Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список. Психологическая защита у детей (И.М.Никольская Р.М.Грановская)





"Психологическая защита у детей" (И.М.Никольская Р.М.Грановская)

1. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1 – 3 классы. — М.: Просвещение, 1980.

2. Кабалевский Д. Музыка в 4 – 7 классах. — М.: Просвещение, 1986.

3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.

4. Психология. Словарь.// Под ред. А. Петровского. — М.: Политиздат, 1990.

5. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. — М.: Просвещение, 1989.

6. “Музыка в школе № 1 1990”. — М.: Просвещение.

7. “Музыка в школе № 2 1990”. — М.: Просвещение.

8. “Музыка в школе № 4 1990”. — М.: Просвещение.

9. “Музыка в школе № 1 1991”. — М.: Просвещение.

10. “Искусство в школе № 2 1994”. — М.: Искусство в школе.

11. “Искусство в школе № 4 1995”. — М.: Искусство в школе.

12. “Искусство в школе № 6 1995”. — М.: Искусство в школе.

13. Брылин Б. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. — М.: Просвещение, 1990.

14. От творчества методиста к творчеству учителя.// Под ред. Л. Дугановой. — М.: НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.

15. Нечаева О. Программа “Музыка” ч. 1, 2. — Серпухов, 1996.

 

 

Источник: "Психологическая защита у детей" (И.М.Никольская Р.М.Грановская)

 

ИЗ РЕФЕРАТА

 

Приведем схему структурных моделей слушания музыки, разработанных с

учетом постепенного включения в модели новых элементов и изменения их

последовательности: 18

Модель 1

-слушание музыки;

-обсуждение

Модель 2

-вступительное слово;

-слушание музыки;

-обсуждение

Модель 3

-вступительное слово

-слушание музыки

-выполнение творческого

задания

-обсуждение

Модель 4

-вступительное слово

-слушание музыки

-обсуждение

-выполнение творческого

задания

Модель 5

-вступительное слово

-слушание музыки

-выполнение творческого задания

-обсуждение

-повторное слушание

Модель 6

-вступительное слово

-слушание музыки

-выполнение творческого

задания

-обсуждение

-повторное слушание

-повторное творческое задание

Модель 7

-вступительное слово

-слушание музыки

-выполнение творческого задания

-обсуждение

-повторное слушание с

использованием видеоряда

-повторное творческое задание

Модель 8

-вступительное слово

-слушание музыки

-выполнение творческого задания

-обсуждение

-пластическое интонирование

-повторное слушание с

использованием видеоряда

-повторное творческое задание

Модель 9

-вступительное слово

-слушание музыки

-обсуждение

-выполнение творческого задания

(письменное впечатление)

-повторное слушание

-повторное творческое задание

-резюме учителя

Модель 10

-вступительное слово

-слушание музыки

-обсуждение

-выполнение творческого задания

(представление образа)

-повторное творческое задание

(изобразительное)

-повторное обсуждение

-резюме учащихся

Модель 11

-вступительное слово

-слушание музыки

-обсуждение

-повторное слушание

-выполнение творческого задания

(письменное впечатление)

-повторное обсуждение

-инструментальное музицирование

-резюме учителя19

Дифференцируя структурные модели, мы разработали их типологию,

которая представлена ниже. В соответствии с ней модели слушания музыки

различаются:

- по составу частей

- по степени завершенности

- по уровню унификации

- по принципу моно- и полихудожественности творческих заданий

Опишем названные типы подробнее.

I. По составу частей:

• инвариантная

• вариативная

Инвариантную (неизменную) часть составляет первая модель, состоящая

из двух элементов: слушание музыки и обсуждение. Данная часть является

базовой составляющей для всех моделей.

Вариативная часть представляет собой различные дополнительные

элементы в последующих моделях.

II. По степени завершенности:

• завершенная

• незавершенная

Завершенными являются первые пять моделей, которые можно

использовать в течение одного урока. Незавершенные модели (с 6 по 11) могут

применяться на протяжении 2-х-3-х уроков, в зависимости от целей и задач

уроков.

III. По уровню унификации:

• универсальные

• специализированные 20

Универсальные модели (с 1 по 4) предназначены для всей начальной

школы. Специализированные модели (с 5 по 11) составлены в соответствие с

возрастной спецификой и возможностями учащихся. Пропорции частей

гибкие. Строятся модели с учетом задач, возраста, состава и уровня подготовки

класса, периода учебного года и четверти.

IV. По принципу моно- и полихудожественности творческих

заданий. Данный тип характеризуют:

• монохудожественные творческие задания, предполагающие

использование одного вида искусства;

• полихудожественные творческие задания, предполагающие

использование разных видов искусства.

Монохудожественные творческие задания, применяемые в первых пяти

моделях, основаны на преимущественном изучении одного вида искусства –

музыки.

Полихудожественные творческие задания (с 6 по 11) основаны на

одновременном восприятии нескольких видов искусства, которые вызывают у

учащихся яркие эмоционально-эстетические переживания и способствуют

формированию целостного художественного образа. Основные задачи

параллельного изучения различных видов искусства – научить наблюдать,

сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного

явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Типология и характер моделей позволяет обосновать с учетом сложности и

многосоставности следующую логику их применения:

1 класс – 1-2 модели; 2 класс – 3-4 модели; 3 класс – 5-7 модели; 4 класс –

8-11 модели.

Дифференцированное применение данных моделей позволит педагогам

правильно выбрать и включить их в урок в соответствие со временем, частью

урока и периодом четверти, особенностями конкретного класса. Так, модели

начального уровня (1,2) следует применять следующим образом: 1 модель – в

конце урока, т.к. она предназначена для быстрого ознакомления с

музыкальным произведением и предполагает продолжение знакомства на

следующем уроке; 2 модель – в начале или в конце урока (в зависимости от

цели и задач) для более углубленного изучения музыкального материала.

Данные модели можно использовать в любое время четверти и независимо от

места урока в расписании, т.к. они не представляют особой сложности в

организации и подготовке и не влияют на утомляемость детей. Модели

среднего уровня (3,4) можно применять как в начале, так и в конце урока, но

следует отметить, что 4 модель заканчивается творческим заданием,

вследствие чего ее целесообразно применять в завершении урока. Из-за

некоторой сложности данных моделей, необходимо учитывать расписание

уроков в каждой четверти (лучше не применять на 6,7 уроках).

Применение усложненных моделей среднего уровня (5,6,7) предполагает

четкую организацию и тщательную подготовку, поэтому следует учитывать

местоположение урока в расписании и четверти (лучше не использовать на

последних уроках и в конце четверти). Важно отметить также, что 6 и 7 модели

занимают весь урок, а 5 модель может использоваться в начале и в конце

урока. Модели высокого уровня сложности (8-11) применяются в 4-х классах,

рассчитаны на 2 урока и требуют серьезной подготовки учителя. Такие уроки

следует проводить в середине учебного дня и середине четверти, т.к. они

требуют от учащихся творческой активности, интеллектуальных сил,

эмоциональной отдачи.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы выявил

эффективность применения разработанных структурных моделей слушания

музыки для творческого развития личности младшего школьника. На основ

1. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Вариативные модели восприятия

музыки как условие творческого развития учащихся//Научные проблемы

гуманитарных исследований.-Вып.1.-2011.-С. 98-102 (0,5 п.л.).

2. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Критерии и уровни творческого

развития младших школьников в процессе слушания музыки//Теория и

практика общественного развития.-Вып.6.-2011.-режим доступа: URL:

http://teoria-practica.ru/-6-2011/pedagogics/arkhipova.pdf (0,3 п.л.).

3. Архипова, М.В. (Новикова М.В.). Об эффективности слушания музыки на

уроке в общеобразовательной школе [Текст] / М.В. Архипова // Модернизация

содержания, методов и форм музыкального образования в современных

условиях.- М.: МГПУ,2009.- С. 224-229 (0,4 п.л.).

4. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Структурная организация процесса

слушания музыки в общеобразовательной школе [Текст] / М.В. Архипова //

Международная практическая конференция «Музыкально-исполнительское

искусство в системе профессионального образования»-М.:МГПУ, 2009.- С. 106-

110 (0,3 п.л.).

5. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Педагогические условия активизации

слушания музыки в школе [Текст] / М.В. Архипова // Развитие идей Д.Б.

Кабалевского в современном музыкальном образовании: сб. материалов

научно-практ. Конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Д.Б.

Кабалевского.-М.:МГПУ, 2010.- С. 151-156 (0,4 п.л.).

6. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Педагогические основы организации

процесса слушания музыки в общеобразовательной школе [Текст] / М.В.

Архипова // Научно-практическая конференция «Модернизация музыкальной

подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального

образования»-М.:МГПУ, 2010.- С. 148-153 (0,4 п.л.).

7. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Основные характеристики

познавательных процессов младших школьников в контексте их творческого

развития на уроке музыки [Текст] / М.В. Архипова // Международная научно-

практическая конференция «Вокально-хоровое образование и исполнительство

в XXI веке»-М.:МГПУ, 2011.- С. 13-21 (0,5 п.л.).

8. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Восприятие музыки как процесс [Текст]

/ М.В. Архипова // Научно-практическая конференция «Музыкальное искусство

и педагогика на современном этапе развития»-М.:МГПУ, 2011.- С. 41-48 (0,5

п.л.).

9. Архипова М.В. (Новикова М.В.). Технология дифференцированного

применения структурных моделей слушания музыки на уроке в

общеобразовательной школе [Текст] / М.В. Архипова // Международная

научно-практическая конференция «Современные методы и технологии

музыкального образования»-М.:МГПУ, 2011.- С.112-118 (0,5 п.л.).

 

1. Урок – общая характеристика

 

В общепедагогическом смысле под формами организации (организационными формами) обучения понимается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

 

Организационные формы классифицируются по различным критериям. Например: 1) по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы); 2) по месту учебы (школьные и внешкольные); 3) по длительности занятий (классическое занятие (45 минут), спаренное занятие (90 минут), спаренное укороченное, занятие произвольной длительности).

 

В настоящее время продолжает развиваться классно-урочная система обучения, возникшая в 18 веке (Я.А. Коменский). Ключевой ее компонент – урок.

 

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

 

Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе. Несмотря на то, что в школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, праздники, факультативные занятия и др.), урок имеет первостепенное значение.

 

Сущность урока музыки, как и любого другого, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.

 

Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).

 

В уроке музыки должны быть представлены все компоненты образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы и др.

 

Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам. С одной стороны, урок музыки – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку. С другой стороны, урок музыки – это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительны черты с уроками по другим учебным предметам, особенно естественно-научного цикла.

Общие черты:

 

- конечная цель общего образования;

 

- в основе построения лежат психолого-педагогические закономерности;

 

- опора на общепедагогические принципы;

 

- сама форма урока с ее основными признаками (постоянный состав класса, обязательность урока, его продолжительность, такие формы работы, как сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала и др.);

 

- целостность, направленность на достижение цели, освоение содержания, видов учебной деятельности;

 

- основные методы обучения.

 

 

Отличительны черты (которые придают своеобразие и общим чертам):

 

- главная отличительная черта урока музыки – это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства;

 

- непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;

 

- преимущество на уроках коллективных форм работы;

 

- главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;

 

- творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;

 

- преимущество диалога;

 

- нетрадиционная структура уроков, своеобразие типов;

 

- опора на проблемный вид обучения.

 

2. Типы уроков музыки

 

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

 

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования - создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

 

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, пресс-конференция, соревнование, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, музыкальная коллекция, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

 

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

 

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

 

- урок введения в тему;

 

- урок углубления темы;

 

- урок обобщения темы;

 

- обобщающий урок-концерт года.

 

Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

 

 

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов: 1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания; 2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации; 3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

 

Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

 

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов: 1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти); 2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения); 3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

 

Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

 

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

 

Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

 

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

 

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;

 

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);

 

- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

 

Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

 

Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа. Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

 

- направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;

 

- направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;

 

- создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;

 

- воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;

 

- оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;

 

- развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;

 

- создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

 

- формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

 

Музыкальное развитие понимается как процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их духовного обогащения и накопления собственного музыкального опыта. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью музыкального воспитания.

 

Движущими силами музыкального развития являются как воздействие воспитания и обучения, так и качественные изменения в психических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребёнка. На основании накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребёнок сам активно участвует в процессе развития.

 

Импровизация (от лат. improvisus – непредвиденный, внезапный) – первичный и самый древний вид творчества. Импровизировать – значит сочинять сразу, в отличие от исполнения пьесы, заранее выученной по нотам. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла.

 

Во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей. Таким образом, импровизационная деятельность - одно из средств музыкального развития.

 

Отсюда следует, что музыкальное развитие и импровизация взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Импровизационная деятельность способствует музыкальному развитию, но и развитие определяет успешность импровизации.

 

Изучая психофизиологические особенности импровизационной деятельности младших школьников, было отмечено, что для детей младшего школьного возраста типичны:

 

• несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятель­ности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

 

• отсутствие навыков систематической, целенаправленной ум­ственной работы, но цепкая память;

 

• небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его по­стоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы

работы и т. д.);

 

• яркое образное воображение, его конкретность;

 

• склонность к игре: через игровые формы легко усваивает­ся даже сложный материал.

 

Таким образом, физическое и психическое развитие младших школьников – очень сложный и противоречивый процесс. При организации импровизационной деятельности на уроке музыки педагогу необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников. Учителю важно иметь в виду некоторые общие моменты, наиболее типичные именно для данного возраста, в частности, особенности, относящиеся к физическим (особенности формирования различных функций коры головного мозга, системы кровообращения, дыхания, голосового и опорно-двигательного аппарата) и особенности, относящиеся к психическим (особенности восприятия, музыкальной памяти, мышления, внимания).

Date: 2015-06-11; view: 548; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию