Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера в исполняемую партию





Когда индивид исполняет какую-то житейскую партию во время взаимодействия с другими, он неявно просит сво­их наблюдателей всерьез воспринимать создаваемый перед ними образ. Их просят поверить, что персонаж, которого они видят перед собой, действительно обладает демонстри­руемыми качествами, что исполняемая им «сценическая» задача будет иметь именно те последствия, которые ею скрыто подразумевались, и что, вообще, вещи таковы, ка­кими кажутся. Этому соответствует распространенный взгляд, будто индивид предлагает свое исполнение и ра­зыгрывает свой спектакль «для блага других людей». И потому будет уместно начать разбор разновидностей испол­нений, перевернув постановку вопроса и обратив внима­ние на собственную веру индивида в тот образ реальности, какой он пытается запечатлеть в головах окружающих его.

На одном полюсе исполнитель может быть полностью захвачен собственной игрой и искренне убежден, что впе­чатление о реальности, которое он создает, это и есть са­мая доподлинная действительность. Когда его аудитория тоже убеждена в правдивости разыгрываемого спектакля (а это, по-видимому, типичный случай), тогда, по мень­шей мере на какое-то время, только социолог или лицо со­циально недовольное будут иметь некоторые сомнения на­счет «реальности» представляемого.

На другом полюсе исполнитель может совсем не увле­каться собственной рутиной. Такая возможность допусти­ма, потому что никто не в состоянии быть столь же совер­шенным наблюдателем и видеть действие насквозь так, как лицо, которое ставит его. Соответственно исполнитель

50

может быть движим стремлением управлять убежденно­стью своей аудитории исключительно как средством для других целей и не интересоваться как конечной целью тем понятием, которое эта аудитория имеет о нем или о ситу­ации. Когда у человека нет веры в собственное действие и в конце концов нет интереса к верованиям своей аудито­рии, можно назвать его циником, закрепив термин «ис­кренние» за людьми, верящими во впечатление, произво­димое их собственным исполнением. Следует иметь в виду, что циник, при всем его профессиональном безразличии, может, однако, получать от своего маскарада непрофесси­ональное удовольствие, испытывая в душе своеобразное злорадное веселье от самого факта, что он по прихоти мо­жет забавляться тем, что его аудитория обязана восприни­мать всерьез'.

Конечно, при этом не предполагается, будто все цинич­ные исполнители заинтересованы в обмане своих аудито­рий ради личной корысти или частной выгоды. Цинич­ный индивид может вводить в заблуждение людей своей аудитории для, как он считает, их же собственного блага, или для блага местной общины и т. п. За подтверждением этого нет нужды обращаться к умудренным печальным опытом моралистам вроде Марка Аврелия или Ян Чжу. Известно, что работники в сфере услуг, которые в осталь­ном могут быть правдивыми, иногда просто вынуждены обманывать своих клиентов, поскольку те сами простосер­дечно на это напрашиваются. Доктора, прописывающие пациентам безвредные пилюли-пустышки, служители на автозаправочных станциях, которые смиренно проверяют и перепроверяют давление в шинах для успокоения беспо­койных женщин-автомобилисток, продавцы в обувных магазинах, продающие подходящие по мерке туфли, но называющие покупательнице тот размер, какой она хочет услышать, — все это примеры циничных исполнителей,

' Возможно, истинное преступление афериста не в том, что он отбира­ет у своих жертв деньги, а в том, что он крадет у всех веру, будто манеры и облик, характерные для среднего класса, способны показать только ос­новательные люди из среднего класса, на деле принадлежащие к нему. Разочарованный профессионал может цинично пренебрегать определен­ным служебным отношением, которого ждут от него для себя его клиен­ты, но мошенник ставит себя в положение, которое заставляет его прези­рать весь законопослушный мир — мир легавых.

51

чьи аудитории не позволяют им быть до конца правдивы­ми. Похоже, что и сочувствующие врачам пациенты в пси­хиатрических лечебницах иногда симулируют причудли­вые симптомы, чтобы не разочаровывать студентов-прак­тикантов разумным поведением при исполнении роли ду­шевнобольного2. Аналогично, когда подчиненные из всех гостей наиболее щедро принимают своих начальников, эго­истичное желание извлечь из этого пользу для себя может и не быть здесь главным мотивом: возможно, подчинен­ный всего лишь тактично пытается создать начальнику обстановку «как дома», по своему разумению имитируя привычный тому мир.

Итак, предположительно существуют две крайности: ин­дивид или искренне увлечен собственным действием, или цинично относится к нему. Эти крайности представляют собой нечто большее чем просто крайние точки некоего континуума. Каждая из них дает человеку позицию, кото­рая имеет свой особенные средства безопасности и защи­ты, и потому тот, кто приблизился к одному из указанных полюсов, будет склонен дойти до конца. Начав с отсутст­вия внутренней веры в собственную роль, индивид может последовать логике естественного движения, описанного Р. Парком:

Вероятно, это не простое историческое совпадение, что слова «личность», «персона» в своих первоначальных значениях го­ворят о личине и маске. Скорее, это похоже на признание фак­та, что всегда и везде, более или менее сознательно, каждый человек играет какую-нибудь роль... Именно в этих ролях мы познаем друг друга, в этих ролях мы познаем самих себя3.

2 См.: TaxelH Authority structure in a Mental Hospital Ward P. 4. Харри Стак Салливан настаивал, что тактичность институционализированных испол­нителей может действовать и в другом направлении, выливаясь в своеоб­разное noblesse-oblige здравомыслие.: «Изучение несколько лет тому назад "социальных выздоровлений" в одной из наших крупных психиатриче­ских больниц убедило меня, что пациенты часто освобождались из-под присмотра благодаря тому, что научались не проявлять своих симптомов окружающим. Другими словами, они достаточно полно воспринимали лич­ное окружение, чтобы распознать чужое предубеждение, враждебное их собственным маниям. Это выглядело почти так, как если бы они возвыси­лись до мудрой терпимости к окружающей их ненормальности, оконча­тельно решив для себя, что это просто глупость, а не злоба. После этого они могли уже получать удовлетворение от контактов с другими, хотя и снимая часть своих напряжений успокоительными средствами» (Sulli­van H С Socio-psychiatnc research //American Journal of Psychiatry \bl 10 P987—988).

SParkR E Race and culture Glencoe(Ill) The Free Press, 1950 P 249.

52

В известном смысле, поскольку маска представляет поня­тие, которое мы составили о себе, представляет роль, которую мы стараемся оправдать своей жизнью — эта маска есть наше более истинное Я, чем то Я, каким нам хотелось бы быть. В конце концов, наше понятие о нашей роли становится второй натурой и составной частью нашей личности. Мы приходим в этот мир как биологические особи, приобретаем характерную роль и становимся личностями4.

Сказанное можно пояснить на примере из жизни мест­ной общины одного из Шетландских островов5. Последние четыре или пять лет островной гостиницей для туристов владела и управляла супружеская пара из местных ферме­ров. С самого начала эти владельцы были вынуждены от­бросить напрочь свои собственные представления, как надо жить, и предложить в гостинице полный набор услуг и удобств, привычных для среднего класса. Позже, однако, эти управляющие стали менее цинично относиться к сво­ему исполнению на гостиничной сцене. Они сами посте­пенно превращались в людей из среднего класса и все боль­ше влюблялись в те образы себя, которые навязывают им клиенты.

Другим примером может послужить неопытный ново­бранец, который первоначально исполняет армейский устав лишь бы только избежать физических наказаний, но в конце концов начинает добросовестно следовать пра­вилам воинского поведения, чтобы его подразделение не стыдилось за него, а командиры и сослуживцы-солдаты его уважали.

Как сказано, цикл «от неверия к вере» может быть прой­ден и в обратном направлении: сначала убежденность или нестойкое воодушевление, а под конец — цинизм. В про­фессиях, к которым публика относится с религиозным бла­гоговением, новообращенные часто идут этим путем даже не по причине постепенного осознания того, что они обма­нывают ожидания своей аудитории (ибо по обыкновенно­му социальному стандарту то, что они делают, может быть совершенно удовлетворительным), но потому что они мо­гут использовать этот цинизм как средство защиты своего внутреннего Я от слишком тесного соприкосновения с ауди-

4 ParkR E Race and culture Glencoe(lll) The Free Press. 1950 P 250. 8 Shetland Isle study.

53

торией. И, наконец, встречаются типичные колебания ве­ры, когда индивид начинает с известной увлеченности про­фессиональным исполнением, которого от него требуют, затем несколько раз колеблется между искренностью и ци­низмом, пока все эти переходные фазы и повороты не за­вершатся в конце концов самостоятельными убеждени­ями, приличными человеку определенного общественного положения. Так, студенты медицинских учебных заведе­ний утверждают, что идеалистически настроенные нович­ки в медицинских институтах обыкновенно на какое-то время вынуждены откладывать в сторону свои святые по­рывы. В первые два года студенты обнаруживают, что их бескорыстно-широкий интерес к медицине надо обуздать, чтобы быть в состоянии отдавать все свое время учебе и в срок сдавать экзамены. Следующие два года они слишком заняты изучением болезней, чтобы еще и серьезно интере­соваться самими больными людьми. И только после окон­чания курса обучения приходит время, когда можно будет подтвердить их первоначальные идеалы медицинского слу­жения6.

Хотя вполне возможно встретить в жизни естествен­ные колебания исполнителей между цинизмом и искрен­ностью, все же нельзя исключать из рассмотрения своеоб­разный переходный случай, который держится на малень­ком самообмане. Индивид может стараться побудить ауди­торию определенным образом оценить его и ситуацию, и может желать этой оценки как конечной цели-в-себе, и все же неполностью верить в заслуженность того сужде­ния о себе, которого он просит, или в достоверность того впечатления о реальности, которое он создает. Пример та­кой смеси цинизма и веры приводит Крёбер в своем ана­лизе шаманизма:

Далее, перед нами старая проблема обмана. Вероятно, боль­шинство шаманов и медиков по всему миру помогают больным, в том числе и фокусничеством при лечении и особенно при де­монстрации своих способностей. Это фокусничество иногда пред­намеренное, но во многих случаях сознательность здесь навер­ное не глубже уровня предсознания. Такая установка, подавля­емая или нет, по-видимому, тяготеет к феномену набожного мо-

6 Becker H S Giver В The fate of idealism in Medical School // American Sociological Review Vol 23 P 50—56.

54

шенничества. Кажется, полевые этнографы в общем убеждены, что даже шаманы, сознающие себя мошенниками, тем не менее верят в свои способности и особенно в способности других шама­нов, советуясь с последними, когда сами они или их дети бо­леют7.

 

ПЕРЕДНИЙ ПЛАН ИСПОЛНЕНИЯ

Термин «исполнение» используется для обозначения всех проявлений активности индивида за время его непре­рывного присутствия перед каким-то конкретным множе­ством зрителей — проявлений, которые так или иначе вли­яют на них. В этой связи будет уместно назвать передним планом (или «представительским фронтом») ту часть ин­дивидуального исполнения, которая регулярно проявля­ется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуа­цию для наблюдающих это исполнение. Передний план тогда — это стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения. Предварительно нелишне выделить и назвать эти стандартные составляющие.

Прежде всего это обстановка, включая мебель, деко­рацию, физическое расположение участников и другие эле­менты фона, которые составляют сценический и постано­вочный реквизит для протекания человеческого действия. Обстановка тяготеет к неподвижности (в географическом смысле), так что тот, кто хотел бы использовать опреде­ленную обстановку как часть своего представления, не сможет его исполнять, пока не попадет в соответствующее место, и будет вынужден прекратить свое выступление, если покинет его. Лишь в исключительных случаях обста­новка передвигается вместе с исполнителями: это можно наблюдать в похоронных и гражданских церемониях и в сказочно пышных шествиях с участием королевских особ. По-видимому, исключительный характер подобных цере­моний создает сверхблагоприятную обстановку исполни­телям, которые или являются, или на мгновение стано­вятся священными особами. Разумеется, таких именитых исполнителей надо отличать от совсем простых бродячих

7 Kroeher Л I I he nature of culture ChiLago University of Chicago Press, 1952 1> 311

55

исполнителей, передвигающих место своих выступлений часто в силу нужды. Выходит, чтобы иметь одно постоян­ное место для обстановки своего исполнения, правитель может оказаться чересчур сакральной, а какой-нибудь раз­носчик чересчур профанной фигурой.

Размышляя о сценических аспектах переднего плана, каждый скорее всего вообразит гостиную в частном доме и небольшое число исполнителей, которые имеют право полностью отождествлять себя с жизнью этого дома. При этом недостаточное внимание уделяется крупным ансамб­лям знаковых средств выражения, которые на короткое время могут называть своими множество исполнителей. Для западноевропейских стран характерно, что большое число роскошных обстановок доступно там напрокат каж­дому добропорядочному человеку, способному это позво­лить себе, и такое положение без сомнения служит для этих стран дополнительным источником стабильности. По­ясняющий пример можно взять из исследования образа жизни высших государственных служащих в Британии:

Вопрос, в какой мере люди, достигшие вершин на государ­ственной службе, перенимают «тон» или «окрас» класса, иного чем тот, в котором они родились, деликатен и труден. Единст­венная определенная информация, имеющая отношение к этому вопросу, содержится в цифрах, характеризующих членский со­став крупных лондонских клубов. Более трех четвертей высших чиновников нашей администрации числятся в одном или боль­ше чем в одном из высоко престижных и дорогостоящих клу­бов, где входная плата может быть от двадцати гиней и выше, а годичный членский взнос от двенадцати до двадцати гиней. Все это заведения для высшего класса (даже не для так называемого верхнего среднего) по их предварительным требованиям к всту­пающему, оборудованию, практикуемому там стилю жизни, по всему их духу. Хотя многих членов этих клубов, возможно, и не стоило бы относить к очень состоятельным людям, но только бо­гатый человек сумел бы без посторонней помощи обеспечить себе и своей семье жилое пространство, питание, напитки, услуги и другие жизненные удобства такого же качества, какое мы най­дем в клубах «Союз», «Путешественники» или «Реформа»8.

Другой пример можно найти в недавно проявившихся тенденциях развития медицинской профессии, где для вра-

sDale HE The higher civil service of Great Bntam Oxford Oxford University Press, 1941 P 50.

56

ча становится все более важным получить выход на широ­кую научную арену, обеспечиваемую крупными больни­цами, так что все меньше и меньше врачей имеют возмож­ность почувствовать рабочую обстановку как некое личное место, которое можно запереть на ночь9.

Если термин «обстановка» используется для обозначе­ния сценических составляющих исполнительского инст­рументария выразительных средств, то термин «личный передний план» можно отнести к составляющим иного рода — тем, которые наиболее тесно связаны с самим ис­полнителем и которые, естественно предположить, сопро­вождают его всюду. В качестве элементов личного перед­него плана можно назвать: отличительные знаки офици­ального положения или ранга, умение одеваться, пол, воз­раст и расовые характеристики, габариты и внешность, осанку, характерные речевые обороты; выражения лица; жесты и т. п. Некоторые из этих знаковых сигналов (та­кие, как расовые признаки) относительно постоянны для данного индивида и не меняются от ситуации к ситуации на протяжении какого-то промежутка времени. Другие же — относительно подвижны или преходящи, как на­пример выражение лица, и могут меняться в течение одно­го исполнения от момента к моменту.

Иногда удобно делить знаковые сигналы, составляющие личный передний план, на внешний вид и манеры соглас­но функции, исполняемой информацией, которую они пере­дают. К внешнему виду можно отнести те из них, которые действуют в данный момент, говоря нам о социальных пе­ременных состояниях исполнителя. Сигналы внешнего вида сообщают нам также о временном ритуальном состоянии индивида: занят ли он официальной общественной деятель­ностью, работает, или предается неофициальным развле­чениям; переживает он или нет новую фазу в сезонном, либо во всем жизненном цикле и т. п. Манерами можно на­звать сигналы исполнителя, которые в данный момент пре­дупреждают нас о той роли во взаимодействии, какую он намеревается играть в надвигающейся ситуации. Так, над­менная агрессивная манера поведения может создать впе-

9 Solomon D Career contingencies of Chicago physicians / Unpublished Ph D dissertation Department of Sociology. University of Chicago, 1952 P 74.

57

чатление, что исполнитель собирается быть тем, кто на­чинает словесное взаимодействие и направляет его ход. Мягкая, извиняющаяся манера может сигнализировать о том, что исполнитель готов следовать за другим лидером или, что его, по крайней мере, можно склонить к этому.

Конечно, чаще всего мы ждем подтверждающей пра­вильность восприятия сигналов согласованности между внешностью и манерами. Мы ждем, что различия в соци­альных статусах взаимодействующих лиц так или иначе отразятся в соответствующих различиях подаваемых сиг­налов об ожидаемых ролях участников взаимодействия. Такой тип согласованности элементов личного переднего плана в исполнении можно проиллюстрировать следующим описанием шествия мандарина через китайский город:

Следом... все свободное пространство улицы заполняет рос­кошный паланкин мандарина, который несут восемь носильщи­ков. Он градоначальник и носитель верховной власти в городе по всем практически важным вопросам. Он идеальный образ должностного лица, ибо сам по себе внушителен и массивен по наружности, а в данный момент имеет столь суровый и непри­ступный вид, словно бы он следует к месту казни обезглавить какого-нибудь преступника. Таков дух постановки, создаваемой мандаринами, когда они появляются на публике. За многие годы жизни в Китае я ни разу не видел никого из них, от самых выс­ших до низших чинов, с улыбкой на лице или с выражением со­чувствия к людям во время их официального шествия по город­ским улицам на носилках10.

Но, разумеется, внешний вид и манеры могут и проти­воречить друг другу, как это происходит, например, в слу­чае, когда исполнитель по виду более высокого чем его аудитория положения действует в манере неожиданно урав­нительной, или неуместно интимной, или извиняющейся. То же бывает, когда исполнитель в наряде, соответствую­щем высокому положению в обществе, представляется че­ловеку с еще более высоким статусом.

Вдобавок к ожидаемому соответствию внешнего вида и манер можно предполагать, конечно, и известное соответ­ствие между обстановкой, внешностью и манерами". Та-

10 MacgmnJ Sidelights on Chinese life Philadelphia Lippmcott, 1908 P 187.

11 Ср. комментарии Кенвета Берка о «соотношении сцены, действия и действующего лица»: Burke К A grammar of motives NY Prentice-Hall, 1945 P 6—9.

58

кое гармоничное соответствие представляет собой идеаль­ный тип, который возбуждает наше внимание и интерес к отклонениям от этой гармонии. В этом ученому помогает журналист, ибо исключения в ожидаемом соответствии об­становки, внешнего вида и манер придают пикантность, вызывают любопытство ко многим карьерам и обеспечи­вают продажную привлекательность многим журнальным статьям. Например, в очерке в «New Yorker» о Роджере Стивенсе (агенте по продаже недвижимости, который устра­ивал продажу небоскреба «Empire State Building») смаку­ется поразительный факт, что у самого Стивенса малень­кий дом, скудно обставленный кабинет и у него нет даже личных фирменных бланков12.

Чтобы полнее изучить отношения между отдельными элементами социального переднего плана, уместно рассмот­реть важную характеристику передаваемой на этом уров­не информации, а именно, ее абстрактность и обобщен­ность.

Какой бы специализированной и уникальной ни была изучаемая рутина, социальная информация ее переднего плана, за определенными исключениями, будет содержать нормы, на которые могут в равной степени претендовать и другие, в чем-то отличные рутинные исполнения. К при­меру, многие занятия в сфере услуг предлагают своим кли­ентам исполнение, разукрашенное цветистыми обещани­ями чистоты, современности, компетентности и комплек­сности. Хотя в действительности эти абстрактные стандар­ты имеют разное наполнение в разных занятиях, заинте­ресованного наблюдателя поощряют обращать внимание преимущественно на такие абстрактно сходные характе­ристики. Ибо для внешнего наблюдателя это создает заме­чательное, хотя иногда и коварное, удобство. Вместо необ­ходимости вырабатывать разные образцы ожидания и ра­зумной реакции на каждое мелкое отличие каждого испол­нителя и исполнения от другого, наблюдатель может вклю­чить данную ситуацию в некую широкую категорию, во­круг которой ему легче мобилизовать свой прошлый опыт и стереотипы мышления. В этом случае наблюдателям нуж­но лишь быть знакомыми с небольшим и потому управля-

^KahnEJ Or) Closings and openings//New Yorker 1954 13,20 February.

59

емьм запасом представительских передних планов и знать как реагировать на них, чтобы ориентироваться в широ­ком многообразии ситуаций. Так, в Лондоне существу­ющая у трубочистов13 и продавцов парфюмерии традиция носить белое лабораторное облачение дает клиенту понять, что деликатные задачи, поставленные перед лицами в бе­лых одеждах, будут исполнены «как в аптеке»: точно, кли­нически чисто и конфиденциально.

Имеются основания полагать, что отмеченная тенден­ция, когда большое число различных актов начинает пред­ставляться небольшим числом передних планов, является естественным результатом развития социальной организа­ции. А. Р. Радклифф-Браун подразумевал это, утверждая, что «дескриптивная» система родства, которая каждому лицу отводит единственное и неповторимое место, может работать в условиях очень малых сообществ, но, по мере того как число людей возрастает, становится необходимой клановая сегментация для введения в действие менее слож­ной системы идентификаций и определений14. Мы можем наблюдать указанную тенденцию на фабриках, в казар­мах и других крупных социальных учреждениях. Органи­заторы этих учреждений скоро обнаруживают, что невоз­можно обеспечить различное питание, узкоспециализиро­ванную методику оплаты труда, дифференцированные пра­ва на отпуск и особые санитарные удобства для каждой разновидности и статусной категории персонала в органи­зации, и в то же время они чувствуют, что лиц разного статуса не следует неразборчиво сваливать в одну кучу или в одну классификационную группу. Тогда в порядке ком­промисса, весь диапазон разнообразия строится на несколь­ких ключевых пунктах, так что все лица в пределах дан­ной категории обязаны или им позволяется поддерживать одинаковый социальный передний план действия в опре­деленных ситуациях.

К тому, что разные рутинные исполнения могут исполь­зовать одинаковый передний план, следует добавить, что данный социальный передний план, как правило, институционализуется в виде обобщенных стереотипных ожида-

13 Jones М White as a sweep /New Statesman and Nation 1952 6December. и Radcliff-Brown A R The social organisation of Australian tribes//Oceania Vol 1 P 440.

ний, развитию которых он дает толчок, и приобретает ка­кое-то самостоятельное значение и стабильность незави­симо от конкретных задач, которые случается исполнять во имя его в определенный момент времени. Такой передний план становится «коллективным представлением» и самозаконным фактом.

Когда действующий индивид принимает постоянную со­циальную роль, он обычно обнаруживает, что какой-то пе­редний план для нее уже установлен. Независимо от того, чем первично было мотивировано принятие им роли: же­ланием ли исполнить данную задачу или желанием сохра­нить соответствующий передний план — социальный ак­тер в конечном счете поймет, что ему надо выполнять оба эти пункта.

Далее, если индивид возьмется за решение задачи, не только новой для него, но и не поставленной еще в общест­ве, или попытается изменить контекст ее рассмотрения, — он, весьма вероятно, обнаружит при этом наличие несколь­ких уже хорошо устоявшихся передних планов, среди ко торых ему придется выбирать. Таким образом, когда зада­ча представлена неким новым передним планом, редко случается, что этот передний план нов сам по себе.

Поскольку существует тенденция выбирать, а не создавать заново, нужные передние планы, то можно ожидать возникновения некоторых затруднений, когда исполните­ли данной задачи бывают вынуждены выбирать для себя подходящий передний план из нескольких совершенно не­сходных между собою планов. Так, в военных организаци­ях всегда найдутся промежуточные задачи, которые, по общему ощущению, предъявляют слишком большие тре­бования к уровню авторитета и квалификации, связывае­мому с передним планом одной категории персонала, и слишком малые к уровню, подразумеваемому передним планом следующей в иерархии чинов категории персонала. До тех пор пока между иерархическими ступенями су­ществуют относительно большие скачки, возникающие за­дачи будут исполняться то «слишком большими чинами», то «слишком малыми».

Интересный пример этой дилеммы, то есть выбора нуж­ного переднего плана из нескольких не совсем подходя­щих, можно найти в сегодняшней практике применения

61

анестезии в американских медицинских учреждениях18. В некоторых больницах анестезию все еще делают медсе­стры при сохранении того представительского переднего плана, какой полагается иметь в больницах медсестрам независимо от исполняемых ими задач, — плана, влеку­щего церемониальное подчинение докторам и относитель­но низкий уровень оплаты. Для утверждения анестези­ологии как специальности для дипломированных врачей, заинтересованные практики должны усиленно защищать идею, будто процедура анестезии достаточно сложна и жизненно важна, чтобы оправдать предоставление ее ис­полнителям церемониального и финансового вознаграж­дения, положенного докторам. Различия между передни­ми планами деятельности медсестры (медбрата) и врача велики: многие вещи, приемлемые для сестринского пер­сонала, являются infra dignitatem* для докторов. Некото­рые причастные к медицине люди чувствуют, что ранг се­стры для исполнения операционной анестезии занижен, а ранг полноправного врача завышен. Если бы существовал признанный промежуточный статус между званиями сест­ры и врача, то, возможно, было бы легче найти решение данной проблемы1*. Аналогично, если бы в канадской ар­мии между лейтенантом и капитаном существовал проме­жуточный чин на две с половиной звездочки вместо двух или трех, тогда капитанам корпуса дантистов, многие из которых «низкого» этнического происхождения, возмож­но, присваивали бы более подходящее в глазах кадровых военных звание, чем теперешнее их капитанство.

Дилемма выбора решается отнюдь не только с точки зрения какой-то формальной организации или общества:

15 См. исчерпывающее обсуждение этой проблемы в неопубликован­ной магистерской диссертации Д. Лорти: Lortie D С Doctors without patients The anesthesiologist, a new medical speciality / Unpublished Master's thesis Department of Sociology University of Chicago, 1950. См. также очерк М. Мерфи о докторе Ровенстайне: Murphy M Anesthesiologist// New Yorker 1947 25 October, 1,8 No­vember.

* Ниже достоинства (лат.)

В некоторых больницах врачи-стажеры и студенты-медики испол­няют задания ниже квалификации доктора, но выше уровня медсестры. Предположительно, такие задания не требуют большого опыта и практи­ческих навыков, так как хотя этот промежуточный статус обучающегося врача-стажера постоянно сохраняется в больницах, все занимают его вре­менно.

62

индивиду как обладателю ограниченного набора знаковые средств не избежать проблем неподходящего выбора. Taк, в фермерской общине, изученной автором данной книги, хозяева часто отмечали дружеские визиты предложением выпить крепкого ликера, вина, настойки домашнего приготовления или чашку чая. Чем выше был ранг или временный церемониальный статус посетителя, тем больше была для него вероятность получить угощение, приближающееся к ликерному варианту на указанной шкале. Проблема при практическом применении имеющегося знаково­го снаряжения состояла в том, что некоторые фермеры-арендаторы не могли себе позволить постоянно держать дома бутылку дорогого крепкого ликера, так что самым, доброжелательным жестом с их стороны чаще всего ока­зывалось угощение вином. Но, возможно, еще более рас­пространенным затруднением было то обстоятельство, что некоторые посетители, при оценке их постоянного и вре­менного статуса в данный момент, превышали ранг, до­стойный одной категории питейного угощения и не дотя­гивали до следующей. Нередко возникала опасность, что - либо гость почувствует себя чуть-чуть обиженным, либо дорогостоящий и ограниченный хозяйский запас знаков внимания будет использован не лучшим образом. Похожая ситуация возникает при общении наших средних классов, когда хозяйка должна решать, выставлять на стол парадное серебро или нет, надеть свое лучшее вечернее платье или обыкновенное.

Уже отмечалось, что представительский передний план! всякого действия можно разбить на такие традиционные составляющие как обстановка, внешний вид и манеры, и что (поскольку один и тот же передний план может представлять разные рутинные партии) нельзя ждать совершенной согласованности между частными особенностями исполнения и общей социализированной формой, в кото­рой оно разыгрывается перед нами. Взятые вместе два эти факта заставляют думать, что элементы социального пере­днего плана в конкретной рутинной партии не только бу­дут присутствовать в передних планах целого ряда других рутинных партий, но что к тому же диапазон рутин, в ко­торых используется один набор элементов знакового снаряжения, будет отличаться от диапазона рутин, в кото-

63

рых при том же социальном переднем плане используется иной набор. Так, юрист может беседовать с клиентом в со­циальной обстановке, которую он устраивает только для этой цели (или для изучения клиента), но подходящую для таких случаев одежду он будет подбирать еще и с рас­четом, чтобы она равно годилась для обеда с коллегами и для посещения театра с женой. Подобно этому, гравюры, развешанные на стенах, и ковер на полу могут встречать­ся и в церемонии домашних приемов. Разумеется, в случа­ях высоко торжественных церемоний все элементы — об­становка, манеры и внешний вид — могут быть уникаль­ными и особенными, используемыми только для исполне­ний единственного типа рутины, но такое исключитель­ное использование знакового снаряжения оказывается именно исключением, а не правилом.

 

Date: 2015-07-17; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию