Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход проведения исследования





До начала исследования - в учебном заведении

1. Определение / назначение специалиста, который будет проводить исследование.

2. Обучение специалиста, который будет проводить исследование, методике проведения исследования.

3. Оснащение специалиста формой бланка опросника (см. Приложение 2), текстом вступительного слова (см. Приложение 3), методами и примерами обсчета результатов (см. Приложения 4-7), расчетными таблицами (см. Приложения 1, 8, 9, 10) и прочими инструментами, необходимыми для проведения исследования.

4. Определение и согласование даты и места проведения исследования с руководством школы (желательно опрашивать всех школьников в один и тот же день).

5. Определение классов\групп (желательно одной параллели), в которых будет проведено исследование.

6. Определение общего числа респондентов (с запасом 5%). Определение их соответствия возрастному критерию (16-18 лет).

7. Определение религиозного разнообразия (количество разнообразных религий/конфессий) (См. Приложение 7).

8. Определение религиозной однородности (доля детей одной наиболее выраженной религии среди респондентов, например, мусульман или православных) в сообществе респондентов. (См. Приложение 7).

9. Тиражирование бланков опросника (анкет) (с запасом 5%), подготовка ручек в необходимом количестве. (см. Приложение 2).

1. Обозначение принадлежности анкеты к определенному сообществу, для чего необходимо написать на верхнем поле бланка анкеты номер школы и класса, где будет проводиться исследование.

Во время проведения исследования - в школе

1. Рассадка опрашиваемы в аудитории за столы/парты, свободные от литературы и любых других предметов. Предпочтительно рассадка по одному ребенку за один стол/парту.

2. Приветствие. Создание в классе спокойной доброжелательной обстановки.

3. Раздача анкет и ручек.

4. Вводное объяснение педагога о цели, способе и правилах проведения опроса, подчеркивание анонимности, добровольности и самостоятельности ответов, разъяснения непонятных моментов (5 минут). (см. Приложение 3).

5. Самостоятельная работа опрашиваемых по заполнению анкеты в присутствии куратора опроса (примерно 15-20 минут). Пресечение разговоров, взаимных советов и консультаций. Помощь опрашиваемым при затруднениях без подсказки «верных» ответов.

6. Сбор заполненных анкет.

7. Выражение благодарности участникам опроса за их участие в исследовании. Обещание познакомить их с результатами исследования.

После проведения исследования – работа специалиста куратора опроса (работник школы/СУЗа/ВУЗа) по обработке анкет, вычислению показателей и обобщению результатов в отдельном классе и в целом по школе

1. Проверка правильности заполнения анкет. Выбраковка неполных и испорченных анкет

2. Подсчет общего количества заполненных анкет. Группировка и подсчет количества нормально заполненных анкет по отдельным классам.

3. В каждой анкете - перевод ответов в цифровую форму, запись цифр на боковых полях анкеты. (см. Приложение 5).

4. В каждой анкете - пометка цветным маркером ответов на п 10 (маркера этнофанатизма).

5. В каждой анкете - подсчет цифровых значений показателей по 6-ти шкалам, маркерам и интегративным индикаторам. Запись результатов подсчетов показателей на нижнем поле анкеты (ручкой - четко, понятно, аккуратно). (см. Приложение 4, 5, 6).

6. В массиве анкет - вычисление средних значений показателей по отдельным классам и по школе в целом. (см. Приложение 7, 8).

7. В массиве анкет - составление (заполнение) сводной итоговой таблицы по сообществу (группе, классу, школе/СУЗу/ВУЗу) в целом. (см. Приложение 8).

8. Передача - заполненных, обработанных анкет, скомплектованных по группам/классам и школе/СУЗу/ВУЗу в оригинале. Передача сводной итоговой таблицы организатору исследования в бумажном и электронном виде.

 

После проведения исследования - аналитическая работа организаторов

1. Приемка анкет и сводной таблицы результатов от представителей школ/СУЗов/ВУЗов. Обсуждение хода проведения исследования, соблюдения методологии и правил. Получение обратной связи – выявление мнения участников опроса и специалистов о проведенном исследовании, трудностей в проведении исследования и желаемых улучшений.

2. Проверка правильности заполнения анкет и подсчета показателей. Выбраковка некачественных анкет.

3. Сравнение и анализ показателей по отдельным сообществам (группам, классам и школам) и по всему массиву респондентов (См. Приложение 9, 10).

4. Составление выводов и рекомендаций по результатам исследования. (См. Приложение 10, 11, 12).

5. Передача информации о результатах исследования школам/СУЗам/ВУЗам -участницам с пояснениями и ответами на вопросы.

6. Выражение благодарности проводившим исследование специалистам и всем его участникам.

 

 

Анализ результатов предыдущих исследований показывает, что ответы респондентов и полученные на их основе показатели в различных сообществах достоверно отличаются друг от друга и представляют различные типы религиозной идентичности, различные аспекты проявления толерантности/интолерантности, уровня приятия/неприятия в отношении собственной и других групп представителей разных вероисповеданий, которые можно условно разделить на «безопасные» и «опасные». Эти показатели отражают отношение респондентов к собственной и другим группам представителей вероисповеданий в различных ситуациях межличностного и межгруппового взаимодействия.

Следует отметить, что ответы респондентов зависят не только от их убеждений и социально-психологических установок, сформировавшихся к настоящему моменту. Ответы также зависят от семейного и социального окружения респондента, религиозного разнообразия и или однородности школьного/СУЗовского/ВУЗовского сообщества, от возраста респондента, его образованности, воспитанности и социальной зрелости, от ситуаций личного участия респондентов в межрелигиозных конфликтах, полученного опыта в ситуациях мирного урегулирования конфликтов или эскалации насилия.

При обобщении и анализе результатов исследования появляется возможность оценить в числовой форме соотношение «опасных» и «безопасных» типов идентичности, а также определить и сравнить уровень межрелигиозной напряженности не только у отдельных респондентов, но и у сообществ – групп, классов, школ, территорий. Это повышает степень чувствительности заказчиков исследования, в данном случае образовательных учреждений, к уровню и динамике изменений межрелигиозной напряженности в подростковых школьных сообществах. Именно различная степень межрелигиозной напряженности выступает основанием «перевода» или «не перевода» межрелигиозных установок в единицы поведения – импульсивные поведенческие акты или сознательные поступки, совершаемые в соответствии с принятым намерением. Исследование межрелигиозной напряженности открывает возможность изучения механизмов «воплощения» групповых психологических состояний в групповые действия. Уровень межрелигиозной напряженности отражает степень психологической готовности группы к определенным действиям и является индикатором групповых религиомобилизационных процессов.

При проведении многократных исследований (мониторинга) появляется новая возможность сравнить уровень межрелигиозной напряженности в одних и тех же сообществах в разное время, выявить динамические процессы и явления в развитии межрелигиозных отношений между членами данного сообщества и в сообществе в целом. Такого рода мониторинг межрелигиозной напряженности – это способ определить «болевые точки», дать более точные прогнозы темпов и векторов эскалации напряженности в обществе и, на основе понимания глубинных психологических механизмов, своевременно принять соответствующие меры по ее локализации и регулированию.

Также мониторинг межрелигиозной напряженности дает возможность соотнести эти изменения в мнениях, отношениях, поступках подростков/ молодых людей с другими переменными, включая специально организованные образовательно-воспитательные воздействия на данное подростковое/молодежной сообщество в учебном или другом социальном заведении. Мониторинг позволяет оценить и сравнить эффективность тех или иных образовательно-воспитательных технологий, что является основой для выработки эффективных форм и методов образовательно-воспитательной работы в учебном заведении - по своевременному снижению межрелигиозной напряженности, предупреждению экстремистских проявлений и мирному урегулированию межрелигиозных конфликтов, формированию культуры низкоконфликтного и толерантного общения подростком и молодежи – на основе современных социальных восстановительных технологий.

Инструментарий:

1. Экспресс-опросник «Типы религиозной идентичности», адоптированный на основе разработанного экспресс-опросника «Типы этнической идентичности» профессором МГУ Г.У.Солдатовой и С.В.Рыжовой.

2. Бланк опросника «Типы религиозной идентичности» (на основе бланка Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) (для тиражирования)

3. Вступительное слово специалиста, проводящего анкетирование (ориентировочно)

4. Методика обработки результатов анкетирования и вычисления значения показателя уровня межрелигиозной напряженности для одной анкеты / одного респондента.

5. Таблица 1. Обработка результатов анкетирования и вычисление значения показателя уровня межрелигиозной напряженности для одной анкеты / одного респондента.

6. Пример обработки одной заполненной анкеты

7. Методика обобщения результатов анкетирования и сравнительного анализа показателей уровня межрелигиозной напряженности для отдельных групп/классов и учебных заведений в целом.

8. Таблица 2. Обобщение результатов анкетирования и сравнительный анализ показателей уровня межрелигиозной напряженности для отдельных групп/классов и учебных заведений в целом.

9. Таблица 3. Обобщение результатов анкетирования и сравнительный анализ показателей уровня межрелигиозной напряженности по проекту в целом.

10. Пример сводной таблицы «Сравнительная таблица показателей уровня межрелигиозной напряженности» по результатам исследования.

11. Пример аналитического описания результатов исследования уровня межрелигиозной напряженности.

12. Пример аналитического описания результатов исследования уровня межрелигиозной напряженности.

 

 

1.Экспресс-опросник «Типы религиозной идентичности» [36]

Экспресс-опросник «Типы религиозной идентичности» позволяет диагностировать религиозное самосознание и его трансформации в условиях межрелигиозной напряженности. Один из показателей трансформации религиозной идентичности – это рост религиозной нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межрелигиозных отношений в условиях роста напряженности между представителями разных вероисповеданий – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень религиозной толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других религиозных групп, порога эмоционального реагирования на инорелигиозное окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других религиозных групп или групп неверующих.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности религиозной толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы религиоцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной религиозной группе, и заканчивая религиозным фанатизмом –

 

апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим религиозным группам или неверующим.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам религиозной идентичности.

1. Религиозный нигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной религиозной группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по религиозному критерию.

2. Религиозная индифферентность – размывание религиозной идентичности, выраженное в неопределенности вероисповедальной принадлежности, неактуальности религиозности.

3. Норма (позитивная религиозная идентичность) – сочетание позитивного отношения к традиционному вероисповеданию с позитивным отношением к другим народам. В полирелигиозном обществе позитивная религиозная идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим группам, представляющим разные религии, который позволяет рассматривать свою, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования религиозной группы, с другой – как условие мирного межрелигиозного взаимодействия в поликультурном мире.

Усиление деструктивности в межрелигиозных отношениях обусловлено трансформациями религиозного самосознания по типу гиперрелигиозности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Религиозный эгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "моя вера", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своей религией права игнорировать интересы групп, относящихся к другим религиям.

5. Религиозный изоляционизм – убежденность в превосходстве своей религии, признание необходимости "очищения" национальной культуры от влияния иных религий, негативное отношение к межрелигиозным брачным союзам, проявлений фобий к другим религиям.

6. Религиозный фанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых религиозных интересов, вплоть до религиозных "чисток", отказа представителям другим вероисповеданий в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета религиозных прав над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за тотальное утверждение своей религии.

Религиозные эгоизм, изоляционизм и фанатизм представляют собой ступени гиперболизации религиозной идентичности, означающей появление дискриминационных форм межрелигиозных отношений. В межрелигиозном взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах религиозной нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других религиозных объединений и ли неверующих, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы, экстремизма и даже геноцида.

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим религиозным группам в различных ситуациях межрелигиозного взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам межрелигиозных отношений.. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

  Я – человек, который…   Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает религию своего народа, но с большим интересом относится и к другим религиям          
2. считает, что браки между представителями разных религий недопустимы          
3. часто ощущает превосходство людей другого вероисповедания          
4. считает, что религиозные законы всегда выше прав человека          
5. считает, что в повседневном общении принадлежность к какой-либо религии не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа, исповедующего традиционную религию          
7. обычно не скрывает своей религиозной принадлежности          
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одного вероисповедания          
9. часто испытывает стыд за людей, которые представляют его религию          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии          
11. не отдает предпочтения какой-либо религиозной принадлежности, включая и ту, к которая считается традиционной религией его народа и предков          
12. нередко чувствует превосходство своей религии над другими          
13. Любит религию своего народа, но уважает и другие традиционные религии          
14. считает строго необходимым сохранять религиозную чистоту своего народа          
15. трудно уживается с людьми, представляющими его вероисповедание          
16. считает, что взаимодействие с людьми других вероисповеданий часто бывает источником неприятностей          
17. безразлично относится к традиционной религии своего народа          
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя разговоры о между верующими, принадлежащими к другой вере          
19. готов иметь дело с представителем любого вероисповедания, несмотря на религиозные различия          
20. считает, что представители его вероисповедания имеют право навязывать свои религиозные взгляды представителям других вероисповеданий          
21. часто чувствует неполноценность из-за своей религиозной принадлежности          
22. считает свою религию более верной по сравнению с другими          
23. считает, что люди других вероисповеданий должны быть ограничены в праве проживания на территории, где живут его единоверцы          
24. раздражается при близком общении с людьми других вероисповеданий          
25. всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре          
26. считает необходимым "очищение" культуры, основанной на его религии от влияния на неё других вероисповеданий          
27. не уважает религию своего народа          
28. считает, что на его земле все права на просвещение и руководство информационными ресурсами должны принадлежать только представителям его религии          
29. никогда серьезно не относился к межрелигиозным проблемам          
30. считает, что его вероисповедание не лучше и не хуже других          

Date: 2016-08-31; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию