Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. Представим себе личность, которая обладает пятью индивидуальными характеристиками, обозначенными а, Ь





Представим себе личность, которая обладает пятью индивидуальными характеристиками, обозначенными а, Ь, с, d и е. Аш объединил две ос­новные теории, которые можно использовать для объяснения механиз­ма сочетания этих характеристик и создания впечатления.

Согласно первой теории, вы просто складываете их:

a + b + c + d + е = впечатление

Проблема такого подхода заключается в том, что вы представляете человека как набор отдельных черт. Но, как было указано выше, в дей­ствительности вы составляете намного более интегрированное мнение.

Вторая теория предлагает концепцию более тесного объединения-Образно этот процесс можно представить так: вместо простого сложе­ния отдельных черт вы как бы бросаете их в некоторую емкость и затем перемешиваете. С этой точки зрения характеристика личности челове­ка выглядит так, как показано на рис. 3:

Согласно Amy, для большинства психологов второе толкование бо­лее приемлемо вследствие необходимости единства восприятия друго­го человека.

Исследование Аша, однако, не имеет отношения к фактической орга­ низации личностных характеристик человека, предметом его интереса был сам процесс формирования общего впечатления. Другими словами, он хотел выяснить, как вы комбинируете и приводите в определенный порядок части для получения единого целого. Имейте в виду, Аш не за­нимался эмоциональными компонентами впечатления, а исследовал только когнитивные. Он писал: «...нечто должно быть воспринято и приведено в такой порядок, чтобы мы могли это нечто полюбить или возненавидеть» (с. 260). Аш разработал остроумный метод исследова­ ния этого процесса, который стал известен под названием «теплый — холодный».

 

Метод

Статья Аша содержит отчет о десяти экспериментах. Настоящая дис­куссия, однако, ограничена рассмотрением двух из них — первого и тре­тьего, так как они наиболее сильно повлияли на развитие психологии. В последующих исследованиях и публикациях ссылки именно на эти эк­сперименты встречаются чаще всего.

В предыдущем исследовании Аш заметил, что разные характеристи­ки, которые вы наблюдаете у других людей, имеют неодинаковый вес в процессе формирования впечатления. Имеющие наибольшее влияние Качества называют центральными, наименее важные — периферийиъши. Чтобы проверить существование и относительное влияние этих двух Разновидностей черт, Аш предлагал испытуемым листы с описательны­ми характеристиками, а затем просил выразить свое впечатление о лич­ности, которой эти качества принадлежат.

В исследовании участвовали студенты университета. В первом экс­перименте было 90 испытуемых в группе А и 76 — в группе В. Им было предложено внимательно выслушать содержание листа с прилагатель­ными, которые харакгеризуют человека, и на этой основе попытаться сформировать об этом человеке свое впечатление. Группы услышали следующие списки:

 

Группа А: интеллигентный, образованный, трудолюбивый, теп­лый, решительный, практичный, предусмотрительный Группа В: интеллигентный, образованный, трудолюбивый, хо­лодный, решительный, практичный, предусмотрительный.

 

Как вы видите, списки идентичны, за исключением единственного слова: теплый изменено на холодный.

Затем испытуемым предложили написать короткий очерк характера описанного человека и выделить в каждой из 18 пар прилагательных-антонимов тот термин, который точнее соответствует этому человеку. Список антонимичных пар приведен в табл. 1 (в статье приводится на с. 262).

Во втором обсуждаемом в данной статье эксперименте (эксперимент 3) в процедуре были сделаны два изменения. Во-первых, в группе А было только 20 испытуемых, а в группе В — 26. Для подобного экспери­мента это относительно небольшая разница. Второе важ!тс отличие ка­салось перечня черт характера:

 

Группа А: интеллигентный, образованный, трудолюбивый, вежливый, решительный, практичный, предусмотритель­ный.

Группа В: интеллигентный, образованный, трудолюбивый, резкий, решительный, практичный, предусмотрительный.

 

Этих испытуемых не просили написать очерки, им предложили по­работать с контрольным листом, идентичным использованному в экспе­рименте № 1.

Напомним, все было одинаковым для обеих групп и в том и в другом исследовании, за исключением замены единственного слова в перечне черт личности. Аш хотел выяснить, как сильно будет влиять это одно слою на общее впечатление, создаваемое в умах испытуемых.

 

Date: 2015-07-02; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию