Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5, 16, 17





Одним из важнейших факторов, определяющих здоро­вье детей, является полноценное в количественном и каче­ственном отношении питание.

Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую фун­кцию.

По мере роста и развития ребенка потребность в пита­тельных веществах возрастает. Вместе с тем организм ма­леньких детей может усвоить далеко не всякую пищу. При этом состав пищи должен соответствовать физиологичес­ким и биохимическим особенностям организма ребенка и по своему количеству и качеству должен отвечать особен­ностям пищеварительного тракта, удовлетворять его по­требность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).

Белки Интенсивная динамика развития ребенка требует срав­нительно большого количества белков, которые являются основным строительным (пластическим) материалом. Кро­ме того, белки активно участвуют в иммунных процессах, поддерживают осмотическое давление, участвуют в про­цессах свертывания крови (фибриноген), осуществляют мышечное сокращение, обладают энергетической ценнос­тью.

При недостатке белка в рационе питания у ребенка те­ряется аппетит, появляется слабость, быстрая утомляемость, апатия, а в тяжелых случаях могут возникнуть задержка развития, включая замедление роста нижних конечностей, а также пищевая дистрофия, сопровождающаяся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами.

В отличие от других пищевых ингредиентов, таких как жиры и углеводы, лишь белки содержат азот, поэтому ис­следование белкового обмена ведется по балансу азота, содержащегося в принятой человеком пище и выделенно­го с каловыми массами, мочой.

Из-за быстрого роста и развития у ребенка относитель­ная потребность в белке выше, чем у взрослого. На первом году жизни дети в зависимости от характера вскармливания на 1 кг веса должны получать от 2,5 до 4 г белка в сутки. В возрасте от 1 г. до 3 лет — 4 г, от 4 до 7 лет — 3,5-4 г.

Наибольшее количество белка содержат такие продук­ты, как мясо, рыба, сыр, бобовые растения — 16—25%; яйца, творог, пшеница, рожь, гречиха, пшено — 8—15%; молоко, кефир, простокваша — 3—5%; фрукты и овощи — 0,5—25%. Все аминокислоты, необходимые человеку, вхо­дят в состав белков, содержащихся главным образом в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко и др.)

Белки перечисленных продуктов почти полностью рас­щепляются, проходя по пищеварительному тракту челове­ка, причем около 95% входящих в них аминокислот пере­ходит в кровь, чего не наблюдается с белками раститель­ного происхождения. Так, белки пшеницы расщепляются и всасываются на 85%, ржаной муки — лишь на 65%. По­этому важно, чтобы продукты животного происхождения преобладали в пище ребенка или, по крайней мере, со­ставляли не менее 75% его пищевого рациона. Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с другими пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток орга­низма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов.

Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под ко­жей, в сальнике, около почек и т. д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом — от излишних теплопотерь. Жиры существенно улучшают вкус пищи. Отложение жира в организме зави­сит от пола, возраста, характера жизни, работы и т. д.

Сливочное масло (в котором содержатся также витами­ны А и D) хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры тела ребенка (24—26°С). Говяжий (температура плавления 41— 43°С) и тем более бараний жир (температура плавления 44— 45° С) лучше исключить из рациона детей первых лет жизни, так как эти жиры трудно усваиваются детским организмом. Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.), имея низкую температуру плавления, легко ус­ваиваются организмом, не раздражают кишечник, однако они не содержат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэто­му могут употребляться лишь в небольших количествах, со­ставляя 20—25% всего суточного рациона жиров. Детям перво­го года жизни требуется в среднем 6 г жира на 1 кг веса, детям от 1 г. до 3 лет — 4 г, в возрасте от 4 до б лет — 3—3,5 г.

Углеводы Углеводы несут в организме главным образом энергети­ческую функцию. Как известно, в состав углеводов входят углерод, водород и кислород (СН2О)2, что послужило ос­нованием назвать их углеводами. Они входят в состав продуктов растительного проис­хождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахаров, крахмала, клетчатки. В организме человека и живот­ных углеводы встречаются в виде животного крахмала —гликогена.

Более сложные углеводы — полисахариды, к которым относятся крахмал растений, гликоген животных, клетчат­ка, содержащаяся в оболочках растительных клеток, — раз­лагаются в организме довольно медленно; более простые углеводы — сахара (глюкоза, фруктоза, галактоза и др.) — имеют сладкий вкус и распадаются в организме значитель­но быстрее.

В крови человека сахар циркулирует главным образом в виде глюкозы, количество которой довольно постоянно. Часть глюкозы распадается в организме на воду и углекис­лый газ, что сопровождается выделением энергии; часть глю­козы синтезируется и откладывается в печени и мышцах.

Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от воз­раста, характера деятельности человека и качества других пищевых веществ, потребляемых им. Дети до 1 г. на 1 кг веса должны получать 12—14 г углеводов в сутки. Дети от 1 до 1,5 лет — 15—16 г и от 1,5 до 6 лет — 14—15 г углеводов. При большом поступлении сахара и сладких продуктов у ребенка снижается аппетит и могут возникнуть наруше­ния в работе желудочно-кишечного тракта. У некоторых детей от избытка углеводов, особенно сахара и шоколада, появляется зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки (блефарит).

Минеральные вещества Наряду с основными пищевыми ингредиентами детско­му организму требуются минеральные вещества. Они ак­тивно участвуют в росте и развитии костной и мышечной систем, выработке иммунитета, обеспечивают нормальное функционирование нервной и эндокринной систем, вхо­дят в состав сложных комплексов в качестве анионов и катионов, определяя характер их действия (кислотный или щелочной).

Часть минеральных веществ содержится в клетке, а дру­гая часть во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости.

В организме человека доказано наличие более чем 80 химических элементов, установлено биологическое действие свыше 60 элементов, а 12 из них являются жизненно необ­ходимыми.

В зависимости от количественного содержания минераль­ные вещества в организме подразделяют на макро- и мик­роэлементы. К первым из них относят кальций, калий, на­трий, хлор, магний, фосфор. Ко вторым — алюминий, медь, цинк, марганец, кобальт, кремний, йод, литий и др. Про­межуточное положение занимают железо и магний. Роль многих микроэлементов полностью еще не изучена. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают фун­кции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ.

По­требность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как в их орга­низме с ростом и развитием происходит интенсивное фор­мирование костей. Кальций содержится в продуктах мо­лочного происхождения, в овощах и фруктах, количество его для детей дошкольного возраста должно быть не менее 1000-1200 мг в сутки.

Недостаточное поступление кальция может привести к задержке роста, формирования костной системы, разви­тию кариеса зубов, возникновению судорог.

Для строения костей кроме кальция необходим и фос­фор. Около 80% от всего количества фосфора, необходи­мого ребенку, входит в состав костной, около 10% — в состав мышечной ткани. Достаточное поступление фосфо­ра в организм ребенка (1000 мг для детей от 1 г. до 3 лет и 1500 мг — от 3 до 10 лет) нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овсянка, пшено) и бобовых рас­тениях. Соотношение кальция и фосфора в питании детей от 1 г. до 3 лет должно быть 1:1, от 3 до 10 лет — 1:1,5.

Железо входит в состав гемоглобина — сложного белко­вого соединения, находящегося в красных кровяных тель­цах — эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке. Детям дошкольного возраста необ­ходимо получать 15 мг железа в сутки.

Кроме перечисленных минеральных веществ ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие так называемые микроэлементы, содержащиеся в пище в минимальном количестве. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказы­вают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эн­демический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д.

Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 мес. жизни удовлетворяется груд­ным молоком матери. С 2 мес. их надо вводить ребенку с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5—6 мес. — с прикор­мом (овощи и фрукты, яйца, мясо, каши, особенно греч­невая, овсяная и...)

Вода Вода вместе с растворенными в ней минеральными ве­ществами составляет внутреннюю среду организма, явля­ясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. Все жизненные процессы, протекающие в организме чело­века, особенно ферментативные и терморегуляционные, возможны лишь при достаточном количестве воды. Чемменьше ребенок, тем менее устойчив у него водный обмен. На этот процесс оказывают влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение ребенка. У детей раннего возраста даже крик и плач вызывают сгущение крови, нарушают водное равнове­сие между кровью и тканями тела. С первых дней жизни ребенку ежедневно следует давать 30—50 мл кипяченой не­сладкой воды. В жару (выше 25°С) количество воды можно увеличить до 100 мл

Date: 2015-07-02; view: 254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию