Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативная стратегия обучения произносительной стороне речи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Произносительный навык является двигательно-речевым, т.е. относится как к первой, так и второй сигнальным системам человека. Согласно коммуникативному подходу, интонирование нельзя отрывать от артикуляции. В школе Е.И. Пассова считают, что произносительный навык состоит из 2-х операций: артикулирования и интонирования. В этой трактовке произносительный навык есть способность осуществлять синтезированное действие по артикулированию и интонированию.Произносительный навык также определяют как способность осуществлять синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы В рамках коммуникативного подхода процесс формирования произносительного навыка проходит несколько этапов (стадий): 1. Восприятие-ознакомление. Здесь основными являются 2 задачи: 1) ознакомиться с прагматическим аспектом произносительного явления; 2) создать правильный звуковой образ в процессе презентации произносительного явления. 2. Имитация (осуществляется в собственном звуковом опыте). 3. Дифференциация-осмысление отличительных признаков звуков или других фонетических явлений. 4. Изолированная репродукция на основе целенаправленного в речевых целях произносительного явлений. 5. Комбинирование (переключение).
Названные стадии могут видоизменяться в зависимости от фонетического явления, также может меняться последовательность стадий. Коммуникативная технология обучения произносительной стороне речи находится в процессе разработки, но можно выделить ряд эффективных приемов. Сначала надо дать возможность учащимся наслушаться того звука, который им предстоит усвоить. Так в сознании учащегося усваивается звуковой образ-эталон. Для аудирования или презентации выбирается небольшое высказывание (на 1 минуту), которое насыщено словами с усваиваемым звуком (песня, сказка, стихотворение), причем звук произносится утрированно, с выделением. Повторное прослушивание можно провести уже без всякого выделения. Затем следует предложить учащимся упражнение на дифференциацию-осмысление этого звука («Поднимите руку, когда услышите слово с этим звуком из трех предложенных»). После этого следует переходить непосредственно к усвоению данного звука в речи. Например, учитель готовит серию вопросов, где встречаются слова с этим звуком, а ученик отвечает на эти вопросы и тоже использует слова с этим звуком. Сначала следует спрашивать сильных учеников, а слабых просить повторять шепотом. Не следует одновременно работать над многими звуками. Лучше их отрабатывать по одному. После окончания фонетической зарядки работа над звуком осуществляется весь урок в речевых упражнениях. Фразы не рубятся на отдельные слова, а произносятся синтагмами. Учитель использует хоровое чтение, дирижирует произношением, обращает внимание на паузы, интонацию, логическое ударение. При работе на местах, работа учащихся контролируется учителем, который сам подходит к учащимся, слушает, поправляет, помогает. В конце урока ставится запись, обобщающая работу на уроке, и дается домашнее задание. Обучение интонации проводится по такой же технологии, различается только экспозиция: «Послушайте и обратите внимание, как звучат просьба, приказ, вопрос» и т.д. В методической школе Е.И. Пассова также разработана технология комплексного обучения произносительной стороне речи и чтению по транскрипции. Имеется видеозапись такого урока в начальной школе, на примере которого видно, как работает коммуникативная технология обучения произносительной стороне речи. Все звуки отрабатываются в речевых упражнениях, учащиеся не штудируют столбики слов, несвязанные друг с другом по смыслу, а в течение всего урока обсуждают реальные темы и проблемы. Основная стратегия работы над звуком сводится к формулам: «фраза-слово-звук» (функция первична) и «звук-слово-фраза» (форма вторична).
|