Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Зарубежные системы музыкального воспитания детей





Все виды детской музыкальной деятельности имеют свои специфические возможности в музыкальном развитии ребенка. В истории музыкальной педагогики существовали различные системы музыкального воспитания, которые опирались на отдельные виды музыкальной деятельности детей, которые в данной системе признавались ведущими.

Так, движение под музыку (синтез музыки и движения) стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом (1865-1950). Основной целью использования его «Ритмической гимнастики» или «Ритмики» было воспитание, в первую очередь, чувства ритма детей, памяти, внимания, музыкального слуха и воображения. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар – отрывки из произведений западноевропейских композиторов (в основном танцевальные). Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены». Система Далькроза приобрела широкую популярность во всем мире, был организован Институт музыки и ритма в Хеллерау (недалеко от Дрездена), школы Далькроза были открыты в Москве и С.-Петербурге (1910-ые годы).

Становление отечественной методики приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям связано с использованием подходов, предложенных Далькрозом. Основоположники этой методики сами окончили Институт музыки и ритма, пропагандировали и развивали идеи Далькроза, в Росии был создан Институт ритмики.

Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем (1882-1967) (он также - президент венгерской Академии наук в 40-е годы, почетный президент Международного общества музыкального воспитания). Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Основные принципы системы: музыкальное искусство – центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания – музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (относительной) сольмизации. В ней используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти) и условные обозначения длительностей звуков (та-четверть, ти-восьмая, па-пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). При использовании этой системы, по данным венгерских исследователей, 80-89% дошкольников при поступлении в школу умели чисто петь. Свои национальные аналоги этой системы существуют во многих странах мира (США, Великобритания, Япония), на постсоветском пространстве – в странах Прибалтики. Однако недостатком этой системы можно считать позднее знакомство детей с инструментальной музыкой и музыкой, не имеющей отношение к национальной венгерской культура – только в 3-4 классе общеобразовательной школы.

Игра на детских музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора (автор кантаты «Кармина Бурана») педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895-1982). Огромное внимание в системе Орфа уделялось и музыкально-творческому развитию детей. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Гораздо меньше внимания уделялось восприятию музыки. Основные положения следующие: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия»), в котором предлагались разнообразные народные песни (от немецких, австрийских, до французских, каталонских и др.), широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки. Ритмические и мелодические упражнения часто связаны со словом – его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением. Орф (совместно с К. Заксом) усовершенствовал конструкции детских музыкальных инструментов, создал институт Карла Орфа (Зальцбург, 1962 год), в котором педагоги могли пройти курсы по изучению этой методики работы с детьми, до сегодняшнего дня это крупнейший центр подготовки педагогов - музыкантов для детей. Аналоги системы Орфа существуют сегодня в разных странах мира.

В СССР существовала система, предложенная советским композитором, общественным деятелем и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904-1987) (действительный член Академии пед наук СССР, доктор искусствоведения, профессор). Система изначальна предназначалась для детей школьного возраста. Он считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например: «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и позволяющий идти от простого к сложному - например, от понимания темы «Три кита» (песня, танец, марш) к пониманию песенности, танцевальности, маршевости в музыке. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности – закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой (Москва).

Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития. В практике работы советских детских садов все виды детской музыкальной деятельности находили свое отражение. Разработка такой системы музыкального воспитания дошкольников, признанной во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995) и созданной ею научной школы. Ею доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.)

Исследованиями Ветлугиной заложен комплексный подход к музыкальному воспитанию, который актуален и в современной практике.








Date: 2015-07-01; view: 548; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию