Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вывод к главе II ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Обобщая анализ проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX века, можно сделать следующие выводы: Творчество А. Пушкина положило начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». Авторская позиция А. Пушкина выражена в осуждении ограниченности «маленьких людей», но, осуждая их, писатель все же не презирает «маленького человека», а пытается вызвать к нему сочувствие. Поэт останавливает внимание на судьбе «маленького человека», которого он постарался изобразить объективно, без идеализации. Н. Гоголь несколько иначе относится к «маленьким людям». Он считает, что «сильные» и «значительные лица» не дают вырасти маленьким людям в обществе и нарушают их естественные права. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому писатель ни судит беспощадно «маленького человека», ни оправдывает его: этот образ вызывает и сострадание, и насмешку одновременно. Образ «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель», в частности, и во всем творчестве, в целом, позволяет писателю заострить внимание на живущих рядом с нами «маленьких людях»: неуверенных, одиноких, лишенных защиты и опоры, нуждающихся в сочувствии. Это своеобразная критика общественного устройства. Тема «маленького человека» является у Ф. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Практически в каждом романе Ф. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. У Ф. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором он живет. «Маленький человек» А. Чехова существует в любой среде и в любом народе. В чеховском повествовании о «маленьком человеке» среда перестала быть внешней, посторонней силой, и исследуемые персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят. У Чехова «маленький человек» - чиновник становится «мелким», вынужденным прятаться, плыть по течению, повиноваться устоявшимся в общежитии привычкам и законам. По сути, Чехов уже изображает не маленьких людей, а то, что мешает им быть большими – он изображает и обобщает маленькое в людях. Именно интерес к чиновничье – бюрократическому аспекту жизни общества позволил Чехову открыть для литературы область явлений, которые казались малозначительными житейскими пустяками и мелочами, но под пристальным взглядом Чехова обнаружили свою решающую роль в создании определенного строя и образа жизни. Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства. Обычная, повседневная жизнь для Чехова не нечто второстепенное по сравнению с какой-то другой человеческой жизнью, но главная сфера бытия его современников.
|