Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение и применение результатов





Полученные данные свидетельствуют, что генетические фак­торы (или «геном») отвечают за изменчивость многих особен­ностей человека. Это было продемонстрировано двумя спосо-

бами. Во-первых, оказалось, что генетически идентичные люди (монозиготные близнецы), которые росли по отдельности в со­вершенно разных условиях, превращались во взрослых людей, удивительно похожих не только внешне, но и по многим пси­хологическим чертам. Во-вторых, о преобладающем влиянии генома говорит тот факт, что влияние условий окружающей среды на однояйцевых близнецов, выросших вместе, оказалось таким незначительным. Вот точка зрения Бошарда и Ликкена на эти открытия:

Почти для каждой изученной к настоящему времени особенности поведения, от скорости реакции до ре­лигиозности, значительная доля ее изменчивости у разных людей обусловлена влиянием генов. Этот факт больше не должен подвергаться сомнению, ско­рее пришло время подумать о том, как его приме­нить.

Конечно, есть люди, которые не согласны с утверждением Бошарда и Ликкена о том, что время дискутировать по данно­му вопросу прошло. Некоторые другие точки зрения будут рас­смотрены нами в следующем разделе. Однако обсуждение воз­можностей применения результатов исследований этих авто­ров, безусловно, оправданно. Каким образом полученные данные меняют наши представления о человеческой приро­де? Как уже упоминалось выше, в последние 50 лет психоло­гия и вся западная культура находятся под влиянием представ­лений о преобладающей роли окружающей среды в формиро­вании личности. Наши взгляды на воспитание, образование, преступность и наказание, психотерапию, навыки и возмож­ности, интересы, профессиональные цели и социальное по­ведение сложились на основе уверенности, что человека фор­мирует опыт, а не гены. Очень немногие из нас, глядя на чье-то поведение, думают: «Этот человек такой ограждения*.» Нам хочется верить, что люди учатся поведению, потому что это позволяет нам с некоторой долей уверенности считать, что все зависит от воспитания, что положительный жизненный опыт может возобладать над отрицательным и человек, ведущий себя неблаговидно, может перевоспитаться. Сознание того, что наша личность дана нам при рождении, вводит в искуше-

ние сказать: «Зачем стараться?» Зачем стараться изо всех сил быть хорошими родителями? Зачем стараться помочь опустив­шимся или выбитым из колеи людям? Зачем стараться дать хорошее образование? И так далее. Но Бошард и Ликкен пер­вые не соглашаются с такой интерпретацией их открытия. В статье они предлагают три собственных вывода из своих «провокационных» данных:

1. Ясно, что интеллект преимущественно определяется ге­нетическими факторами (70% различий интеллектуальных спо­собностей определено генетически.) Однако, как ясно утверж­дают авторы:

Эти результаты не означают, что такие показатели, как IQ, не могут быть улучшены... Исследования, прове­денные в 14 странах, показали, что средняя величи­на показателя интеллекта IQ в последние годы воз­растает. Наши результаты, таким образом, не дают однозначных определений или ограничений того, что может быть достигнуто в оптимальных для этого условиях(р. 227)

В общем, это означает, что 70% различий в IQ определяется генетическими различиями, а 30% может быть увеличено или уменьшено за счет влияния окружающей среды.

Это влияние включает в себя многие хорошо известные фак­торы, такие как образование, семейные обстоятельства, токси­ческие вещества и социально-экономический статус.

2. В основе исследований Бошарда и Л иккена лежит допу­щение, что качества человека определяются совместным вли­янием генетических и внешних факторов. То есть когда окру­жающая среда оказывает меньшее воздействие, различия в большей степени определяются генетически. И наоборот, ко­гда внешняя среда оказывает более сильное влияние на опре­деленные качества человека, влияние генетических факторов менее значимо. Например, большинство детей в США имеют возможность кататься на велосипеде. Это означает, что внеш­ние условия в этом смысле для всех детей одинаковы, поэто­му разница в качестве езды на велосипеде определяется гене­тическими факторами. С другой стороны, различия в пище­вых предпочтениях в Соединенных Штатах, скорее всего,

объясняются внешними факторами, поскольку питание в детстве и в течение всей жизни может быть очень разным, и влияние генетических факторов менее заметно. Здесь мы приходим к интересной части рассуждений авторов: они счи­тают, что личность больше выражается ездой на велосипеде, чем предпочтениями в еде.

В сущности, авторы утверждают, что семья оказывает мень­шее воздействие на то, кем будет ребенок, когда вырастет, чем его наследственность. Понятно, что большинство родителей не хотят этого слышать и верить в это. Они стараются быть хоро­шими родителями и вырастить своих детей счастливыми людь­ми и хорошими гражданами своей страны. Единственные ро­дители, которые будут рады это слышать, это те, кто в восторге от своих бесконтрольных или непослушных отпрысков. Они смогут снять с себя часть ответственности! Но Бошард и Лик-кен тут же подчеркивают, что гены не всегда определяют судь­бу, и преданные родители могут положительно влиять на своих детей, даже если они могут сделать только небольшую часть из возможных изменений.

3. Наиболее интригующий вывод Бошарда и Ликкена состо­ит в том, что не среда влияет на людей, а наоборот. То есть гене­тические тенденции людей в конце концов изменяют их окру­жающую среду! Вот пример, иллюстрирующий эту теорию. То, что некоторые люди более любящие и нежные, чем другие, обычно объясняется тем, что их родители были более нежны­ми с ними, когда те были детьми. То есть любящие дети выра­стают в атмосфере любви.

Когда это утверждение проверяли, оно оказывалось правиль­ным. Любящие люди действительно получали больше любви от своих родителей. Бошард и Ликкен предполагают, однако, что различия в «любвеобильности» могут быть на самом деле гене­тически обусловлены, то есть некоторые дети рождаются более любвеобильными, чем другие. Врожденное стремление к неж­ности заставляет этих детей отвечать на любовь родителей именно тем образом, который стимулирует любящее поведе­ние родителей больше, чем это получается у не обладающих такой генетикой детей. Именно обусловленное генетикой по­ведение детей и вызывает любовь родителей, а не наоборот. Ис­следователи утверждают, что гены действуют подобным обра-

зом в отношении многих или даже большинства человечески качеств. Они формулируют это следующим образом:

Ближайшей (непосредственной) причиной большин­ства психологических различий является обучение через опыт, как всегда считали радикальные сторон­ники такой теории. Но настоящий опыт, однако, при­обретается по сознательному выбору, а выбор этот делается под постоянным давлением генов (р. 228).

Date: 2015-07-01; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию