Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство РФ и правовые основы экс деятельности. Экскурсионное дело в современной России регулируют следующие нормативные документы





Экскурсионное дело в современной России регулируют следующие нормативные документы.

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ; от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ; от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ). В нем определены принципы государственной политики по созданию единого туристского рынка в России.

Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, на федеральном уровне в Федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства

Этим законом установлено, что организации, предоставляющие экскурсионные услуги, являются частью туриндустрии. Экскурсионные услуги входят в турпродукт вместе с услугами по размещению, перевозке, питанию и другими в зависимости от целей путешествия. В данном законе нет определения экскурсии, а понятия «экскурсовод» и «гид» синонимичны. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: экскурсовод (гид) – это профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Также в данном законе определяется понятие «экскурсант». Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

2. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» введен в действие Приказом №772-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года.

В настоящем стандарте определены термины «экскурсионные услуги» и «экскурсия».

Экскурсионные услуги – туристские услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий.

Экскурсия – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика продолжительностью менее 24 часов без ночевки.

Также здесь представлен перечень экскурсионных услуг, представленный услугами по организации и проведению экскурсий, услугами экскурсовода, услугами гида-переводчика и услугами сопровождающего.

Впервые за всю историю экскурсионного дела в России в этом нормативном документе представлена краткая классификация экскурсий в зависимости от тематики, места проведения, способов передвижения и состава участников экскурсии (детские, молодёжные, экскурсии для взрослых, экскурсии для пожилых людей).

3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» введен в действие взамен ГОСТ Р 50681-94 Приказом №580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 года.

Стандарт устанавливает механизм проектирования экскурсионных услуг:

- определение направленности экскурсий;

- определение объектов осмотра;

- определение продолжительности экскурсий;

- определение объема и качества предоставляемой информации;

- определение способа перемещения по маршруту экскурсии.

Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:

- технологическая карта экскурсии (документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и др.);

- контрольный текст экскурсии (контрольный текст экскурсии – это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов);

- материалы «портфеля экскурсовода» (условное наименование комплекта информационных материалов – фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др. – используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии);

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии;

- перечень основного и вспомогательного персонала, обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

- инструкции для персонала;

- стандарты работы персонала;

- дополнительная информация.

Вышеперечисленные нормативно-законодательные акты регулируют экскурсионное дело на федеральном уровне.

10. Понятие «Маршрута», подготовительная работа по его созданию

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Прежде чем экскурсию увидит и услышит потребитель - экскурсант, необходимо провести большую подготовительную работу, пробные экскурсии, рекламные акции.

Подготовка экскурсии складывается из следующих этапов:

1. Выбор темы, которая определяет содержание экскурсии;

2. Подбор литературы;

3. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев;

4. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Важными «объектами» экскурсии всегда являются интересные люди, старожилы, краеведческие музеи;

5. Составление маршрута экскурсии;

6. Обход маршрута;

7. Подготовка текста экскурсии;

8. Формирование «портфеля экскурсовода» - комплекта наглядных пособий, которые будут использоваться в ходе экскурсии;

9. Составление методической разработки экскурсии (цель, тема, маршрут и объекты, длительность, методические приемы показа и рассказа, организация и техническое проведение на 6–12 страницах);

10. Утверждение этой разработки руководством;

11. Проведение экскурсии.

Сначала составляется библиография, изучаются архивные исторические источники, статистические данные, периодическая печать, экспозиции и фонды музеев и др.

Важнейший этап - отбор экскурсионных объектов, создания яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызывать у них желание вернуться в этот туристский центр еще раз. Аксиомой является правило: «от показа к рассказу», допуская первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.

Исходя из выбранных объектов, складывается маршрут экскурсии, как самый удобный путь прохождения экскурсионной группы, что позволяет раскрыть содержание экскурсии.

Дальше разрабатывается технологическая карта экскурсии, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, связанного с ними, включая методические приемы показа и рассказы. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристской фирмы, и индивидуальный - для экскурсовода. Часто текст и содержание экскурсии оперативно приспосабливаются под реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории.

1. 11.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ, ее организационно- управленческая структура в настоящий период

 

Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием

идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первыевнеучебные экскурсиии путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.

В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Об-

разовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском,

Казанском, Одесском, Киевском.

В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы.

Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей

национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х – нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскур-

соводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные орга-

низации реорганизованы. С нач. 1930-х гг. музеи провозглашаются политико-пропагандист-скими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера. Вплоть до сер. 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-

революционной тематики и достижений социалистического строительства.

С кон. 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия тури-

стско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей.

Расширяется сеть музеев, включенных в туристское обслуживание, что объясняется т.н. «музейным бумом», охватившим разные страны мира. Для подготовки экскурсоводов в пед. вузах на факультетах

17общественных профессий создаются экскурсионные отделения.

Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьников, учащейся молодежи, сельским жителям, иностранцам и т.д. Вместе с тем в

музеях развивается экскурсии под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, так и взрослой аудитории. Все большее значение приобретает изучение отечественного

экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.

 

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭКСКУРСИОННЫЕ РАБОТЫ ДОСТАТОЧНО ВОСТРЕБОВАНЫ.)))

 

Date: 2015-07-17; view: 2135; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию