Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Педагогика как наука. Ее роль в развитии общества





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………

1. Педагогика как наука. Ее роль в развитии общества…………

2. Основные педагогические категории

3. Содержание образования как фундамент культуры личности…….

4. Нормативные документы регламентирующие содержание

Образования…………………………………………………………….

5. Педагогический процесс как система………………………………..

6. Процесс обучения, его сущность, функции………………………….

7. Законы и закономерности обучения…………………………………

8. Принципы обучения……………………………………………………

9. Методы обучения………………………………………………………

10. Средства обучения…………………………………………………….

11. Организационные формы обучения………………………………………

12. Характеристика классно-урочной системы……………………………

13. Содержание воспитательного процесса………………………………..

14. Общие закономерности воспитания…………………………………..

15. Принципы воспитания………………………………………………….

16. Методы и средства воспитания…………………………………………..

17. Формы организации воспитательного процесса………………………..

18. Педагогика профессионального образования как наука……………….

19. Современная нормативно-правовая база
профессионального образования………………………………………..

20. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения………………………………………….

21. Основы педагогического проектирования и прогнозирования ………..

22. Профессионально-педагогическая культура преподавателя………….

23. Начальное профессиональное образование
как социально-педагогическая система……………………………………

24. Среднее профессиональное образование……………………………………

25. Высшее профессиональное образование……………………………………

26. Дополнительное профессиональное образование…………………………..

27. Инновации в профессиональном образовании………………………………

28. Педагогическая диагностика и мониторинг………………………………

29. Методология и методы педагогических исследований………………….

30. Список литературы…………………………………………………………

 

Тема 1. Педагогика как наука. Ее роль в развитии общества

Термин педагогика имеет два значения; первое − это область научного знания, наука, второе − область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является педагог, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет − область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.

Воспитание имеет два значения. Воспитание − это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой − всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле − это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики (об этом ниже). Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания − устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики.

Существует несколько иное понимание предмета педагогики (В.П.Беспалько (Владимир Павлович), Н.В.Кузьмина) (Нина Васильевна), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС − это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П.Беспалько, 1989).

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (педагог-ученик), организационный (процесс и формы), гностический (педагог). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.

Функции педагогической науки и результаты научной деятельности

Педагогическая наука имеет следующие функции. Объяснительная функция: она состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции − все это дают фундаментальные исследования.

Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания. Как в физике открытие ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла отрасль науки о предвидении развития ПС − педагогическая футурология.

Некоторые ученые выделяют воспитательную (образовательную) функцию науки: знание само по себе, ставшее достоянием личности любым способом, оказывает формирующее воздействие на человека. Можно считать эту функцию науки сопутствующей.

Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.

Состав педагогических наук

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика − эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения − дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика − о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

Связь педагогики с другими науками

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практически ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета − воспитания.

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им.

Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики. Появилось даже научное направление − педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий, которые следует знать учителю.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое педагогика?

2. Раскройте различные подходы к определению предмета педагоги как науки.

3. Охарактеризуйте связь педагогики с философией, психологией, физиологией, медициной, этикой, эстетикой, социологией и др.

4. Сформулируйте основные функции педагогической науки.

5. Какие отрасли входят в состав педагогической науки?

Date: 2015-07-01; view: 4110; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию