Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Классификация организаций культуры и искусства





Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных типов организаций культуры и искусства. Как уже было отмечено выше, специфика производства "культурного продукта" заключается в ряде случаев в отсутствии временной дистанции между ним и процессом потребления. Поэтому для сферы культуры характерно то обстоятельство, что реализация услуг возможна только при наличии соответствующих учреждений, способных их предоставлять.

Наиболее полно из имеющихся источников сфера культуры и искусства была представлена в работе И.Е. Дискина. Он выделил 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы, культуры [36, с, 5]. Учитывая актуальность вопроса, приведем данный перечень полностью:

- культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);

- выставочные залы;

-театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);

- учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы);

- высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);

- киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);

- базы и конторы проката;

- киностудии;

- издательства;

- редакции газет и журналов;

- предприятия полиграфической промышленности;

- учреждения книжной торговли и "Союзпечати" (ныне "Роспечать");

- телеграфные и информационные агентства;

- редакции радио и телевидения;

- радиодома;

- телестудии и телевизионные технические центры;

- студии звукозаписи;

- предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства были отнесены:

-специализированные реставрационные предприятия и мастерские;

-предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации;

- предприятия народных художественных промыслов.

В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить. Принципиально важным представляется включить в него:

- организации туризма и экскурсионного обслуживания;

- новые организации шоу-бизнеса;

- организации игрового и игрового бизнеса;

- модельные агентства;

-рекламные мастерские и агентства.

Кроме того, в группу высших и специальных учебных заведений следует включить институты театрального и циркового искусства, а в группу предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, - фирмы по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий, оборудования для казино. Предприятия народных художественных промыслов следует, видимо, дополнить сувенирным производством.

Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации организаций культуры и искусства. На наш взгляд, в качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:

1. Форма собственности.

2. Вид продукта (результат труда).

3. Основные направления деятельности (функциональный признак).

4 Способ хозяйственной деятельности.

Рассмотрим предложенные признаки более подробно.

1. Классификация по формам собственности. В настоящее время, классифицируя организации культуры и искусства по форме собственности, выделяют организации, являющиеся:

- федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации;

- муниципальной собственностью;

- частной собственностью юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности). Используя данный признак классификации организаций субъектов культуры и искусства, можно выделить организации:

а. производящие материальные продукты;

б. оказывающие материальные услуги;

в. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый результат);

г. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;

д. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

К группе "а" следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.д.

К группе "б" можно отнести специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудий.

Группа "в" включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.

Группа "г" достаточно многообразна. В ней можно выделить три подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурные, образовательные и информационные.

К первой подгруппе относятся; театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.

Ко второй - внешкольные учебные заведения эстетического образования" средние специальные и высшие учебные заведения.

К третьей - библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.

В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет: книжной торговли и т.п.

Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сфера характерным является разнообразие продуктов, особенно в области оказания услуг.

Так, например, музеи могут быть отнесены к группе "б" - если имеют реставрационные мастерские, способные осуществлять сторонние заказы, к группе "д" - если осуществляют торговлю сувенирной продукцией, каталогами, буклетами и пр. Преобладание культурно-пресветительной деятельности музеев (собирание коллекций, организация экспозиций и выставок, методическая работа, проведение экскурсий" организация лекториев) позволяет относить их к группе "г".

Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку). Данный признак чрезвычайно важен для дальнейшего исследования! и касается, в основном" области нематериальных услуг.

Г.Л.Тульчинский выделяет следующие виды социально-культурной деятельности: искусство, творческая (художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство [44, с. 6]. Г.М.Галуцкий - культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание.

Представляется, что для целей государственного регулирования перечисленные выше направления социо-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:

- культурное просветительство и божественное творчество;

- отдых и развлечения.

Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции организаций культуры и искусства, с другой - наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды; познавательного туризма.

Под художественным творчеством - деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.

В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения.

Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако, подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по-разному оценено как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.

4. Классификация по способу хозяйственной деятельности. Данный признак в классификации организаций культуры и искусства чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов. Сегодня различают:

- коммерческий тип хозяйствования;

- некоммерческий тип хозяйствования.

Эта классификация, позволяет относить конкретные организации культуры и искусства к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом - извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта, Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т.е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).

Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни [39, с. 97]. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе низкообеспеченных) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому - убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными, и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников.

Существующие, сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации культуры и искусства, в которых преобладает первый тип хозяйствования (организации туризма, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации культуры и искусства, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, музеи, театры, концертные организации и др.).

Изучив основные виды организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым, изучить основные формы и методы государственного регулирования этих организаций. Этому посвящен следующий раздел данной работы.








Date: 2015-06-11; view: 2190; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию