Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четырнадцатая лекция





ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИџ Уважаемые дамы и господа! Не стоит ли мне еще раз показать вампройденный нами путь? Как мы, применяя нашу технику, натолкнулись наискажение сновидения, раздумывали сначала, как бы его обойти, и получиливажнейшие сведения о сущности сновидения из инфантильных сновидений? Как мызатем, вооруженные результатами этого исследования, занялись непосредственноискажением сновидения и, надеюсь, шаг за шагом преодолели его? Но теперь мыдолжны признать, что найденное тем и другим путем не совсем совпадает. Переднами встает задача сопоставить оба результата и соотнести их между собой. С обеих сторон мы пришли к выводу, что работа сновидения, в сущности,состоит в переводе мыслей в какое-то галлюцинаторное переживание. Как этопроисходит, представляется весьма загадочным, но это является проблемойобщей психологии, которая не должна нас здесь занимать. Из детскихсновидений мы узнали, что работа сновидения стремится к устранениюнарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания. Обискаженных сновидениях мы не могли сказать ничего подобного, пока ненаучились их толковать. Но с самого начала мы предположили, что сможем рассматривать искаженные сновидения с тех жепозиций, что и инфантильные. Первым же подтверждением этого предположениястало сделанное нами открытие, что, собственно говоря, все сновиденияявляются детскими сновидениями, работают с детским материалом, с детскимидушевными движениями и при помощи детских механизмов. Считая искажениесновидения снятым, мы должны приступить к исследованию того, может ли бытьраспространено положение об исполнении желания на искаженные сновидения. Недавно мы подвергли толкованию ряд сновидений, но совсем упустили извиду исполнение желания. Убежден, что при этом у вас неоднократнонапрашивался вопрос: куда же делось исполнение желания, которое, видимо,является целью сновидения? Это важный вопрос, именно его и стали задаватьнаши доморощенные критики. Как вы знаете, человечество обладаетинстинктивной оборонительной реакцией на интеллектуальные новшества.1 Онавыражается в том, что такое новшество сразу же низводится до самойнезначительной величины, по возможности сводится к лозунгу. Этим лозунгомдля новой теории сновидения стало исполнение желания. Дилетант задаетвопрос: где же исполнение желания? Сразу же после того как он услышал, чтосновидение должно быть исполнением желания, он, задавая этот вопрос,отвечает на ---------------------------------------- 1 Утверждение, будто человечеству присущ инстинкт сопротивленияинтеллектуальным новшествам, отражает общую ориентацию Фрейда на объяснениебиологическими причинами явлений, имеющих социальную природу. Инстинкт --биологическая сила, врожденная реакция. Между тем отношение к новым идеям,их принятие или сопротивление им определяются не врожденными факторами, асоциокультурным контекстом и ролью, которую играют в нем отдельные личностии их группы. него отрицательно. Ему сразу же приходят в голову многочисленныесобственные сновидения, с которыми было связано неприятное чувство вплоть догнетущего страха, так что данное утверждение психоаналитической теориисновидения кажется ему совершенно невероятным. Нам нетрудно ответить ему,что при искаженных сновидениях исполнение желания не может быть очевидным, аего необходимо поискать, так что без толкования сновидения указать на негонельзя. Мы также знаем, что желания этих искаженных сновидений --запрещенные, отвергнутые цензурой желания, существование которых как раз истало причиной искажения, мотивом для вмешательства цензуры. Нокритику-дилетанту трудно доказать, что до толкования сновидения нельзяспрашивать об исполнении его желания. Однако он об этом постоянно забывает.Его отрицательная позиция по отношению к теории исполнения желания является,собственно, не чем иным, как следствием цензуры сновидения, замещением ирезультатом отрицания этих прошедших цензуру желаний сновидения. Разумеется, и у нас возникает потребность найти объяснение тому, чтоесть много мучительных и, в частности, страшных сновидений. При этом мывпервые сталкиваемся с проблемой аффектов в сновидении, которая заслуживаетизучения сама по себе, но, к сожалению, мы не можем ею заняться. Еслисновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительныеощущения, в этом критики-дилетанты, по-видимому, правы. Но нужно принять вовнимание три вида осложнений, о которых они не подумали. Во-первых, может быть, что работе сновидения не вполне удалосьосуществить исполнение желания, так что часть мучительного аффекта мыслейсновидения остается в явном сновидении. Тогда анализ должен был бы показать, что эти мысли были еще более мучительными, чемполучившееся из них сновидение. Каждый раз это и удается доказать. Тогда мысоглашаемся, что работа сновидения не достигла своей цели, так же каксновидение, в котором пьешь под влиянием жажды, мало достигает цели утолитьжажду. Ее продолжаешь испытывать, и нужно проснуться, чтобы попить. Ивсе-таки это было настоящее сновидение, в его сущности ничего не изменилось.Мы должны сказать: Ut desint vires, taьmen est laudanda voluntas.* Покрайней мере, заслуживает похвалы ясно выраженное намерение. Такие случаинеудачи нередки. Этому содействует то, что работе сновидения намного труднееизменить в нужном смысле аффекты, чем содержание; аффекты иногда оченьустойчивы. Вот и получается, что работа сновидения превратила мучительноесодержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время какмучительный аффект прорывается в еще неизмененном виде. В таких сновиденияхаффект совершенно не соответствует содержанию, и наши критики могут сказать,что сновидение настолько далеко от исполнения желания, что в нем дажебезобидное содержание может ощущаться как мучительное. На это неразумноезамечание мы ответим, что именно в таких сновидениях стремление работысновидения исполнить желание вследствие его [стремления] изолированностипроявляется яснее всего. Ошибка происходит от того, что тот, кто не знаетневрозов, представляет себе связь между содержанием и аффектом слишкомтесной и поэтому не может понять, что содержание может меняться, не изменяяотносящееся к нему аффективное проявление. ---------------------------------------- * Пусть недостало сил, похвалы достойно усердие (Публий Овидий Назон).-- Прим. ред. перевода. Второй, гораздо более важный и глубокий момент, который такженедооценивается дилетантом, следующий. Исполнение желания, конечно, должнобыло бы доставить наслаждение, но, спрашивается, кому? Разумеется, тому, ктоимеет желание. Но о видевшем сон нам известно, что он относится к своимжеланиям совершенно особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, однимсловом, не терпит их. Таким образом, их исполнение может доставить ему ненаслаждение, а только противоположное чувство. Далее опыт показывает, чтоэто противоположное чувство, которое следует еще объяснить, выступает вформе страха. Видевшего сон в отношении к его желаниям во сне можно сравнитьтолько с существом, состоящим из двух лиц, очень тесно связанных, однако,между собой. Взамен дальнейших рассуждений предлагаю вам послушать известнуюсказку, в которой вы найдете те же отношения. Добрая фея обещает беднойсупружеской паре, мужу и жене, исполнение их первых трех желаний. Онисчастливы и собираются тщательно выбрать эти три желания. Но женасоблазняется запахом жареных сосисок из соседней хижины и желает получитьпару таких сосисок. Через мгновение они уже здесь -- и первое желаниеисполнено. Тогда муж сердится и в горькой обиде желает, чтобы сосискиповисли у жены на носу. Это тоже исполняется, и сосиски нельзя удалить с ихнового места пребывания -- вот исполнилось и второе желание, но уже желаниемужа; жене исполнение этого желания очень неприятно. Вы знаете, чтопроисходит дальше в сказке. Так как оба, в сущности, составляют все-такиодно, мужа и жену, то третье желание заключается в том, чтобы сосискиоставили нос жены. Мы можем использовать эту сказку еще много раз в другойсвязи; здесь она служит только иллюстрацией того, что исполнение желанияодного может вызвать неприятное чувство у другого, если оба не согласнымежду собой. Теперь нам будет нетрудно еще лучше понять страшные сновидения. Мытолько привлечем еще одно наблюдение и тогда решимся высказатьпредположение, в защиту которого можно привести много доводов. Наблюдениесостоит в том, что страшные сновидения часто имеют содержание, совершенносвободное от искажения, так сказать, избежавшее цензуры. Страшное сновидениечасто является неприкрытым исполнением желания, естественно, не приятного, аотвергаемого желания. Вместо цензуры появляется страх. Если о детскомсновидении можно сказать, что оно является исполнением дозволенного желания,об обыкновенном искаженном сновидении -- что оно замаскированное исполнениевытесненного желания, то для страшного сновидения подходит только формула,что оно представляет собой неприкрытое исполнение вытесненного желания.Страх является признаком того, что вытесненное желание оказалось сильнеецензуры, что, несмотря на нее, оно все-таки пробилось к исполнению или былоготово пробиться. Мы понимаем, что то, что для него является исполнениемжелания, для нас, поскольку мы находимся на стороне цензуры сновидения,может быть только поводом для мучительных ощущений и отпора. Появляющийсяпри этом в сновидении страх, если хотите, есть страх перед силой этих обычносдерживаемых желаний. Почему этот отпор проявляется в форме страха, нельзяпонять, изучая только сновидения; очевидно, нужно изучать страх по другимисточникам. Все, что справедливо для неискаженных страшных сновидений, мы можемпредположить также для таких сновидений, которые претерпели частичноеискажение, и для прочих неприятных сновидений, мучительные ощущения которых,вероятно, близки к страху. Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению;мы имеем обыкновение прерывать сон, прежде чем вытесненное желаниесновидения пробьется через цензуру к своему полному исполнению. В этомслучае результат сновидения оказывается негативным, но его сущность от этогоне меняется. Мы сравнивали сновидение с ночным сторожем, охраняющим наш сон,чтобы ему не помешали. И ночной сторож попадает в такое положение, когда онбудит спящих, а именно тогда, когда чувствует себя слишком слабым, чтобыустранить помеху или опасность. И все-таки нам иногда удается продолжатьспать, даже если сновидение становится тревожным и начинает зарождатьсястрах. Мы говорим себе во сне: ведь это только сон -- и продолжаем спать. Когда же случается так, что желание сновидения оказывается в состояниипреодолеть цензуру? Условие для этого может возникнуть как со стороныжелания сновидения, так и со стороны цензуры. По непонятным причинам желаниеможет стать иной раз чересчур сильным: но у нас складывается впечатление,что чаще вина за это смещение соотношения действующих сил лежит на цензуресновидения. Мы уже знаем, что цензура работает в каждом отдельном случае сразной интенсивностью, к каждому элементу относится с разной степеньюстрогости; здесь нам хотелось бы высказать еще одно предположение, что онавообще весьма вариабельна и не всегда одинаково строга к одному и тому женеприличному элементу. Если случится так, что она на какой-то моментпочувствует себя бессильной перед каким-либо желанием сновидения, угрожающимзахватить ее врасплох, то вместо искажения она прибегает к последнемуоставшемуся ей средству -- отказаться от состояния сна под влияниемнарастающего страха. При этом нам бросается в глаза, что мы ведь вообще не знаем, почему этискверные, отвергнутые желания дают о себе знать именно в ночное время, чтобы нарушить наш сон. Ответ может дать только предположение, учитывающееприроду состояния сна. Днем на эти желания тяжело давит цензура, не дающаяим, как правило, возможности проявиться в каком-то действии. В ночное времяэта цензура, вероятно, как все другие интересы душевной жизни, сводится кединственному желанию спать или же, по крайней мере, сильно ослабляется.Этому ослаблению цензуры в ночное время запретные желания и обязаны тем, чтомогут снова оживать. Есть нервные больные, страдающие бессонницей, которыепризнавались нам, что сначала они сами хотели своей бессонницы. Они нерешались уснуть, потому что боялись своих сновидений, т. е. последствийэтого ослабления цензуры. Вы, правда, легко заметите, что эту приостановкудеятельности цензуры все же не следует оценивать как большую неосторожность.Состояние сна лишает нас способности двигаться; наши дурные намерения, еслиони и начинают шевелиться, не могут привести ни к чему иному, как кпрактически безвредному сновидению, и на это успокоительное состояниеуказывает в высшей степени благоразумное замечание спящего, относящееся,правда, к ночи, но не к жизни во сне: ведь это только сон, поэтомупредоставим ему свободу действия и будем продолжать спать. Если, в-третьих, вы вспомните о том, что мы представили видевшего сонборющимся со своими желаниями, состоящим из двух отдельных, но каким-тообразом очень тесно связанных лиц, то признаете и другую возможность: какблагодаря исполнению желания может осуществиться то, что в высшей степенинеприятно, -- а именно наказание. Здесь нам опять может помочь сказка о трехжеланиях: жареные сосиски на тарелке были прямым исполнением желания первоголица, жены; сосиски на ее носу были исполнением желания второго лица, мужа,но одновременно и наказанием за глупое желание жены. При неврозах мы находимзатем мотивацию третьего желания, которое еще осталось в сказке. В душевнойжизни человека много таких наказуемых тенденций; они очень сильны, и ихможно считать ответственными за некоторую часть мучительных сновидений.Теперь вы, может быть, скажете, что при этих условиях от хваленогоисполнения желания остается немногое. Но при более пристальном рассмотрениипридете к заключению, что не правы. По сравнению с более поздними указаниямина многообразие того, чем могло бы быть сновидение, -- а по мнению многихавторов, чем оно и является на самом деле, -- представление о сновидении какисполнении желания -- переживании страха -- исполнении наказания --оказывается все-таки весьма ограниченным. К этому нужно прибавить то, чтострах есть прямая противоположность желания, что противоположности вассоциации особенно близки друг другу, а в бессознательном, как мы узнали,совпадают, далее то, что наказание тоже является исполнением желания, нодругого -- цензурирующего лица. Итак, я в общем не сделал никаких уступок вашему возражению противтеории исполнения желания. Но мы обязаны доказать исполнение желания в любомискаженном сновидении и, конечно, не собираемся отказываться от этой задачи.Вернемся к уже истолкованному сновидению о трех плохих театральных билетахза 1 гульден 50 кр., на примере которого мы уже многому научились. Надеюсь,вы его еще помните. Дама, муж которой сообщил ей днем, что ее подруга Элиза,которая моложе ее на три месяца, обручилась, видит во сне, что она сидит втеатре со своим мужем. Одна сторона партера почти пуста. Ее муж говорит ей, что Элиза с женихом тоже хотели пойти в театр, но несмогли, так как достали только плохие места, три за один гульден пятьдесят.Она полагает, что в этом нет никакого несчастья. Мы догадались, что мыслисновидения выражали досаду на раннее замужество и недовольство своим мужем.Любопытно, как эти мрачные мысли были переработаны в исполнение желания игде кроется его след в явном сновидении. Мы уже знаем, что элемент "слишкомрано, поспешно" устранен из сновидения цензурой. Намеком на него являетсяпустой партер. Загадочное "три за один гульден пятьдесят" становится теперьболее понятным с помощью символики, с которой мы за это время познакомились.Эта тройка в действительности означает мужчину, и явный элемент легко можноперевести: купить себе мужа за приданое ("за мое приданое я могла бы себекупить в десять раз лучшего"). Замужество явно замещено посещением театра.*"Слишком ранняя покупка билетов" прямо замещает слишком раннее замужество.Но это замещение является делом исполнения желания. Наша дама не всегда былатак недовольна своим ранним замужеством, как в тот день, когда она получилаизвестие о помолвке своей подруги. В свое время она гордилась им ичувствовала свое превосходство перед подругой. Наивные девушки часто послепомолвки выражают радость, что теперь скоро пойдут в театр на все до сих порзапрещенные пьесы и все увидят. Доля страсти к подглядыванию илилюбопытства, которая здесь проявляется, была сначала определенно сексуальнойстрастью к подглядыванию, направленной на половую жизнь, особенно родителей,и затем стала сильным ---------------------------------------- * О другом напрашивающемся толковании этой тройки у бездетной женщину яне упоминаю, так как настоящий анализ не дал этого материала. мотивом, побуждавшим девушку к раннему замужеству. Таким образом,посещение театра становится понятным намекающим заместителем для замужества.Так что в своей теперешней досаде на свое раннее замужество она возвращаетсяк тому времени, когда оно было исполнением желания, потому что удовлетворялострасть к подглядыванию, а под влиянием этого прежнего желания замужествозамещается посещением театра. Мы можем сказать, что выбрали не самый удачный пример длядоказательства исполнения скрытого желания. Аналогичным образом мы должныбыли бы поступить и с другими искаженными сновидениями. Я не могу этогосделать и хочу только выразить убеждение, что это всюду удастся. Но на этоммоменте теории мне хочется еще задержаться. Опыт показал мне, что во всейтеории сновидения этот момент самый уязвимый и что многие возражения инедоразумения связаны с ним. Кроме того, у вас, может быть, сложитсявпечатление, что я уже отчасти отказался от своего утверждения, сказав, чтосновидение является выполненным желанием или его противоположностью --осуществленным страхом или наказанием, и подумаете, что это удобный случайдля того, чтобы вынудить меня на дальнейшие уступки. Я слышал также упрек втом, что излагаю вещи, кажущиеся мне очевидными, слишком сжато и потомунедостаточно убедительно. Если кто-нибудь следовал за нами в толковании сновидений до этого местаи принял все, что оно нам до сих пор дало, то нередко перед вопросом обисполнении желания он останавливается и спрашивает: допустим, что каждоесновидение имеет смысл, и этот смысл можно вскрыть при помощипсихоаналитической техники, почему же этот смысл, вопреки всякойочевидности, обязательно должен быть втиснут в формулу исполнения желания?Почему смысл этого ночного мышления не может быть настолько жеразнообразным, как и смысл дневного мышления, т. е. сновидение можетсоответствовать один раз одному исполненному желанию, в другой раз, как высами говорите, его противоположности, какому-то действительному опасению, азатем выражать и какое-то намерение, предостережение, рассуждение за ипротив или упрек, укор совести, попытку подготовиться к предстоящемудействию и т. д.? Почему же всегда одно желание или в лучшем случае еще егопротивоположность? Можно было бы подумать, что разногласие в этом вопросе не так важно,если во всем остальном с нами согласны. Достаточно того, что мы нашли смыслсновидения и пути, чтобы его узнать; в сравнении с этим не имеет большогозначения то, что мы вынуждены ограничить этот смысл, однако это не так.Недоразумение в этом пункте затрагивает самую суть наших представлений основидении и ставит под сомнение их значение для понимания невроза. Крометого, та уступчивость, которая в коммерческом мире ценится как"предупредительность", в науке неуместна и, скорее всего, вредна. Мой первый ответ на вопрос, почему сновидение не должно быть вуказанном смысле многозначным, гласит, как обычно в таких случаях: я незнаю, почему так не должно быть. Я бы не имел ничего против. Пусть будеттак. Лишь одна мелочь противоречит этому более широкому и более удобномупониманию сновидения, а именно то, что в действительности это не так. Второймой ответ подчеркивает, что мне самому не чуждо предположение о соответствиисновидения многообразным формам мышления и интеллектуальных операций. Якак-то сообщал в одной истории болезни о сновидении, являвшемся три ночиподряд и больше не повторявшемся, и объяснил этот случай тем, что сновидение соответствовало намерению, которому незачем былоповторяться после того, как оно было выполнено. Позднее я опубликовал примеродного сновидения, соответствовавшего признанию. Как же я все-таки могуутверждать, что сновидение представляет собой всегда только исполненноежелание? Я делаю это потому, что не хочу допускать глупого недоразумения,которое может лишить нас результатов всех наших усилий в анализе сновидений,недоразумения, при котором сновидение путают со скрытыми его мыслями ивысказывают о нем то, что относится к этим последним и только к ним.Абсолютно правильно, что сновидение может представлять все это и бытьзаменено тем, что мы уже перечислили: намерением, предостережением,рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д. Ноесли вы присмотритесь, то увидите, что все это относится только к скрытыммыслям сновидения, превратившимся в сновидение. Из толкований сновидений вызнаете, что бессознательное мышление людей занято такими намерениями,приготовлениями, размышлениями и т. д., из которых затем работа сновиденияделает сновидения. Если вас пока не интересует работа сновидения, но оченьинтересует бессознательная работа мышления человека, то исключите работусновидения и скажите о сновидении правильно, что оно соответствуетпредостережению, намерению и т. п. В психоаналитической деятельности эточасто встречается: по большей части стремятся только к тому, чтобы вновьразрушить форму сновидения и вместо него восстановить общую связь скрытыхмыслей, из которых оно составлено. Так, совершенно между прочим мы узнаем из оценки скрытых мыслейсновидения, что все эти названные чрезвычайно сложные душевные процессымогут проходить бессознательно, -- столь же грандиозный, сколь и ошеломляющийрезультат! Но вернемся назад. Вы будете правы, если уясните себе, что пользовалисьсокращенными выражениями, и если не будете думать, что должны отнестиупомянутое разнообразие к сущности сновидения. Если вы говорите основидении, то вы должны иметь в виду или явное сновидение, т. е. продуктработы сновидения, или в лучшем случае саму работу сновидения, т. е. тотпсихический процесс, который образует явное сновидение из скрытых мыслей.Любое другое употребление слова будет путаницей в понятиях, которая можетбыть только причиной недоразумения. Если в своих утверждениях вы имеете ввиду скрытые мысли, стоящие за сновидением, то скажите об этом прямо и необлекайте проблему сновидения в неясные выражения, которыми вы пользуетесь.Скрытые мысли -- это материал, который работа сновидения преобразует в явноесновидение. Почему же вы непременно хотите смешивать материал с работой,которая его формообразует? Какие же у вас тогда преимущества по сравнению стеми, кто видит только продукт и не может объяснить, откуда он происходит икак он сделан? Единственно существенным в сновидении является работа сновидения,которая воздействует на материал мыслей. Мы не имеем права игнорировать ее втеории, если и можем себе позволить пренебречь ею в определенныхпрактических ситуациях. Кроме того, аналитическое наблюдение показывает, чторабота сновидения никогда не ограничивается тем, чтобы перевести эти мысли визвестную вам архаическую или регрессивную форму выражения. Но она постоянноприбавляет кое-что, не имеющее отношения к дневным скрытым мыслям,являющееся, собственно говоря, движущей силой образования сновидения. Этонеизбежное добавление и есть бессознательное желание, для исполнения которого преобразуется содержание сновидения. Такимобразом, сновидение может быть чем угодно -- предостережением, намерением,приготовлением и т. д., если вы будете принимать во внимание толькопредставленные им мысли; оно всегда будет также исполнением бессознательногожелания и только им, если вы будете рассматривать его как результат работысновидения. Сновидение, таким образом, никогда не будет просто намерением,предупреждением, а всегда намерением и т. п., переведенным с помощьюбессознательного желания в архаическую форму выражения и преобразованным дляисполнения этих желаний. Один признак -- исполнение желания -- постоянен,другой может изменяться, он может, в свою очередь, тоже быть желанием, такчто дневное скрытое желание сновидение представляет исполненным с помощьюбессознательного желания. Я все это очень хорошо понимаю, но не знаю, удалось ли мне сделать этопонятным для вас. Затрудняюсь также доказать вам это. С одной стороны, этоневозможно без тщательного анализа многих сновидений, а с другой -- нельзяубедительно изложить этот самый щекотливый и самый значительный пункт нашегопонимания сновидения, не приводя его в связь с тем, о чем будет речь ниже.Можете ли вы вообще представить себе, что при тесной связи всех вещей можноглубоко проникнуть в природу одной, не вмешавшись в другие, сходной с нейприроды? Так как мы еще ничего не знаем о ближайших родственникахсновидения, о невротических симптомах, то и здесь мы вынуждены ограничитьсядостигнутым. Я только хочу разъяснить вам еще один пример и привести новыесоображения. Возьмем опять то самое сновидение о трех театральных билетах за 1гульден 50 кр., к которому мы неоднократно возвращались. Могу вас заверить, что сначала я взял его вкачестве примера без особых намерений. Скрытые мысли сновидения вы знаете.Досада, что дама поспешила с замужеством, после того как узнала, что ееподруга только теперь обручилась; пренебрежение к своему мужу, мысль, чтоона могла бы иметь лучшего, если бы только подождала. Желание, создавшеесновидение из этих мыслей, вы тоже знаете -- это страсть к подглядыванию,возможность ходить в театр, происходящая, по всей вероятности, из прежнеголюбопытства узнать наконец, что же происходит, когда выходишь замуж. Этолюбопытство, как известно, у детей постоянно направлено на сексуальную жизньродителей, так что оно инфантильно, а поскольку присутствует и дальше,является влечением, уходящим корнями в инфантильное. Но для пробуждения этойстрасти к подглядыванию дневное известие не было поводом, а вызвало толькодосаду и сожаление. Сначала это желание не относилось к скрытым мыслямсновидения, и мы могли включить результат толкования сновидения в анализ, необращая на него внимания. Досада сама по себе не способна вызватьсновидение; из мыслей "бессмысленно было так рано выходить замуж" сновидениене могло образоваться ранее, чем они пробудили прежнее желание узнатьнаконец, что происходит при замужестве. Затем это желание образовалосодержание сновидения, заменив замужество посещением театра и придав емуформу исполнения прежнего желания: вот, я могу идти в театр и смотреть всезапрещенное, а ты не можешь; я замужем, а ты должна ждать. Таким образом,настоящая ситуация превратилась в свою противоположность, прежний триумф былпоставлен на место нового поражения. Между прочим, удовлетворение страсти кподглядыванию сливается с эгоистическим удовлетворением от победы вконкуренции. Это удовлетворение определяет явное содержание сновидения, вкотором она действительно сидит в театре, а подруга не смогла попасть. Кэтой ситуации удовлетворения в виде неподходящей и непонятной модификацииприбавлены те элементы содержания сновидения, за которыми еще спрятаныскрытые мысли сновидения. При толковании сновидения не нужно обращатьвнимания на все, что служит изображению исполнения желания, а восстановитьмучительные скрытые мысли сновидения.1 Одно соображение, которое я хочу привести, должно обратить вашевнимание на вставшие теперь на первый план скрытые мысли. Прошу вас незабывать, что, во-первых, они бессознательны 2 для видевшего сон, во-вторых,совершенно разумны и связны, так что их вполне можно принять за понятныереакции на повод сновидения, в-третьих, что они могут иметь значимостьлюбого душевного движения или интеллектуальной операции. Эти мысли я назовутеперь строже, чем до сих пор, "остатками дневных впечатлений" независимо оттого, признается в них видевший сон или нет. Теперь я разделяю остаткидневных впечатлений и скрытые мысли сновидения, называя скрытыми мыслями всоответствии с нашим ---------------------------------------- 1 Приводимый пример может служить яркой характеристикой влияния наФрейда как исследователя, сложившегося в буржуазном обществе, представлений,отражающих классовую специфику этого общества с его частнособственническимиотношениями. 2 Термин "бессознательное", как явствует из приведенных рассужденийФрейда, приобретал у него различное содержание. Первоначально он обозначалсферу влечений (побуждений, имеющих определенную, в основном сексуальнуюнаправленность). В последующих работах Фрейд пересматривает свои взгляды нанеосознаваемые уровни психической активности. прежним употреблением все то, что мы узнаем из толкования сновидения, вто время как остатки дневных впечатлений -- это только часть скрытых мыслейсновидения. Далее, согласно нашему пониманию, к остаткам дневных впечатленийчто-то прибавляется, что-то относившееся также к бессознательному, сильное,но вытесненное желание, и только оно делает возможным образованиесновидения. Влияние этого желания на остатки дневных впечатлений вызываетдругую часть скрытых мыслей сновидения, ту, которая уже не кажетсярациональной и понятной из жизни в бодрствовании. Для отношения остатков дневных впечатлений к бессознательному желанию явоспользовался сравнением, которое могу здесь только повторить. Во всякомпредприятии нужен капиталист, берущий на себя расходы, и предприниматель,который имеет идею и умеет ее осуществить. В образовании сновидения ролькапиталиста всегда играет бессознательное желание; оно отдает психическуюэнергию для образования сновидения; предприниматель -- остаток дневныхвпечатлений, который распоряжается этими расходами. Правда, капиталист самможет иметь идею, а предприниматель капитал. Это упрощает практическуюситуацию, но затрудняет ее теоретическое понимание. В народном хозяйстве этоодно лицо всегда будут делить на два -- капиталиста и предпринимателя -- ивосстановят ту основную позицию, из которой произошло наше сравнение. Приобразовании сновидения тоже случаются такие же вариации, проследить которыея предоставляю вам. Дальше мы с вами не можем пойти, потому что вы, вероятно, уже давнозаняты вопросом, который заслуживает внимания. Вы спрашиваете, действительноли остатки дневных впечатлений бессознательны в том же смысле, что ибессознательное желание, которое прибавляется, чтобы сделать их способнымисоздать сновидение? Ваше предположение правильно. Здесь скрывается самаясуть всего дела. Они не бессознательны в том же смысле. Желание сновиденияотносится к другому бессознательному, к тому, которое мы признаем заинфантильное и наделяем особыми механизмами. Было бы вполне уместноразделить эти два вида бессознательного, дав им разные названия. Но с этимлучше подождать, пока мы не познакомимся с областью неврозов. Если уж заодно бессознательное нас упрекают в фантастичности, то что же скажут на нашепризнание, что нам необходимы еще и два вида бессознательного? Давайте здесь остановимся. Опять вы услышали только о чем-тонезаконченном; но разве не внушает надежду мысль, что эти знания приведут кновым, которые приобретем мы сами или другие после нас? А мы сами разве неузнали достаточно нового и поразительного?

ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

СОМНЕНИџ И КРИТИКА Уважаемые дамы и господа! Мы не можем оставить область сновидения, неупомянув о самых обычных сомнениях и колебаниях, возникающих в связи снашими новыми взглядами. Самые внимательные слушатели из вас сами собраликое-какой материал по этому поводу. 1. Возможно, у вас сложилось впечатление, что результаты нашей работыпо толкованию сновидений, несмотря на тщательность техники, допускают такмного неопределенностей, что сделать точный перевод явного сновидения на[язык] скрытых его мыслей все-таки не удается. В защиту этого вы скажете,что во-первых, никогда не известно, следует ли определенный элемент пониматьв его собственном смысле или символически, потому что вещи, использованные вкачестве символов, из-за этого все же не перестают быть самими собой. Ноесли нет объективного основания для разрешения данной проблемы, то в этомслучае толкование зависит от произвола толкователя. Далее, вследствиесовпадения противоположностей при работе сновидения каждый раз остаетсянеясным, следует ли понимать какой-то определенный элемент сновидения вположительном или отрицательном, в прямом или противоположном смысле. А этоновый повод для проявления произвола толкователя. В-третьих, вследствиестоль излюбленных в сновидении инверсий толкователь волен в любом местесновидения предпринять такую инверсию. Наконец, вы сошлетесь на мои слова,что редко можно быть уверенным в том, что найденное толкование единственновозможное. Всегда есть опасность проглядеть какое-нибудь вполне допустимоеперетолкование того же сновидения. При таких обстоятельствах, заключите вы,произволу толкователя открывается такое поле деятельности, широта которого,по-видимому, несовместима с объективной надежностью результатов. Или же выможете предположить, что дело вовсе не в сновидении, но что недостаткинашего толкования объясняются неправильностью наших взглядов и исходныхпредпосылок. Весь ваш материал, безусловно, хорош, но я полагаю, что он неоправдывает двух ваших заключений: о том, что толкования сновидений, как мыих проводим, предоставлены произволу, и о том, что изъяны полученныхрезультатов ставят под вопрос правомерность нашего метода. Если подпроизволом толкователя вы будете понимать его ловкость, опыт, понятливость,то я с вами соглашусь, от таких личных особенностей мы действительно неможем отказаться, тем более при решении трудной задачи толкованиясновидений. Но ведь и в других областях науки не иначе. Нет средствапомешать тому, чтобы один владел какой-то определенной техникой не хужедругого или не мог лучше ее использовать. Остальное, производящеевпечатление произвола, например, при толковании символов, устраняется тем,что, как правило, связь мыслей сновидения между собой, связь сновидения сжизнью видевшего сон и вся психическая ситуация, в которой сновидениепроисходит, заставляют выбрать из данных возможных толкований одно, а остальные отклонить какнепригодные. А заключение о неправильности нашей установки, основанное нанекоторых несовершенствах толкования сновидений, опровергается замечанием,что многозначность или неопределенность сновидения является его необходимымсвойством, вполне отвечающим нашим ожиданиям. Вспомним о нашем утверждении, что работа сновидения переводит мыслисновидения в примитивную форму выражения, аналогичную письму при помощирисунков. Но все эти примитивные системы выражения столь же неопределенны идвусмысленны, хотя у нас нет никакого сомнения в их пригодности к данномуупотреблению. Вы знаете, что совпадение противоположностей при работесновидения аналогично так называемому "противоположному смыслупервоначальных слов" в древнейших языках. Лингвист К. Абель (1884), которомумы обязаны этим представлением, предупреждает нас, чтобы мы не думали, чтосообщение, сделанное при помощи таких амбивалентных слов, былодвусмысленным. Тон речи и сопровождающий ее жест должны были ясно показать,какое из двух противоположных значений говорящий имел в виду. На письме, гдежест отсутствует, они заменялись дополнительным, не обязательным дляпроизношения рисунком-знаком, например, изображением бессильно опустившегосяна корточки или прямо сидящего человечка в зависимости от того, означает лидвусмысленное ken иероглифического письма "слабый" или "сильный". Такимобразом, несмотря на многозначность звуков и знаков, недоразумениеустранялось. Древние системы выражения, например письменность древнейших языков,дают нам представление о некоторых неопределенностях, которых мы непотерпели бы в нашей современной письменности. Так, в некоторых семитских языках на письме обозначаются только согласныеслов. Пропущенные гласные читающий должен вставлять сообразно своему знаниюи по контексту. Не совсем так, но очень похоже происходит в иероглифическойписьменности, поэтому произношение египетского языка осталось намнеизвестным. Священное письмо египтян имеет еще и другую неопределенность.Так, например, пишущий может произвольно располагать рисунки справа налевоили слева направо. Чтобы читать, нужно соблюдать правило чтения в тусторону, куда обращены силуэты фигур, птиц и т. п. Но пишущий мограсполагать рисунки и по вертикали, а при надписях на небольших объектах онпозволял себе изменить последовательность знаков по эстетическимсоображениям и для заполнения пространства. Но более всего в иероглифическомписьме затрудняет отсутствие разделения слов. Рисунки расположены в строкена одинаковом расстоянии друг от друга, и в общем нельзя узнать, относитсяли знак к предыдущему слову или является началом нового. В персидскойклинописи, напротив, косой клин служит разделителем слов. Безусловно древние, но употребляемые и сегодня 400 миллионами язык иписьменность -- китайские. Не думайте, что я их знаю; я только осведомился оних, надеясь найти аналогии с неопределенностями сновидения. И мое ожиданиеменя не обмануло. Китайский язык полон таких неопределенностей, что онимогут внушить нам ужас. Как известно, он состоит из какого-то числа слоговыхзвуков, которые произносятся отдельно или в сочетании из двух. Один изосновных диалектов содержит около 400 таких звуков. Так как словарь этогодиалекта насчитывает примерно 4000 слов, получается, что каждый звук всреднем имеет десять различных значений, некоторые из них меньше, но другие зато еще больше. Далее имеется целый ряд средств,чтобы избежать многозначности, так как только по контексту нельзядогадаться, какое из десяти значений слогового звука говорящий предлагаетслушателю. Среди них -- соединение двух звуков в одно составное слово ииспользование четырех различных "тонов", в сопровождении которых эти слогипроизносятся. Для нашего сравнения интересно еще то обстоятельство, что вэтом языке почти нет грамматики. Ни об одном из односложных слов нельзясказать, существительное ли это, глагол, прилагательное, и нет никакихизменений слов, по которым можно было бы узнать род, число, окончание, времяили наклонение. Таким образом, язык состоит, так сказать, только из сырогоматериала, подобно тому, как наш язык мыслей разлагается благодаря работесновидения, устраняющей выражение отношений, на его сырой материал. Вкитайском языке во всех таких неопределенных случаях решение предоставляетсяслушателю, который руководствуется при этом общим смыслом. Я записал себепример одной китайской поговорки, которая в дословном переводе гласит: "Малочто видеть, много что удивительно". Ее нетрудно понять. Она может означать: чем меньше кто-то видел, тембольше он находит удивительного или много есть чему подивиться для того, ктомало видел. Различие между этими только грамматически разными переводами,разумеется, не принимается во внимание. Несмотря на эти неопределенности,китайский язык, как нас уверяют, является прекрасным средством выражениямыслей. Таким образом, неопределенность необязательно должна вести кмногозначности. Однако мы должны признаться, что в системе выражения сновидений всегораздо менее благоприятно, чем во всех этих древних языках и письменностях.Потому что последние в основе своей все-таки предназначены для сообщения, т.е. рассчитаны на то, чтобы быть понятыми какими угодно путями и сиспользованием любых вспомогательных средств. Но именно эта черта усновидения отсутствует. Сновидение никому ничего не хочет говорить, оно неявляется средством сообщения, наоборот, оно рассчитано на то, чтобы остатьсянепонятым. Поэтому мы не должны были бы удивляться и смущаться, еслиоказалось, что какое-то число многозначностей и неопределенностей сновиденияне поддается разъяснению. Несомненным результатом нашего сравнения останетсятолько то убеждение, что такие неопределенности, из-за которых хотелипоставить под сомнение основательность наших толкований сновидений, являютсяпостоянными характерными чертами всех примитивных систем выражения. Только опыт и практика могут установить, насколько глубоким может бытьв действительности понимание сновидения. Я полагаю, что очень глубоким, исравнение результатов, которые получают правильно обученные аналитики,подтверждает мою точку зрения. Широкая публика дилетантов, даже научных,находит удовлетворение в том, что перед лицом трудностей и неуверенности внаучной работе хвастает высокомерным скептицизмом. Я думаю, что они неправы. Может быть, не всем вам известно, что подобная ситуация имела место вистории расшифровки ассиро-вавилонских надписей. Было время, когдаобщественное мнение заходило так далеко, что считало расшифровщиковклинописи фантазерами, а исследование объявлено "шарлатанством". Но в 1857г.Королевское азиатское общество произвело решающую проверку. Оно предложилочетырем самым видным исследователям клинописи -- Роулинсону, Хинксу,Тальботу и Опперту -- выслать ему в запечатанном конверте независимыепереводы вновь найденных надписей и после сравнения четырех переводов смоглообъявить, что их сходство достаточно велико, что оно оправдывает доверие куже достигнутому и дает уверенность в дальнейших успехах. Насмешкиученых-неспециалистов затем постепенно прекратились, а уверенность причтении клинописных документов с тех пор чрезвычайно возросла. 2. Второй ряд сомнений тесно связан с впечатлением, от которого, можетбыть, не вполне свободны и вы, что часть вариантов толкования сновидений,которые мы вынуждены предложить, кажутся натянутыми, искусственными,притянутыми за волосы, т. е. насильственными или даже смешными и похожими нанеудачную остроту. Такие заявления настолько часты, что я возьму наугадпоследнее, известное мне. Итак, слушайте: недавно в свободной Швейцарии одиндиректор семинарии был лишен своего места из-за того, что занималсяпсихоанализом. Он выразил протест, и одна бернская газета опубликовалахарактеристику школьных властей о нем. Из этого документа я привожунесколько предложений, относящихся к психоанализу: "далее поражаетпретенциозность и искусственность во многих примерах, которые имеются вприведенной книге д-ра Пфистера из Цюриха. Поражает, собственно, то, чтодиректор семинарии без критики принимает все эти утверждения ипсевдодоказательства". Эти фразы выдаются за решение "беспристрастногосудьи". Я думаю, что "искусственно" скорее это беспристрастие. Примем этизаявления с мыслью, что даже при беспристрастном суждении не мешает подуматьи быть немного знакомым с делом. Действительно, приятно видеть, как быстро и безошибочно кто-то можетразобраться в таком запутанном вопросе глубинной психологии, исходя из своихпервых впечатлений. Толкования кажутся ему надуманными и навязанными, ониему не нравятся, значит, они неправильны, никуда не годятся; и ему дажеслучайно не приходит в голову мысль о другой возможности, о том, что этитолкования имеют веские основания, в связи с чем возникает уже следующийвопрос, каковы же эти веские основания. Обсуждаемый факт, в сущности, имеет отношение к результатам смещения,которое вам известно как самое сильное средство цензуры сновидения. Спомощью смещения цензура сновидения создает заместителей, которые мы назвалинамеками. Но это намеки, которые сами по себе не так-то легко узнаются,обратный путь от них к собственному содержанию нелегко найти, и они связаныс этим последним самыми странными, практически не встречающимися внешнимиассоциациями. Но во всех этих случаях речь идет о вещах, которые должны бытьскрытыми, должны оставаться в тайне; ведь к этому стремится цензурасновидения. Нельзя же ожидать, что спрятанное найдется в месте, где емуобычно и полагается находиться. Действующие сегодня пограничные комиссии вэтом отношении хитрее, чем швейцарские школьные власти. В поисках документови записей они не довольствуются просмотром портфелей и карманов, носчитаются с возможностью, что шпионы и перебежчики могут носить такиезапрещенные вещи в самых потайных местах своей одежды, где им, безусловно,не место, например, между двойными подошвами сапог. Если скрытые вещинайдены там, то их, во всяком случае, не только энергично искали, но также инашли. Если мы признаем возможность самых отдаленных, самых странных,кажущихся то смешными, то остроумными связей между каким-то скрытымэлементом сновидения и его явным заместителем, то опираемся при этом набогатый опыт примеров, разъяснение которых мы, как правило, получили несами. Часто просто невозможно давать такие толкования самому, ни одинразумный человек не мог бы догадаться об имеющейся связи. Перевод дает намвидевший сон либо сразу благодаря непосредственно пришедшей ему в головумысли -- он ведь может это сделать, потому что у него и возник этотзаместитель, -- либо он предоставляет нам столько материала, что толкованиеуже не требует особого остроумия, а напрашивается само собой. Если жевидевший сон не помогает нам этими двумя способами, то соответствующий явныйэлемент так и остается навсегда непонятным для нас. Позвольте рассказать вамеще один такой пример, который мне недавно встретился. Одна из моихпациенток во время лечения потеряла отца. С тех пор она использует любойповод, чтобы воскресить его во сне. В одном из ее сновидений отец появляетсяв определенной, не имеющей особого значения связи и говорит: теперь четвертьдвенадцатого, половина двенадцатого, три четверти двенадцатого. Притолковании этой странности ей пришла в голову только та мысль, что отецбывал доволен, когда взрослые дети аккуратно являлись к общему столу. Это,конечно, было связано с элементом сновидения, но не позволяло сделатьникакого заключения о его происхождении. Было подозрение, обусловленноетогдашней ситуацией лечения, что в этом сновидении принимало участиетщательно подавляемое критическое сопротивление любимому и почитаемому отцу.О последующем ходе возникающих у нее мыслей, как будто бы совсемотдалившихся от сновидения, видевшая сон рассказывает, что вчера в ееприсутствии много говорилось о психологии, и один родственник высказалзамечание: во всех нас продолжает жить первобытный человек (Urmensch). Теперь нам все понятно. Это дало ей прекрасный повод еще раз воскреситьумершего отца. В сновидений она сделала его, таким образом, человеком,живущим по часам (Uhrmensch), заставив его объявлять четверти часапополудни. В этом примере вы не можете не заметить сходства с остротой, идействительно достаточно часто случается так, что остроту видевшего сонпринимают за остроумие толкователя. Есть и другие примеры, когда совсем нелегко решить, имеешь ли дело с остротой или со сновидением. Но вы помните,что именно такое сомнение появилось у нас при анализе некоторых оговорок.Один мужчина рассказывает, что ему снилось, будто его дядя поцеловал его,когда они сидели в его авто (мобиле) (Auto). Он сразу же прибавляеттолкование. Это значит аутоэротизм (Autoerotismus) (термин из теории либидо,означающий удовлетворение без постороннего объекта). Не позволил ли себеэтот человек с нами шутку и не выдал ли понравившуюся ему остроту засновидение? Я думаю, что нет; он действительно увидел такой сон. Но откудаберется это поразительное сходство? В свое время этот вопрос увел менянемного в сторону от моего пути, поставив перед необходимостью исследоватьсамо остроумие. При этом обнаружилось, что для возникновения остротыпредсознательный ход мыслей подвергается бессознательной обработке, послекоторой он появляется в виде остроты. Под влиянием бессознательного этимысли подвергаются воздействию господствующих там механизмов сгущения исмещения, т. е. тех же процессов, которые, как мы обнаружили, участвуют вработе сновидения, и в этой общности следует искать источник сходстваостроумия и сновидения там, где оно имеет место. Но непреднамеренное"остроумие сновидения" не доставляет нам никакого удовольствия. Почему, вы можете узнать, углубившись в изучение остроумия. "Остроумие сновидения"кажется нам неудачным остроумием, оно не вызывает смеха, оставляет насравнодушными. При этом мы идем по стопам античного толкования сновидений, оставившегонам наряду со многим бесполезным некоторые хорошие примеры толкованиясновидений. Сейчас я расскажу вам исторически важное сновидение АлександраМакедонского, о котором сообщают с некоторыми изменениями Плутарх иАртемидор из Далдиса. Когда царь был занят осадой отчаянно защищавшегосягорода Тира (322 г. до Р. X.), он увидел как-то во сне танцующего сатира.Толкователь сновидений Аристандр, находившийся при войске, истолковал этосновидение, разложив слово сатир на sa Tiros [твой Тир] и поэтому обещалАлександру победу над городом. Под влиянием толкования Александр продолжилосаду и в конце концов взял Тир. Толкование, которое выглядит достаточноискусственным, было несомненно правильным. 3. Могу себе представить, какое особое впечатление произведет на вассообщение, что против нашего понимания сновидения возражали и те лица,которые сами как психоаналитики долгое время занимались толкованиемсновидений. Было бы слишком необыкновенным, если бы такой повод к новымзаблуждениям остался неиспользованным, так что из-за путаницы понятий инеоправданных обобщений возникли бы утверждения, которые по неправильностиненамного уступали пониманию сновидений в медицине. Одно из них вы ужезнаете. Оно заявляет, что сновидение пытается приспособиться к настоящему ирешить задачи будущего, т. е. преследует "проспективную тенденцию" (Maeder,1912). Мы уже указали, что это утверждение основано на подмене сновиденияего скрытыми мыслями, т. е. на игнорировании работы сновидения. В качестве характеристики бессознательной умственной деятельности, ккоторой принадлежат скрытые мысли сновидения, это утверждение, с однойстороны, не ново, с другой, оно не является исчерпывающим, потому чтобессознательная умственная деятельность наряду с подготовкой будущегонаправлена на многое другое. Еще более грубая ошибка заключена вутверждении, что за каждым сновидением стоит "клаузула* смерти"(Todesklausel) (Stekel, 1911, 34). Я не знаю, что означает эта формула, нопредполагаю, что за ней скрывается подмена сновидения всей личностьювидевшего сон. Неоправданное обобщение немногих хороших примеров содержится вположении, что каждое сновидение допускает два толкования: одно, показанноенами, так называемое психоаналитическое, другое -- так называемоеаналогическое, которое отказывается от влечений и направлено на изображениевысших душевных процессов (Silberer, 1914). Такие сновидения имеются, но вынапрасно будете пытаться распространить эту точку зрения хотя бы набольшинство сновидений. После всего, что вы слышали, вам покажетсясовершенно непонятным и утверждение, что все сновидения следует толковатьбисексуально, как слияние потоков, которые следует называть мужским иженским (Адлер, 1910). Конечно, есть и такие отдельные сновидения, и позднеевы узнаете, что они имеют то же строение, что и определенные истерическиесимптомы. Я упоминаю обо всех этих открытиях новых общих черт сновидения,чтобы предостеречь вас от них или, по крайней мере, чтобы не оставить у вассомнения по поводу того, что я об этом думаю. ---------------------------------------- * Юридический термин, означающий оговариваемое условие (в договоре). -- Прим. ред. перевода. 4. Однажды объективная значимость изучения сновидений была поставленапод вопрос из-за наблюдения, что пациенты, лечащиеся анализом,приспосабливают содержание своих сновидений к любимым теориям своих врачей;одним снятся преимущественно сексуальные влечения, другим -- стремление квласти, третьим -- даже новое рождение (Штекель). Ценность этого наблюденияпонижается, если принять во внимание то, что люди видели сны уже допсихоаналитического лечения, которое могло бы влиять на их сновидения, и чтотеперешние пациенты также имели обыкновение видеть сны и до лечения.Фактическая сторона этого открытия скоро признается само собой разумеющейсяи не имеющей никакого значения для теории сновидения. Остатки дневныхвпечатлений, побуждающие к образованию сновидения, имеют своим источникомустойчивые жизненные интересы при бодрствовании. Если беседы врача и данныеим указания приобрели для анализируемого большое значение, то они входят вкруг остатков дневных впечатлений, могут стать психическими побудителямисновидения, как другие эмоционально окрашенные неудовлетворенные интересыдня, и действовать подобно соматическим раздражителям, оказывающимвоздействие на спящего во время сна. Подобно этим другим побудителямсновидения вызванные врачом мысли могут возникнуть в явном сновидении илиобнаружиться в скрытом. Мы уже знаем, что сновидения можно вызватьэкспериментально или, правильнее сказать, ввести в сновидение часть егоматериала. Таким образом, благодаря этому влиянию на своего пациентааналитик играет роль экспериментатора, который, как Моурли Вольд, придаетчленам испытуемого определенные положения. Часто можно внушить спящему, о чем должно быть его сновидение, ноникогда нельзя повлиять на то, что он увидит во сне. Механизм работы сновидения и его бессознательноежелание не поддаются никакому чужому воздействию. При оценке сновидений,вызванных соматическими раздражителями, вы уже узнали, что своеобразие исамостоятельность жизни во сне проявляется в реакции, которой сновидениеотвечает на влиявшие на него соматические или психические раздражители.Итак, в основе обсуждавшегося здесь утверждения, которое поставило подсомнение объективность изучения сновидений, опять лежит подмена сновиденияего материалом. Вот и все, уважаемые дамы и господа, что я хотел вам сказать опроблемах сновидения. Вы догадываетесь, что многое я упустил, и знаете сами,что почти по всем вопросам я высказался неполно. Но причиной этого являетсявзаимосвязь феноменов сновидения и невротических явлений. Мы изучалисновидение как введение в теорию неврозов, и это, конечно, правильнее, чемесли бы мы поступили наоборот. Но как сновидение подготавливает пониманиеневрозов, так, с другой стороны, правильную оценку сновидения можноприобрести только после знакомства с невротическими явлениями. Не знаю, как думаете вы, но я должен вас заверить, что не жалею о том,что посвятил проблемам сновидения так много предоставленного нам времени итак долго занимал ваше внимание. Ни на каком другом объекте нельзя такбыстро убедиться в правильности утверждений, на которых зиждетсяпсихоанализ. Нужна напряженная работа в течение нескольких месяцев и дажелет, чтобы показать, что симптомы какого-то случая невротическогозаболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению и обусловленыобстоятельствами жизни больного. Напротив, в течение нескольких часовудается, может быть, доказать то же самое относительно сначала запутанногосновидения и подтвердить этим все положения психоанализа -- обессознательности душевных процессов, об особых механизмах, которым ониподчиняются, и движущих силах, которые в них проявляются. А если мысопоставим полную аналогию в построении сновидения и невротического симптомас быстротой превращения спящего человека в бодрствующего и разумного, то унас появится уверенность, что и невроз основан только на измененномвзаимодействии сил душевной жизни.

 

Date: 2016-08-30; view: 202; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию