Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность. Когнитивные способности связаны с тем, как человек может обра­батывать информацию, тогда как понятие личности больше связано со стилем поведения





Когнитивные способности связаны с тем, как человек может обра­батывать информацию, тогда как понятие личности больше связано со стилем поведения. Различия темперамента пли характера образу­ют основу того, что принято в целом называть личностью. В истории психологии имел место спор по вопросу самого существования посто­янных индивидуальных особенностей личности. Эти разногласия уси­ливались тем фактом, что люди часто ведут себя неодинаково в раз­ных ситуациях. Некоторые психологи считали это подтверждением того, что поведение в основном определяется ситуацией и роль ста­бильных индивидуальных различий минимальна. Этот спор теряет всякий смысл, если принять точку зрения, описанную в предыдущей части этой главы, согласно которой личность, ситуация и конкретное

2-299



34 ■ Глава 2. Различия между людьми

поведение находятся в постоянном взаимодействии. Данная позиция также подразумевает, что существующие на сегодня знания не дают возможности идеально точно предсказать поведение, поскольку про­исходит сложное взаимодействие различных сил. Ьолее точные пред­положения можно сделать в том случае, когда вероятно, что одна из сил будет доминировать в ситуации. Например, нетрудно предполо­жить, что в нормальных условиях большинство людей в кинотеатре, почти не разговаривают во время показа картины. Это пример того, какое сильное влияние оказывает ситуация. Когда влияние ситуации слабее — возьмем, например, непринужденную неформальную встре­чу, — весьма вероятно, что дружелюбные общительные люди будут очень п очень много разговаривать!

Иерархическая структура интеллекта, изображенная на рис. 2.1, дает четкую, достаточно признанную схему когнитивных способно­стей человека. До весьма недавнего времени структура личности была гораздо менее ясной и существовало несколько различных теорети­ческих направлении. В течение приблизительно десяти последних лет создана четкая схема структуры личности, выделяющая пять аспек­тов. Эта схема, называемая «Большая пятерка», создана на основе многочисленных исследований, проводившихся в течение более по­лувека. Еще в 1940-е годы Ганс Айзенк выделил два важнейших ас­пекта человеческой личности: зкетраверсию и нейротизм (тревож­ность). Айзенк полагал, что типичный экстраверт «общителен, любит вечеринки, у него много друзей, с которыми можно поговорить, и он не любит читать или заниматься |в одиночестве!». Экстраверты так­же предпочитают развлечения, розыгрыши, любят, когда происходят перемены, пони также склонны к агрессии и импульсивности. Типич­ный невротик обычно испытывает чувства неловкости и тревожности, склонен часто беспокоиться и эмоционально неустойчив. Как и было отмечено в рассмотрении приведенного примера, высокий уровень тревожности Ьоббп Тейлора был причиной как его успехов, так и его неудач. Эти две характеристики личности независимы друг от друга (т. е. качества человека с точки зрения одного из этих аспектов не дают никакой информации о качествах с точки зрения другого аспекта), и можно выделить четыре основных типа личности: неустойчивый (пейротичный) экстравертный, неустойчивый иптровертный, устой­чивый экстравертный и устойчивый иптровертный.

Весьма значительный объем исследований подтверждает важность этих факторов в детерминировании поведения. Следует снова подчерк-

 

Индивидуальные различия ■ 35

путь, что личностные различия, подошше этим, являются только ча­стью факторов, определяющих поведение. Даже очень замкнутые, ин-тровертировапные люди в некоторых ситуациях могут стать общи­тельными, а люди, в целом тревожные, в определенной обстановке чувствуют себя спокойно. Ключевым моментом является то, что лич­ностные особенности определяют предрасположенность людей к определенным формам поведения, но;>та предрасположенность сдер­живается влиянием ситуации.

В то время как понятия экстраверсии и эмоциональной устойчи­вости уже давно используются в большинстве психологических ис­следований личности, другие аспекты «Большой пятерки» лишь не­давно стали общепризнанными. Помимо экстраверсии и эмоциональ­ной устойчивости «Большая пятерка» включает такие аспекты, как благожелательность, т.е. склонность к добродушию и сочувствию, теп-лога по отношению к людям и умение избежать конфликтов; добро­совестность, т. е. предрасположенность к организованности, настро­енность па достижение целей в назначенные сроки, планирование и реализацию планов; открытость для опыта, т. е. возможность развить большое воображение, гибкость, широкий круг интересов и положи­тельно, непредвзято относиться к новому опыту (см. Costa and McCrae, 1985).

«Большая пятерка»

• Экстраверсия — иитроверсия.

• Эмоциональная устойчивость.

• Благожелательность

• Добросовестность.

• Открытость для опыта.

«Большая пятерка» обеспечивает полезную схему, организующую сведения па довольно высоком уровне обобщения, но при этом рас­смотрение других характеристик личности все же не теряет смысла. Иногда бывает полезно получит!) более точные представления о лич­ности индивидуума, и тогда может потребоваться гораздо больше пяти аспектов. Даже в личностных опросниках, созданных на базе «Большой пятерки», обеспечивается измерение многих аспектов, не­входящих в «Пятерку». В качестве примеров более детализирован­ных характеристик личности, измеряемых различными опросниками,

2'


36 ■ Глава 2. Различия между людьми

можно привести зависимость от группы, внимание к мелким дета­лям, уверенность в общении, доминантность, склонность к чувству вины.

Однако разработка личностных опросников и систем измерения когнитивных способностей является дорогостоящей и требует боль­ших затрат времени, и заниматься этим должны специалисты. Созда­ние и оценка этих средств измерения кратко описываются в главе 4, а их использование при отборе- кадров обсуждается в главе 8.

Date: 2015-07-01; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию