Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Педагогический процесс как система





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

В структуру педагогического процесса входят две группы компонентов – постоянные и переменные. К постоянным компонентам относятся: педагоги, воспитанники, содержание образования (субъекты педагогического процесса). Переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия – цель, методы, средства формы и результаты педагогического процесса

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.И. Смирнов и др.).

Целевой ‒ включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях. Содержательный ‒ определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения.

Деятельностный ‒ характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.

Результативный ‒ достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса; обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.

Ресурсный ‒ отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс ‒ специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую ‒ формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную ‒ формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую ‒ развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия: между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.

Закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса ‒ это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания я социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей,

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса (педагогические принципы) ‒ исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; проявление должного. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Единство знаний и поведения ‒ сущность принципа определяется законом единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении.

Демократизация ‒ предоставление участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Доступность в обучении и воспитании (принцип постепенного увеличения трудностей) ‒ принцип, следуя которому в учебной и воспитательной работе надо исходить из достигнутого уровня развития учащихся, учитывать их возрастные, индивидуальные и половые особенности и возможности, уровень обученности и воспитанности. Учить от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но этот принцип нельзя понимать как требование легкости в обучении и воспитании. Обучение и воспитание по степени трудности и сложности необходимо ориентировать на «зону ближайшего развития» обучаемого.

Гуманизация ‒ принцип социальной защиты растущего человека; сущность заключается в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, приоритет общечеловеческих ценностей.

Индивидуальный подход в воспитании ‒ пед. процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка ‒ реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Наглядность ‒ принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский): «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Наглядность предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации.

Научность в обучении и воспитании ‒ принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что сколь бы элементарны не были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса ‒ такая организация пед. процесса, когда всем участникам интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная.

Принцип культуросообразности ‒ максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение: культуры нации, общества, региона, страны; формирование личности ребенка в рамках национальной культуры.

Принцип природосообразности ‒ исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие ‒ главные и определяющие факторы воспитания; играет роль экологической защиты человека от возможного разрушительного влияния пед. процесса, его насильственного давления.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения ‒ овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения. При этом следует руководствоваться следующими правилами: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я. А. Коменский); «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж» (К. Д. Ушинский).

Принцип сотрудничества ‒ ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Связь теории с практикой ‒ принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность ‒ соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении. Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего». (Я. А. Коменский).

Сознательность, активность, самодеятельность ‒ принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Субъектность ‒ развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему ‒ принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Проблема личности, считал А. С. Макаренко, может быть разрешена, если в каждом человеке (даже самом маленьком) видеть личность. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

Эстетизация детской жизни ‒ положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания: эстетически оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, аквариумов, произведений искусства, живых уголков, цветочных клумб на пришкольном участке и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность педагогического процесса.

2. Охарактеризуйте различные подходы к структуре педагогического процесса.

3. Сформулируйте общие закономерности педагогического процесса.

4. Что такое принципы педагогического процесса?

5. В чем проявляется взаимосвязь функций педагогического процесса?

6. Каковы движущие силы педагогического процесса?

7. Раскройте сущность следующих принципов педагогического процесса:

- доступность в обучении и воспитании;

- систематичность и последовательность;

- связь теории с практикой;

- принцип природосообразности;

- наглядность;

- гуманизация.

 

Date: 2015-07-01; view: 983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию