Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие проблемы экономической теории





Своеобразной азбукой экономической теории являются ее общие проблемы — основы любой экономики, с изучения ко­торых начинается данный раздел.

Глава 1

Производство и экономика

Здесь, в нашей земной жизни, царству­ет производство.

Элиас Канетти Употребления нет пределов.

Жан Бодрийар

1.1. Производство. Материальное и нематериальное производство. Воспроизводство. Воспроизводство простое и расширенное.

Для того чтобы существовать в этом мире, люди должны есть, пить, одеваться, обуваться, иметь жилье и т.д. Всего этого в готовом виде в природе не существует, люди все это вынуж­дены производить. Производство есть процесс создания жиз­ненных благ, целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание благ. Все, что нас окружает, создано людьми и образует так называемую «вторую природу», в которой мы и существуем. Чем больше развивается человечество, тем больше эта «вторая природа». Все, что создано людьми из материалов природы, является материальными благами, а все, что без при­родных материалов, — нематериальными благами. В этом смыс-


ле различают материальное и нематериальное производство. Материальное производство составляют промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, коммуналь­ное хозяйство, бытовое обслуживание, охота, рыболовство, со­бирательство лекарственных растений. Эти отрасли создают материальные блага либо обеспечивают их движение до потре­бителя (производство материальных услуг).

В отраслях нематериального производства создаются нема­териальные блага (духовные ценности), а также оказываются нематериальные услуги (здравоохранения, образования, научно­го консультирования и др.).

Кроме материального и нематериального следует различать производство прямых и производство косвенных благ. Прямые блага (или блага низшего порядка) непосредственно удовлетво­ряют наши потребности. Это предметы потребления, такие как хлеб и другие продукты питания, одежда и др. Косвенные бла­га (высшего порядка) — это средства производства, с помощью которых производятся предметы потребления: станки, печи и другое производственное оборудование и сырье.

Производство возможно только как взаимодействие различ­ных его факторов. Все они могут быть представлены тремя группами:

1. Человеческий фактор производства. Речь идет о способ­ности человека к труду, рабочей силе как совокупности физи­ческих и умственных сил, применяемых в производстве. В эпоху научно-технической революции из всех способностей наиболь­шее значение приобретают творческие возможности, высокий уровень и новизна знаний, ответственность. Очень высоко це­нятся управленческие способности и предпринимательские, так что предпринимательство даже рассматривается как самостоя­тельный фактор производства.

2. Средства производства (или физический капитал). Это созданные людьми материальные блага, включающие в себя две группы вещей: средства труда, с помощью которых создаются необходимые блага (производственные здания, инструменты, приборы, машины и сооружения, транспортные средства и т.д.), и предметы труда — то, из чего производят, на что воздейству­ют люди в процессе труда (руда, уголь, дерево, материалы и т.д.).

3. Земля. Это все природные, естественные ресурсы, кото­рые либо непосредственно участвуют в производстве, либо яв­ляются его условием. Это сама земля, ее недра, вода, воздух...


Современное производство немыслимо и без других фак­торов, среди которых ученые называют саму организацию про­изводства и его технологию, информационный фактор (инфор­мационно-компьютерные системы необыкновенно ускоряют развитие производства), науку, энергетический фактор (который приобрел сегодня особо важное и самостоятельное значение), экологический фактор, учет которого в хозяйственной практи­ке стал обязательным, инфраструктура.

Инфраструктура — это отрасли и сферы, создающие общие условия для нормального функционирования производства. Выделяют производственную инфраструктуру, которая непо­средственно обслуживает производство (склады, материаль­но-техническое снабжение, транспорт, связь, дороги, вычисли­тельные центры и пр.), и непроизводственную (социальную), обеспечивающую социально-культурные условия жизни людей (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образования, здравоохранения и др.).

В процессе производства все эти факторы соединяются и создают продукт, являющийся результатом производства. Пре­кратить процесс создания благ и услуг люди не могут, как не могут они прекратить процесс потребления благ, удовлетворе­ния потребностей. В противном случае утратятся условия на­шего жизнеобеспечения. Поэтому производство — процесс объективно существующий, т.е. закономерный, независимый от воли и сознания отдельных людей. Процесс этот постоянно по­вторяется, в целом являясь непрерывным.

Постоянно повторяющийся процесс производства называ­ется воспроизводством. Различают простое и расширенное вос­производство. При простом размеры выпуска продукции неиз­менны, при расширенном - растут. Для современного общества характерно расширенное воспроизводство. Процесс производ­ства всегда осуществляется в обществе, в системе обществен­ного разделения труда, т.е. каждый производитель связан мно­гочисленными хозяйственными нитями с другими людьми. К примеру, крупнейшая компания по производству автомобилей «Дженерал моторе» пользуется услугами 137 тыс. поставщиков. Все участники производства используют знания, научные от­крытия, опыт друг друга и блага, созданные одними людьми, потребляются другими. Именно из-за того, что труд разделен между людьми и специализация труда не знает границ, произ-


водство является общественным процессом взаимодействия не только его основных факторов, но и производителей, что на­ходит свое отражение в движении общественного продукта че­рез ряд взаимосвязанных стадий: от производства через распре­деление и обмен к потреблению.

Эти стадии самостоятельны лишь относительно и суще­ствуют как «разные грани» единого процесса общественного производства, соединены между собой прямыми и обратными связями. Так, производство выступает не только процессом создания необходимых для жизни благ и тем самым средством удовлетворения потребностей людей, но и «генератором» самих потребностей: появление тех или иных новых потребностей в решающей степени обусловлено самим производством. К при­меру, потребность в телевизорах, компьютерах, телефонах воз­никла лишь на базе создания и организации достаточно массо­вого их производства.

Стадия распределения означает не только распределение произведенных благ между членами общества, но и распреде­ление средств производства и соответственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям, а также по цехам и участкам работы на предпри­ятии. В этом смысле распределение есть момент производства.

Обмен, как и распределение, представляет собой, с одной стороны, самостоятельную функцию в движении продукта, а с другой — совершается и в самом производстве в виде обмена деятельностью и способностями.

Потребление — завершающая стадия движения продукта, где удовлетворяются потребности людей. Это личное потребле­ние, обеспечивающее воспроизводство рабочей силы и созда­ющее стимул развития и совершенствования производства. С другой стороны, существует производственное потребление — расход материалов при изготовлении продуктов, потребление электроэнергии при работе оборудования как составное звено самого процесса производства. Учебные занятия, которые про­исходят в аудитории, являют собой результат распределения студентов по аудиториям согласно учебному расписанию, про­цесс потребления знаний студентами, обмен информацией друг с другом и преподавателем, процесс производства профессио­налов.


 




1.2. Производительные силы общества

Date: 2015-07-01; view: 1208; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию