Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология групп и массовых движений (Г.Лебон, Г. Тард)





В конце XIX в. становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.

Большую популярность приобрели на рубеже XX в. книги французского публициста, врача по образованию, Гюстава Лебона (1841-1931) - «Психология толп» (1895; рус. пер.: «Психология народов и масс» - 1896). «Психологические законы эволюции народов» (1894; рус. пер. - 1906) и др. По мнению Лебона, европейское общество вступает в новый период своего развития - в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа», или «масса», - это группа людей, собравшаяся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая куда угодно следовать за своим лидером. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Среди лидеров часто встречаются люди с резко выраженными чертами психических отклонений.

Групповая психология конца XIX - начала XX в. не исчерпывалась, однако, спекулятивными построениями этого типа. Исследованию подвергается не только аморфная «толпа», но и конкретные человеческие группы, диады и триады, а также сами процессы межличностного взаимодействия - такие, как психическое заражение, внушение и подражание.

Крупнейшим представителем этой школы был французский юрист и социолог Габриэль де Тард (1843-1904). Тард не согласен с тем, что XX в. является «веком толпы», он скорее является веком публики или публик. В описании «толп» и «преступных сект» Тард, подчеркивает иррациональность, подражательность, потребность в вождях. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика представляет собой «чисто духовную общность, при которой индивиды физически рассредоточены и в то же время связаны друг с другом духовно. Это не столько эмоциональная, сколько интеллектуальная общность. Тард прослеживает этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предыстория публики - в салонах и клубах XVIII в., но настоящая ее история начинается с появления газет. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она, напротив, получает возможность самовыражения. Поэтому совершенствование средств общения способствует также усложнению и обогащению личности, тем более что в обществе имеется не один, а несколько различных видов публики.

38. Основные направления российской социологии 19-20в

19 в.Проблема модернизации стояла оч остро какв Европе так и в России. Проблема путей развития: путь запада или свой собственный. (Петровские реформы). Русская мысль была особо оригинальна в философии истории, это был Российский вопрос: как развиваться.

Основные течения: Западники, Славянофилы, Чаадаев.

«Теория официальной народности» - бесконфликтное общ-во, без революции идеи - запад романтизма, но переделаны. Главное: православие, самодержавие, народность.

- Гос школа – Кавери, Чичерин (идеи от Гегеля), гос-во – главная движущая сила истории.

- Народничество – крестьянский социализм, христианство, особый путь, общинный строй, без классовой борьбы.

- Субъективная школа – Михайловский, теория героев и толпы, их взаимоотношения, лучше сделать что-то для одного чела, чем стремиться к общему благу.

- Ковалевский – близкий к эволюционизму.

- П. Сорокин

В 20-х гг. соц-ию прикрыли, при Сов. власти, в 60-х гг. возрождение соц-гии, поис дисциплинарного статуса, основная идея- идея марксизма, ленинизма. «Институт конкретных соц. исследований» (теперь Инстит. сой-гии).

1962г. – Советская соц. ассоциация.

1966 – «Соц-ия в СССР» учебник

1974 – ж-л «СОЦИС»

Соц труда – Ленинград. школа, Ядов. Эконом соц-ия – Новосиб школа, Заславская. Методы соц исслд-ний – Ядов. Изучение обществен. мнения и СМИ – Грушев? Соц личности – Конт, Альшанский. Соц. семья – Харчев. Истор сос-гии – Давыдов, Ионин.

Проблема в теоретической социологии.

Date: 2016-07-25; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию