Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Храм Христа Спасителя





Самый великий в мире памятник победы над завоевателями в Отечественной войне 1812 г.

Построен в 1837–1883 гг. по проекту архитектора Константина Андреевича ТОНА (26.10.1794, С.-Петербург – 25.01.1881, там же). Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е. Маковский, Ф. П. Толстой,

П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др.

На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.

В четырех малых арках: св. Роман Рязанский – в память сражения при Клясицах 19 июля 1812 г.; св. апостол Фома – в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель – в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский – в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат – группа «Явление Архангела Иисусу Навину», на углах: справа – Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева – Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.

На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат – Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках – сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813 г.), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813 г.), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814 г.), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат – сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа – св. ап. Андрей Первозванный. Слева – св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа – работы Рамазанова. По углам – сцены из русской истории, напоминающие 1812 г.: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.

Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти не известный. По обычаю древнехристианских церквей вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более 4 м. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 г. и о заграничных походах русских войск 1813–1814 гг. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов (в витберговском храме предусматривались имена всех), имена отличившихся, т. е. получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно – имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.

В августе 1917 г. в Храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.

В 1931 г. Храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, «темпль сатаны Ульянова–Ленина». «Темпль» еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.

По воле Божией Храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е гг.

Илл.: http://lifeglobe.net/media/entry/223/0_23e81_7776b876_orig_1.jpg

Лит.: Энциклопедический словарь русской цивилизации. – М., 2000.

Date: 2016-08-30; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию