Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение методики





Методика незавершенных предложений

Вводные замечания

Методика «Незавершенные предложения» имеет давнюю историю. Первоначально прием завершения предложений использовался для Исследования интеллекта (Эббингауз, 1897). Для изучения личности Эта методика впервые была применена А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). В основе процедуры и интерпретации методики незавершенных предложений лежит ассоциативный эксперимент К. Г. Юнга. Считается, что НП выигрывают перед ассоциативным экспериментом в экономичности, уменьшают количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дают возможность лучше определить контекст, глубже проникнуть в сущность имеющихся установок и проблем испытуемого.

Существует большое количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Завершение предложений – это методический прием, а не конкретный тест. Наиболее известны процедуры обследования, разработанные Дж. Ротптером (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). В данном руководстве мы используем набор начал предложений Д. М. Сакса, SSCT[1], в ставшем уже классическим в России переводе[2].

Другой вариант перевода этого списка с исчерпывающим описанием процедуры проведения и оригинальной интерпретации в настоящее время опубликован в книге «Проективная психология» (2000).

Вместе с тем следует признать, что в англоязычной литературе середины XX в. чаще и с большим уважением упоминается вариант Дж. Роттера (ISB).

Назначение методики

Методика НП – это средство скрининга проблемных областей личности, которые могут быть неосознаваемыми или малоосознаваемыми. Методика дает возможность быстро сориентироваться в сфере значимых отношений испытуемого и наметить вероятные мишени для психокоррекции. Согласно утверждению Сакса и Леви, тест «может отражать сознательные, подсознательные и бессознательные чувства и мысли». Вместе с тем большинство исследователей[3] склонны считать, что НП отражает более близкие к осознанию уровни личности, чем такие техники, как Роршах, ТАТ или проективное рисование.

Вместе с тем в этом же обзоре утверждается, что «менее глубокий» вовсе не означает «менее валидный и надежный».

Более конкретно предлагаемый вариант проведения и обработки НП предназначен[4] для:

1) выявления наличия и содержания автономных аффективных комплексов;

2) выявления значимых и неблагополучных областей отношений личности;

3) исследования уровня внутриличностной адаптации/дезадаптации;

4) исследование уровня осознанности выявленных проблем и типа отношения к ним.

Основной материал методики – список из 60 незавершенных фраз, которые разбиты на 15 тем, или сфер; каждой теме соответствует 4 предложения.

По замыслу Д. М. Сакса, в тест включены четыре области отношений: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие.

Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и «семью». Каждый набор представлен в четырех пунктах, побуждающих испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения «Моя мать и я...», «Если бы мой отец только захотел...» и «Моя семья относится ко мне, как...» являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Они рассчитаны на то, что даже когда респондент осторожничает и уклоняется, он все же предоставляет ценный материал как минимум в ответе по одному из четырех пунктов.

Область секса включает отношение к противоположному полу и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют испытуемому выразиться по отношению к женщинам и мужчинам как представителям общества, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы «Считаю, что большинство девушек...» и «Если бы у меня была нормальная половая жизнь...» являются типичными для этой области.

Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать пунктов этой области розволяют испытуемому выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения «Когда меня нет, мои друзья...», «Когда ко мне приближается мой начальник...», «Люди, с которыми я работаю...» и «Лучше всего мне работается с...» являются примерами тем из этой области.

Самовосприятие включает страхи, чувство вины, нереализованные возможности и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта в настоящем, прошлом, каким он хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области: «Я бы хотел перестать бояться...», «Моей самой большой ошибкой было...», «Думаю, что я достаточно способен, чтобы...», «Когда я был ребенком...», «Раньше я...» и «Моим скрытым желанием в жизни...»

Date: 2015-06-11; view: 985; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию