Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. Фестингер рассуждал: для нашего общества нормой счита­ется поведение, когда то, что человек утверждает публично





Фестингер рассуждал: для нашего общества нормой счита­ется поведение, когда то, что человек утверждает публично, со­впадает с его собственным мнением или убеждением. Следова­тельно, если вы думаете X, но публично утверждаете не-Х, вы будете переживать дискомфорт когнитивного диссонанса. Од­нако если вы знаете, что причина, по которой вы утверждаете не-Х, оправдывается внешним давлением, обещаниями возна­граждения или угрозой наказания, диссонанс редуцируется или

устраняется. Таким образом, чем более для вас очевидно, что ваше непоследовательное поведение — результат вашего соб­ственного выбора, тем сильнее будет диссонанс.

Один из способов редуцировать это неприятное состояние диссонанса состоит в том, чтобы изменить ваше собственное мнение таким образом, чтобы оно соответствовало вашему по­ведению (сделанному публично заявлению). Фестингер утвер­ждал, что изменения установок и мнений будут максималь­ными при наибольшей степени диссонанса. Подумайте об этом минутку-другую. Предположим, кто-то предлагает вам боль­шую сумму денег, если вы в публичном выступлении выскаже­те взгляды, противоположные вашим действительным взгля­дам по данному вопросу, и вы принимаете это предложение. Далее, допустим, что кто-то другой обращается к вам с точно такой же просьбой, но предлагает вам совсем немного денег, и хотя предлагаемая вам сумма едва ли того стоит, вы все-таки соглашаетесь и выполняете эту просьбу. В каком случае возни­кающий у вас диссонанс будет больше? Логично предположить, что вы будете переживать более сильный диссонанс в том слу­чае, когда получите меньшую сумму денег, по причине недо­статочного оправдания вашего противоречащего собственным установкам поведения. Таким образом, согласно теории Фес-тингера, ваши собственные мнения и взгляды изменятся боль­ше в том случае, когда вы получите меньшее вознаграждение.

МЕТОД

Представьте себе, что вы студент, записавшийся на вводный курс психологии. Одно из требований к посещающим этот курс — принимать участие в качестве испытуемых в психоло­гических экспериментах — не менее трех часов в семестр. Вы просматриваете перечень тем исследований, которыми зани­маются преподаватели и аспиранты, и выбираете одну из них. Это исследование, посвященное измерению эффективности де­ятельности, и вам нужно принять участие в эксперименте, ко­торый длится два часа. В этом исследовании, проведенном Фестингером и Карлсмитом, истинная цель эксперимента не со­общалась испытуемым, так как это могло бы серьезно исказить

и обесценить полученные результаты. В исследовании приня­ли участие 70 человек — студентов факультета психологии.

Вы приходите в лабораторию в назначенное время (в этом случае лаборатория — просто обыкновенная комната). Вам со­общают, что эксперимент длится несколько дольше часа и по­этому от выделенных двух часов останется какое-то время. Да­лее экспериментатор говорит, что некоторые люди с факульте­та психологии интересуются тем, как испытуемые чувствуют себя во время эксперимента, и просит вас поговорить с ними в оставшееся время. Затем вас знакомят с вашей первой задачей.

Перед вами поднос, на котором лежат 12 катушек. Ваша за­дача — брать катушки с подноса и складывать их на стол, затем снова перекладывать их на поднос и потом опять — с подноса на стол, и так продолжать и продолжать эту нехитрую процеду­ру. Вы должны работать одной рукой и с какой угодно скоро­стью. Экспериментатор смотрит на секундомер и делает какие-то пометки, в то время как вы выполняете задание в течение 30 минут. Затем поднос убирают и выдают вам доску с 48 квад­ратными фишками. Теперь ваша задача — поворачивать фиш­ки поочередно на четверть оборота все снова и снова в течение следующих 30 минут. Если подобное занятие представляется вам невыносимо нудным и скучным, то именно это и было нужно авторам эксперимента. Эта часть исследования была, по сло­вам авторов, «специально придумана для того, чтобы вызвать у всех испытуемых одинаковое состояние, которое каждый из них оценивал бы как выражение негативное». Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что эта цель была ими достигнута. По оконча­нии этих скучнейших занятий начинался действительный экспе­римент.

Участники были в случайном порядке разделены натри груп­пы. Испытуемых контрольной группы после выполнения опи­санных выше заданий приглашали в соседнюю комнату для ин­тервьюирования по поводу их реакций во время этих занятий. Остальные испытуемые были вовлечены в некоторое дальней­шее манипулирование. По окончании описанных занятий эк­спериментатор беседовал с ними якобы с целью объяснения ис­следования. Он говорил каждому из испытуемых, что тот вхо­дит в число испытуемых группы А, а именно в число тех, кто

выполнял задания без всякой предварительной информации, в то время как испытуемым группы В заранее сообщали описа­ние заданий, которые им предстояло выполнять. Он говорил далее, что испытуемым группы В рассказывали, что задания очень увлекательные и интересные и что эту информацию им сообщал аспирант, выдающий себя за испытуемого, который уже выполнял эти задания. Важно отметить, что все это не со­ответствовало действительности. Все это было придумано для того, чтобы следующая, решающая часть исследования выгля­дела реалистичной и убедительной.

Затем экспериментатор уходил из комнаты на несколько минут. По возвращении он продолжал разговор, но теперь вы­глядел несколько сконфуженным и неуверенным. Немного сму­щаясь, он объяснял, что аспирант, который обычно информи­рует испытуемых из группы В, сообщил по телефону, что забо­лел, а очередной испытуемый из этой группы уже ждет, и они оказались в трудном положении. После чего он вежливо спра­шивал испытуемого, не согласится ли тот помочь, а именно — рассказать этому испытуемому из группы В о заданиях, кото­рые нужно будет выполнять.

В виде вознаграждения за помощь экспериментатор пред­лагал некоторым испытуемым по одному доллару, а другим — по двадцать долларов. После того как испытуемый соглашался, экспериментатор выдавал ему лист бумаги, подписанный для группы В, в котором отмечалось: «Было очень приятно, весело, получил массу удовольствия. Это было интересно и захватыва­юще». Затем испытуемому выдавали 1 доллар или 20 долларов и препровождали в соседнюю комнату, где его ждал другой испытуемый. Они оставались наедине в течение двух минут, после чего экспериментатор возвращался, благодарил первого испытуемого за помощь и приглашал его пройти в комнату для интервью, где его просили оценить те первые задания, которые он выполнял, точно так же как это делали испытуемые из кон­трольной группы.

Вся процедура может показаться излишне сложной, но на самом деле это не так. Было три группы испытуемых: одна груп­па — испытуемые, получавшие по 1 доллару за ложную оценку выполнявшихся ими заданий, вторая группа — те испытуемые,

которые получали по 20 долларов за то же самое, и контрольная группа — испытуемые, которым не пришлось говорить ложь вообще. Данные по 11 испытуемым не были включены в ко­нечный анализ по причине процедурных ошибок, поэтому в каждой группе оказалось по 20 человек.

Date: 2015-07-01; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию