Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
№
п/п
| Дата
| Корр. даты
| Тема урока
| Планируемые результаты (предметные)
Элементы содержания
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
Понятие
| Предметные
результаты
| УУД
| Личностные
результаты
(не оцениваются)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая четверть
(К.д. – 3, С.д. – 3, Р.р. – 3)
|
|
|
Язык и речь (2 ч)
|
|
|
| Наша речь.
Виды речи
| Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка
| Речь устная, речь письменная,
внутренняя речь
| Знание: научится различать виды речи
Умение: анализировать высказывания о русском языке
Навык: формировать навык общения
| Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач
Коммуникативные задавать вопросы.
| Адекватная
мотивация, принятие образа «хорошего ученика»
|
|
|
| Наш язык
| Познакомить учащихся с понятием «хорошая речь», уточнить представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаний, чем отличаются язык и речь
| Чем отличаются язык и речь
| Знание: научится выяснять значение слова язык, размышление о языке
Умение:анализировать высказывания о русском языке
Навык: владение русским языком
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач
Коммуникативные: уметь просить о помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
| Адекватная
мотивация, личностная ответственность за свои поступки, здоровьесберегающее поведение
|
Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч.)
|
|
|
| Текст
| Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста
| Текст, тема, главная мысль, заголовок
| Знание:научится различать признаки текста Умение: подбирать заголовки к тексту Навыксписывания текста
| Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные ставить вопросы и обращаться за помощью.
| Адекватная
мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка. Адаптация поведения в детском коллективе.
|
|
|
| Типы текстов
| Воспроизвести представления учащихся о типах текстов и их распознавания,
| Текст повествовательный, описательный, текст-рассуждение
| Знание: научится определять типы текстов Умениесоставление текста из деформированных предложений
Навык: составление текста по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений
| Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач
Коммуникативные уметь просить о помощи, обращаться за помощью.
| Адекватная
мотивация, личностная самооценка, здоровье сберегающее поведение.
|
|
|
| Предложение
| Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме, находить главные члены предложения
| Предложение, законченная мысль, диалог
| Знание: научится правильно оформлять предложение на письме
Умение:отделять в устной речи одно предложение отдругого
Навык: оформление предложений в диалогической речи
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Познавательные: использовать знаково-символические средстваи применять знания, умения и навыки.
Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы
| Адекватная
мотивация, осознание ответственности, адаптация поведения в детском коллективе.
|
|
|
| Виды предложений по цели высказывания
| Познакомить с особенностями предложений, разных по цели высказывания;
| Предложения повествователь-
ные, вопроситель-
ные, побудительные
| Знание: научится различать предложения
Умениеустанавливать правильную интонацию
Навык: совершенствовать
постановку знаков препинания в конце предложений
| Регулятивные: применять установленные правила
Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма
Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника.
| Адекватная
мотивация, принятие образа «хорошего ученика»
адаптация поведения в детском коллективе.
|
|
|
| Виды предложений по интонации
| Уточнять представления детей о предложениях, разных по интонации, выбор знаков препинаний
|
Предложения восклицательные, невосклацательные
| Знание: научится анализировать таблицу Умение: определять предложения в устной и письменной речи. Навык: правильно находить восклицательные и невосклицательные предложения и ставить знак в конце предложений
| Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Адекватная
мотивация, принятие образа «хорошего ученика», здоровьесберегающее поведение.
|
8.
|
|
| Входяший контрольный диктант №1
| Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме, находить главные члены предложения.
| Предложение, главные члены предложения.
| Знание: научится правильно оформлять предложение на письме
Навык: оформление предложений в диалогической речи
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Познавательные: использовать знаково-символические средстваи применять знания, умения и навыки.
| Адекватная
мотивация, осознание ответственности.
|
9.
|
|
| Обучающее изложение
«Путешественница»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Главные и второстепенные члены предложений
| Развивать умение определять главные и второстепенные члены предложений, распознавать распространенные и нераспространенные предложения
| Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения
| Знание: научится распознавать предложения распространенные и нераспространенные
Умение: выработать умение определять главные и второстепенные члены предложений
Навык: составление предложений их группы слов
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Адекватная
мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам, здоровьесберегающее поведение.
|
|
|
| Упражнение в разборе предложений по членам предложений
| Развивать умение разбирать предложения по членам предложений, обогащение словарного запаса обучающихся
|
Основа предложения, главные и второстепенные члены предложения
| Знание: научится устанавливать связь слов в предложении. Умение:находить грамматическую основу предложения.Навык: соотнесение предложений со схемой
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения
Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
|
12-13
|
|
| Простое и сложное предложение
| Дать учащимся общее представление о простом и сложном предложении, учить различать простое и сложное предложение
|
Простое предложение, грамматическая основа, сложное предложение
| Знание: научится различать простое и сложное предложения
Умение:находить грамматическую основу сложного предложения
Навык: самостоятельная работа с заданиями учебника
| Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;
Коммуникативные уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
|
14-15
|
|
| Словосочетание
| Формировать умение устанавливать связь слов с словосочетании, находить главное и зависимое слово,
| Словосочетание, главное и зависимое слово
| Знание: научится находить главное и зависимое слово в словосочетаниях
Умение:составлять схемы словосочетаний
Навык: правильно выполнять полный разбор предложения по членам согласно Памятки
.
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;
Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
|
|
| Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»
| Формировать умение составлять описательный текст по репродукции картины
| Репродукция, пейзаж
| Знание: научится использовать вопросы для составления текста
Умение: высказывать свои впечатления
Навык: безошибочное написание описательного текста по картине.
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;
Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
|
|
|
| Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»
«Осенью»
| Применять полученные знания на практике
| Текст, типы текстов, заголовок, главная мысль, словосочетания, диалог
|
Умение: определятьтип текста, цель высказывания и интонацию предложения
Навыкразбор предложений по членам, грамотная постановка знаков препинания в сложном предложении
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание;
Коммуникативные выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
|
Слово в языке и речи (19 ч.)
|
|
|
| Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные
| Воспроизвести представления учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах
| Слово, лексическое значение, слова однозначные,слова многознач- ные
| Знание: научится определять лексическое значение слов
Умение:распознавать однозначные и многозначные слова
Навык: работа со схемой
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание;
Коммуникативные выполнять учебные действия в громкоречевой и письменной форме.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
|
|
|
| Синонимы и антонимы
| Развивать умении распознавать в речи слова синонимы и антонимы
| Синонимы, антонимы
| Знание: научится распознавать в речи синонимы и антонимы Умение:подбирать необходимые слова
Навык: работа со словарем,
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
|
|
|
| Омонимы
| Дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в речи, узнавать их среди других лексических групп
| Лексическое значении, омонимы
| Знание: научится находить омонимы в устной и письменной речи Умение: выяснять лексической значение слов
Навык: работа со словарем
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
|
|
| Слово и словосочетание
Словарный диктант
| Дать учащимся представление о словосочетании, показать сходство и различие слова и словосочетания,
| Слово, словосочетание, главное, зависимое слово
| Знание: словосочетание как сложное название предметов (действий, признаков)
Умение:находить в словосочетании главное и зависимое слово
Навык:написание слов с изученными орфограммами
| Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
| Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
|
|
| Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)
| Дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах),
| Устойчивые словосочетания, фразеологизм, фразеологический словарь
| Знание:что такое фразеологизмы, соотнесение их с рисунками
Умение: замечать в речи фразеологизмы
Навык:работа со словарем, умение находить лексические значения слов
| Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.
| Готовность следовать нормам здоровьесберегающе-го поведения, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок
|
|
|
| Подробное изложение после зрительного восприятия текста
(упр. 88 с.52)
| Формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце
| Изложение, тема, главная мысль, заголовок
| Знание: определение темы частей
Умениенахождение фрагментов частейтекста
Навык: составление текста и его проверка
| Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение;
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.
| Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
|
|
|
| Части речи. Повторение.
| Воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи,
| Части речи. Имя существитель-
ное,
имя прилагательное, глагол, местоимение.
| Знание слова с непроверяемыми написаниями
Умение:распознавать части речи с опорой на таблицу
Навык:разбор предложений по членам предложений, по частям речи
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.
Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.
| Осознание ответственности человека за общее благополучие, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
|
|
|
| Имя существительное. Местоимение
| Воспроизвести представление учащихся о признаках имен существительных и местоимений, учить различать эти части речи и правильно употреблять их в речи
| Имя существительное, местоимение.
| Знание: классификация частей речи
Умениеопределять грамматические признаки частей речи
Навыкзамена имен существительных местоимением, написание имен собственных
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
| Осознание ответственности за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности, ценностное отношение к природному миру.
|
|
|
| Части речи. Имя прилагательное
| Воспроизвести и уточнить представление учащихся о признаках имен прилагательных, их роли в речи,
| Имя прилагательное, слова-синонимы
| Знание: устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными
Умение: различать оттенки значений имен прилагательных
Навык: отгадывание загадок с именами прилагательными
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
| Осознание ответственности за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к чужому мнению.
|
|
|
| Части речи. Глагол.
| Воспроизвести и уточнить представление учащихся о глаголе как части речи
| Глагол, словосочетание
| Знание определение роли глаголов в тексте
Умение: определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению
Навык:написание слов с непроверяемыми написаниями
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.
| Готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения, принятие образа «хорошего» ученика.
|
|
|
| Имя числительное как часть речи.
| Дать учащимся общее представление об особенностях имени числительного как части речи;
| Имя числительное, количество предметов, порядок при счете
| Знание: научится определять имена числительные по обобщенному лексическому значению
Умение:. Объяснить значение имен прилагательных в речи
Навык запись по памяти
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
| Мотивация учебной деятельности, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения.
|
|
|
| Однокоренные слова.
| Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов, воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах
| Корень слова, однокоренные слова. Лексическое значение слов.
| Знание: распознавать однокоренные слова, выделять в них корень
Умениераспознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать,
Навык: различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.
| Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, принятие образа «хорошего ученика».
|
|
|
| Слово и слог. Гласные звуки и буквы.
| Воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих,
| Гласные звуки, буквы. Звуки ударные, безударные. Слог.
| Знание: различать слово и слог, букву и звук
Умение: правильно определять количество слогов в словах
Навык: определение буквы для обозначения безударного гласного звука в словах.
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
|
|
|
| Согласные звуки и буквы.
| Воспроизвести знания учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки
| Звуки согласные, парные, непарные, звонкие, глухие, твердые, мягкие.
| Знание: согласные звуки и буквы
Умение: работа с таблицей
Навык:написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
|
|
| Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
| Совершенствовать умение учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки
| Буквосочетание
Звуко-буквенный разбор.
| Знание: определять качественную характеристику гласных и согласных звуков
Умение: определять наличие в словах изученные орфограммы
Навык: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
|
|
|
| Обучающее изложение
(упр. 128 с.70)
| Учить определять тему текста и его частей, подбирать языковой материал соответственно вопросам плана, последовательно излагать содержание текста
| Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание.
| Знаниеопределение типа текста, его структуры
Умение: писать изложение в соответствии с поставленной задачей
Навык: написание слов с изученными орфограммами
| Регулятивные: развивать смысловое чтение, подведение под понятие на основе распознавания объектов.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
|
|
|
| Обобщение и закрепление изученного
| Проверить умение распознавать части речи, подбирать однокоренные слова
| Слово, лексическое значение. Омонимы. Части речи. Однокоренные слова.
Корень слова.
| Знаниевыявление и исправление ошибок изложения
Умение: распознавать части речи и подбирать однокоренные слова
Навыкзвуко-буквенный разбор слов
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
|
|
|
| Проект «Рассказ о слове»
| Воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих,
|
|
| Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умение слушать собеседника
| Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
|
|
| Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»
| Применять полученные знания на практике
| Слово, части речи
|
Умение: определятьчасти речи
Навыкразбор предложений по членам, грамотная постановка знаков препинания в сложном предложении
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание;
Коммуникативные выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
|
Состав слова (15 ч)
|
|
|
| Корень слова.
| Уточнить представление учащихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова»
| Однокоренные слова. Корень слова. Общее лексическое значение.
| Знание: общее лексическое значение слов
Умение: различать однокоренные слова и выделять в них корень слова
Навык: работа со словарем однокоренных слов
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
| Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
|
|
|
| Упражнение в написании корня в однокоренных словах.
Сложные слова
| Дать учащимся представление о чередующихся согласных звуках в корне слова
| Корень слова.Чередование согласных, сложные слова
| Знание: чередование согласных в корне
Умение: одинаково писать гласные и согласные в корне однокоренных слов
Навык: подбирать примеры однокоренных слов
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
| Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
|
|
| Формы слова. Окончание.
| Развивать умение распознавать формы одного слова, формировать представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении
| Формы слова. Окончание.
| Знаниепри изменении формы слова лексическое значение остается без изменения
Умение: изменять форму слова
Навык: связь слов в словосочетании и предложении
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
|
|
| Упражнение в нахождении окончаний
Словарный диктант
| Обобщить знания учащихся о признаках окончания как части слова, развивать умение находить в слове окончание
| Форма слова. Окончание. Нулевое окончание.
| Знание формулирование определения окончания, умение выделять окончание, нулевое окончание
Умение нахождение в слове окончания
Навык: составление предложений из слов
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
|
|
| Обобщение знаний о корне и окончании.
| Развивать умения различать однокоренные слова и формы одного слова, составлять из деформированных слов предложения, из предложений - текст
| Корень слова. окончание. Формы слова.
| Знание:слова с нулевым окончанием
Умение:подбор однокоренных слов
Навыкформировать навык работы по алгоритму
| Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
|
|
| Приставка. (общее понятие).
| Формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова, ознакомить с некоторыми приставками, их написанием
| Корень слова. Приставка.
| Знание: приставка, ее значение в слове
Умение:нахождение приставок в словах
Навыкобразование новых глаголов с помощью различных приставок
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.
| Формирование положительного отношения к обучению.
|
|
|
| Приставка – значимая часть слова.
| Познакомить учащихся со значением приставок, развивать умение находить приставку в слове, образовывать однокоренные слова с приставками
| Однокоренные слова. Корень слова. Приставка.
| Знаниечто нужно сделать, чтобы найти приставку в слове
Умение: выделять изучаемые части в слове
Навык: нахождение глаголов в тексте, выделение изученных орфограмм
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.
| Формирование положительного отношения к обучению.
|
|
|
| Суффикс (общее понятие)
| Формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, ознакомить со значением некоторых суффиксов
| Однокоренные слова. Корень слова. Окончание. Суффикс.
| Знание:формулировать определение суффикса
Умение:находить в словах суффиксы
Навык: подбор родственных слов, написание слов с изученными орфограммами
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию.
| Формирование положительного отношения к обучению.
|
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов
| Развивать умении учащихся находить в словах суффиксы и другие значащие части слова
| Суффикс. Уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение суффиксов.
| Знание формулировать определение суффикса и объяснять его значение в слове
Умение: находить суффиксы в словах
Навык:написание слов с пропущенными известными орфограммами
| Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Эстетические потребности, ценности и чувства, принятие образа «хорошего ученика».
|
Вторая четверть
(К.д. – 3, С.д. – 2, Р.р. – 5, К. с. – 1)
|
|
|
|
|
| Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»
| Написание по репродукции картины сочинения
| Текст-описание
| Знание анализ содержания картины
Умениевысказывать свое отношение к картине, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст
Навык: безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
| Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
|
|
|
| Основа слова
| Формировать представление учащихся об основе слова, развивать умение нахождения основы в словах
| Окончание. Основа слова.
| Знание:как найти и выделить основу слова
Умение: работать со словообразовательным словарем, работать с форзацем учебника
Навык:написание слов с непроверяемыми орфограммами
| Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.
|
|
|
| Упражнение в разборе слов по составу.
| Систематизировать знания учащихся о значимых частях слова, развивать умение находить в слове значимые части, находить слово по заданной модели
| Однокоренные слова. Разбор слов по составу.
| Знание слова с непроверяемым написанием
Умениепроводить разбор слов по составу, пользуясь Памяткой
Навыкформирование навыка моделирования слов
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, предвосхищать результат.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль.
| Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
|
|
|
| Изложение повествовательного текста.
(упр. 191 с.99)
| Совершенствовать умения определять тему и главную мысль, подбирать названия к тексту, соотносить части текста с данным планом
| Текст. Главная мысль. План текста.
| Знание: использование авторских средств
Умение: записывать слова и предложения после их предваритель-
ного разбора,последовательно и подробно излагать мысль
Навык: грамотное написание текста и проверка трудных слов
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
| Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
|
|
|
| Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»
| Применять полученные знания на практике
| Слово, состав слова
| Умение: определять части слова
Навыкразбор слов по составу
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание;
Коммуникативные выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
| Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
|
|
|
| Работа над ошибками.
Проект «Семья слов»
| Анализ написания изложения, проверить знания учащихся по разбору слов по составу
| Однокоренные слова. Части слова. Разбор слов по составу.
| Знание слова однокоренные и неоднокоренные
Умение: находить в словах известные части слова
Навык:безошибочное написание работы,проверять результаты своей работы
| Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
|
Правописание частей слова (29 ч)
|
|
|
| В каких значимых частях слова есть орфограммы?
| Дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова м написание их надо проверять либо запоминать
| Орфограмма, значимые части слова
| Знание: написание орфограммы в любой части слова,
Умениевыделять части слова, умение пользоваться таблицей для нахождения орфограммы и ее проверки
Навык:воспроизвести знания об изученных правилах письма
| Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; поиск и выделение необходимой информации из рисунков и схем;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
| Ценностное отношение к природному миру
|
|
|
| Два способа проверки слов с безударными гласными в корне
| Воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова, развивать умение находить безударную гласную в корне
| Корень слова, однокоренные слова, форма слова, ударение
| Знание: определять в словах наличие изученных и изучаемых орфограмм
Умение:формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения
Навык: подбор проверочных слов, ударение в слове
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; передача информации устным и письменным способами;
Коммуникативные: определять цели, функции участников, способов взаимодействия.
| Гуманистическое сознание
|
|
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне
| Развивать умение определять и писать слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне, подбирать проверочные слова
| Корень слова, ударение, безударная гласная
| Знание: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой
Умение: объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой
Навык: безошибочный подбор проверочного слова, постановка ударения
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; поиск и выделение необходимой информации из рисунков и схем;
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
|
|
|
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
| Развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне, распознавать и правильно писать слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными
| Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово
| Знаниеслова старославянского происхождения и их «следы» в русскомязыке
Умение: подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне
Навык: работа с о страничкой для любознательных, формирование уважительного отношения у языку
| Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные: извлечение необходимой информации из различных источников
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
| Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
|
|
| Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными
| Развивать умение правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческим чередованием звуков в русском языке
| Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово
| Знаниенаходить и отмечать в словах изучаемую орфограмму
Умение: обозначение буквой безударного гласного в корне слова, составление текста из деформированных предложений
Навык: объяснять и доказывать правильность выполнения заданного, обсуждать алгоритм действия в практической деятельности
|
| Принятие образа «хорошего ученика»
Оценка,
учёт позиции собеседника (партнера),
организация и осуществление сотрудничества
кооперация с учителем и сверстниками
|
|
|
| Правописание слов с парными согласными в корне
| Воспроизвести знания учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова
| Корень слова, парные согласные по глухости-звонкости
| Знаниезнания о парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова
Умениеписать слова на изучаемое правило
Навык: работа с орфографическим словарем, обозначение согласного звука буквой
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализ информации;
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
| Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
|
|
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне
| Развивать умение на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне и правильно записывать такие слова
| Корень слова, орфограмма, парные согласные
| Знание группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове
Умение: находить зрительно и на слух изученные орфограммы и безошибочное написание слов, составление рассказа на тему «Первый снег»
Навык: безошибочное списывание текста, звукобуквенный разбор слов
| Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализ информации;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
|
|
|
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне
Словарный диктант
| Развивать умение обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук, обобщить знания о способах подбора проверочных слов
| Корень слова, парные согласные, чередование согласных в корне
| Знаниегруппировка слов по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове
Умениеобозначать буквой парный согласный в корне, приводить примеры слов с изучаемой орфограммой,
Навык:осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при проверке выполнения письменной работы
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
| Осознание ответственность человека за общее благополучие.
|
|
|
| Обучающее изложение
«Клесты»
| Учить определять тему текста и его частей, подбирать языковой материал соответственно вопросам плана, последовательно излагать содержание текста
| Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание.
| Знаниеопределение типа текста, его структуры
Умение: писать изложение в соответствии с поставленной задачей
Навык: написание слов с изученными орфограммами
| Регулятивные: развивать смысловое чтение, подведение под понятие на основе распознавания объектов.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
| Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
|
|
|
| Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне
| Развивать умение правильно подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными в корне, ознакомить со словами, имеющими сочетание -сн-
| Непроизносимые согласные
| Знание: слова с непроверяемым написанием(чувство, лестница и т.д.)
Умение: подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными, умение писать слова с сочетанием -сн-
Навык:подбор проверочных слов, разбор предложений по членам предложения
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.
|
62-63
|
|
| Правописание слов с непроверяемой согласной в корне
| Сопоставить правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными
|
| Знание: группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
Умение: контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки
Навыкразбор слопри написании диктантав по составу, разбор предложений по членам предложений
| Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные: самостоятельно создавать и формулировать познавательную цель;
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| Гуманистическое сознание, осознание ответственности человека за общее благополучие.
|
|
|
| Двойные согласные
Словарный диктант
| Воспроизвести знания учащихся о написании слов с удвоенными согласными
| Орфограмма, лексическое значение
| Знание: научатся писать слова с удвоенными согласными, контролировать правильность записи текста
Умение:сопоставление слов, различных по смыслу, но сходных в произношении
Навык: работа с орфографическим словарем
| Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Принятие образа «хорошего» ученика, ценностное отношение к природному миру.
|
|
|
| Правописание слов в удвоенными согласными
| Обогатить словарь учащихся словами с удвоенными согласными, развивать умение различать двойные согласные в разных частях слова и записывать слова с двойными согласными
|
| Знаниеобразование однокоренных слов с суффиксом –н-, распределение слов по группам в зависимости от места нахождения двойных согласных в слове
Умение: контролировать этапы своей работы, совершенствовать умение разбирать слова по составу
Навык:изменение форм слова, запоминание данных форм, составление предложений из словосочетаний
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат;
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Адекватная
мотивация, осознание ответственности, адаптация поведения в детском коллективе; самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
|
|
|
| Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
| Учить рассматривать картину, составлять по ней описательный текст, высказывать свое отношение к картине
| Структура текста, тема, заголовок
| Знание: учиться высказывать свое отношение к картине
Умение: воспроизвести содержание картины, высказать впечатление
Навык:запись самостоятельно составленного текста с использованием опорных слов, проверка написанного
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
| Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
|
|
|
| Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова»
| Проверить умение учащихся писать слова с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне, развивать умение воспринимать сюжетный рисунок, определять его тему, передавать содержание рисунка
|
| Знаниеопределять наличие в словах изучаемых и изученных орфограмм
Умениенаходить и отмечать орфограммы в словах, подбирать поверочные слова, определение значений слова
Навык: разбор предложений по членам предложения, составление текста
| Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, анализ информации.
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, строить монологическое высказывание.
| Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения
|
|
|
| Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек
| Воспроизвести знания учащихся о суффиксах и приставках как значимых частей слова, сформировать общее представление о правописании суффиксов и приставок, познакомить с правописанием суффиксов –ик-\ -ек-.
| Приставка, суффикс, значение слов
| Знание: научатся писать слова с суффиксами
Умение: группировать слова по типу орфограммы, различать значение слов с различными суффиксами
Навык: списывание текста, разбор слов по составу и разбор предложений по членам предложения.
| Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Осознание ответственности человека за общее благополучие.
|
|
|
| Упражнение в правописании суффиксов
| Совершенствовать навык правописания суффиксов в словах, познакомить с правописанием суффикса –ок -после шипящих под ударением
| Корень, суффикс, приставка
| Знание: научатся писать слова с суффиксом –ок- послн шипящих
Умение: употреблять изученные правила письма,контролировать этапы своей работы.
Навык: письмо по памяти, различие лексических значений слов, работа со словарем
| Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; поиск и выделение необходимой информации из рисунков и схем;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
| Осознание ответственности человека за общее благополучие, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
|
|
| Правописание слов с приставками
| Ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные о и а,
| Пристав |