Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методические рекомендации студентам

Л.Н. Мартюшов

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования,

обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика»

(профиль «Экономика предприятий и организаций»)

в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения

 

 

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр экономики»

Екатеринбург


ББК 65.012

УДК 33

 

 

Рецензент: доцент кафедры ОГиСЭД Охрименко Е.И.

 

Мартюшов Л.Н.

История экономических учений. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы/Мартюшов Л.Н. - Екатеринбург: УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2013 - 12 с.

 

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «История экономических учений» предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 «Экономика» на базе среднего полного (общего) образования.

Методические указания содержат задания для выполнения домашней контрольной работы, организационно-методические указания по её выполнению, список литературы.

 

Рекомендовано НМС УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» в качестве методических указаний по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») на базе среднего (полного) общего образования.

 

ББК 65.012

УДК 33

 

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2013

 

Содержание

 

1 Организационно-методические рекомендации студентам  
2 Варианты контрольных работ  
Литература  

Организационно-методические рекомендации студентам

В результате изучения дисциплины студент должен получить представление об основных этапах развития экономических знаний. Студент должен уметь использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности. Знание истории экономики выступает важным компонентом подготовки современного специалиста в области экономики и управления.

Усвоение основных теоретических положений должно закрепляться на семинарских занятиях. Семинарские занятия посвящены фундаментальным или дискуссионным проблемам истории экономических учений. Тема каждого занятия содержит план семинара, список литературы.

После изучения курса студенты сдают зачет, который выставляется при условии сдачи контрольной работы, работы на семинарских занятиях, наличии знаний по курсу.

Самостоятельная работа с документами и литературой – основной метод изучения дисциплины студентом-заочником.

Для изучения определенной темы студенту рекомендуется следующий алгоритм деятельности:

- ориентироваться на инструкцию преподавателя, данную на установочной сессии;

- подобрать рекомендуемую литературу, документы, материалы;

- установить соответствие подобранной литературы с рабочей программой учебной дисциплины;

- освоить соответствующий раздел учебника и конспект лекции;

- использовать рациональные приемы работы с книгой;

- прочитать книгу и сделать необходимые выписки;

- использовать справочную литературы для работы с иностранными словами и терминами.

Письменная контрольная работа – составная часть учебной дисциплины.

 

Цели контрольной работы:

- применение приобретенных студентами знаний по определенной учебной теме;

- использование умений правильно формулировать и обосновывать теоретические положения;

- развитие кругозора студента.

 

Задачи контрольной работы:

- усвоение студентом определенной темы курса;

- ориентация в рекомендуемой литературе;

- умение излагать полученные знания в письменной форме;

- контроль и коррекция усвоения темы.

 

Структура контрольной работы:

- 1 и 2 вопросы предполагают изложение теоретического материала; объем ответа на каждый из вопросов должен составлять 3-5 листов текста, содержать выводы и оценки студента;

- вопросы 3 и 4 носят проблемный характер, они предполагают небольшой по объему (0,5-1 лист на каждый вопрос), но четкий и емкий ответ своими словами на поставленный вопрос.

 

Технология выполнения контрольной работы:

- выбрать вариант контрольной работы согласно последней цифре номера студенческого билета или зачетной книжки;

- изучить конспекты лекций по всему курсу, литературу, рекомендованную в данном методическом пособии, подобрать материалы для ответов на вопросы контрольной работы;

- написать работу в соответствии с вопросами, предложенными в данном варианте.

 

Требования к оформлению контрольной работы:

- определить объем работы: 12-16 рукописных страниц школьной тетради или 8-12 печатных страниц формата А 4, шрифт 14, полуторный интервал, пронумеровать страницы, оставить поля для замечаний рецензента;

- писать работу без помарок и сокращенных слов;

- делать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц;

- оформлять в виде сносок прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, оценок, суждений социологов;

- разместить сноски в нижней части страницы или в конце работы;

- привести в алфавитном порядке точный список изученной и использованной литературы (не менее 6-7 наименований);

- оформлять ссылки на электронные источники;

- ознакомиться с замечаниями рецензента при возвращении работы;

- выполнить контрольную работу в сроки, указанные в учебном плане студента.

 

 


Варианты контрольных работ

Вариант 1

1 Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

2 Сущность и этапы «маржинальной революции»

3 Какие классы выделял в обществе А.Смит? Сравните его позицию по этой проблеме с физиократами.

4 Каковы конечные цели антирыночных доктрин утопического социализма эпохи промышленного переворота?

 

Вариант 2

1 Экономическая мыль раннего средневековья А.Августин и позднего средневековья. Ф.Аквинский.

2 К.Менгер о «хозяйстве Робинзона», «комплементарности благ» и их стоимости («теория вменения».

3 Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хремастике.

4 Изложите суть и предназначение концепции В.Парето об общественной полезности («оптимум Парето»),

 

Вариант 3

1 Меркантилизм в России. Его особенности.

2 «Теория ожидания» Бем-Баверка.

3 Что такое «дифференциация продукта»? Приведите примеры.

4 Раскройте суть Менгеровского деления благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплиментарности (дополняемости).

 

Вариант 4

1 Общая характеристика классической политэкономии.

2 Маржинальные концепции У.Джевонса.

3 Какие неценовые факторы конкуренции обусловливают «дифференциацию продукта»?

4 Как О.Бем-Баверк трактует категорию стоимости (ценности) убывающей полезности, исходя из своего примера об одиноком поселенце?

 

Вариант 5

1 Теоретические положения У. Петти о богатстве, деньгах, торговом капитале, стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли.

2 Маржинальные концепции Л.Вальраса.

3 Чем подтверждается феномен «избыточной мощности» в условиях монополистической конкуренции»

4 Объясните несостоятельность затратного принципа определения стоимости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или теории издержек производства.

 

Вариант 6

1 Экономические воззрения П.Буагильбера.

2 Теоретические положения А.Маршалла о предмете, методе «Экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса.

3 Как различает Дж.Робинсон условия совершенной и несовершенной конкуренции»?

4 Какова главная заслуга Л.Вальраса в экономической науке?

 

 

Вариант 7

1 Экономическое учение физиократов. Ф.Кенэ о «чистом продукте».

2 Классическая школа в России.

3 Какие негативные признаки присущи, по мнению Дж.Робинсон, фирме-монополисту.

4 Почему У.Петти П.Буагильбер отрицательно рассматривали роль торговли и торгового капитала в создании национального богатства?

 

Вариант 8

1 Концепции «крестьянского социализма» в России.

2 Концепция реформ Т.Веблена. Концепция стоимости в трудах Веблена.

3 Приведите аргументы «за» и «против» выдвинутой Дж.Робинсон дилеммы: эффективность или справедливость.

4 Каким образом Дж.Милль противопоставляет «законы производства» и «законы распределения»?

 

Вариант 9

1 Взгляды русских экономистов начала ХХ века. П.А.Столыпина, С.Ю.Витте.

2 Общая характеристика институционализма.

3 Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма.

4 Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К.Марксу.

 

Вариант 10

1 Теоретические положения А.Смита о разделении труда, классах, стоимости и доходах.

2 Концепция общего экономического равновесия В.Парето.

3 Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе, Т.Веблена?

4 В чем особенности воззрений К.Маркса в теории классов?

 


Вариант 11

1 Теоретические положения Д.Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли, ренте, деньгах и воспроизводстве.

2 Концепция реформы Дж.Коммонса. Концепция стоимости в трудах Коммонса.

3 Что подтверждает, что теорию эволюции природы Ч.Дарвина Т.Веблен перенес на эволюционные преобразования общества?

4 Что принял К.Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований?

 

Вариант 12

1 Теоретические положения Ж.Б.Сэя о трех факторах производства, стоимости и доходах, «закон рынков» Сэя.

2 Концепция «измерения без теории» У.Митчелла.

3 Раскройте суть понятия «эффект Веблена».

4 Что понимал К.Маркс под абсолютной рентой?

 

Вариант 13

1 Теоретические положения Т.Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве.

2 «Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции в теории монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

3 В чем новизна трактовки категории «стоимость» у Дж.Коммонса?

4 Какие положения У.Джевонса позволяют считать его родоначальником маржинализма?

 

Вариант 14

1 Дж.С.Милль о законах производства и распределения, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем фонде».

2 Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.М.Робинсон.

3 В чем новизна характеристики рыночной цены в трактовке А.Маршалла?

4 Каковы конечные цели антирыночных доктрин утопического социализма эпохи промышленного переворота?

 

Вариант 15

1 Экономические воззрения П.Прудона. Концепция реформ.

2 Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

3 Каковы суждения А.Маршалла о функциональной взаимосвязи факторов «цена», «спрос», «предложение».

4 В чем особенности теоретических положений Р.Оуэна о стоимости и народонаселении?

 


Вариант 16

1 Экономические воззрения социалистов-утопистов конца XIX века.

2 Неоклассический синтез П.Самуэльсона.

3 Какой критерий выдвигает А.Маршалл, подразделяя издержки на постоянные и переменные?

4 Прокомментируйте идею К.Сен-Симона о том, что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею».

 

Вариант 17

1 Экономическая мысль в России в 1920-е гг. Дискуссии о проблемах соотношения плана и рынка, конъюнктуре рынка и экономического роста.

2 Чикагская школа неолиберализма. Монетаризм М.Фридмена.

3 Как характеризует Дж.Б.Кларк статический тип производства?

4 Кого К.Сен-Симон относит к «промышленникам», «непромышленному классу» и «классу правителей».

 

Вариант 18

1 Экономические воззрения С.Сисмонди.

2 Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм

3 Какие факторы, по Дж.Б. Кларку, обусловливают динамические условия?

4 В чем суть критики классической политэкономии Ш.Фурье?

 

Вариант 19

1 Общая характеристика «раннего» и «позднего» меркантилизма.

2 Теоретические положения А.Маршалла о предельных издержках производства, влияния уровня процентной ставки на склонности к накоплению (сбережению).

3 Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса.

4 Какие предпосылки обусловили зарождение исторической школы Германии? Что определило понятие «историческая школа»?

 

Вариант 20

1 Теоретические положения К.Маркса о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости., деньгах, заработной плате, прибыли и ренте.

2 Предшественники маржинализма. «Законы Госсена».

3 Раскройте суть монетарной концепции Чикагской школы неолиберализма.

4 Какое содержание «теории ожидания» О.Бем Баверка? Что он относит к «окольным» и «прямым методам» производства?

 

Вариант 21

1 Концепция К.Менгера об обмене благ и его роли в экономической жизни.

2 Меры государственного регулирования экономики в учении Дж.М.Кейнса.

3 Что Дж.Робинсон называет «монопсонией»?

4 Какая роль в социальном рыночном хозяйстве отводится государству в концепции немецких «ордолибералов»?

 

Вариант 22

1 Особенности способа определения суммарной полезности в трудах Ф.Визера и О.Бем-Баверка.

2 Н.Д. Кондратьев и его теория экономической динамики.

3 Почему М.Фридмену приписывают «повторное открытие денег»?

4 Назовите основные предпосылки, обусловившие смену классической политической экономии маржинальной экономической теорией.

 

Вариант 23

1 Сущность концепции «оптимума Парето», «кривые безразличия» в учении В.Парето.

2 Взгляды русских экономистов начала ХХ века П.Б. Струве, М.И. Турган-Барановского

3 Как сформирована П.Самуэльсоном в учебнике «Экономикс» сущность понятия «неоклассический синтез»?

4 Почему первый этап «маржинальной революции» называют этапом субъективного направления политической экономии?

 

Вариант 24

1 Метод прогнозного экономического анализа В.Леонтьева.

2 Немецкая историческая школа.

3 В чем суть и основные положения «закона Сэя»? Что свидетельствует о приверженности к этому «закону» других авторов классической школы?

4 Как характеризует Э.Чемберлин суть монополии?

 

Вариант 25

1 А.В. Чаянов об экономике семейно-трудового крестьянского хозяйства.

2 Доктрины Дж.С.Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах.

3 В чем заключается суть метода прогнозного экономического анализа «затраты-выпуск», разработанного В.Леонтьевым?

4 Каковы историко-экономические предпосылки возникновения теории о рынке с несовершенной конкуренцией?

 

 

Вариант 27

1 Экономическая таблица Ф.Кене и ее значение

2 Экономико-математическое направление. Л.В.Канторович об экономико-математических разработках оптимального планирования.

3 Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

4 Какой смысл вкладывает Дж.Кейнс в понятие «мультипликатор инвестиций»?

 

Вариант 28

1 Историческое значение меркантилизма. Кольбертизм.

2 Теории олигополии Дж.Кларк, У.Феллнер. Дж.Гэлбрайт о концепции «уравновешивающих сил» в экономике.

3 Объясните несостоятельность затратного принципа определения стоимости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или теории издержек производства.

4 В чем суть «психологического закона» Дж.М.Кейнса?

 

Вариант 29

1 Теория эффективной конкуренции И. Шумпетер.

2 Теории переходной экономики. Дискуссии о воссоздании многоукладной экономики и переходе на рыночные экономические отношения.

3. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии?

4 Какие функции современного государства рассматриваются неолибералами как функции «ночного сторожа» или «спортивного судьи»?

 

Вариант 30

1 Концепция институциональных технологий и информационного общества.

2 Экономические воззрения русских марксистов (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

3 Раскройте общие положения в теории трех факторов Ж.Б.Сэя и теории издержек производства Т.Мальтуса.

4 Каковы предпосылки зарождения неолиберализма и в чем его отличие от кейнсианства?

 

ЛИТЕРатура

 

Основная:

1 Гусейнов Р. М. Экономическая история. История экономических учений: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина.- 3-е изд., стереотип.- М.: Омега-Л, 2009

2 История экономических учений: (современный этап): учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Худокормова.- М.: ИНФРА-М, 2009

 

Дополнительная:

1 Холопов А. В. История экономических учений: учебное пособие [для вузов] / А. В. Холопов.- М.: ЭКСМО, 2008

2 Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Магистр, 2007

3 Калугина Д. А. История экономических учений: методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения специальностей и направлений 080103, 080105, 080502, 080801, 080100, 080500 / Д. А. Калугина.- Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ СибГУТИ, 2008


<== предыдущая | следующая ==>
Структура Галактики | Тело как залог Другому

Date: 2015-07-10; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию