Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасности и охране труда на автомобильном транспорте





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСНОВАМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ТЕХНИКЕ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации, состоящие из двух частей, составлены на основании систематизации общесоюзных нормативно-технических документов с целью использования их на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих автомобильный транспорт, с учетом объективных возможностей каждого автохозяйства в отдельности.

В первой части даны краткие сведения о классификации подвижного состава автомобильного транспорта и оценочных показателях эффективности его работы, изложены основные положения и требования по организации эксплуатации и использованию автотранспортных средств, разработке планирующей документации, ведению учета работы машин, расхода запасных частей и автоматериалов. Особое внимание уделено техническому обслуживанию автомобильной техники, организации контроля за ее состоянием. Приведен перечень основных эксплуатационных регулировок агрегатов, узлов и механизмов, технология и порядок их выполнения.

Во второй части рекомендации представлены систематизированные справочные данные по диагностическим параметрам автомобилей, применяемым сортам масел, смазок, специальных жидкостей и изложены основные положения и требования по технике безопасности и охране труда, представляющие вкратце отдельные извлечения из Правил по охране труда на автомобильном транспорте. В них содержатся требования к производственным и вспомогательным помещениям, к организации и благоустройству рабочих мест, обеспечивающие безопасное проведение работ на различных участках автомобильных хозяйств и на линиях, а также включены инструкции для технического персонала, касающиеся охраны труда и техники безопасности.

При использовании методические рекомендации могут оказать существенную помощь руководителям учреждений и организаций культуры и другим должностным лицам, связанным с использованием автотранспорта, при осуществлении ими руководства повседневной деятельностью подведомственных автомобильных хозяйств, независимо от их состава.

В части, касающейся водителей машин, рекомендации содержат объемный систематизированный материал по техническому обслуживанию и производству эксплуатационных регулировок, осмотру технического состояния автомобилей, применению на них сортов масел, смазок, специальных жидкостей при выполнении работ по уходу, а также важнейшие дополнительные сведения, способствующие поддержанию техники в исправном состоянии и продлению ее амортизационных сроков работы.

В Приложении к рекомендациям приведены перечень и образцы технических документов, заимствованных у автомобильных хозяйств различных предприятий, министерств и ведомств, имеющих большой опыт их разработки и применения. Дифференцированный подход к использованию этого перечня, с учетом объективных условий и возможностей, может способствовать достижению высокой организации и порядка в планировании и практическом осуществлении эксплуатации машин, учете их работы, расходовании запасных частей и горюче-смазочных материалов, а также в обеспечении безаварийного их использования.

Учитывая особую структуру автомобильных хозяйств отрасли, их неоднородность по штатному составу специалистов и списочному количеству машин, по условиям размещения и обустроенности, в рекомендациях опущено конкретное определение объема документов, подлежащих применению в том или ином автохозяйстве. Руководители органов и учреждений культуры и лица, ответственные за автотранспорт, должны выборочно определить, исходя из перечня, разработку и ведение тех технических документов, которые направлены, в первую очередь, на строгий учет и укрепление организованности и порядка в эксплуатации машин, содержании, обслуживании и контроле за их использованием, на обеспечение безопасного вождения и экономного расходования запасных частей и горюче-смазочных материалов, организационных мер по выходу и возвращению автотранспорта и правильного ведения учетно-отчетной документации по всем вышеуказанным вопросам.

Значительная роль по ведению учета и отчетности должна принадлежать бухгалтериям органов и учреждений.

В целом, рекомендации преследуют цель способствовать приведению организации эксплуатации машин во всех автохозяйствах органов и учреждений, независимо от их состава и обустроенности, к уровню элементарных требований, повышению сохранности и технической надежности автомобильной техники, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил безопасности и охраны труда при ее использовании и обслуживании.

ЧАСТЬ I

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1.1. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ

 

1.1.1. Классификация подвижного состава

Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому подвижному составу относятся:

грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.

К специальному - автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные автомобили, автолавки, автоклубы, автокраны, уборочные автомобили и т.п.).

В свою очередь, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства кузовов и от других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и на специализированный.

Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов (платформа с бортами) и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары.

К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки грузов определенных видов (автомобили-самосвалы, фургоны, цистерны, цементовозы, панелевозы и т.п.).

Автомобилями-тягачами называются автомобили, предназначенные для постоянной работы с прицепами или полуприцепами; они подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепке с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости, конструкции и назначения разделяют на:

легковые (вместимостью, включая и водителя, до 7 человек);

автобусы (вместимостью 8 человек и более).

 

1.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Планирование и учет эксплуатации автомобильной техники производится во всех учреждениях культуры и включает разработку комплекса мероприятий по организации и осуществлению правильного использования машин в целях своевременного, полного и качественного автотехнического обеспечения производственно-хозяйственной деятельности этих учреждений.

От грамотной организации планирования и учета эксплуатации автомобильной техники зависит техническое состояние машин, поддержание их в готовности к использованию, коэффициент технической готовности, его стабильность, умение соблюдать ступенчатость запаса хода машин до очередного среднего или капитального ремонта, сохранность эксплуатационной надежности и работоспособности автотранспорта учреждений культуры.

Планирование эксплуатации машин предусматривает:

постоянное содержание машин в технически исправном состоянии;

технически правильное, эффективное и экономическое их использование;

своевременное проведение технического обслуживания машин, обеспечивающего их высокую работоспособность, безотказность в работе и увеличение эксплуатационного ресурса.

 

Перечень

документов по планированию и учету эксплуатации машин

а) По планированию эксплуатации машин:

годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники;

сводный годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники;

месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники;

наряд на использование машин.

Краткие сведения о документах

 

Годовой план эксплуатации и ремонта машин составляется на календарный год и представляется на утверждение в вышестоящие организации к 1 декабря предпланового года в 2-х экземплярах.

После утверждения плана один экземпляр остается в вышестоящей организации для составления сводного годового плана эксплуатации и ремонта машин, а другой высылается в организацию, представившую план, для руководства и исполнения.

Исходными данными для разработки плана являются:

данные о наличии и техническом состоянии машин;

данные по ресурсам до очередного ремонта по номерам машин;

расчет потребности в машинах для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности;

расчет потребности в техническом обслуживании машин;

данные о возможностях по техническому обслуживанию и ремонту машин (наличие авторемонтных мастерских, специалистов и пр.).

План должен отвечать следующим основным требованиям:

выход машин в ремонт в течение года должен быть равномерным (ступенчатым). Коэффициент технической готовности не должен быть ниже установленных требований;

потребности в техническом обслуживании и ремонте машин должны соответствовать возможностям производственно-технической базы учреждений.

Годовой план эксплуатации и ремонта составляется лицом, ответственным за эксплуатацию автомобильной техники (заместитель директора, главный инженер, механик и т.д.), а там, где они не предусмотрены штатным расписанием, - лично руководителем учреждения.

План составляется по каждой машине на всю технику, имеющуюся в учреждении.

План утверждается руководителями (или их заместителями) указанных министерств или управлений и служит основанием для определения потребности в ремонтах техники, запасных частях, горючем, смазочных и других эксплуатационных материалах, шинах, а также для планирования денежных средств на их оплату.

План составляется в 2-х экземплярах и представляется на утверждение к 25 декабря предпланового года. После утверждения один экземпляр остается в делах министерства (управления)/ Месячный план эксплуатации и ремонта машин разрабатывается за пять дней до начала планируемого периода. План составляется в одном экземпляре, подписывается механиком (старшим водителем) и утверждается главным инженером (заместителем руководителя).

Исходными данными для составления месячного плана эксплуатации и ремонта машин являются:

годовой план эксплуатации и ремонта машин;

указания руководителя учреждения культуры по обеспечению мероприятий, проводимых в учреждении в планируемый месяц;

расчет-заявки на машины, составляемые должностными лицами;

план-график технического обслуживания и ремонта машин и др.

Наряд на использование машин составляется накануне дня выхода машин из парка (территории стоянки машин), подписывается должностными лицами в зависимости от штатной структуры учреждения культуры и утверждается его руководителем.

Утвержденный наряд служит основанием для выписки путевых листов. Основанием для составления наряда являются месячный план эксплуатации и ремонта машин, расчет-заявки на выделение автотранспорта и распоряжения руководителя учреждения культуры или его заместителя (главного инженера).

В наряд на использование включаются только исправные и прошедшие положенное техническое обслуживание автомобили.

б) По учету эксплуатации машин:

путевые листы установленной формы (порядок изготовления, учета, заполнения и обработки путевого листа изложен в Справочных материалах и нормативных документах по содержанию и эксплуатации автотранспортных средств (Министерство культуры РСФСР, 1988));

карточка учета эксплуатации машин;

карточка учета работы автомобильной шины;

карточка учета работы аккумуляторных батарей;

месячный план эксплуатации и ремонта машин;

книга учета технического обслуживания и ремонта машин, агрегатов и расхода запасных частей;

справка-отчет об эксплуатации и ремонте машин;

документы по расходу горюче-смазочных материалов.

В каждом учреждении культуры ведутся карточки учета эксплуатации машин. Записи в карточку производятся, как правило, в бухгалтерии, на основании путевых листов. Карточки по каждой машине могут быть сброшюрованы в конце года в общую книгу учета эксплуатации машин данного учреждения культуры. Карточки учета эксплуатации машин ведутся за каждый месяц по каждой машине и хранятся с путевыми листами в бухгалтерии учреждения культуры, копии их - в лицевых карточках автомобилей.

Главный (старший) бухгалтер, бухгалтер осуществляет контроль за соответствием записей в паспортах машин и карточках учета эксплуатации машин.

 

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ

СОСТОЯНИЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Эксплуатационные качества машин не остаются постоянными. В процессе их использования уменьшается эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива и смазочных материалов, увеличиваются потери на трение в механизмах, зазоры в соединениях, ослабляется крепеж, стареют резино-технические изделия и прочее. В результате этого снижается надежность, ухудшаются динамические качества машин, их экономичность, безотказность, повышается количество технологических отклонений и неисправностей, по причинам которых увеличивается степень риска совершения дорожно-транспортных происшествий.

Своевременное и качественное обслуживание является основой эксплуатации и поддержания надежности работы машин и должно обеспечивать:

постоянную техническую готовность машин;

безопасность дорожного движения;

исключение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности узлов и механизмов;

минимальный расход топлива, смазочных и др. эксплуатационных материалов.

Техническое обслуживание предупреждает и отдаляет появление многих неисправностей, уменьшает потребность в ремонте, обеспечивает безопасность движения.

Оно включает: заправку машин топливом и смазочными материалами, охлаждающей, тормозной, амортизаторной и другими эксплуатационными жидкостями, уборку, чистку, мойку и смазку машин, проверку укомплектованности, крепления и состояния агрегатов, механизмов и приборов машин и их регулировку.

 

1.3.1. Общие требования к техническому состоянию

транспортных средств

Перед выездом машины из парка в рейс она должна быть исправна, вымыта и убрана, отрегулирована и смазана, укомплектована и полностью заправлена эксплуатационными материалами. Все агрегаты и другие сборочные единицы, механизмы, приборы и детали должны быть надежно закреплены, нормально работать и соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации.

Двигатель должен легко запускаться и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала, а давление в системе смазки соответствовать нормам. Фильтры должны обеспечивать нормальную фильтрацию горючего, масла и воздуха. Электрическая система пуска, а также имеющиеся средства облегчения пуска должны обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя при низких температурах. Запрещается эксплуатация машины при содержании окиси углерода или при уровне дымности в отработавших газах выше установленных норм, при течи горючего из системы питания, при неисправности или отсутствии глушителя.

Свободный ход рулевого колеса, развал и схождение управляемых колес автомобиля, регулировочные параметры приводов должны соответствовать нормам. Не разрешается эксплуатация машин при люфте рулевого колеса, превышающем установленную норму, при неисправности гидроусилителя рулевого управления, а также если затруднено вращение рулевого колеса, отсоединены, не закреплены, не зашплинтованы или повреждены детали рулевого управления.

Рабочие тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колес и остановку машин на установленном тормозном пути. При движении автомобиля без нагрузки со скоростью 30 км/час на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием рабочий тормоз должен обеспечивать равномерное затормаживание всех колес, и при этом автомобиль не должен разворачиваться на угол более 8° или занимать полосу движения более 3,5 м.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСМОТРА

АВТОМОБИЛЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

 

СХЕМА ОСМОТРА

 

1 2 3

┌──────────────────┐ ┌───────────┐ ┌────────────────────────────────┐

│Паспорт автомобиля│ │Внешний вид│ │Укомплектованность инструментом,│

│ и прочая путевая ├──>│автомобиля ├──>│принадлежностями, мед. аптечкой,├──

│ документация │ │ │ │ знаком аварийной остановки, │

└──────────────────┘ └───────────┘ │ огнетушителями │

└────────────────────────────────┘

4 5 6

┌──────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────────┐

──>│Автомобиль спереди│─────>│Моторное отделение├────>│Автомобиль справа├──

└──────────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────────┘

7 8 9

┌──────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────────┐

──>│ Автомобиль сзади ├─────>│ Автомобиль снизу ├────>│ Автомобиль слева├──

└──────────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────────┘

┌──────────────┐ ┌──────┐ ┌─────────────────┐ ┌──────────────────┐

──>│Аккумуляторные├──>│Кабина├──>│Работоспособность├──>│Запись результатов│

│ батареи │ │внутри│ │агрегатов, узлов,│ │ осмотра в книгу │

└──────────────┘ └──────┘ │ механизмов │ │ осмотров │

└─────────────────┘ └──────────────────┘

10 11 12 13

 

ПОРЯДОК ОСМОТРА АВТОМОБИЛЯ

 

┌───┬────────────────────┬────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Что проверяется │Метод проверки │ Технические требования │

│п/п│ │ │ │

├───┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤

│1 │Паспорт автомобиля, │Внешним │Все разделы паспорта, особенно по осмотрам и учету │

│ │водительское │осмотром, │работы машин, должны быть заполнены. Прочие документы -│

│ │удостоверение, │изучением │согласно их назначению. Записи в паспорте должны │

│ │путевой лист и пр. │записей │соответствовать состоянию и данным автомобиля │

│ │ │ │(номер шасси, номер двигателя и т.д.) │

│ │ │ │ │

│2 │Внешний вид │Внешним │Автомобиль должен быть чистым. Неокрашенные │

│ │автомобиля │осмотром │поверхности, коррозия и внешние повреждения │

│ │ │ │(вмятины на облицовке, порывы) не допускаются │

│ │ │ │Номерные и опознавательные знаки должны быть │

│ │ │ │закреплены и нанесены установленным порядком │

│ │ │ │ │

│3 │Укомплектованность │-"- │Укомплектованность инструментом должна соответствовать │

│ │инструментом, │ │инструкции завода-изготовителя. На автомобиле должны │

│ │приспособлениями и │ │быть: ведро, канистра на 10 л для масла (или бачок), │

│ │другим положенным │ │канистра на 20 л для воды, шанцевый инструмент (лопата,│

│ │имуществом │ │пила, топор), огнетушитель, медицинская аптечка, знак │

│ │ │ │аварийной остановки. Автомобиль должен иметь один │

│ │ │ │огнетушитель типа ОУ-2, он должен быть заряжен и │

│ │ │ │опломбирован. На пассажирских автобусах должно быть 2 │

│ │ │ │огнетушителя (один в кабине водителя, другой в салоне) │

│ │ │ │и 2 молотка для разбития стекол при авариях, когда │

│ │ │ │заклинены двери или произошло возгорание автобуса; │

│ │ │ │кроме того, на всех машинах должны быть утеплительные │

│ │ │ │чехлы капота двигателя и радиатора │

│ │ │ │ │

│4 │Автомобиль спереди: │ │ │

│ │работа жалюзи, │Внешним │Приборы должны быть чистыми и надежно закреплены. Не │

│ │крепление и действие│осмотром, │допускается провисание и нарушение изоляции проводов. │

│ │внешних световых │включением │Фары и фонари должны излучать устойчивый белый свет. │

│ │приборов: фар, │приборов │На крыше кабины автомобиля, предназначенного для │

│ │передних фонарей, │ │эксплуатации с прицепом или полуприцепом, должен быть │

│ │габаритных огней, │ │установлен опознавательный знак автопоезда. Цвет │

│ │указателей поворотов│ │указателей поворота и боковых повторителей указателей │

│ │ │ │поворота, за исключением автомобилей, указатели │

│ │ │ │поворота которых совмещены с габаритными огнями, должен│

│ │ │ │быть оранжевым │

│ │состояние и │Внешним осмот- │На буфере и облицовке радиатора не должно быть │

│ │крепление бампера │ром, дополни- │разрывов, трещин, деформации. Гайки и болты креплений │

│ │(буфера) и облицовки│тельной затяжкой│должны быть затянуты, буксирные крюки надежно │

│ │радиатора │гаек ключами │закреплены │

│ │состояние рулевого │То же │Гайки и болты крепления деталей рулевого привода должны│

│ │привода │ │быть зашплинтованы, а шарниры рулевых тяг смазаны │

│ │уровень тормозной │Вывернуть пробку│Уровень должен быть на 15 - 20 мм ниже наливного │

│ │жидкости в главном │наливного │отверстия. Загрязнение отверстия в пробке главного │

│ │тормозном цилиндре │отверстия │тормозного цилиндра не допускается │

│ │(автомобиль ГАЗ-66) │ │ │

│ │состояние ветровых │Внешним осмотром│Ветровые стекла не должны иметь трещин, сколов и │

│ │стекол кабины │ │помутнения │

│ │ │ │ │

│5 │Моторное отделение: │Внешним осмот- │Капот должен удерживаться в закрытом положении запором │

│ │состояние и │ром, подъемом и │или застежками, в открытом - механизмом откидывания или│

│ │крепление капота │опусканием │упором. Шарнирные соединения должны быть смазаны │

│ │ │капота │ │

│ │состояние пробок │Внешним осмот- │Пробки должны надежно фиксироваться на горловинах, │

│ │радиатора и расшири-│ром, нажатием на│уплотнительные прокладки исправны, клапаны свободно │

│ │тельного бачка │клапан пробки │перемещаться │

│ │уровень охлаждающей │Снять пробку │Уровень охлаждающей жидкости должен соответствовать │

│ │жидкости │радиатора или │норме. При заправке системы охлаждения антифризом │

│ │ │расширительного │недолив жидкости должен быть меньше на 5 - 7% от нормы │

│ │ │бачка и опреде- │ │

│ │ │лить уровень │ │

│ │чистота двигателя и │Внешним осмотром│Двигатель должен быть чистым. Течь охлаждающей │

│ │нет ли течи охлажда-│ │жидкости, горючего, масла не допускается │

│ │ющей жидкости, │ │ │

│ │горючего, масла │ │ │

│ │проверить крепление │Внешним │Все перечисленное навесное оборудование на двигателе │

│ │компрессора, насоса │осмотром, │должно быть надежно закреплено и не иметь повреждений │

│ │гидроусилителя руля,│покачиванием │ │

│ │карбюратора, топлив-│рукой и │ │

│ │ного насоса, генера-│дополнительной │ │

│ │тора, стартера, │затяжкой гаек │ │

│ │катушки зажигания, │ключами (винтов │ │

│ │фильтров радиопомех │отверткой) │ │

│ │состояние и │Внешним осмот- │Вентилятор должен быть надежно закреплен, люфт │

│ │крепление │ром, покачива- │вентилятора и механические повреждения не допускаются │

│ │вентилятора │нием рукой │ │

│ │натяжение и │Проверить │Прогиб ремней должен соответствовать норме - 1,5 - 2 см│

│ │состояние приводных │нажатием │при усилии 4 кгс. Не допускается разрушение ткани и │

│ │ремней │большого пальца │замасливание рабочей поверхности ремней │

│ │ │руки на среднюю │ │

│ │ │часть ремня, │ │

│ │ │прогиб замерять │ │

│ │ │линейкой │ │

│ │состояние воздушного│Отсоединить │Наличие грязи на дне масляной ванны не допускается. │

│ │фильтра │масляную ванну и│Уровень масла должен быть до меток на стенке ванны │

│ │ │проверить чисто-│ │

│ │ │ту и уровень │ │

│ │ │масла в ней │ │

│ │состояние тяг и ры- │Внешним осмот- │Рычаги и тяги управления должны быть надежно соединены │

│ │чагов привода управ-│ром, покачива- │и перемещаться без заедания │

│ │ления двигателем │нием рукой │ │

│ │уровень и состояние │Вынуть указатель│Уровень масла в картере прогретого двигателя должен │

│ │масла в картере │уровня (щуп) и │соответствовать меткам на указателе: для ГАЗ и УАЗ - │

│ │двигателя │обтереть его │"П"; для ЗИЛ - "Полно" и т.д. Содержание механических │

│ │ │ │примесей и воды в масле не допускается │

│ │уровень масла в │Снять крышку │Уровень масла должен быть: на автомобилях ГАЗ-66, │

│ │бачке насоса │бачка и опреде- │ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 - до сетки заливного фильтра │

│ │гидроусилителя руля │лить уровень │ │

│ │ │визуально │ │

│ │уровень масла в │Вывернуть пробку│Уровень масла должен быть: до наливного отверстия - │

│ │картере рулевого │наливного │у автомобилей УАЗ-469, УАЗ-452, ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, │

│ │механизма (кроме │отверстия и │ГАЗ-66, ЗИЛ-157К │

│ │ЗИЛ-130, 131) │определить уро- │ниже верхнего края наливного отверстия у автомобилей │

│ │ │вень визуально │МАЗ и КрАЗ (для справки) │

│ │состояние и крепле- │Внешним │Электропровода должны быть надежно закреплены. │

│ │ние электропроводов │осмотром, │Повреждение изоляции и отсутствие наконечников проводов│

│ │и экранирующих │крепление винтов│не допускается │

│ │шлангов │отверткой │ │

│ │состояние и │Внешним осмотром│Сборочные единицы подогревателя должны быть надежно │

│ │крепление топливного│и покачиванием │закреплены. Течь горючего и охлаждающей жидкости не │

│ │бачка, электровенти-│рукой │допускается │

│ │лятора и котла │ │ │

│ │предпускового │ │ │

│ │подогревателя │ │ │

│ │ │ │ │

│6 │Автомобиль справа: │ │ │

│ │состояние и крепле- │Внешним │Дверь должна быть надежно закреплена, замок двери │

│ │ние двери кабины, │осмотром, │прочно удерживать дверь закрытой, стеклоподъемник │

│ │замка стеклоподъем- │покачиванием │свободно поднимать и опускать боковое стекло. │

│ │ника; состояние и │открытой двери │Соединения - смазаны, зеркало - целым, подножки и │

│ │крепление зеркала │рукой в │крылья - без вмятин, порывов. Рессора должна быть │

│ │заднего вида, │вертикальной │надежно закреплена и иметь хомуты с распорными │

│ │подножки, крыла и их│плоскости и │втулками, листы и пальцы рессор смазаны. Продольное и │

│ │кронштейнов, │дополнительной │поперечное перемещение листов рессор не допускается │

│ │передней подвески │затяжкой гаек │ │

│ │ │ключами │ │

│ │колесо переднее: │Внешним осмот- │Гайки крепления колеса к ступице (к диску) должны быть │

│ │состояние шин │ром, дополни- │надежно затянуты │

│ │переднего колеса │тельно подтяжкой│ │

│ │(запасное колесо) │гаек ключами │ │

│ │давление воздуха в │Внешним осмотром│Остаточная глубина рисунка протектора по центру беговой│

│ │шине │ │дорожки должна быть, мм, не менее: │

│ │ │ │у автомобилей УАЗ-469 - 1,6; у грузовых автомобилей - │

│ │ │ │1,0; у автобусов - 2,0. │

│ │ │ │Направление рисунка протектора должно совпадать с │

│ │ │ │направлением вращения колеса вперед. Отслоения │

│ │ │ │протектора и боковины не допускаются. Давление воздуха │

│ │ │ │в шине должно соответствовать норме (по инструкции │

│ │ │ │завода-изготовителя в зависимости от марок машин) │

│ │задние колеса, │Внешним осмот- │То же, что и в пункте 6, подпункты 2, 3, 4 │

│ │давление воздуха в │ром, дополни- │ │

│ │них │тельно затяжкой │ │

│ │ │гаек ключом │ │

│ │борт платформы и │Внешним осмотром│Борт, брусья платформы, тент и дуги должны быть │

│ │тент (при наличии) │ │исправными, надежно закреплены. Гайки стремянок │

│ │ │ │крепления платформы должны быть затянуты │

│ │ │ │ │

│7 │Автомобиль сзади: │ │ │

│ │крепление и действие│Внешним осмотром│Задние фонари и электропроводка должны быть надежно │

│ │внешних световых │и включением │закреплены. Провисание и нарушение изоляции проводов не│

│ │приборов: задних │приборов │допускаются. Габаритные и стояночные огни, сигнал │

│ │фонарей (габаритных │ │торможения и световозвращатели должны иметь красный │

│ │огней, указателей │ │цвет. Фонари заднего хода и освещения номерного знака │

│ │поворота, сигнала │ │должны излучать устойчивый белый │

│ │торможения, освеще- │ │ │

│ │ния заднего хода, │ │ │

│ │стояночных огней, │ │ │

│ │фонаря освещения │ │ │

│ │номерного знака, │ │ │

│ │световозвращателей) │ │ │

│ │состояние и │Внешним осмотром│Тягово-сцепное устройство должно быть надежно │

│ │крепление тягово- │ │закреплено, шарниры соединений смазаны, крюк свободно │

│ │сцепного устройства │ │вращаться вокруг своей оси, защелка крюка иметь шплинт │

│ │ │ │с цепочкой │

│ │ │ │ │

│8 │Автомобиль снизу: │ │ │

│ │состояние переднего │Внешним осмотром│Мост и санды должны быть чистыми, трубопроводы (шланги)│

│ │моста (ведущего) │ │привода тормозов не должны иметь повреждений и │

│ │ │ │скручиваний. Гайки крепления рычагов, тяг рулевой │

│ │ │ │трапеции и привода тормозов должны быть зашплинтованы. │

│ │ │ │Течь масла и тормозной жидкости не допускается │

│ │уровень в картере │Вывернуть пробку│Уровень масла в картере моста должен быть до │

│ │переднего моста │контрольного │контрольного отверстия │

│ │ │отверстия и │ │

│ │ │определить уро- │ │

│ │ │вень визуально │ │

│ │состояние коробки │Внешним осмот- │Коробка передач и раздаточная коробка должны быть │

│ │передач, раздаточной│ром, вывернуть │чистыми, соединения тяг и рычагов привода управления │

│ │коробки, пломбы вала│пробку контроль-│зашплинтованы, вал спидометра опломбирован. Уровень │

│ │спидометра │ного отверстия и│масла должен быть до контрольного отверстия, течь масла│

│ │ │определить уро- │через уплотнения не допускается │

│ │ │вень визуально │ │

│ │состояние, │Внешним │Люфт валов и шарниров карданной передачи не │

│ │крепление и │осмотром, │допускается, болтовые соединения карданной передачи │

│ │установка валов │покачиванием │должны быть надежно затянуты. Стрелки, выбитые на │

│ │карданной передачи │рукой и │трубчатом валу и скользящей вилке карданного вала, │

│ │ │дополнительной │должны совпадать (расположены одна против другой). │

│ │ │затяжкой гаек │Масленки крестовин должны быть обращены в сторону вала,│

│ │ │ключами │шлицевые соединения и подшипники смазаны, сальники │

│ │ │ │исправны │

│ │состояние и │Внешним │Глушитель должен быть надежно закреплен и не иметь │

│ │крепление глушителя,│осмотром, │повреждений. Воздушные баллоны должны быть исправны и │

│ │воздушных баллонов │покачиванием │закреплены, а конденсат из баллонов спущен │

│ │(если привод тормо- │рукой │ │

│ │зов пневматический),│ │ │

│ │наличие конденсата в│ │ │

│ │них │ │ │

│ │состояние заднего │Внешним осмотром│Задний мост и сапун на нем не должны иметь повреждений │

│ │моста │ │и скручиваний. Течь масла и тормозной жидкости не │

│ │ │ │допускается │

│ │уровень масла в │Внешним осмотром│Уровень масла должен быть до контрольного отверстия │

│ │картере заднего │ │ │

│ │моста │ │ │

│ │рама │-"- │Трещины, деформация лонжеронов и поперечин рамы, │

│ │ │ │ослабление болтовых соединений (и заклепочных) не │

│ │ │ │допускаются │

│ │ │ │ │

│9 │Автомобиль слева │-"- │Все согласно пункту 6 │

│ │ │ │ │

│10 │Аккумуляторные │ │ │

│ │батареи: │ │ │

│ │состояние и │Внешним │Аккумуляторные батареи должны быть закреплены, иметь │

│ │крепление │осмотром │сухую и чистую поверхность и отверстия в пробках без │

│ │ │ │загрязнений. Открытые поверхности наконечников │

│ │ │ │проводов, выводы и элементные перемычки батарей должны │

│ │ │ │быть легко смазаны смазкой ПВК, а наконечники проводов │

│ │ │ │надежно закреплены на выводах батарей. Корпуса батарей │

│ │ │ │не иметь трещин │

│ │уровень электролита │Стеклянной │Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм выше │

│ │ │трубкой │предохранительного (сетчатого) щитка │

│ │плотность │Денсиметром │Плотность электролита полностью заряженной │

│ │электролита │аккумуляторным │аккумуляторной батареи при t +15 °C должна быть: │

│ │ │ │для южных районов - 1,25; для центральных районов - │

│ │ │ │1,27; для северных районов - 1,29; для районов с резко │

│ │ │ │континентальным климатом зимой - 1,31, летом - 1,27. │

│ │ │ │Понижение плотности электролита на 0,01 соответствует │

│ │ │ │разряженности аккумуляторной батареи на 6 - 6,25%. │

│ │ │ │Разница в плотности электролита в аккумуляторных │

│ │ │ │батареях не должна превышать 0,01 │

│ │ │ │ │

│11 │Кабина внутри: │ │ │

│ │уровень тормозной │Снять крышку │Уровень должен быть на 15 - 20 мм ниже верхнего края │

│ │жидкости в главном │люка на полу │наливного отверстия. Загрязнение отверстия в пробке │

│ │тормозном цилиндре │кабины, │главного тормозного цилиндра не допускается │

│ │автомобиля УАЗ-469, │вывернуть пробку│ │

│ │ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, │наливного │ │

│ │УАЗ-425 │отверстия │ │

│ │свободный ход педали│Проверить с │Педали должны перемещаться без заедания и под действием│

│ │сцепления и рабочего│помощью │усилия пружины возвращаться в исходное положение. │

│ │тормоза │приспособления │Свободный ход педали рабочего тормоза у автомобилей с │

│ │ │или линейки │пневматическим приводом тормозов проверять при наличии │

│ │ │ │сжатого воздуха. У автомобилей с гидравлическим │

│ │ │ │приводом педаль не должна доходить до пола кабины на │

│ │ │ │1/3 - 1/2 полного хода, причем нога должна ощущать │

│ │ │ │"жесткую" педаль. Ощущение "мягкой" педали или провал │

│ │ │ │ее свидетельствуют о неисправности тормозного привода │

│ │ │ │(наличие воздуха в нем). Свободный ход педали сцепления│

│ │ │ │и тормоза должны соответствовать нормам заводов- │

│ │ │ │изготовителей │

│ │действие стояночного│Перемещением │Рычаг стояночного тормоза должен фиксироваться в │

│ │тормоза │рычага (рукоят- │заторможенном положении, а перемещение рычага │

│ │ │ки) стояночного │соответствовать нормативам инструкции │

│ │ │тормоза │завода-изготовителя │

│ │состояние кабины, │Внешним осмотром│На металлической обшивке кабины не допускаются вмятины,│

│ │сидений, │ │разрывы, неокрашенные места, коррозия. Внутри кабины │

│ │противосолнечных │ │должно быть чисто. Пол кабины должен быть закрыт │

│ │козырьков │ │резиновым ковриком. Обивка кабины, сидений и спинок не │

│ │ │ │должна иметь повреждений. Противосолнечные козырьки │

│ │ │ │должны быть исправны и удерживаться в заданном │

│ │ │ │положении. Наличие не предусмотренных конструкцией │

│ │ │ │автомобиля ковриков, ручек, занавесок и других │

│ │ │ │предметов не допускается │

│ │состояние и креп- │Внешним │Контрольные приборы и лампы, выключатели и │

│ │ление контрольных │осмотром, │переключатели должны быть исправны и закреплены; │

│ │приборов, │включением │спидометр опломбирован, электропровода надежно │

│ │опломбирование │приборов │соединены с выводами приборов и изолированы. Нарушение │

│ │спидометра │ │изоляции проводов не допускается │

│ │действие ножного │Нажатием на │Ножной переключатель должен обеспечивать переключение │

│ │переключателя света │кнопку │ближнего и дальнего света фар. При включении дальнего │

│ │фар │переключателя │света должна гореть сигнальная лампа на щитке приборов │

│ │действие устройства │Нажатием на │Струя жидкости, вытекаемая из жиклеров омывателя, │

│ │для обмыва ветрового│включатель │должна попадать на стекло в верхнюю часть секторов, │

│ │стекла │насоса омывателя│описываемых щетками стеклоочистителя │

└───┴────────────────────┴────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘

 

Примечания. 1. При необходимости производится проверка работоспособности всех агрегатов, узлов, механизмов и систем машин с запуском двигателя, на ходу.

2. По окончании осмотра техники должностное лицо, проводившее проверку, делает запись неисправностей по каждой машине в книгу осмотров и устанавливает сроки их устранения.

 

Раздел 6. УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО АВТОТРАНСПОРТУ

И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЕЕ ВЕДЕНИЮ

 

6.1. ТАБЕЛЬ (ПЕРЕЧЕНЬ) ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ

УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО АВТОТРАНСПОРТУ

 

В первичную учетно-отчетную документацию по автотранспорту входит комплект различных документов, основными из которых являются:

лимитная справка на штатное содержание машин; сведения о фактическом наличии транспортных средств; распоряжения и основания на получение новой техники; документы о наличии оборотного фонда агрегатов; материалы на списание автомобилей, аккумуляторов, автошин и пр.; технические паспорта машин; путевые листы; документы на приобретение запасных частей и автоимущества; ведомости учета получения и выдачи нефтепродуктов; техническая документация по планированию эксплуатации и учету работы машин, аккумуляторов, автошин; документы о работе по безопасности дорожного движения; приказы о внутреннем порядке и распорядке работы автопарков (гаражей, стоянок машин), об осмотрах техники и итогах работы автомобильных хозяйств за полугодие и год и другие. Часть указанных документов ведется и хранится в бухгалтериях, другая часть - у руководителей или лиц, назначенных ответственными за автотранспорт.

6.1.5. Документация по учету горюче-смазочных материалов

 

По учету горюче-смазочных материалов в бухгалтерии и у должностных лиц, отвечающих за эксплуатацию автотранспортных средств, должна вестись следующая документация:

накладная по форме N 2-НП на отпуск талонов с нефтебазы;

карточки складского учета или книга учета движения талонов;

требование на выдачу талонов материально ответственному лицу;

ведомость учета выдачи талонов водителям;

ведомость учета возврата неиспользованных талонов;

карточки учета расхода топлива автомобилем;

лицевые карточки водителей;

ведомость учета расходования горюче-смазочных материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

сводная ведомость учета выдачи и расходования горюче-смазочных материалов.

Указанная группа документов применяется в зависимости от организационной системы получения нефтепродуктов, установленной снабженческим органом. В каждом отдельном случае к разработке и ведению указанной учетной документации необходимо подходить дифференцированно.

 

6.1.6. Техническая документация автотранспортного средства

 

На каждое автотранспортное средство рекомендуется заводить единую техническую документацию, которая содержится в отдельной для каждого автомобиля папке.

В техническую документацию автотранспортного средства входят следующие документы:

папка, на лицевой стороне которой в правом верхнем углу наносится табличка с надписью: марка машины, государственный номерной знак, номер двигателя, номер шасси, фамилия, имя и отчество водителя;

на оборотной (от лицевой) стороне:

выписка из приказа по учреждению культуры о закреплении автомобиля за водителем (в верхней части) и конверт (в нижней ее части) для хранения паспорта автомобиля.

В папку скрепляются следующие документы:

акт передачи автомобиля водителю (Приложение 5); карточка учета эксплуатации машины (Приложение 2); карточка учета работы автомобильной шины (Приложение 11); карточка учета работы аккумуляторных батарей (Приложение 20); карточка учета проведения технических обслуживании (ТО N 1 и ТО N 2) и ремонта автомобиля (Приложение 25); карточка учета контрольных осмотров автомобиля, проводимых должностными лицами организаций и учреждений (Приложение 26).

 

Раздел 7. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА ЛИНИИ

 

7.1.1. Общие требования

 

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей необходимо выполнять в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также настоящими Правилами.

Производится техническое обслуживание и ремонт в специальных местах (на постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем (согласно табелю технологического оборудования и специализированного инструмента).

Посты технического обслуживания и ремонта должны располагаться так, чтобы расстояние между автомобилями, а также автомобилями и конструкциями здания было не менее указанного в таблице.

Таблица

 

┌───┬───────────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐

│ N │ Наименование │ Расстояние, м, при │

│п/п│ │категории автомобилей│

│ │ ├─────┬────────┬──────┤

│ │ │ I │II и III│ IV │

├───┼───────────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼──────┤

│1 │Между продольными сторонами автомобилей: │ │ │ │

│ │ а) на постах технического обслуживания и │1,6 │2,0 │2,5 │

│ │ ремонта без снятия шин и тормозных барабанов │ │ │ │

│ │ б) на постах технического обслуживания и │2,2 │2,5 │4,0 │

│ │ ремонта со снятием шин и тормозных барабанов │ │ │ │

│2 │Между торцовыми сторонами автомобилей и стеной │1,2 │1,5 │2,0 │

│3 │Между продольными сторонами автомобилей и │ │ │ │

│ │стеной: │ │ │ │

│ │ а) на постах технического обслуживания и │1,2 │1,6 │2,0 │

│ │ ремонта без снятия шин и тормозных барабанов │ │ │ │

│ │ б) на постах технического обслуживания и │1,5 │1,8 │2,5 │

│ │ ремонта со снятием шин и тормозных барабанов │ │ │ │

│4 │Между автомобилем и колонной │0,7 │1,0 │1,0 │

│5 │Между автомобилем и наружными воротами, │1,5 │1,5 │2,0 │

│ │расположенными против поста │ │ │ │

└───┴───────────────────────────────────────────────┴─────┴────────┴──────┘

 

Примечание. На постах механизированной мойки и диагностики расстояние между автомобилями, а также между автомобилями и стеной должны устанавливаться в зависимости от вида и габаритов технологического оборудования этих постов.

Автомобили, направленные на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо вывешивать на рулевое колесо табличку с надписью "Двигатель не пускать - работают люди!".

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на механизме или пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

В помещении технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала движения автомобиля с поста на пост.

Перемещение подвижного состава с поста на пост разрешается только после включения сигнала (звукового, светового).

Посты должны иметь сигналы аварийной остановки.

После установки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта без принудительного перемещения автомобиль следует затормозить ручным тормозом, включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), а под колеса подложить упоры (башмаки) - не менее двух.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

Работники, выполняющие ремонт автомобилей вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника, должны обеспечиваться лежаками.

Работать без лежаков на полу (земле) запрещается.

Запрещается:

- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.). При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки);

- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

- снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов регулировочных и испытательных работ;

- поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки;

- поднимать (даже кратковременно) грузы весом большим, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

Ремонт или замена подъемного механизма кузова автомобиля самосвала должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Запрещается:

- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;

- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

- ставить поднятый груженый кузов на упоры.

(При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами рабочие должны быть обеспечены лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см. Применять приставные лестницы не разрешается.)

Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топлив

Date: 2015-06-11; view: 1378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию