Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вы таков, какой вы есть «от природы»?





Базовые материалы:

Bouchard Т., Lykken D., McGue M., Segal N. & Tellegen A. (1990). Sources of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223—229.

Эта работа отражает относительно недавно возникшее и все продолжающееся изменение представлений психологов о че­ловеческом поведении в самом широком смысле этого слова. Для того чтобы понять, как вы относитесь к этим переменам, вы должны на минуту задуматься и задать себе вопрос: «Кто вы?» Этот вопрос может показаться большим и сложным, но вам не нужно углубляться в философские и метафизические дебри. Просто подумайте немного о своих индивидуальных особен­ностях: ваших чертах характера. Вы спокойны или взвинчен-ны? Вы застенчивы или общительны? Вы ищете приключений или стремитесь к комфорту и безопасности? С вами легко ла­дить или вы неприветливы? Вы склонны оптимистически или пессимистически оценивать грядущие события?

Вы уверены в себе или нерешительны? Вы работящи или ленивы? Подумайте о себе, задаваясь этими или другими по­добными вопросами. Не спешите... Закончили? Тогда ответьте

а один, более важный сейчас вопрос: «Почему вы тот, кто ть?» Другими словами, какие факторы повлияли на фор-мир'ошшие вашей личности?

Если вы рассуждаете, как большинство людей, вы сошле-на воспитание, которое дали вам родители, на ценности, и приоритеты, которые они вам внушили. Вы также мо­жете вспомнить влияние братьев, сестер, бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и друзей, которые играли ключевые роли в формировании вашего характера. Некоторые сошлются на учи­телей и других преподавателей, которые научили вас чему-то и привили вам желание и решимость следовать определенным жизненным путем. Другие сосредоточат внимание на поворот­ных моментах судьбы, таких как болезнь, потеря любимого че­ловека, решение поступить в определенный колледж и выбор учебного курса, которые привели к тому, что вы такой, какой вы есть. Конечно, это далеко не полный список факторов, о которых вы можете подумать, если попытаетесь проанализи­ровать силы, которые сформировали вашу личность. Но все они имеют одну общую особенность: это все — явления окружаю­щей среды. Вряд ли найдется человек, который ответит на воп­рос «Почему ты тот, кто ты есть?» следующим образом: «Я та­кой от рождения, это все мои гены».

Все согласятся с тем, что физические признаки, такие как рост, цвет волос и глаз, тип сложения, передаются по наслед­ству. Все больше и больше людей понимают, что склонность ко многим заболеваниям, таким как рак, сердечно-сосудистые бо­лезни, гипертония, также генетически обусловлена. Но почти никто не думает о том, что гены — это главная сила, формиру­ющая нашу психологию. Это, возможно, несколько неожидан­но, но в действительности существуют вполне понятные при­чины нашей избыточной сосредоточенности на средовых фак­торах.

Прежде всего, в период второй половины XX века в психо-огии доминировала теория бихевиоризма. Согласно этой тео-и, поведение человека полностью контролируется фактора-окружающей среды. Классические бихевиористы считают,что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не невозможно изучить научными методами, но такое изу-е требуется для объяснения человеческого поведения.

Не столь важно, насколько формальная теория бихевиоризма была воспринята и понята массовой культурой. Более важно то что под ее влиянием сформировались популярные представле­ния о том, что опыт — это главный архитектор человеческой природы.

Другая понятная причина объяснения поведения факто­рами окружающей среды состоит в том, что генетические и биологические факторы не дают очевидного свидетельства своего влияния. Очень просто сказать: «Я стал писателем, по­тому что меня вдохновил мой учитель по литературе в седь­мом классе». Вы помните влияния такого рода, вы видите их; они являются частью вашего прошлого и настоящего созна­тельного опыта.

Вам будет труднее признать влияние биологических факто­ров и сказать: «Я стал писателем, потому что моя ДНК содер­жит ген, который проявляется во мне как талант литератора». Вы не можете увидеть, ощутить и запомнить влияние ваших ге­нов, и вы даже не знаете, в какой области вашего тела они мо­гут быть расположены!

И наконец, многим людям неприятно думать, что они явля­ются продуктом активности генов и не выбирают свою судьбу сами. Такие идеи отдают детерминизмом и непризнанием «сво­боды воли». Большинство людей очень не любят теории, кото­рые каким-то образом ограничивают их возможность сознатель­но выбирать свою судьбу. Поэтому генетические причины, влияющие на поведение и характер человека, старательно игнорируются или отрицаются. На самом же деле при форми­ровании личности происходит взаимодействие генетических факторов и факторов окружающей среды, и вопрос только в том, какие из них доминируют. Обычно этот вопрос задается в бо­лее простой формулировке: «Что важнее: воспитание или ха­рактер?».

Статья Томаса Бошарда (Thomas Bouchard), Давида Ликке-на (David Lykken) и их коллег из Университета штата Миннесо­та в Миннеаполисе представляет собой обзор исследований, начатых в 1979 году с целью выяснения степени влияния генов на индивидуальные психологические особенности человека. Основной задачей исследования была разработка научного ме­тода разделения влияния генов (природных задатков) и факто-

ров ружаюшей среды (воспитания) на поведение человека и а ° ирование его личности. Это не такая простая задача, если ^°Р что все мы (если не были приемными детьми) росли и взвивались под непосредственным воздействием наших гене­тических доноров (наших родителей). У вас может быть такое же чувство юмора, как у вашего отца, потому что вы его унасле­довали (природные задатки) или потому, что научились у него (воспитание). Получается, что невозможно разделить влияние этих двух факторов, не так ли?

Но Бошард и Л иккен с этим не согласились. Они нашли спо­соб определить с достаточной степенью достоверности, какие психологические характеристики определяются преимуще­ственно генетическими факторами, а какие — факторами окру­жающей среды.

Date: 2015-07-01; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию