Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологизм Эмиля Дюркгейма





Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозна­чают как «социологизм». Предмет социологии - социальные факты, ко­торые характеризуются двумя основными призна­ками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудитель­ное воздействие. Социологию он делил на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «суб­страт» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу вхо­дит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в свя­зи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) со­циологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социоло­гию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теорети­ческий синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философс­кая сторона науки.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выде­лить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона «социологизма» выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: вне­шним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онто­логическим аспектом и симметричен ему. 1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обще­стве - социология - подобна наукам о природе в отношении методоло­гии. 2. Само­стоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой дру­гой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсю­да же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

41. Теоретико-социологическая концепция Фердинанда Тённиса

Фердинанд Теннис (1855-1936)- немецкий социолог. Антифашист. «Общность и общество»

В своей теоретической социологии Теннис рассматривал общественные отношения как волевые и подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли:

- естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно;

- рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия;

Примером первой может служить материнская любовь, примером второй- торговля.

2 вида взаимод-я: общностные и отнош., в обществе. Общностные – теплые (семья) кровно-родств., связи. Народ и культура.

Современность – общественные – рациональные.

Естественная воля порождает общность, рассудочная – общество (госуд. и цивилиз-я). В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, а в обществе- расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают отношениям второго типа.

В своей книге «Введение в социологию» Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения господства и товарищества,(чистый тип) группы и объединения.

Date: 2016-07-25; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию