Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количественная оценка инновационного потенциала





Количественно, инновационный потенциал предлагается оценивать, используя систему базовых показателей:

-интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью в общей численности трудящихся;

- научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

- удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий, в общем их количестве;

-наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

- удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

Определения ИПП имеют один и тот же недостаток: за характеристики инновационного потенциала зачастую выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому либо иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В таких случаях собственно инновационный потенциал предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат — повышение конкурентоспособности предприятия и ее продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями.

Применение большинства методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов и математически оценить их достоверность. Более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия. Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам.

Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и отдельных его элементов с целью принятия своевременных и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования их структуры. Наиболее эффективным способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.

С учетом вышеизложенного, при оценке инновационного потенциала необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.

5. Схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с учетом особенностей внешней среды и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

- частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

- комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения.

Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:

- дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели;

- устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам;

- анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала;

- составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.)

Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

- оценка управляющих воздействий;

- оценка состояния внешней среды;

- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические);

- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

- оценка структурных параметров;

- определение интегральной оценки потенциала организации.

 

Заключение

Величина инновационного потенциала служит параметром, позволяющим предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития.

Полный анализ инновационного потенциала невозможен без оценки каждой его составляющей, поэтому на основе рассмотренного материала можно предложить следующий вариант определения термина «инновационный потенциал», отражающий его структурные составляющие. Инновационный потенциал - это характеристика предприятия, выявляемая в результате инновационного аудита, отражающая обеспеченность предприятия научными кадрами и высококвалифицированными специалистами (научный потенциал предприятия), восприимчивость предприятия к инновациям из вне и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре (инновативность), рыночный потенциал которых удовлетворяет собственника предприятия.

 

Список использованной литературы

· Беляева, Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оценки инновационного потенциала / Е.С. Беляева - Рубцовск: РИИ, 2003

· Ендовицкий Д.А., Коменденко С.Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2008

· Иванов, И. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.А. Иванов - М.: БАРО-ПРЕСС, 2001.

· Крылов, Э.И. Анализ эффективности, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие / Э.И. Крылов - М.: Финансы и статистика, 2003.

· Тодоссийчук, А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации: Учебное пособие / А.В. Тодоссийчук -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

· Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационногоразвития предприятия / А. А. Трифилова-- М.: Финансыи статистика, 2006.

 

Факторы и показатели оценки уровня инновационного потенциала предприятия

Исходные факторы (критерии) Показатели, которые характеризуют критерии на входе
   
Этап І. Генерации идеи и создание инноваций
1 Финансирование НИОКР 1.1 Часть расходов на НИОКР в объемах продажи предприятия в текущем году (за последние 5 лет)
2 Квалификация и профессионализм научно-исследовательского персонала 2.1 Количество работников с научной степенью доктора, кандидата
2.2 Количество научных публикаций в текущем году (за последние 5 лет)
2.3 Количество полученных научных степеней в текущем году (за последние 5 лет)
3 Соответствие технического и технологического обеспечения НИОКР 3.1 Уровень обеспечения научно-исследовательским оборудованием (аппаратурой)
3.2 Уровень информатизации НИОКР
4Соответствие организационно-управленческих подходов в проведении НИОКР 4.1 Уровень инновационного климата.
4.2 Уровень межфункциональной сотрудничества в проведении НИОКР
5 Лицензионная деятельность 5.1 Количество (стоимость) проданных лицензий в текущем году (за последние 5 лет)
5.2 Количество (стоимость) приобретенных лицензий в текущем году (за последние 5 лет)
6 Патентная деятельность 6.1 Количество зарегистрированных в Украине патентов в текущем году (за последние 5 лет)
6.2 Количество зарегистрированных за границей патентов в текущем году (за последние 5 лет)
7 Эффективность НИОКР (без учета лицензионной и патентной деятельности 7.1 Количество реализованных научно опытных тем в текущем году (за последние 5 лет)
7.2 Количество опытных образцов, разработанных собственными силами, но не запатентованных (готовых к Этапу II) в текущем году (в последние 5 лет)
7.3 Количество опытных образцов, разработанных подрядчиком на заказ (готовых к Этапу ИИ) в текущем году (за последние 5 лет)
Продолжение табл.1
   
8 Техническое и технологическое развитие предприятия 8.1 Уровень обеспечения предприятия основными средствами
8.2 Показатели физического и морального сноса основных средств в текущем году (за последние 5 лет)
8.3 Показатели обновления и выбытия основных средств в текущем году (за последние 5 лет)
8.4 Количество новых технологий, освоенных в текущем году (за последние 5 лет)
8.5 Уровень информатизации предприятия
9 Квалификация и профессионализм персонала 9.1 Часть работников с витым образованием по отношению к другим группам работников
9.2 Уровень профессионализма персонала
  9.3 Уровень повышения квалификации персонала
10 Эффективность инновационного менеджмента и предприятии 10.1 Уровень инновационного климата на предприятии
10.2 Уровень между функционального сотрудничества в инновационной деятельности
10.3 Уровень освоения современных концепций управления
10.4 Уровень эффективности системы стимулирования рационализатора
Этап ІІ. Освоение и коммерциализация инноваций
А. Ценности для клиента
  Новизна инновации 11.1 Уровень новизны инновации
  Качество инновации 12.1 Индекс качества инновации
  Цена инновации 13.1. Индекс экономических параметров
  Обслуживание инновации 14.1. Уровень обслуживания клиента
Б. Критерии и показатели ценности для предприятия
15 Прибыльность 15.1 Величина чистой прибыли в текущем году
  15.2 Показатель прибыльности (рентабельности) реализованной инновации (предприятия)
  15.3 Коэффициент прибыльности общего капитала
16 Конкурентоспособность 16.1 Интегральный показатель конкурентоспособности товара
  16.2 Количество (объем) экспортированных товаров (услуг, технологий) в текущем году (за последние 5 лет)
  16.3 Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи в текущем году (за последние 5 лет)
17 Рыночные позиции 17.1 Часть рынка предприятия в отрасли
  17.2 Относительная часть рынка важнейшего конкурента
  17.3 Показатель благосклонности (лояльности) потребителей
  17.4 Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации
  17.5 Оценка сформированного имиджа предприятия
  17.6 Уровень сотрудничества с партнерами.

 

Date: 2015-07-17; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию