Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продумайте заранее, как Вы можете изменить маршрут экскурсии и текст, учитывая особенности детей





Обычно приезжая в музей, учителя коррекционных школ просят проводить экскурсию для их воспитанников так же, как для учеников начальных классов массовой школы. Такой подход не всегда хорош, потому что объем информации, который экскурсоводы преподносят ученикам младших классов больше, чем тот, который могут усвоить дети с и. н.

 

Лучше пройти по экскурсионному маршруту заранее и выбрать всего несколько ключевых (самых ярких, зрелищных) экспонатов (от одного до семи). Хорошо использовать предметы, которые играют большую роль в жизни человека. Все выбранные предметы должны быть связаны с реальной жизнью ребенка.

 

Рассчитайте время проведения экскурсии. Дети с и. н., как правило, некомфортно чувствуют себя в новом месте и быстро утомляются. Поэтому для первого посещения музея может быть достаточно 20-30 минут. В оставшееся время лучше предложить детям порисовать или выполнить какие-либо творческие задания. В дальнейшем продолжительность экскурсии может быть увеличена до 45 минут.

 

Если в вашем музее есть возможность, составьте программу занятия, включив в нее разные образовательные формы. Например, сначала можно провести для ребят небольшую экскурсию (15 мин.), потом провести мастер-класс по данной теме. В конце программы не забудьте подвести итоги занятия: еще раз проговорить с детьми новый материал.

 

Наконец, настала Ваша встреча с детьми! Перед экскурсией еще раз поговорите с учителем: уточните, в чем заключаются особенности детей. Предложите учителю быть Вашим консультантом с правом вносить свои коррективы в ходе экскурсии. Если у учителя есть фотоаппарат, то договоритесь заранее, что Вы предоставите время на то, чтобы сфотографировать каждого ребенка с музейным предметом. Дети с и. н. отличаются маленьким объемом памяти, поэтому фотографии помогут им в дальнейшем вспомнить освоенный на экскурсии материал.

 

Познакомьтесь с ребятами, начиная с себя. Как правило, дети с и. н. обучаются в небольших по численности классах, поэтому Вам не составит труда запомнить всех экскурсантов по именам. Ваше имя и отчество ребята скорее всего не смогут запомнить, так что, если понадобится, напомните его в ходе экскурсии. Можно сделать бейджи с именами для детей и для себя, чтобы вам легче было общаться.

 

Основная особенность детей с и. н. заключается в недостаточной познавательной активности. Поэтому для ребят важно создать психологический комфорт в музее. Будьте дружелюбны, чтобы дети почувствовали, что их ждали в музее. Особые дети тонко чувствуют фальшь в людях, поэтому постарайтесь быть искренним. Спокойная психологическая обстановка будет способствовать проявлению интереса у детей к новому материалу.

 

Лучше начать экскурсию с осмотра здания на улице, чтобы дети смогли рассмотреть его со всех сторон, потом пригласить их внутрь.

 

В экспозиционном зале расставьте группу так, чтобы ребятам было удобно рассматривать музейные предметы и общаться с Вами. Дети с и. н. адаптируются к новой обстановке по-разному: кто-то может быть излишне весел, а кто-то, наоборот, угрюм и молчалив. Поэтому не стоит большое внимание уделять их эмоциям, а тем более относить на свой счет негативный настрой некоторых экскурсантов. Например, дети, живущие в детских домах, часто в защитных целях прячут свое лицо под маской равнодушия. Если кто-то из ребят отходит на задний план и проявляет пассивность, не заставляйте участвовать их в программе. Такое поведение вовсе не означает, что, находясь на почтительном расстоянии, юный экскурсант не будет проявлять интереса к новой информации.

 

В ходе экскурсии для детей с и.н. очень важно продумать логические связи. При этом логические связи нужно выстроить не только между экспонатами, которые Вы демонстрируете, но и между экспонатами и современным миром. То, что кажется естественным даже для дошкольника, может быть непонятно ребенку с и. н. У таких детей существуют проблемы с обобщением. Например, они могут не увидеть связи между солнцем и лампой. Поэтому нужно сделать акцент на том, что оба предмета дают свет.

 

Придерживайтесь правила дефектологии, которое состоит в том, что новые знания хорошо ложатся на подготовленную почву. Прежде чем Вы перейдете к новому материалу, повторите известное, уже изученное и найдите связь между новым и предыдущим материалом, чтобы не получить разрозненные знания, не связанные между собой. Лучше начать экскурсию с того, что ребятам точно известно. Например, если Вы будете рассказывать о карете, спросите, каким образом они добирались до музея. Если рассказ пойдет о самоваре, уточните, как их родители или воспитатели готовят им чай. То есть нужно построить экскурсию по схеме: «Сейчас мы делаем так, а вот давным-давно, в древности, в прошлом…». Старайтесь в своем тексте избегать хронологических дат. Ничего страшного не произойдет, если Вы не назовете ни одной даты. Некоторые дети с и. н. не владеют временными категориями: прошлое, настоящее, будущее. В таких случаях нужно рассмотреть экспонат так, чтобы ребенку сегодня стало интересно познакомиться со старинным предметом. Например, разыграть ситуацию: «Если бы у тебя сейчас в доме не оказалось ни одного чайника, но ты бы нашел самовар, как бы ты им стал пользоваться?»

Имейте в виду, что историю в коррекционных школах начинают изучать с 6 класса.

 

Одной из особенностей детей является, то, что они плохо улавливают разницу между схожими предметами, например, между компасом и часами. Поэтому не стоит отдельно рассказывать про схожие внешне экспонаты. В экспозиции музея «Огни Москвы» представлены фонари разного вида: масляный, керосиновый, газовый. Стоит все эти экспонаты объединить в группу «фонари, которые использовали в прошлом». Уделить внимание схожим экспонатам можно в том случае, если Вы проводите не разовую экскурсию, а готовите для детей цикл из нескольких программ.

 

Не стоит, рассматривать экспозиционные комплексы. Так как особенность зрительного восприятия детей с и.н. заключается в том, что они охватывают взглядом гораздо меньше предметов, чем обычные люди.

 

В своей практике экскурсоводы используют метод соотношения показа с рассказом. При работе с особыми детьми музейному предмету стоит уделить особое внимание. Чтобы экскурсанты усвоили новую информацию, нужно рассмотреть предмет с разных сторон.

Объяснить его название, например: самовар = сам варит; лучина от слова луч, похожа на лучик.

Определить материал, из которого данный предмет изготовлен. Для этого желательно использовать предметы из интерактивного фонда музея, которые позволяется трогать руками, то есть задействовать дополнительные анализаторы.

Можно напомнить детям известные сказки, в которых встречается такая же вещь. Очень хорошо и комфортно дети начинают себя чувствовать, когда используются музыкальные произведения, имеющие отношение к теме вашей экскурсии.

 

Следовательно, как и для обычных детей, важно постараться задействовать в экскурсии все органы чувств ребенка с и. н.

 

Одной из наиболее трудных задач для экскурсовода при работе с детьми с и. н. является упрощение текста экскурсии. Заученные наизусть фразы нужно построить таким образом, чтобы было понятно каждое слово. Предложения должны быть короткие, речь четкая, небыстрая. Не перегружайте текст цифрами, датами, фамилиями. Образные выражения должны быть всегда уместны.

 

Замечательно если Вы ведете экскурсию ярко, эмоционально. Но стоит помнить, что у детей с и. н. часто присутствует эмоциональная лабильность (неустойчивость), поэтому не пытайтесь «вытянуть» эмоции из детей. Например, если обычным детям понятно, почему горожане радовались и аплодировали первым электрическим фонарям, то для детей с и. н. этот факт не понятен. Если можно попросить обычных детей поаплодировать и современным фонарям, то особые дети этого действия могут не выполнить.

 

Начиная с младенчества дети, не имеющие проблем с интеллектуальным развитием, усваивают привычные для человеческого общества приемы и обычаи воспитания. Поэтому в школьном возрасте они знают как нужно себя вести, как лучше выглядеть. Дети с и.н. могут тоже это знать, но не делать. Поэтому, если дети с и. н. проявили во время экскурсии себя по особому, не выполнили какую-либо Вашу просьбу, не стоит придавать этому большого значения, стоит продолжать вести экскурсию также дружелюбно и заинтересованно. В таком случае Вы покажете детям, что принимаете их такими, какие они есть.

 

Удачно построить экскурсию для любой по составу группы можно, только постоянно поддерживая контакт с аудиторией и используя вопросно-ответный метод. Работая с особыми детьми, экскурсовод не должен допускать развернутых монологов со своей стороны. Вся программа должна быть построена на вопросах и ответах. При этом один и тот же вопрос экскурсовод может адресовать каждому ребенку по очереди. В данном случае для усвоения материала важно, чтобы каждый ребенок проговорил основные понятия вслух. Беседуя с Вами, ребенок развивает свою речь и мышление. Не смущайтесь, если в ходе экскурсии Вам придется несколько раз проговорить один и тот же материал.

Если ребенок не может ответить на какой-либо Ваш вопрос, то задайте уточняющий вопрос, либо поставьте ребенка в ситуацию выбора. Например, Вы задали вопрос: «Почему днем на улице светло?» Ребенок не может ответить. Тогда уточните: «Что днем светит: фонари или солнце?»

 

Создавайте ситуации успеха и поощрения. Если ребенок смог правильно ответить на Ваш вопрос похвалите его, ребенку будет приятно, а у остальных детей появится стимул тоже отвечать, повысится интерес, а следовательно, и познавательная активность.

 

Date: 2015-06-11; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию