Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минобрнауки РФ





ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет Инженерной Экологии»

 

 

Кафедра «Менеджмент и Экономика»

Дисциплина «Инновационный менеджмент»

 

 

Реферат на тему:

«Инновационный потенциал фирмы. Анализ его составляющих и методы оценки»

 

Выполнил:

Ст. гр. Э-41

Смирнова С.В.

Проверил:

к.э. н., доцент

Лапшина О.В.

 

Москва 2011

Оглавление

Введение  
I Инновационный потенциал фирмы  
1.Понятия инновационного потенциала и инновационной деятельности фирмы  
2. Инновационный потенциал предприятия и его структура  
2.1.Составляющие инновационного потенциала предприятия  
2.2. Приоритетность интеллектуальной (кадровой) и информационной составляющих в формировании инновационного потенциала  
2.3. Стимулирование инновационной деятельности  
3. Источники основных идей инновационного потенциала  
4. Инновационный климат как необходимый элемент оценки инновационного потенциала. Его понятие и структура  
II Оценка инновационного потенциала  
1.Цель оценки инновационного потенциала  
2.Оценка потенциала фирмы  
2.1.Основные положения оценки инновационного потенциала  
3. Методика оценки инновационного потенциала по всем сферам деятельности предприятия  
3.1. Индикаторный метод и метод анализа факторов  
4. Количественная оценка инновационного потенциала  
5. Схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала  
Заключение  
Список использованной литературы  

 

Введение

В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий новых действенных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре.

В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать и дать потенциалу объективную оценку

 

 

.

 

I Инновационный потенциал фирмы.

1. Понятия инновационного потенциала и инновационной деятельности фирмы.

В узком смысле инновационный потенциал предприятия — это совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом предприятия следует понимать отношения, которые возникают на микроуровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала.

Самым емким определением является следующее:

Инновационный потенциал – это не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования – разработки – производство – распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей.

2. Инновационный потенциал предприятия и его структура

Инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия.

На рисунке представлена общая структура инновационного потенциала.

Одна из концепций представления структуры инновационного потенциала.

2.1. Составляющие инновационного потенциала

Составляющая Содержание
Финансовая Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность  
Кадровая Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности работающих  
Материально-техническая Современные инновационные и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное оборудование
Информационная Совокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектно-конструкторская документация, информация о конкурентах  
Организационно-управленческая Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностью
Рыночная Оценивает уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия  

 

2.2. Приоритетность интеллектуальной (кадровой) и информационной составляющих в формировании инновационного потенциала предприятия

Вследствие того, что главенствующую роль играет информация, образуются новые инструменты формирования конкурентных преимуществ, которые никогда ранее не существовали, однако воспринимаются сегодня как необходимая составляющая каждого вида деятельности. Многие из этих инструментов имеют невещественный характер, оттого, учитывая их стратегический для предприятия характер, их целесообразно рассматривать как активы.

На сегодня стоимость той или другой компании меньше определяется "ощутимыми" ценностями - домами, машинами, техникой и тому подобное. Все в большей степени ее цену формируют невещественные ресурсы идеи, квалификация персонала, имидж марки, стратегическое совокупление ключевых процессов из обработки информации.Особенно это характерно для больших компаний, которые работают на информационном рынке и достигают поражающих успехов. Так, стоимость американской компании Уаhоо! (поисковой интернет-компании с приблизительно 1000 сотрудников) выросла за последние годы с $400 млн. до $5 млрд., которая является высокой рыночной оценкой ее интеллектуального капитала: его нельзя увидеть буквально или найти финансовой отчётности и балансе предприятия, но он является основой невероятно больших прибылей.

До недавнего времени понятие "интеллектуальный потенциал" использовалось в узком понимании на уровне показателей количества запатентованных предприятием результатов НИОКР и тому подобное. В то же время, в современных условиях нецелесообразно останавливаться лишь на таком сравнительно узкой трактовке интеллектуального потенциала, ведь внешняя среда стимулирует предприятие к поиску и развитию других не менее важных форм невещественных активов предприятия. Развивая достижение зарубежных и отечественных ученых и учитывая национальные нормативные акты, целесообразно употреблять термин «интеллектуальный потенциал» как составляющую инновационного потенциала, которая в результате его реализации в ходе экономического развития предприятия, трансформируется в интеллектуальный капитал. Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала среди его ресурсов целесообразно различать невещественные активы, маркетинговые, управленческо-инфраструктурные и трудовые ресурсы.

Нематериальные активы - неовеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам. Нематериальные активы могут быть приобретенные или полученные в результате разработки. Они отображаются в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

2.3. Стимулирование инновационной деятельности на фирме

При всем многообразии форм и методов мотивации инновационной деятельности представляется возможным выделить ряд общих черт:

- безоговорочная поддержка и одобрение инновационных идей со стороны руководства, что особенно актуально для предприятий с вертикальной организационной структурированностью. Поддержка руководства способствует во многом созданию в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы.

- использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. В работнике необходимо поддерживать чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального роста. Все это находит свое выражение и в изменении системы оплаты труда.

- всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях организации. В этом заключается основное средство борьбы с косностью мышления и бюрократизмом;

- нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителей.

Создание условий для инновационного развития должно сопровождаться и оптимизацией использования основных инвестиционных ресурсов (интеллектуальных, материально-технических, информационных, финансовых). Интеллектуальные ресурсы инновационной деятельности- это, прежде всего, знания, опыт, кругозор работников. Инновационный процесс требует инициативного, высококвалифицированного работника, вовлеченного в процесс принятия решений. Это достигается качественным изменением подготовки и переподготовки кадров, изменением организации труда, применением стиля, называемого участием в управлении.

В основе концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент. Важной составляющей такой концепции является задача самореализации личности. Так, в системе персонального менеджмента выделяются три основных аспекта подготовки кадров (самое широкое развитие эта система получила развитие в Японии):

- управленческий — приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;

- личностный — самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;

- социальный — социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.

Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы. В процессе управления внутрифирменным инновационным климатом, особое внимание необходимо уделить и разработке стратегической программы инновационного управления, которая должна состоять в реализации следующих направлений:

- товарной инновационной стратегии (выбор типа номенклатуры производимой продукции, ассортимента, изменение масштабов производства, улучшение качества продукции);

- рыночной инновационной стратегии (выбор структуры рынка сбыта и методов формирования цены);

- ресурсной инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий управления системами запасов сырьевых ресурсов);

- технологической инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий);

- интеграционной инновационной стратегии (обеспечение взаимодействия снабженческо-производственно-сбытовых структур);

- инвестиционно-финансовой инновационной стратегии (привлечение внешних финансовых ресурсов, возврата привлеченных средств, инвестирования собственных имеющихся средств).

Кроме того, особой функцией активизации внутрифирменных инновационных процессов выступает развитие инновационной культуры с целью ориентации субъектов инновационных отношений на долговременные цели, где определяющим в этом вопросе должна стать позиция государства в гарантиях норм взаимодействий на всех уровнях. Оценка ИПП, как и анализ финансового состояния, должна стать важнейшей характеристикой надежности предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен не только хорошо владеть современными методами экономических исследований, но и методикой комплексной оценки инновационного потенциала; мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа полученных в результате оценки данных.

 

 

3. Источники основных идей инновационного потенциала.

Сущность непрерывного инновационного процесса состоит в целенаправленном поиске возможных изменений и в систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Питер Друкер (экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века) выделяет семь областей анализа, т. е. семь источников инновационных идей. Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг. Такие источники зримы для людей, работающих на данном предприятии или в данной отрасли. К этим источникам относятся:

1)неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

2)неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней ("такой, какой она должна быть");

3)нововведения, основанные на потребности процесса (т. е. на анализе недостатков и слабых мест, которые могут и должны быть устранены);

4)внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений являются внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли:

5)демографические изменения;

6)изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Границы между этими семью источниками инновационных идей размыты, часто эти источники накладываются друг на друга. П. Друкер сравнивает их с семью окнами, каждое из которых расположено на разных сторонах одного и того же здания. Какие-то детали пейзажа просматриваются одинаково из всех окон, но вид, открывающийся по центру каждого из них, специфичен и индивидуален.

Однако наличия внутренних и внешних источников недостаточно для синтеза оригинальной и технически осуществимой идеи. Нужны еще и предпосылки для этого, то есть необходимо разглядеть нововведение. Таковыми предпосылками являются индивидуальные качества исследователя, которые по назначению можно разделить на идееобразующие качества – это предрасположенность к зарождению в процессе мысленного эксперимента идей, отличающихся новизной, оригинальностью и уникальностью. К ним относятся кругозор, воображение, научно-технические способности, имеющие такую универсальность, которая позволит взглянуть на исследуемую проблему с учетом широкого спектра знаний в сферах науки, производства, потребления, т. е. как бы "с высоты птичьего полета".

Идеереализующие качества — это способность в ходе мысленного эксперимента трансформировать научно-техническую идею (собственную или заимствованную) в техническое решение. К ним относятся инженерный кругозор, инженерное воображение, инженерный талант.

Что касается кругозора и воображения, то эти качества могут быть развиты благодаря воспитанию, образованию, жизненному и профессиональному опыту. Что же касается таланта, в настоящее время отсутствуют научные методы его искусственного формирования; наличие таланта у человека обусловлено генетически.

Творческий поиск можно представить в виде ряда последовательных этапов:

- синтез или заимствование идеи;

- техническая переработка идей;

- оценка технической, экономической эффективности идеи;

- потребительская апробация и оценка.

Начальная стадия создания новой техники и технологий называется концептуальным проектированием. По его результатам выдвигается концепция (инженерный замысел), которая оформляется в виде проекта. По различным оценкам, от 7 до 60 оригинальных и технически осуществимых идей после концептуальной проработки, технического и рабочего проектирования, потребительской апробации смогут дать только одно техническое решение, которое будет доведено до коммерческой реализации. Отсюда следует, что необходимо заимствовать или синтезировать некую критическую массу оригинальных и технически осуществимых идей.

 

 

4. Инновационный климат как необходимый элемент оценки инновационного потенциала. Его понятие и структура.

Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.

 

Инновационный климат может быть внутренним и внешним.

Внутренний инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.

Внешний инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

При оценке инновационного потенциала необходимо оценить и инновационный климат (ИК), условия которого могут оказаться решающими в процессе реализации инновационных целей. Другими словами, необходимо определить зависимость инновационного потенциала от внешних факторов. В связи с этим, определим инновационный климат как совокупность внешних условий, от которых зависит способность хозяйствующего субъекта реализовать свои инновационные цели.

В настоящее время законодательство, касающееся инновационной сферы, во многом носит декларативный характер, и инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодательными актами. Одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем в этой сфере является несистемность и непроработанность законодательства в области интеллектуальной собственности.

Одним из ключевых компонентов инновационного климата является налоговая система. Налогообложение должно быть нейтральным или поощрительным, чтобы стимулировать компании получать и, что особенно важно, не скрывать прибыль, являющуюся для инвесторов основным показателем результативности их работы. При этом ключевыми для стратегических инвесторов являются такие характеристики налоговой системы, как налоговая база и налоговая ставка, а не наличие различного рода льгот. Вместе с тем налоговые льготы являются одним из основных объектов внимания при дискуссиях о возможных мерах косвенного регулирования применительно к научно-технологической сфере.

В отличие от внешнего инновационного климата, к которому необходимо лишь приспосабливаться, внутрифирменным инновационным климатом, отвечающим инновационным задачам предприятия, возможно управлять. Внутрифирменный механизм управления инновационным климатом предполагает создание системы концептуального проектирования нововведений, форм обеспечения инноваций, оптимизацию использования инновационных ресурсов и организационно-структурные преобразования. Мировой опыт управления нововведениями свидетельствует о необходимости отслеживания нововведения еще на стадии синтеза инновационных идей.

 

II Оценка инновационного потенциала.

1. Цель оценки инновационного потенциала.

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

- адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

- проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;

- подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;

- создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Величина инновационного потенциала служит параметром, позволяющим предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной политики.

Величина инновационного потенциала предприятия также является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане. Другими словами, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточного инновационного потенциала.

Date: 2015-07-17; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию