробел в праве — отсутствие правовой нормы при разре­шении конкретных правовых случаев, которые охватыва­ются правовым регулированием и должны быть разреше­ны на основе права.

Появление пробелов связано прежде всего с возникновением новых общественных отношений, которые требуют своего урегу­лирования. Законодатель при издании того или иного норматив­ного акта не может предсказать в полной мере дальнейшее разви­тие соответствующих общественных отношений. Имеются и субъективные причины появления пробелов, связанные с ошиб­ками правотворческих органов, неправильным определением пред­мета правового регулирования.

Виды пробелов:

1 по сфере их распространения:

1. Пробелы в позитивном праве. Они означают отсутствие нор­мативных актов, нормативных договоров, правовых обычаев и других источников права, регулирующих данный вопрос.

2. Пробелы в нормативно-правовом регулировании. Они означают отсутствие нормативно-правовых актов по данному вопросу.

3. Пробелы в законодательстве в узком смысле. Это отсутствие закона по данному вопросу, хотя он в силу своей важности должен быть урегулирован именно законом.

4. Пробелы в законе. Это неполное урегулирование того или ино­го вопроса в данном законе.

2. со временем их возникновения они делятся на:

а) первоначальные возни­кают с момента издания данного нормативного акта,

б) последую­щие — позже в связи с дальнейшим развитием соответствующих отношений.

Наличие пробела не является очевидным, пробел необхо­димо выявить, установить. Установление пробела представляет собой совокупность доказательственных действий.

Устранить пробел можно лишь путем дополнительного пра­вотворчества, путем издания новых нормативных актов или дополнение действующих в процесс правопременения пробелы преодолеваются по средством аналогии закона и права.

6. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Если компетентный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные (аналогичные) общественные отношения, то в данном случае имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение непосредственно не регулирует. Она регулирует другие, но близкие, родственные отношения.

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. В чем заключается сущность реализации правовых предписаний?

2. Охарактеризуйте формы реализации правовых норм с использованием конкретных примеров.

3. В чем выражаются особенности применения норм права властными органами?

4. В каких случаях возникает необходимость в применении норм права властными органами государства?

5. Каковы основные стадии процесса применения норм права?

6. Раскройте особенности и признаки правоприменительного, индивидуального правового акта.

7. Охарактеризуйте виды актов применения норм права на конкретных, известных вам примерах.

8. В чем отличие акта применения нормы права от нормативно-правового акта?

.9. Как вы понимаете пробел в праве? Почему он возникает?

10. Каковы способы преодоления пробелов в праве в процессе применения правовых норм?

 

Тема №18. Толкование норм права.

1. Понятие и значение толкования норм права

2. Способы толкования норм права.

3.Виды толкования норм права.

1. Толкование – это установление содержания нормативно- правовых предписаний для их практической реализации. Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно- правовых актах.

Объективными толкованиями, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты документы, содержащие нормы права.

Задача толкования это эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности. Толкование как интеллектуально – мыслительный процесс имеет два направления:

1. Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя»

2. Разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Уяснение как элемент процесса толкования может, и не пере­расти в разъяснение. Но в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, уяснение является первой стадией общего процесса толкования нормативно- правового акта.

2. Необходимость толкования нормативно- правовых актов обусловлена тем, что существует целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм. Это препятствие преодолевается с помощью совокупности специальных приемов способов толкования.

Способ толкования — это осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособ­ленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров за­кона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.

Основными способами толкования - уяснения являются:

1. Грамматический - который направлен на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка, когда выясняют значение слов, терминов, знаков препинания исследуют структуру предложений.

2. Логический - который основан на непосредственном использовании законов и правил формальной логики.

3. Специально- юридический который базируется на юридическом знании. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования.

4. Систематический который обусловлен системностью права к законодательству и служит для анализа связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и законодательства.

5. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует г

Date: 2015-07-10; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию