Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Жанры симфонической музыки





СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.

СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов; итал. sinfonia; англ. symphony; франц. symphonic; нем. Symphonic) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Термин , возникший в Др. Греции, обозначал в Зап. Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции. С 17 в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал. В эпоху романтизма - Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс.

Расцвет русской симфонии приходится на 2-ю пол. 19 в. и связан прежде всего с творчеством А. П. Бородина и П. И. Чайковского. К выдающимся образцам принадлежат Симфонии - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, и особенно Д. Д. Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной "летописью" эпохи.

СИМФОНИЕТТА - появились в 19 в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) - жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для С. характерна светлая, нередко народно-жанровая образность.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (нем. symphonische Dichtung, sinfonische Poem, Tondichtung; франц. роете symphonique; итал. роста sinfoniса) - жанр симфонической музыки, созданный Ф. Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. Свойственно свободное развитие материала. После Листа в этом жанре работали К. Сен-Сане, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак; в 20 в. - Р. Штраус, Я. Сибелиус, Ф. Дилиус, М. Регер, А. Шёнберг, Б. Барток, О. Респиги и др. Большую популярность жанр симфонической поэмы приобрёл в творчестве русских и советских композиторов (М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, А. И. Хачатурян, К. Караев, Г. Г. Галынин, О. В. Тактакишвили и др.). Влиянию подверглись в своём развитии и др. жанры - симфония, концерт, соната.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - жанр симфонической музыки. Обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы часто связаны с пейзажем или жанрово-бытовыми, сказочно-фантастическими и батальными сценами. Тематизм нередко обладает яркой характеристичностью и чертами изобразительности (напр., "Баба-Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора" Лядова). Наибольшее распространение получила в русской и советской музыке: у А. Г. Рубинштейна ("Иван Грозный" и др.), М. П. Мусоргского ("Ночь на Лысой горе"), Н. А. Римского-Корсакова ("Садко"), А. П. Бородина ("В Средней Азии"), А. К. Глазунова ("Кремль", "Весна"), А. К. Лядова, Встречаются как относительно самостоятельные оркестровые фрагменты в операх или балетах ("Полтавский бой" в опере "Мазепа", "Три чуда" в опере "Сказка о царе Салтане", "Сеча при Керженце" в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.). С. В. Рахманинов создал жанр фортепианной картины ("Этюды-картины").

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie; франц. fantasie simphonique; англ. symphonic fantasia) - жанр симф. музыки, отличающийся (как и любая муз. фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее к.-л. программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем. В русской музыке приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в западно-европейской ("Дочь Севера" Сибелиуса).

КОНЦЕРТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв.- согласие, от лат. concerto - состязаюсь) - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально-инструментального состава. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. Структура окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы ( концерты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена).Обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К.). В 19 в. появились одночастные (Ф. Лист) и 4-частные (И. Брамс) Концерты. В 20 в. к жанру К. обращались крупнейшие композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и др. Получил распространение для оркестра.

СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин возник в 16 в. во Франции и проник в др. страны в 17-18 вв., но до 2-й пол. 19 в. большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание. Старинной сюитой 17-18 вв. называли циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонационным родством. В творчестве Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, распространены чаще называвшиеся увертюрами, для композиторов Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и более в С.). Й. Гайдном и В. А. Моцартом созданы высокохудожественные образцы этих жанров, зачастую приближающиеся к симфонии ("Хафнер-серенада" Моцарта). Распространение получили, составленные из переложений пьес др. композитора (одна из первых - "Моцартиана" Чайковского) или из нар. песен и танцев (или их обработок) и навеянные нац. мотивами (А. Дворжак - "Чешская С."; К. Дебюсси - "Бергамасская С."; Я. Сибелиус - "Карелия"; Б. Барток - "Танцевальная С." и 2 орк. С.; Д. Мийо - "Провансальская" и "Французская" С.;). Прочно утвердилась С. в виде ряда пьес и фрагментов из музыки к драм. спектаклям (Э. Григ-"Пер Гюнт"; Ж. Бизе - "Арлезианка"), реже из опер (Римский-Корсаков - "Сказка о царе Салтане"), особенно часто - балетов (балетные сюиты Чайковского, Прокофьева, Стравинского), в 20 в. - к кинофильмам (сюиты Прокофьева, Шостаковича; "Время, вперёд!" Свиридова). Нередко сюита обозначается более общим и нейтральным термином "цикл", напр. сюитные черты свойственны мн. фп. циклам Р. Шумана ("Венский карнавал", "Лесные сцены"), позднее - Грига, Дебюсси, Равеля, Прокофьева. С др. стороны, некоторые сюиты близки к др. жанрам - вок. циклу (Шостакович - вок. сюиты "6 стихотворений Марины Цветаевой", "Сонеты Микеланджело Буонарроти") или кантате (Прокофьев - вок.-симф. С. "Зимний костёр"),

2) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких, как правило, характерных танцев, которая представляет собой целостный фрагмент или картину балета ( дивертисмент).

 








Date: 2015-07-01; view: 571; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию