Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самопрезентациия. Сущность, основные характеристики и предназначение





 

Понятие самопрезентация происходит от латинского слова, что в переводе означает «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском толковом словаре оно буквально означает управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. В американской традиции самопрезентация рассматривается несколько иначе - как форма социального поведения, демонстративно акцентированная субъектом в процессе межличностного общения. Наиболее ёмко определение самопрезентации дано Ж. Тедеши и М. Риессом, где самопрезентация характеризуется как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечтлением» [6. 38].

Мы определяем самопрезентацию как умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий.

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день, зачастую, даже не подозревая, что в своём подсознании у нас сформирован проект собственной презентации. Такого рода презентацию принято называть «природной самопрезентацией». Но кроме такого рода заявка о себе не единственная стратегия личности. Существует и заранее спланированная, осознанная тактика позиционирования своей персоны, которую принято называть «искусственная презентация».

Теоретические основы имиджирования. Содержание основных принципов организации имиджирования.

Самостоятельность имиджа открывает возможность воздействовать на него путём тех или иных влияний. С их помощью могут быть созданы более или менее искусственные конструкции, вбирающие сознательно выделяемые качества.

С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд механизмов. Фасцинация (от англ, fascination – очарование, обаяние) связана с речевым, словесным воздействием, при котором минимизируются потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction – привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии и готовности к общению. Как считает В.М. Шепель, фасцинация и аттракция – неотъемлемые элементы имиджирования и имеют множество способов обеспечения их наилучшего эффекта.

В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, процесс имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках пакета процедур, критериях и методах замера результатов. С другой – он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.

Эти принципы – обязательные требования к организации имиджирования. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.

1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования

Самовоспитание – путь формирования профессионального мастерства имиджмейкера. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.

2. Принцип гармонии визуального образа

Нельзя недооценивать значение такого социально-психологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность имиджмейкера – гармония его внешнего облика.

С.И. Ожегов определяет понятие гармонии как «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Гармония визуального образа – это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций (соотношение частей тела), формы лица и тела, цветовой тип личности и тип силуэта. Основной фактор в построении гармоничного визуального образа – принцип коррекции. Выявление и использование эффективных приёмов коррекции позволяет визуально приблизиться к законам пропорций, канонам красоты, обоснованным ещё Марком Витрувием Поллионом и Леонардо да Винчи.

3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия

Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия – важнейшее условие результативности социологической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание.

Профессиональная культура имиджмейкера включает в себя культуру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь имиджмейкера позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. К профессиональным качествам речи имиджмейкера следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Особое внимание следует уделить суггестивности (способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение слушателя). Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним. Гуманистическое речевое воздействие предполагает исходную доброжелательность, желание понять личность и пойти ей навстречу, отсутствие попыток оттолкнуть и навредить. По мнению одного из ведущих деятелей современной американской риторики Р. Нельсона, основным регулятором речи, лежащим вне её, является этика.

 

4.«Я-концепция» и ее структурно-содержательные составляющие. Значение работы личности над «Я-концепцией».

 

Проблема Я-концепции не принадлежит к числу тех, которые остаются обойденными вниманием психологов. Интерес к ней достаточно высок. Но тематика большинства предпринимаемых исследований распределяется так, что общепсихологические и возрастные закономерности строения, формирования и функционирования Я-концепции изучены довольно основательно, а изучение индивидуальных особенностей самосознания находится только в начале пути. Таким образом, получается, что о самосознании или Я-концепции «вообще» известно гораздо больше, чем об особенностях самосознания конкретного человека.

Необходимость исправления сложившейся ситуации делает актуальным изучение индивидуально-типологических особенностей Я-концепции как главного механизма личностной саморегуляции.

Знание и учет характерологических особенностей Я-концепции позволяет прогнозировать поведение личности в различных жизненных обстоятельствах, то, как будет данный человек интерпретировать и оценивать значимые для него события, в том числе результаты собственной деятельности, а также деятельность и поступки других людей.

Особенности представления личности о себе и самоотношения во многом определяют её поведение, отношение к окружающим, обусловливают свойственный для неё стиль межличностного взаимодействия.

Самопознание обладает огромным мотивирующим потенциалом, побуждая личность к совершению определенных поступков, или наоборот, выступает как непреодолимый внутренний барьер, мешающий реализации тех или иных форм активности. Часто именно характерологические особенности самосознания лежат в основе выбора личностью ближайших и отдаленных целей деятельности, способов их реализации, а также задают уровень притязаний и его динамику.

Актуальность обращения к характерологическим особенностям Я-концепции определяется непосредственными запросами различных сфер общественной практики. Не секрет, что в прикладной психологии остро стоит во-

прос об эффективности воспитательных, психотерапевтических, управленческих и других методов психологического воздействия. Так как большинство из этих методов реализуется или с опорой на процессы и структуры самосознания, или предполагает самосознание в качестве центрального объекта воздействия, а чаще и то и другое одновременно, то учет индивидуальной специфики самосознания позволяет в каждом конкретном случае выработать оптимальный, с точки зрения поставленных задач, способ и тактику воздействия.

В качестве одного из факторов, определяющих индивидуально-типологические особенности Я-концепции рассматриваются акцентуации характера - «чрезмерное усиление отдельных его черт, накладывающее свой отпечаток на всё поведение субъекта и приводящее к повышенной уязвимости в отношении определенных психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим» (Леонгард К., 1989, Личко А.Е., 1983).

Рассмотрение акцентуаций характера в качестве фактора, определяющего специфику Я-концепции в раннем юношеском возрасте, объясняется их широкой распространенностью и тем обстоятельством, что в большинстве работ, посвященных указанной проблематике, содержится ограниченное количество информации об особенностях когнитивного, а также эмоционального компонентов Я-концепции, свойственных различным типам акцентуации характера. Следует заметить, что в психологии возрастом, наиболее исследуемым в связи с акцентуациями характера, является подростковый возраст (от 12 до 15-16 лет). Это обстоятельство и послужило поводом для выбора объекта нашего исследования.

Объектом нашего исследования были выбраны юноши и девушки 16-19 лет - учащиеся 11 -х классов общеобразовательных школ и студенты 1 -2 курсов ВУЗа с различными акцентуациями характера.

Предметом исследования стали особенности Я-концепции в их связи с акцентуациями характера.

Исследование проводилось с целью изучения структурно-содержательных характеристик Я-концепции у лиц с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза: существует определенная связь между структурно-содержательными компонентами Я-концепции и типом акцентуации характера.

 

Date: 2015-07-17; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию