Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система права -это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Системой законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективно формируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Законодательная система является внешним выражением системы права. В юридической литературе указываются следующие различия системы права и системы законодательства: 1. Система права складывается исторически по мере развития законодательства. 2. Первичным элементом системы права является правовая норма, а в системе законодательства – нормативно- правовой акт. 3. Встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет(финансовое право). с другой стороны встречаются отрасли законодательства и без соответствующей отрасли права(Таможенное законодательство во главе с Таможенным кодексом). 4. Система права первична по отношению к системе законодательства. 5. Система законодательства по объему шире системы права, т.к включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения. и т. д.. 6. Отрасли права отличаются высокой степенью однородности, а отросли законодательства могут регулировать разнообразные отношения. 7. Система права имеет только горизонтальное строение, тогда как система законодательства имеет вертикальное строение (называют федеральным или иерархичным) ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Что такое "система права"? 2. Из каких основных элементов складывается система права? 3. Определите понятие "отрасль права" 4. Что такое "правовой институт"? 5. Как определяется понятие "предмет правового регулирования"? 6. Какие используются основные методы правового регулирования? 7. Какие отрасли права относятся к публичному праву? 8. Какие отрасли права относятся к частному праву?
Тема №14. Право в системе социальных норм 1. Понятие социальных норм. 2.Виды социальных норм. 3. Соотношение права и морали.
1. Социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе. Социальным нормам присущи общие признаки: 1. Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. 2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов. 3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.). 4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях. 5. Эти правила поведения' характеризуются обязательностью Функции социальных норм: 1. Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества. 2. Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное). 3. Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил. 2. Виды социальных норм: 1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практически вошедшие в привычку. Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претер-тевают изменения, появляются новые обычаи. 2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). 3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Особенности этих норм: Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений. Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике. В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи. В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни. В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений. В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.). В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.). В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др. 4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций. Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др. 5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы. Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д. Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии. В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слава «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано». В-четвертых, любая религия и, следовательно, ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. 3. Единство права и морали: 1. Единство выражается, в том, что и нормы права, и нормы морали — это разновидности социальных норм. Они обладают общими чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов). 2. Право и мораль — надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. 3. право и мораль, как правило, формируются из соображений справедливости, как социальные ценности они не могут функционировать, «добру и злу внимая равнодушно». 4. право и мораль предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения. 5. право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, предпосылкой ответственности за содеянное. 6. право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания. 7. право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их. 8. в праве и морали, в общем, наблюдается исторический прогресс, поскольку они являются регуляторами, полезными для сохранения и. развития человека и общества. Различие права и морали: 1) По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право- появляется вместе с государством. 2) По форме выражения. Нормы морали содержатся в общественном сознании, нормы права выражены в специальных нормативных актах (законах и др.), имеющих письменную форму. 3) По сфере действия. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Однако законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. 4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, ее общения с другими людьми. 5) По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, нормы морали формируются социальными общностями (группами) людей. 6) По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые — согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и др.). 6) По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. 7) По формам существования (фиксации). Правовые нормы, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании они не имеют четких форм выражения. 9) По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности. 10) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства, право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений. 11) По характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответственность, при нарушение норм морали к субъекту применяются меры общественного воздействия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Основные родовые признаки социальных норм. 2. Критерии классификации социальных норм. 3. Дайте краткую характеристику системы социальных норм. 4. Виды социальных норм: единство, различие и взаимодействие. 5. В чем выражаются нравственные основы правовых норм? Тема №15. Нормативно- правовое акты и их систематизация 1. Понятие, виды и функции правотворчества. 2.Понятия и виды нормативно- правовых актов. 3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 4. Систематизация нормативно- правовых актов. 1. Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. Принципы правотворчества: 1. Демократизм- проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. 2. Законность - выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. 3. Гуманизм - предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. 4. Научный характер - призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. 5. Профессионализм - участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. 6. Техническое совершенство принимаемых актов - предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и исследованной правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Виды правотворчества: 1. Принятие нормативно- правовых актов органами государства. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные министерства, представительные (законодательные) органы республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия на издание нормативных правовых актов каждого органа определяются Конституцией РФ и иными законами. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Государственная Дума и Совет Федерации принимают также постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Процедура принятия нормативных актов определяется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания. Президент РФ, на основе Конституции РФ и законов РФ издает указы, причем они могут быть нормативного, и индивидуального и оперативного характера. Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к его ведению. Свои акты нормативного характера Правительство РФ издает в форме постановлений. 2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления. Издавая нормативные акты (решения, постановления, распоряжения и т. д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов. 3. Референдум- принятие законов путем всенародного голосования. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. 4. Нормативные соглашения - содержат обязательные для исполнения правовые предписания между различными субъектами права. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами (республиками, краями, областями и т. д.), между субъектами Федерации. В процессе правотворчества реализуются следующие функции: 1. обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; 2. устранение (отмена) устаревших юридических норм; 3. восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства. 2. Нормативно- правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентными органами или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: 1. исходит от строго определенных — правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; 2.принимается в четко обозначенном порядке; 3. имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; 4. может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: 1.По юридической силе различают: а)законы — акты, обладающие высшей юридической силой, б) подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие. 2. По сфере действия выделяются: а)акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности, б) акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. 3. По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, подразделяются на акты: а) референдума, б) органов государственной власти, в) Президента, г) органов управления, д) должностных лиц государственных и негосударственных организаций. Виды нормативно- правовых актов: 1. Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы классифицируются по следующим основаниям: 1.По значимости и юридической силе: — законы конституционные определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций — обыкновенные (текущие) принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. 2. По органу, принимающему закон: — законы общефедеральные — законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. 3. По объему и объекту регулирования: — Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений (кодексы). —Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений («Патентный закон Российской Федерации» 1992 г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997 г. и др.). 2. Подзаконный нормативный правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом, и ему не противоречащий. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:
3. Действие, нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы. Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие). 1. Момент введения в действие указывается в сопутствующем акту документе — постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. а) Называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает одного- трех месяцев. в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания. д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. 2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования. Акты Президента Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования. 4. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы закон не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: - если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; - если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния. Прекращают свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай). Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. На государственной российской территории действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют в отношении наших граждан, находящихся за границей Не подпадают под действие нормативных правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. 4. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: 1. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путам глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. а. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. б. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие). в. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорация бывает: а). Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Различают два вида официальной инкорпорации: - Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. - Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. б). Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными и практиками без специальных на то полномочий правотворческих органов. III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Нормативно-правовой акт в системе других источников права: его особенности и характерные признаки. 2. Нормативно-правовой акт и источники правоведения. Как они соотносятся? 3. Классификация нормативно-правовых актов по различным основаниям. 4. Как подразделяются нормативно-правовые акты по своей юридической силе? Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта? 5. Классификация нормативно-правовых актов по объему и характеру их действия. 6. Что такое юридический закон? Каково его место в системе нормативно-правовых актов? 7. Основные признаки закона как главного нормативно-правового акта. 8. Классификация и краткая характеристика подзаконных нормативно-правовых актов. 9. Содержание и особенности актов судебной власти. Являются ли они источниками права? 10. Для чего необходима систематизация нормативно-правовых актов? 11. Проанализируйте содержание кодификации как наиболее совершенной формы систематизации законодательства. 12. Понятие и разновидности инкорпорации законодательства. 13. Значение неофициальной инкорпорации для профессиональной деятельности юристов. 14. Что представляет собой консолидация как разновидность систематизации законодательства? Ее соотношение с кодификацией и инкорпорацией.
Тема №16. Правовые системы современности 1. Понятие и классификация правовых систем. 2.Общая характеристика правовых систем современности. а) Романо- германская правовая семья. б) Англо- саксонская правовая семья в) Американская правовая семья г) Мусульманская правовая семья д) Индусская правовая семья
1. Правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Понятие правовой системы в юридической науке рассматривается в трех основных аспектах: 1. В узком смысле понимается та правовая система, которая существует в данном государстве (синоним — национальная правовая система). 2. В более широком смысле понимается правовая система, существующая в нескольких государствах (синоним — правовая семья), — это совокупность национальных правовых систем, обладающих сходными юридическими признаками в рамках одного типа права (романо-германская правовая семья, англосаксонская и т. д). 3. Наиболее широкий смысл — это всемирная правовая система (синоним — юридическая география). Классификация правовых систем представлена в двух основных направлениях: 1. Представлено в работах французского ученого Р.Давида, выдвинувшего идею трихотомии (эта классификация основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права), где выделяются три правовые семьи: а) Романо- германская б) англосаксонская в) социалистическая Категория «правовая семья» служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей права, правовой культуры, юридических традиций и т.д. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития. 2. направления представлено немецким юристом К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль» («стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе различают восемь «правовых кругов»: а)романский, б)германский, в)скандинавский, г)англо-американский, д)социалистический, е)право ислама, ж)индусское право, з) дальневосточное право. 2. б) К романо-германской семье, или к семье континентального права, относятся правовые системы, возникшие в Европе на основе древнеримского права, а также канонических (церковных) и местных правовых обычаев. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII-XVI веках на базе Свода законов Юстиниана в общую для многих европейских стран юридическую науку. Для романо-германской правовой семьи характерны: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли. Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и категорий), более или менее единая система правовых принципов. ' Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет Романо-германская юридическая доктрина и, главным образом, законодательная практика различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разветвлена. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений (например, акционерные законы). Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов, регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права: он может действовать не только «в дополнение к закону», но и «кроме закона». Судебная практика может быть отнесена к числу вспомогательных источников романо-германского права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента. Судебная система построена по иерархическому принципу. Кроме общей судебной системы в раде стран имеются и независимые от нее юрисдикции, например, административные суды во Франции, военные и таможенные суды в Швейцарии и т.д. Должности судей, в отличие от стран прецедентного орава, редко замещаются адвокатами. Одной из характерных черт романо-германской правовой семьи считается наличие прокуратуры как органа надзора за законностью. Помимо стран континентальной Европы, к данной семье относятся страны Латинской Америки, часть африканских стран, Япония, Индонезия. в) Англосаксонская – правовая семья. Основы общего права были заложены в Англии после норманнского завоевания в процессе деятельности королевских судов. Английское право считается традиционным, оно не знало обновления на базе римского права, что характерно для романо-германской семьи. Основной источник права — судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. В Англии отсутствует конституция как единый систематизированный законодательный акт. Число парламентских актов конституционного характера превышает 4 тысячи. Законы в Англии именуются статутами. Наиболее важными статутами, определяющими основы общественного и государственного устройства, являются Билль о правах (1686 г.), Акт о публичных собраниях (1908 г.), Акт об общественном порядке (1936г.), Акт о публичных органах (1960 г.) и др. Отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично-правовые и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Прецедентное право требует от судьи признания обстоятельств рассматриваемого дела сходным с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т. е. становится законодателем. • Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Т. о, Английское право имеет тройную структуру: 1. общее право — основной источник; 2. право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник; 3. статутное право — писаное право парламентского происхождения. В группу английского права, наряду с Англией, входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. в) Американская правовая семья. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего со своим «английским прошлым». Принятие писаной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важным шагом на этом пути. В США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательным. Одно из различий с общим правом связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство, свою систему прецедентного права. Соответственно в США существует 51 система права: 50 в штатах, 1 —федеральная. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. В статутном праве США немало кодексов, которых не знает английское право (например, Единообразный торговый кодекс 1962 г.). В США велико значение «обычного» права в функционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции США восполняются как с помощью текущего законодательства, так и путем признания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. г) Мусульманское право как система норм, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII—X в. и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от ' Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни. То, что считается мусульманским правом называется «шариат», и переводится как «путь следования» и содержит предписания о том, что должен делать мусульманин и чего не должен. Шариат основан на идее обязанностей человека. Отстаивается идея теократического общества, в котором роль государства сводится прежде всего к защите основ веры. Шариат состоит из двух частей — теологии или принципов веры (акида) и права (фикха). Фикх или мусульманское право делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (му-амалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части и составляют предмет юридической науки в том виде, как она определена и изучена мусульманскими правовыми школами. Основными источниками мусульманского права являются: 1. Коран (священная книга). 2. Сунна (традиции, связанные с пророком Мухаммедом). 3. Иджма (единое соглашение мусульманского сообщества по вопросу об обязанностях правоверного). 4. Кияс (суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой. Коран состоит из высказываний Аллаха своему последнему пророку Мухаммеду (Магомету). Юридические положения Корана содержатся в определенных строфах, которые мусульманскими юристами называются «правовыми». Сунна содержит рассказ о поведении пророка, которым должны руководствоваться верующие. В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право. Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. В группу мусульманского права входят Египет, Судан, Ираке и Ливане и т.д. д) Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетий длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов юридической системы индийского общества. Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках второго тысячелетия до нашей эры и даже раньше — содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Кроме того, индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права». Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социально-иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, и даже морали. Оправдание кастовой структурой общества — основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяется только к индусам. Первым в 1955 г. вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами. Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1.Дайте понятие правовой системе. 2. Что такое правовая семья? 3. Два подхода к классификации правовых систем. 4. Дайте характеристику Романо –германской правовой семье? Назовите основные источники данного права? 5. Раскройте сущность англо- саксонской правовой семьи. Назовите основные источники данного права? 6. Американская правовая семья? Её отличие от англосаксонской правовой семьи? 7. Мусульманская правовая семья источники и судебная система. 8. Охарактеризуйте индусское право.
Тема №17. Реализация права 1. Понятие и формы реализации права. 2.Понятия принципы и формы применения права. 3. Стадии правоприменительного процесса. 4. Понятия и виды актов применения права. 5. Пробелы в праве. 6. Аналогия закона и аналогия права.
1 Реализация права — процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права. Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Реализация права как процесс может быть охарактеризована: 1.С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. 2. Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Реализация права не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено. По разным основаниям выделяют разные формы реализации правовых норм: 1. С позиции уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы: а) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; б) реализация общих норм устанавливающих правовой статус и компетенцию; в)реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. 2. По субъекту реализации права можно выделить две формы: а) индивидуальную; б) коллективную. 3. По характеру правореализующих действий выделяют четыре формы: а) Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в не совершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. б) Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. в) Использование прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. г) Применение является особой" формой реализации права, так как посредством применения может реализовываться любой вид норм права, а субъектами правоприменения являются, как правило, специальные государственные органы и должностные лица. 2. Применение норм права — властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Принципы правоприменения: 1. Принцип законности. Он означает необходимость строгого и неуклонного следования правовым предписаниям в правоприменительной деятельности. 2. Принцип социальной справедливости означает, что правоприменительная деятельность должна осуществляться в интересах не отдельных лиц, а в интересах общества в целом. 3. Принцип целесообразности означает необходимость учета специфики конкретной ситуации при вынесении решения, выбор наиболее оптимального варианта решения. 4. Принцип обоснованности означает необходимость полного выявления и тщательного изучения всех относящихся к рассматриваемому делу материалов, принятие решения только на основе достоверно установленных фактов. Различают две основные формы применения права: 1) оперативно-исполнительную Посредством оперативно-исполнительной формы государство осуществляет кадровую, хозяйственную политику. Здесь различается две разновидности: а) Стандартное применение. Для него характерно принятие управленческого решения при наступлении стандартной ситуации, описанной в гипотезе б) Ситуационное применение права. Нормы, регламентирующие ситуационное правоприменение, обычно содержат слова: «вправе», «в случае необходимости», «в соответствии с обстоятельствами 2) правоохранительную. Примерами оперативно-исполнительной формы правоприменения являются издание приказа о приеме на работу, регистрация брака, выдача разрешения на строительство, премирование и т.д. 2) Под правоохранительной формой имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения, обеспечения исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. 3. Стадии правоприменения: 1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. Все юридические факты и составы устанавливаются через доказательства. Не подлежат доказательству: • общеизвестные факты; • презумпции, т. е. предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, 2. Установление юридической основы дела. После доказательства времени, места, участников события и других обстоятельств необходимо установить юридическую основу. Начинают с юридической нормы, которая наиболее полно регулировала бы данные общественные отношения: о когда есть одна юридическая норма; о столкновение юридических норм (коллизия). При этом пользуются следующими критериями: либо берется норма, содержащаяся в нормативно-правовом акте, обладающая высшей юридической силой, либо (если нормативно-правовые акты содержат одинаковую юридическую силу) та норма, которая содержится в нормативно-правовом акте, принятом позднее; если нет юридической нормы (пробел в праве), то необходима ликвидация пробелов: либо через аналогию закона, либо через аналогию права (ликвидируются пробелы, используя общий смысл и принципы права85). После нахождения юридической нормы необходимо проверить правильность текста нормы. Существуют три этапа проверки правильности действия нормы: во времени, пространстве и по кругу лиц. 4. Решение дела (сводится к принятию акта правоприменения). Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям. 4. Акты правоприменения — это государственно-властный, индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъектных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования. Акты применения права характеризуются следующими признаками: 1. Это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений 2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для всех, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства. 3. Акт применения права имеет определенную форму, закрепленную в законодательстве. 4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, является индивидуальным правовым актом. Правоприменительный акт включает 4 основные части: 1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат; 2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела; 3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения; 4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение. Классификации правоприменительных актов могут проводиться по различным основаниям. 1. По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти и управления, акты судебных органов, акты органов прокуратуры, акты органов местного самоуправления. 2. По способу принятия акты классифицируются на принятые коллегиально и единолично. 3. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям, к которым относятся применяемые нормы, выделяют акты: конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. 4. По форме правоприменительной деятельности можно выделить исполнительные акты, связанные с применением диспозиции, и правоохранительные акты, связанные с реализацией санкций, а также с применением мер по предупреждению правонарушений. 5. По форме внешнего выражения можно выделить акты-документы и акты-действия. В свою очередь, акты-документы по структуре можно разделить на следующие виды: а) акты, включающие все 4 структурные части (например, приговоры судов); б) акты, состоящие из 3 частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) акты, содержащие 2 части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) акты, состоящие из одной резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить» и т.д., наложенные должностным лицом на соответствующие документы). 6. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. К словесным можно отнести устные распоряжения руководителя государственного органа, конклюдентные осуществляются путем сочетания определенных жестов (действия регулировщика). 7. По юридическому значению акты применения права можно разделить на основные и вспомогательные. Основными считаются те, которые содержат окончательное решение по делу (приговор суда), вспомогательные содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о проведении экспертизы). 8. В зависимости от действия во времени выделяются акты однократного действия (акт о наложении штрафа) и акты длительного действия (регистрация брака, назначение пенсии). 5. Пробел в праве — отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Появление пробелов связано прежде всего с возникновением новых общественных отношений, которые требуют своего урегулирования. Законодатель при издании того или иного нормативного акта не может предсказать в полной мере дальнейшее развитие соответствующих общественных отношений. Имеются и субъективные причины появления пробелов, связанные с ошибками правотворческих органов, неправильным определением предмета правового регулирования. Виды пробелов: 1 по сфере их распространения: 1. Пробелы в позитивном праве. Они означают отсутствие нормативных актов, нормативных договоров, правовых обычаев и других источников права, регулирующих данный вопрос. 2. Пробелы в нормативно-правовом регулировании. Они означают отсутствие нормативно-правовых актов по данному вопросу. 3. Пробелы в законодательстве в узком смысле. Это отсутствие закона по данному вопросу, хотя он в силу своей важности должен быть урегулирован именно законом. 4. Пробелы в законе. Это неполное урегулирование того или иного вопроса в данном законе. 2. со временем их возникновения они делятся на: а) первоначальные возникают с момента издания данного нормативного акта, б) последующие — позже в связи с дальнейшим развитием соответствующих отношений. Наличие пробела не является очевидным, пробел необходимо выявить, установить. Установление пробела представляет собой совокупность доказательственных действий. Устранить пробел можно лишь путем дополнительного правотворчества, путем издания новых нормативных актов или дополнение действующих в процесс правопременения пробелы преодолеваются по средством аналогии закона и права. 6. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Если компетентный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные (аналогичные) общественные отношения, то в данном случае имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение непосредственно не регулирует. Она регулирует другие, но близкие, родственные отношения. Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права. Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. В чем заключается сущность реализации правовых предписаний? 2. Охарактеризуйте формы реализации правовых норм с использованием конкретных примеров. 3. В чем выражаются особенности применения норм права властными органами? 4. В каких случаях возникает необходимость в применении норм права властными органами государства? 5. Каковы основные стадии процесса применения норм права? 6. Раскройте особенности и признаки правоприменительного, индивидуального правового акта. 7. Охарактеризуйте виды актов применения норм права на конкретных, известных вам примерах. 8. В чем отличие акта применения нормы права от нормативно-правового акта? .9. Как вы понимаете пробел в праве? Почему он возникает? 10. Каковы способы преодоления пробелов в праве в процессе применения правовых норм?
Тема №18. Толкование норм права. 1. Понятие и значение толкования норм права 2. Способы толкования норм права. 3.Виды толкования норм права. 1. Толкование – это установление содержания нормативно- правовых предписаний для их практической реализации. Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно- правовых актах. Объективными толкованиями, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты документы, содержащие нормы права. Задача толкования это эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности. Толкование как интеллектуально – мыслительный процесс имеет два направления: 1. Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя» 2. Разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания для других. Уяснение как элемент процесса толкования может, и не перерасти в разъяснение. Но в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, уяснение является первой стадией общего процесса толкования нормативно- правового акта. 2. Необходимость толкования нормативно- правовых актов обусловлена тем, что существует целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм. Это препятствие преодолевается с помощью совокупности специальных приемов способов толкования. Способ толкования — это осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров закона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний. Основными способами толкования - уяснения являются: 1. Грамматический - который направлен на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка, когда выясняют значение слов, терминов, знаков препинания исследуют структуру предложений. 2. Логический - который основан на непосредственном использовании законов и правил формальной логики. 3. Специально- юридический который базируется на юридическом знании. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. 4. Систематический который обусловлен системностью права к законодательству и служит для анализа связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и законодательства. 5. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует г
|