Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Изобразительно-выразительные средства

Разбор лирического стихотворения

1. Дата написания.

2. Реально — биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:


а) ведущая тема;

б)основная мысль;

в) эмоциональная окраска;

г)преобладающие интонации.


5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству,

по контрасту, по смежности, ассоциативно,
по умозаключению;

б) основные изобразительные средства:

 


метафора,

метонимия,

сравнение,

аллегория,

символ,

гипербола,

литота,

ирония,

сарказм,

перифраза и т.д.;


в) речевые интонационно-синтаксические особенности:

 


эпитет,

повтор,

антитеза,

инверсия,

эллипс,

параллелизм,

риторический вопрос,

обращение,

восклицание и т.д.;


г) основные ритмические особенности:

ямб, хорей, пиррихий (-), спондей (+); дактиль, амфибрахий, анапест;

д) рифма:

 


мужская,
женская,
дактилическая,
точная-неточная,
богатая,
простая,
составная и т.д.


способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая;

ж) строфика:


одно-, дву-, трех- ...-восьмистишие, сонет,


з) инструментовка:
эвфония (благозвучие),

звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т.д.

6.Черты лирического героя.

7.Ваше восприятие произведения.

 

Изобразительно-выразительные средства

Тропы:

− эпитет (художественное определение: тучка золотая, утес-великан, стоит одиноко), в произведениях УНТ – постоянные эпитеты (красна девица, буланый меч);

− сравнение (сопоставление двух предметов: глаза как звёзды, посмотрит – рублём одарит, река как зеркало);

− олицетворение (наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных: Робко месяц смотрит в очи…);

− персонификация (наделение животных и растений качествами человека, полное уподобление);

− метафора (скрытое сравнение: деревья в зимнем серебре, горит восток зарёю новой);

− метонимия (сближение понятий по сходству, обозначение предмета с помощью других слов и понятий: все флаги в гости будут к нам…(т.е. иностранные корабли);

− сине́кдоха (перенос значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого – белеет парус одинокий; единственное число вместо множественного – отсель грозить мы будем шведу);

− оксюморон (необычное соединение слов, противоречащих друг другу: сон наяву, молодой старик, долгий миг, живой труп, безобразная красота);

− аллегория (иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных);

− ирония (скрытая насмешка: об осле – откуда, умная, бредёшь ты, голова);

− гротеск (подчеркнутое преувеличение смешного);

− гипербола (преувеличение: А в комнате людей – за день не перечесть…; и рос он не по дням, а по часам);

− литота (преуменьшение: мужичок с ноготок);

− перифраз (использование описания вместо имени или названия: град Петра – Петербург);

− антономáзия (употребление имени собственного в значении нарицательного: Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин))

Особые группы слов:

− архаизмы (вышедшие из употребления слова: ланиты, очи);

− историзмы (слова, обозначающие предметы и явления, не встречающиеся в действительности: городовой, дрожки);

− неологизмы (новообразованные слова: в своё время – компьютер, лазер, в том числе авторские – окказионализмы: Неуютная жидкая лунность (С. Есенин));

− диалектизмы (местные слова: черевички – туфельки, баз – двор);

− профессионализмы (слова, употребляемые представителями определенной профессии: вентиль, запальник);

− жаргонизмы, сленг (слова ограниченной группы людей, условный язык: скачать – переписать, Клава – клавиатура);

− варваризмы (иностранные слова, перенесённые на русскую почву: о'кей, мерси, хеппи энд);

− экзотизмы (иностранные слова, используемые для придания колорита: джигит, арба, сакля);

− экспрессивная лексика (книжная: низвергнуть, рдеющий; разговорная: ребятня, красотка);

− оценочная и эмоционально-оценочная лексика (мчаться, плестись; белобрысый, титанический)

− контекстуальные синонимы (колокольчики мои, цветики степные), в произведениях УНТ – сросшиеся синонимы (грусть-тоска, путь-дорога);

− контекстуальные антонимы (они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень).

Синтаксические фигуры:

− риторические вопросы, обращения, восклицания (привлекают внимание, не требуют ответа: Что ищет он в стране далекой?);

− повтор (рефрен: Соловей мой, соловей, голосистый соловей!);

− анафора (одинаковое начало: Приутихло, приуныло море синее, // Приутихли, приуныли реки быстрые, // Приутихли, приуныли облака ходячие, – // Благоверная царица представлялася…);

− эпифора (одинаковые концовки: струится нетихнущий дождь, томительный дождь);

− градация (расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения: огромные голубые глаза светились, горели, сияли);

− кольцо (повтор в конце произведения каких-либо элементов его начала);

− стык (конец одного предложения (стихотворной строки) повторяется в начале следующей: О весна, без конца и без края, // без конца и без края мечта…);

− антитеза (противопоставление: Черный вечер, белый снег…);

− инверсия (нарушение прямого порядка слов: Белая береза под моим окном // Принакрылась снегом, точно серебром…);

− параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений: Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы…);

− многосоюзие и бессоюзие;

− эллипсис (намеренный пропуск члена предложения: Радостно книгу возьмите – и в класс! (В. Маяковский));

− парцелляция (намеренное расчленение предложения на несколько частей и оформление их как самостоятельных предложений);

− именительный представления (изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету звучания: Москва! Как много в этом звуке…(А.С. Пушкин)).

Особенности звучания:

− звукоподражание (употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления: мяу-мяу, чик-чирик);

− аллитерация (повтор согласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Полночной порою в болотной глуши // Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши);

− ассонанс (повтор гласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно…).

Пример

Стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» (1862) можно отнести к под­линным шедеврам русской поэзии. Яркой и поэтической карти­ной весеннего пробуждения природы открывается это произведение. Живой, подвижный четырехстопный ямб передаёт движе­ние верхового ветра, который

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Чтобы ещё более рельефнее передать порывы молодого ветра, Некрасов сразу же подключает к своим изобразительно-вырази­тельным средствам зримые детали: ветер «расходится» «играю­чи», словно ведёт хоровод. Не случайно в основу стихотворения положена игровая песня украинских девушек, сообщенная этног­рафом и ботаником М. А. Максимовичем. Широко использовал Некрасов и звукопись: в стихе «вдруг ветер верховой» каждое сло­во начинается со звука «в», благодаря чему чувствуется веяние и завывание ветра. В приведенной строфе звучит и воющий звук «о»: расходится, верховой, ольховые, подымет, цветочную, «как облако: всё зелено», «и воздух и вода». Окающий волжанин обязательно сделает акцент в этих словах и на неударяемые звуки «о». Кроме того, эта вступительная, экспозиционная строфа окольцована двумя двустишиями, которые потом станут рефреном и все­го стихотворения:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Здесь всё заметнее игра со звуками: тут шелестит, словно ветвями, звук «ш», гудит протяжное «у» (гудет, Шум – Шум – шум). Неоднократно повторенное слово «зелёный» создаёт представ­ление об этой повсеместно рассыпающейся зелени листьев, несо­мых ветром.

Вслед за экспозицией идёт повествование героя о случившей­ся в его доме семейной драме, участниками которой стали жена-изменница, злодей-соперник и сам повествователь, узнавший всю правду о случившемся от своей хозяюшки. Ревность пробуждает нечеловеческие инстинкты, жажду мщения, желание убить обо­их: и искусителя, и жену-обманщицу. Вот уже и роковой «вострый нож» припасен лирическим героем. Острота этого ёмко передан­ного сюжета усугубляется песней зимы. Это голос злой, враждебной человеку природной стихии, отдаленно похожий на убаюки­вающую стужу в поэме «Мороз, Красный нос». Недаром в стихот­ворении зима наделена эпитетом «косматая», действие её сопос­тавлено с воем хищника («ревёт и день и ночь»), а голос её опреде­лен как «песня-вьюга зимняя». Как будто песня эта отвечает на­строению мужа-ревнивца, готового на пролитие крови. Но эта мелодия соткана из мстительных напевов, из зловещих нот. Она только укрепляет «думу лютую», возникшую было на время в со­знании героя, когда та же одушевленная поэтом злая зима «запер­ла» в избе повествователя с его Натальей. Так ещё раз жизнь при­роды и бытие человека оказываются спаянными воедино.

Но на счастье всех персонажей лирического сюжета вновь незаметно приходит весна. И её одушевляет поэт (она «подкралася»), и она несёт с собой вторящую лучшему в человеке песню, да не одну, а множество песен:

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Картина вторичного пробуждения весны особенно прекрасна. В неё включены все добрые очеловеченные силы природы (сады, леса, отдельные деревья, тростинки малые), светлые пленительные краски: зеленая («зеленый шум», «зелёная коса», «новая зелень»), белая (сады «как молоком облитые», «белая берёзонька»), предполагаемая желтая (блики «теплого солнышка», пригрев­шие леса). Сюда введены добрые шумы и лепетанье. Поэтому вновь широко расходится шелест, несомый ветром и звуком «ш»: пять раз повторяются глаголы «шумят» и «шумит», шесть раз звучит слово «шум». Слышится и лепет липы и березы, и веселье («пове­селелые сосновые леса»). А главное – природа несёт вместе со своей добротой нежность и теплую ласку. Она слышится в мно­гочисленных «ласковых» словах с их уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами («тихохонько», «солнышком», «березонька», «тростинка»). И вновь звучит чарующий рефрен, окружающий «хороводом» эту вторую картину целительной весны. А в центре этого «хоровода» стоит нарядная девушка – «белая березонька с зеленою косой».

Естественно, что чуткое восприятие такой природы не могло не сказаться на мироощущении героя-повествователя. Он оказал­ся пронизанным этой добротой и любовью, лаской и теплотой. И неизбежным следствием этого становится исцеление человека от недобрых помыслов, о чём говорится в эпилоге:

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук.

Мощные шумы природные превращаются в громкую, повсю­ду звучащую песню, в которой отчётливо слышатся христианские мотивы:

Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается...

Песня эта резко противостоит прежней песне-вьюге, насы­щенной злобой и холодом, подобно тому, как весенняя природа оказалась противоположной злым увещеваниям «зимы косма­той», как добро, любовь и прощение – это высокие общечелове­ческие нравственные ценности – вытеснили и подавили жестокость, вражду и мщение. Так вновь природа и человек оказались сращенными, сдруженными с поэтом.

Сотканный из образов и поэтических средств фольклора (песенных мотивов, подхватов, инверсий, ласкательных форм, народных фразеологизмов), вели­колепно музыкально озвученный (ритмическими повторами, реф­реном, дактилическими рифмами, звукописью), «Зеленый Шум» стал одним из высших достижений в поэзии Н.А. Некрасова и оказался претворенным в русской музыке С.В. Рахманиновым и в отечественной живописи А.А. Рыловым.




<== предыдущая | следующая ==>
М-структра | Всего врача ж/к посетила 6 раз





Date: 2015-07-17; view: 676; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию