Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Люди, ситуации и поведение





Люди значительно отличаются друг от друга с точки зрения ког­нитивных способностей, и часто эти различия рассматриваются как отличительные характеристики индивидуума: так, тех, у кого прояв­ляются особенные способности к работе с числами, можно, уже в до­статочно юном возрасте, выделить среди других на основе этого при­знака. Однако, если нас попросят описать особенности наших друзей или знакомых, большинство из нас не будет долго рассказывать об интеллектуальных качествах. Представьте, как бы вы описали хоро­ших друзей или ближайших родственников? Вероятно, большинство выражений, использованных в вашем описании, будут относиться к личным качествам, таким как склонность этого человека быть общи­тельным, надежным, раздражительным и т. п. Здесь интересно обра­тить внимание на два явления. Первое заключается в том, что мы обычно описываем окружающих так, как будто те обладают стабиль­ными личностными характеристиками, одинаковыми в любое время и в любом месте. Второе заключается в том, что эти личностные ха­рактеристики значительно больше связаны с различными аспектами характера и темперамента, а нес интеллектуальными качествами. Ка­жется очевидным то, что люди обладают стабильными личностными качествами, которые влияют на их поведение в самых разнообразных ситуациях, но стоит лишь на секунду задуматься об этом, и становит­ся уже не совсем ясно, в какой степени эти качества оказывают влия­ние на поведение. Возьмем в качестве примера поведение человека, проходящего собеседование при приеме на работу. Даже люди, доми­нантные и экстравертированные в других ситуациях, возможно, усту­пят инициативу кадровому специалисту, проводящему собеседование, и позволят ему определить круг вопросов для обсуждения. Те же самые люди на производственном совещании в группе равных себе но стату­су будут вести себя совершенно по-другому, проявят себя сильными и доминантными. Какой вариант поведения представляет подлинную


 

Индивидуальные различия ■ 31

личность? Определяется ли наше поведение ситуацией (т. е., напри­мер: собеседование, а не вечеринка) или оно вызвано глубоко зало­женными, стабильными личностными качествами?

Подобные вопросы уже много лет представляют огромный инте­рес для психологов. На вопрос о том, что служит причиной конкрет­ного поведения — ситуация или личность, исследования отвечают: и то и другое принципиально важно. На самом деле, наше поведение находится в сложном взаимодействии с внутренними психологиче­скими характеристиками и ситуационными факторами. Рисунок 2.3 дает некоторое представление о том, как взаимодействуют поведен­ческие, личностные и ситуационные факторы. Как видно на рисунке, ситуации, в которых мы оказываемся, отчасти являются результатом нашего поведения. В крайних случаях мы можем полностью само­устраниться из ситуации или предпринять какие-то действия с целью па нее повлиять, например: мы может избежать участия в горячем спо­ре двух коллег или вмешаться в пего. Различное поведение с нашей стороны окажет различное влияние на ситуацию.

Важно понять, что более всего в любой ситуации заметна такая характеристика, как присутствующие в ней люди. Вмешается ли че­ловек в ссору между другими или нет, будет зависеть от многих фа­кторов, но обязательно и от личности этого человека, хотя бы в какой-то степени. В свою очередь, развитие личности каждого человека от­части определяется ситуациями, в которых он оказывался в прошлом. Поэтому, как и показано на рис. 2.3, личностные качества, ситуации и поведение постоянно взаимодействуют. Такой взгляд на механизмы человеческой психики основан па работах американского психолога Альберта Бандуры (Bandura, 1986) и известен под названием взаим­ной детерминированности. В соответствии с этой точкой зрения во­прос о том, чем детерминировано человеческое поведение — личност­ными характеристиками или ситуациями, не имеет смысла; психо­логические качества человека взаимодействуют с ситуацией и уже вместе с ней влияют на поведение.

Имеется достаточное количество эмпирических данных, показы­вающих эффекты такого взаимодействия. В одном из таких исследо­ваний, исключительно последовательно выстроенном учеными Коном и Шулером (Kohn and Schooler, 1982), собраны данные о том, как вза­имодействуют характер работы и личностные качества. В лонгитюд-ном исследовании, используя данные, собранные в разное время, они обнаружили, что людей, обладающих интеллектуальной гибкостью


 

 

Индивидуальные различия ■ 33

(т. с. способных посмотреть на проблему с разных точек зрения), при­влекали, как правило, профессии, требующие интеллектуальной гиб­кости. По прошествии времени, требования профессиональной дея­тельности привели к росту интеллектуальной гибкости этих лю­дей, и в результате они стали искать должности, где требовался еще более высокий уровень дан ной способности. Это ясно показывает, что личностные качества помогают детерминировать ситуации, в которых человек оказывается, а также то, как эти ситуации, в свою очередь, вли­яют на личностные качества. Из вышесказанного становится ясно, что, обладая даже очень точными сведениями о чьей-либо личности и ког­нитивных способностях, невозможно с полной уверенностью пред­сказать поведение, поскольку так же важными являются ситуацион­ные факторы. Некоторые люди, казалось бы', вполне подходящие для определенной работы, не могут добиться успеха из-за ситуационных факторов, таких как влияние окружающих людей пли внешних собы­тий. Бобби Тейлор в одних ситуациях добивался успеха, в других же ему это не удавалось.

Хотя сведения о чьей-либо личности и когнитивных способностях не могут дать нам идеально точной картины того, как этот человек себя поведет, возможно вполне успешно предсказывать поведение, особен­но тогда, когда понятны ключевые аспекты ситуации (например, о ка­кой работе идет речь). Более подробно тестирование личности и спо­собностей, применяемое в подборе кадров, рассматривается в гла­ве 8, а вопрос выявления специфики разных профессий раскрыт в главе 3.








Date: 2015-07-01; view: 49; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию